Interested Article - Гаврилин, Валерий Александрович

Вале́рий Алекса́ндрович Гаври́лин ( 17 августа 1939 , Вологда 28 января 1999 , Санкт-Петербург ) — советский и российский композитор, автор симфонических и хоровых произведений, песен, камерной музыки, музыки к кинофильмам. Лауреат Государственной премии СССР ( 1985 ). Народный артист РСФСР ( 1985 ).

Биография

Родился 17 августа 1939 года в Вологде , семья жила в городе Кадников Сокольского района Вологодской области. Мать работала директором Кадниковского детского дома, а отец был заведующим районного отдела народного образования (РОНО) в городе Сокол . Отец вскоре после рождения сына в 1941 году погиб на войне.

Впоследствии жил с матерью в селе Перхурьево Кубено-Озерского района Вологодской области, учился в школе в селе Воздвиженье (через дорогу) до 1950 года. Мать была осуждена, и ребёнок попал в детский дом в Октябрьском районе Вологды, учился в средней мужской школе № 9, занимался в хоре, играл в оркестре народных инструментов, учился на фортепиано под руководством Татьяны Дмитриевны Томашевской и пробовал сочинять. Закончив 7 классов средней школы, поступил в на дирижёрско-хоровое отделение. В это время в училище работала Государственная экзаменационная комиссия, возглавляемая доцентом Ленинградской консерватории Иваном Михаловичем Белоземцевым, который его прослушал и рекомендовал к поступлению в Ленинградскую специальную музыкальную школу-десятилетку при консерватории . В 1953 году был принят в эту школу в класс кларнета (педагог Михаил Юшкевич) в 7-й класс и сразу же стал заниматься композицией у Сергея Вольфензона и игрой на фортепиано у .

В 1958 поступил в консерваторию, которую окончил в 1964 году по специальности музыковеда -фольклориста (руководитель — профессор Рубцов ) и по классу композиции профессора Евлахова . У него же после окончания консерватории занимался в аспирантуре.

С 1964 года вёл класс композиции в Музыкальном училище при Ленинградской консерватории. С 1965 года — член СК СССР .

Могила В. А. Гаврилина на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге

Скончался 28 января 1999 года в Санкт-Петербурге от третьего инфаркта ; похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища .

Творчество

Для творчества Гаврилина характерны русская и лиризм. Им введены новые формы хорового музицирования, основанные на синтезе академических и бытовых жанров. С « » он вошёл в музыку в 1960-е годы, в период так называемой второй неофольклорной волны, своеобразной параллели творчеству русских писателей-«деревенщиков». В «Русской тетради» и в «Военных письмах» он воплотил образ северо-русской крестьянки, а в вокальном цикле «Вечерок» создал портрет своеобразной Гретхен русской провинции.

Как эстетика, так и стиль композитора — пример неоромантических тенденций в русской музыке. Это проявлялось прежде всего в тяготении к излюбленному романтиками жанру песни, в эстетизации и утончённой разработке простых песенных форм. Из песен складываются камерные вокальные циклы, вокально-симфонические поэмы. Композиционно им близки и своеобразные песенные «действа» — найденная композитором форма музыкально-поэтического театра. В «действах» угадывается отдалённая связь с народными музыкальными представлениями, традиции «играть» песню, есть в них и психологическая тонкость вокальных циклов. Имеют они условный сюжет, обычно сводящийся к какой-нибудь одной драматической ситуации. «Действа» разнообразны по содержанию, по своей жанровой природе. Так, «Свадьба» (либретто В. А. Гаврилина и А. Шульгиной) и «Пастух и пастушка» (по Виктору Астафьеву ) ближе к психологической драме, а представление и песенки из старой русской жизни «Скоморохи» (слова В. Коростылёва) — образец социальной сатиры. В хоровой симфонии-действе « » сатирический элемент переплетён с мифологическим, со сказочной фантастикой, с аллегорией, с драматической темой суда личной совести перед лицом смерти.

В инструментальной музыке большое место заняли программная миниатюра, характерные и жанровые пьесы, составляющие его оркестровые сюиты и дивертисменты. Вокальный по природе талант композитора отличается неповторимой, собственной интонацией. Как и у любимых им ранних романтиков, у Гаврилина — культ мелодии. Свежий, первозданный песенный мелодизм — душа его музыки.

Музыка Гаврилина вся, от первой до последней ноты, напоена русским мелосом, чистота её стиля поразительная. Органическое, сыновнее чувство Родины — драгоценное свойство этой музыки, её сердцевина. Из песен и хоров Гаврилина встаёт вольная, перезвонная Русь. Но это совсем не любование экзотикой и архаикой, не музыкальное «штукарство» на раритетах древнего искусства. Это — подлинно. Это написано кровью сердца. Живая, современная музыка глубоко народного склада, и — самое главное — современного мироощущения, рождённого здесь, на наших просторах.

Литературное наследие

Литературное наследие Гаврилина — критические статьи, эссе, вступительные слова, выступления, интервью — раскрывает ещё одну грань его яркой личности. «Он писал и говорил о высокой миссии искусства — особенно музыки — в жизни народа, о композиторах ( Глинке , Мусоргском , Свиридове ), исполнителях ( Заре Долухановой , Мравинском , Рихтере ), о поэтах и писателях ( Николае Рубцове , Василии Шукшине , Викторе Астафьеве ), об актёрах, о фольклоре, о бардовской песне и современной эстраде, о музыкальном восприятии и музыкальном просвещении, о нравственности, экологии и о многом другом, писал всегда темпераментно и увлекательно, в яркой образной и доходчивой форме. Его статьи и эссе, выступления по радио и телевидению, интервью с ним отличаются глубиной мысли, четко сформулированной позицией и собственным блистательным литературным стилем»

Знаток и тонкий ценитель русского литературного слова Георгий Свиридов писал Гаврилину:

Вы обладаете подлинным литературным даром (что я заметил уже давно!), имеете свой язык, стиль и манеру высказывания. «Исправлять» Вас это значит «портить» Вас[…]

Гаврилин ориентировался на лучшие образцы отечественной и мировой музыкальной критики — Бориса Асафьева , Ромена Роллана . «Существенно отличаются статьи от большого числа работ, которые пишутся музыковедами для музыковедов и в которых излагаются многие важные и интересные мысли — как бы схемы анализа, поднявшиеся до интересных научных обобщений, однако не обретшие той художественной и литературной формы, в какой они были бы доступны широкому кругу интересующейся музыкой публики.»

Сочинения

Балеты

Оперы

  • Моряк и рябина (1968)
  • Семейный альбом (1969)
  • Пещное действо (1970)

Произведения для музыкального театра

  • Так женился Копачи , музыкальная комедия в 1-м действии по пьесе Л.Таби

Симфонические произведения

  • Тараканище ,
  • Увертюра C-dur для симфонического оркестра (1964)
  • Адажио для струнного оркестра (1964)
  • Свадебная , симфоническая сюита № 1 (1967)
  • Театральный дивертисмент , симфоническая сюита № 2 (1969)
  • Русская , симфоническая сюита № 3 (1970)
  • Французская , симфоническая сюита № 4 (1973)
  • Портреты , симфоническая сюита № 5 (1979)
  • Памяти Батюшкова , вальс для симфонического оркестра (1981)
  • Анюта , симфоническая сюита № 6 (1982)
  • Дом у дороги , симфоническая сюита № 7 (1984)

Камерно-вокальные произведения

  • О любви , вокальный цикл для голоса и фортепиано на сл. В. Шефнера (1958)
  • Сатиры , вокальный цикл для голоса и фортепиано на сл. (1959)
  • Немецкая тетрадь № 1 , вокальный цикл для голоса и фортепиано на сл. Г. Гейне (1961)
  • Русская тетрадь , вокальный цикл для голоса и фортепиано на народные тексты (1964, Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки в 1965) 1. Над рекой стоит калина 2. Страдальная («Что, девчоночки, стоите…») 3. Страдальная («Зорю видно…») 4. Зима 5. Сею-вею 6. Дело было на гулянке 7. Страдания («Ой, не знаю, не знаю, не знаю я…») 8. В прекраснейшем месяце мае.
  • Марина на слова М. Цветаевой (1967)
  • Времена года вокальный цикл для голоса и фортепиано на народные слова и стихи С. Есенина (1969)
  • Пьяная неделя , вокальный цикл для голоса и фортепиано. Слова народные
  • Три песни Офелии по В. Шекспиру, пер. Б. Пастернака (1971)
  • Немецкая тетрадь № 2 , вокальный цикл для голоса и фортепиано на сл. Г. Гейне (1972)
  • Вечерок , вокальный цикл для двух голосов и фортепиано. ч. 1 «Альбомчик», слова народные, А. Шульгиной и В. Гаврилина (1973); ч. 2 «Танцы, письма, окончание», слова С. Надсона , И. Бунина , А. Ахматовой , и В. Гаврилина (1975)
  • Немецкая тетрадь № 3 , вокальный цикл для квартета голосов и фортепиано на сл. Г. Гейне (1976) — не реализована
  • Город спит , на слова (1978)
  • Простите меня , на слова А. М. Володина (1983)

Вокально-симфонические произведения

  • Скоморохи , действо для солиста, мужского хора, балета и симф. оркестра. Слова В. Н. Коростылева (1967 г. — 1-я редакция, 1970 г. — 2-я редакция, 1986 г. — 3-я редакция)
  • Военные письма , вокально-симфоническая поэма для солистов, детского и смешанного хоров и симфонического оркестра. Слова А. Шульгиной (1972 г.)
  • Земля , вокально-симфонический цикл для свободного состава хора, солиста и симфонического оркестра. Слова А. Шульгиной (1974 г.). Цикл посвящён памяти тракториста Анатолия Мерзлова . Песня «Мама» из этого цикла исполнялась также отдельно, например, Большим детским хором Всесоюзного радио и Центрального телевидения и его солисткой Маргаритой Суханкиной .
  • Здравица («Апофеоз»), кантата для смешанного хора и симфонического оркестра, слова В. Максимова (1977 г.)
  • Заклинание , кантата для женского хора и симфонического оркестра. Слова А. Шульгиной (1977 г.)
  • Свадьба , действо для солистки, смешанного хора, балета и симфонического оркестра. Слова народные, А. Шульгиной и В. А. Гаврилина. (1978—1982)
  • Перезвоны (По прочтении В. М. Шукшина), хоровая симфония-действо для солистов, смешанного хора, гобоя, ударных и чтеца. Слова народные, А. Шульгиной и В. А. Гаврилина (1978—1982). Первое исполнение 17.01.1984 в Ленинградской филармонии.
  • Пастух и пастушка , действо для солистов, большого хора, смешанного инструментального ансамбля. По В. Астафьеву (1983 г.), не осуществлено до конца.

Хоровые произведения (a cappella)

  • Люди мира (на слова С. Васильева) (1962)
  • Мы говорили об искусстве , кантата для смешанного хора a cappella на собственные слова (1963)
  • Памяти павших , хоровой цикл (1963)
  • Дон капитан , концертное рондо для смешанного хора, слова Р.Баранниковой (1969)
  • Припевки , для смешанного хора, слова народные (1972)

Камерно-инструментальные произведения

  • Три струнных квартета (1960, 1962, 1964)
  • Адажио в полифоническом стиле (1964)
  • Поэма для скрипки и фортепиано (1963)
  • Соната для скрипки и фортепиано (1964)
  • Соната для фортепиано (1964)
  • Сочинения для фортепиано в 2 руки (три тетради)
  • «Зарисовки» (цикл из 18 программных пьес) для фортепиано в 4 руки (1970-е гг.) (CD с записью всех пьес в исп. Норы Новик и Раффи Хараджаняна — Рига-СПб)

Прочее

  • Музыка к спектаклям (36): «Так женился Копачи», «Походный марш», «Бронепоезд 14-69», «После казни прошу», «Через 100 лет в Берёзовой роще», «Две зимы и три лета», «Преступление и наказание», «С любимыми не расставайтесь», «Шаги командора», «Свои люди — сочтёмся», «Над светлой водой», «Три мешка сорной пшеницы», «Черемуха». и др. (1959—1977)
  • Песни для голоса и ф-но, инструментального ансамбля или эстрадно-симфонического оркестра.
  • Поэма № 426 для солиста, инструментального ансамбля, ЭВМ 328-RS и магнитофона

Фильмография

Звания и награды

Память

В 2000 году на могиле установлено надгробие (архитектор В. А. Кашин, художник Ю. И. Селивестров). В 2001 году в В Санкт-Петербурге, на доме по адресу улица Пестеля, 12 была установлена мемориальная доска (скульптор Ю. В. Евграфов., архитектор В. А. Кашин) с текстом: «В этом доме с 1980 по 1995 год жил и работал композитор Валерий Александрович Гаврилин». Мемориальная доска установлена на здании вологодской музыкальной школы № 1 и на здании бывшего вологодского интерната (Гагарина, 46).

Санкт-Петербургская детская школа искусств в 2000 году получила имя композитора, в фойе установлен бюст композитора работы скульптора Ю. В. Евграфова. Имя Гаврилина присвоено Вологодской филармонии; под её эгидой каждые два года проходит Гаврилинский фестиваль, а также Губернаторский международный юношеский исполнительский конкурс имени Гаврилина. В Вологде существует музей «Литература. Искусство. Век XX» (филиал Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея заповедника), посвящённый творчеству Валерия Гаврилина и Николая Рубцова . Именем Гаврилина названа детская музыкальная школа Кадникова .

Санкт-Петербургская консерватория учредила стипендию имени для студентов.

В память о композиторе названы улицы в Санкт-Петербурге и селе Кубенское . Имя Гаврилина присвоено малой планете Солнечной системы.

Примечания

  1. ↑ Valeri Gavrilin // (фр.)
  2. Официальная автобиография, написанная для «Листка для учёта кадров» в 1980 году.
  3. ↑ А. Т. Тевосян. Гаврилин — музыковед, критик, культуролог. в сб. «Слушая сердцем» — СПб: издательство «Композитор — Санкт-Петербург», 2005
  4. (неопр.) . Дата обращения: 29 марта 2010. Архивировано из 18 августа 2011 года.
  5. Гаврилин В. А. Земля. Вокально-инструментальный цикл памяти Анатолия Мерзлова-тракториста / Стихи А. Шульгиной. — Л. : Советский композитор , 1983. — 80 с. — 765 экз.

Литература

  • Бялик М. , Русская тетрадь В.Гаврилина, // , 1968, № 1
  • Васильева Н. , В. Гаврилин. Мой жанр — видимо опера. // Юность , 1968, № 5
  • СПб. : Композитор Санкт-Петербург — Санкт-Петербург, 2005.
  • Лукьянова Н. В. «Зарисовки» В. Гаврилина и их роль в фортепианно-ансамблевой культуре СПб на рубеже XX—XXI столетий // Фортепианное искусство, Вып. I. — СПб. , Изд. РГПУ им А. И. Герцена, 2004. — с. 113—122.
  • Советские композиторы и музыковеды , справочник в трёх томах. — М. : Советский композитор , 1978.
  • Супоницкая К. В творческой лаборатории Валерия Гаврилина // Музыкальная академия, 2009, № 3.
  • Супоницкая К. Валерий Гаврилин. — Молодая гвардия , 2018. — 527 с. — ( Жизнь замечательных людей ). — ISBN 978-5-235-04165-3 .
  • Тевосян А. Т. Перезвоны: жизнь, творчество, взгляды Валерия Гаврилина. — СПб. , 2009.
  • Хараджанян Р. И. Единство в многообразии: О некоторых особенностях художественной личности Валерия Гаврилина (На основе многолетнего творческого и личного общения и высказываний композитора). // Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен. Ч. 2, — СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. — с. 93-102.
  • Христиансен Лид. Л. Статья в Музыкальной энциклопедии. — М. , 1973.
  • Шеваров Д. // Российская газета — неделя. — 2019. — № 7937 .

Ссылки

  • от 9 апреля 2014 на Wayback Machine
  • (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • (англ.) на сайте Allmusic
  • Распоряжение Администрации Санкт-Петербурга № 716-ра от 31.08.2001 об установки мемориальной доски В. А. Гаврилину.

Same as Гаврилин, Валерий Александрович