Interested Article - Васильева, Ирина Борисовна

Ирина Борисовна Васильева (родилась 9 июня 1932 года в Ленинграде ) — советский и российский художник , член Союза художников России .

Биография

Ирина Васильева родилась в семье ответственного редактора газеты «Красный Октябрь» ленинградского завода Красный Октябрь Бориса Осиповича Кухаренко (1903—1939) и машинистки Антонины Васильевны Вавилоновой (1904—1979). Дед по материнской линии Василий Никифорович Вавилонов (1863—1928) был членом правления Общества потребителей при рельсовом заводе Общества Путиловских заводов и работал мастером на этом заводе; дед по отцовской линии Осип Иванович Кухаренко (1860—1910) состоял сотрудником бактериологической лаборатории Министерства земледелия и государственных имуществ . Согласно семейному преданию, прадед Ирины Васильевой по материнской линии Изосима Иванович был тверским иконописцем.

Первые месяцы блокады Ирина Васильева провела в Ленинграде, в марте 1942 года вместе с матерью была эвакуирована в Казань , откуда в 1946 году вернулась в родной город. В 1953 году окончила ЛВХПУ , после чего работала на ряде предприятий, специализируясь в области технического плаката . В 1968 году была зачислена в Комбинат графического искусства Художественного фонда РСФСР художником по техническому плакату, в 1976 году была переведена на должность художника творческой категории. Васильевой были созданы многие крупноформатные технические плакаты изделий тяжёлого машиностроения, которые использовались для международной рекламы этой продукции и обучения персонала. Ряд плакатов имел гриф секретности «особой важности», в частности, изображения баллистических ракет в разрезе. Такие плакаты создавались до запуска ракет в производство, что позволяло подготовить обслуживающий персонал к работе с ними до принятия этих ракет на вооружение.

В 1989 году вышла на пенсию.

Творчество

Ирина Васильева перед открытием своей персональной выставки. Ленинград, 1986

С раннего детства занималась рисованием. После окончания ЛВХПУ совмещала профессиональную деятельность с живописным и графическим творчеством. Основные жанры — натюрморт и пейзаж . Основные техники — акварель , масляная , пастель , тушь , уголь, аэрография . В активе Васильевой также литографии , миниатюры , гобелены и технические плакаты.

С 1978 года работы Васильевой многократно представлялись на выставках Ленинградской организации Союза художников РСФСР, Центрального выставочного зала «Манеж» , на всероссийской выставке «Рисунок и акварель» (1983) , всесоюзной выставе «Земля и люди» (1984) и других. В 2002 году состоялась персональная выставка Васильевой «Мой город» в Государственном музее городской скульптуры в Санкт-Петербурге .

В 1996 году была принята в Союз художников России. Среди рекомендовавших к принятию — художники И. Г. Уралов и А. З. Давыдов .

Три работы Ирины Васильевой хранятся в фондах Музея городской скульптуры и три работы — в лектории Русского музея .

Галерея

Оценки

Легкий мазок, почти графический штрих и активное использование белого листа бумаги, самого таинственного белого, который несет в себе высшую эмоциональность, выявляя тонкость и чистоту, постоянное стремление к высшей гармонии, становятся основой творческой манеры художника. Р. С. Евсеева

Просмотрев большое количество живописных и графических произведений Ирины Борисовны Васильевой, ощущаю тончайшее, почти идиллическое впечатление, воспринимаю всё увиденное как тихий лирический женский монолог, внимая которому ощущаешь тепло и тишину, спокойствие. Сформировавшаяся стилистическая манера художницы легка и одухотворенно возвышенна, лирична, по-петербургски немного экспрессивна, и узнаваема в своей индивидуальности. М. Дашкова

Один из любимых жанров художницы — натюрморты с изображением цветов. Полевые и садовые растения собраны в изящные букеты, каждый искусно подобран по тону и форме. Благодаря обилию видов, композиционной насыщенности и экспрессивности манеры натюрморты богаты, плотны, роскошны. Но одновременно и нежны, воздушны и очаровательны, чему способствует легкость и живость акварельного мазка, прозрачность и деликатность колорита. Подобное сочетание противоположностей позволяет художнице создавать в своих произведениях нереальную реальность, словно предметы существуют одновременно и в действительности, и в воображении. М. Пименова

Семья

Муж — Константин Георгиевич Васильев (1932—2020). Дети: Владимир (1954), Ольга (1961) и Георгий (1976).

Награды

Примечания

Комментарии
  1. Изображение использовано в учебнике для вузов: Щавелев Д. С. и др. Гидроэнергетические установки / под ред. Д. С. Щавелева. — Л. : Энергоиздат, Ленинградское отдедение, 1981. — С. 185.
  2. Изображение использовано в рекламных буклетах Технопромэкспорта : Международная выставка "Электро-77" = International exhibition Electro-77. Soviet exhibits : каталог / СССР, Москва, Сокольники 9—23 июня 1977 (англ.) . — М. : Внешторгиздат, 1977. — P. 20. ; Гидрогенераторы. — М. : Внешторгиздат, 1978. — С. 4.
Источники
  1. // Весь Петербург на 1905 год, адресная и справочная книга г. С.-Петербурга / Ред. А. П. Шашковский. — СПб. : Товарищество А. С. Суворина , 1905. — Стб. 927. — ISBN 5-94030-052-9 .
  2. // Весь Петербург на 1905 год, адресная и справочная книга г. С.-Петербурга / Ред. А. П. Шашковский. — СПб. : Товарищество А. С. Суворина , 1905. — Стб. 246. — ISBN 5-94030-052-9 .
  3. Васильева Ирина Борисовна. Род. 1932 г. Репей. 1983. Акв., пастель. 40×60 // III всероссийская выставка «Рисунок и акварель». Каталог / сост. Н. Н. Соловьева-Волынская. — М. : Советский художник , 1983. — 1500 экз.
  4. Евсеева Р. С. Государственный музей городской скульптуры. Выставка «Мой город». Проспект. — 2002. — 4 с.
  5. , с. 3.
  6. , с. 60.
  7. , с. 133.

Литература

Ссылки

  • (неопр.) . Единый реестр профессиональных художников . Профессиональный союз художников. Дата обращения: 4 апреля 2022.
  • (неопр.) . Артхив . Дата обращения: 4 апреля 2022.

Same as Васильева, Ирина Борисовна