Interested Article - Академия русского балета имени А. Я. Вагановой


Академия русского балета имени А. Я. Вагановой (до 1991 года — Ленинградское ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени академическое хореографическое училище имени А. Я. Вагановой ) — одна из старейших балетных школ мира, с именем которой тесно связаны расцвет и всемирное признание русской балетной школы . Находится в центре Санкт-Петербурга , на улице Зодчего Росси .

Имя Агриппины Вагановой — артистки балета, балетмейстера и педагога, основоположницы теории русского классического балета, присвоено учебному заведению в 1957 году.

История

Танцевальная школа основана в Санкт-Петербурге российской императрицей Анной Иоанновной 4 мая 1738 года , как «Танцо́вальная Ея Императорского Величества школа» . Инициатором создания выступил французский танцмейстер Жан-Батист Ланде . В специально оборудованных комнатах Зимнего дворца он начал обучение 12 русских мальчиков и девочек.

В году императрица Екатерина II , любившая театр и отдававшая ему немало времени, учредила дирекцию придворных театров (до этого дворцовые развлечения напрямую подчинялись придворной конторе). Первым директором «по спектаклям и музыке придворной» стал И. П. Елагин . В году он вместе со своим помощником Бибиковым [ уточнить ] составил и представил на подпись императрице «Стат всем к театрам и к камер и к бальной музыке принадлежащим людям» — перепись, которой определялись все заведения, относящиеся к театральной дирекции (итальянская опера и камер-музыка; балет; бальная музыка; французский театр; российский театр; принадлежащие к театру люди и мастеровые), назначались пенсии артистам, а также утверждалась Императорская театральная школа.

До учреждения школы, позднее получившей название Императорского театрального училища , на придворной сцене кроме иностранных и крепостных артистов также играли воспитанники и выпускники Шляхетского корпуса , которые после того, как в 1766 году их руководителем стал И. И. Бецкой , учились музыке, танцам, писали стихи и играли комедии , а также одарённые к театру воспитанники организованного в 1770 году Бецким Петербургского воспитательного дома — филиала Московского воспитательного дома , основанного тем же Бецким в Москве в 1763 году (на его базе позднее зародилась московская балетная школа ).

В конце 1870-х годов на Каменном острове , рядом с Каменноостровским театром , по проекту инженера В. В. Николя были построены дом для управляющего училищем и вторая дача для воспитанниц (после революции, в 1919—1920 годах, весь театральный городок был разобран).

После Октябрьской революции 1917 года училище было расформировано и из него было выделено два учебных заведения — балетное, ставшее хореографическим училищем, и драматическое — Школа актёрского мастерства (ШАМ, ныне Российский государственный институт сценических искусств ). Отделения, ранее готовившие для других театральных профессий воспитанников, показавших недостаточные способности к артистической карьере, были ликвидированы.

В 1921 году балетное училище получило в пользование бывшую царскосельскую дачу З. И. Юсуповой — загородная вилла использовалась для летнего отдыха воспитанниц до 1933 года.

В 1922 году балетное училище вместе с Училищем (бывшей школой) актёрского мастерства, Институтом ритма , при Наркомпросе и Драматической школой СОРАБИСа вошло в подчинение Института сценических искусств (ИСИ), в 1926 году переименованного в Техникум сценических искусств (ТСИ), а в 1936 году преобразованного в Центральное театральное училище (ЦТУ), объединившее все средние театральные учебные заведения при ленинградских театрах . Вслед за изменениями подчинённости свои названия меняла и балетная школа: в 1928 году она стала называться Ленинградским хореографическим техникумом, в 1937 году — Ленинградским хореографическим училищем.

В 1957 году училищу было присвоено имя педагога, автора книги « Основы классического танца » Агриппины Вагановой (1879—1951), в 1961 году оно стало академическим.

В 1991 году училище преобразовано в Академию русского балета . В 1995 году Академия имени А. Я. Вагановой была включена в Государственный свод объектов особо ценного культурного наследия .

С 2011 года преподаватели Академии проводят в городе Миккели в Финляндии международные курсы балетного мастерства .

В 2016 году анонсировалось открытие филиала Академии русского балета во Владивостоке , где работает Приморская сцена Мариинского театра , однако там был открыт филиал Московской государственной академии хореографии .

С 1991 года Академия выпускает «Вестник АРБ»; с 2016 года выпускает журнал молодой балетной критики «Каданс» (главный редактор — Анастасия Клобукова). Также Академия публикует труды по методике и истории петербургского балета.

Структура образования

Академия даёт подготовительное, среднее и высшее профессиональное образование в области искусства хореографии.

Предметы по квалификации «артист балета» включают в себя классический , характерный , историко-бытовой , дуэтно-классический и современный танец, актёрское мастерство, хореографическое наследие. Дети также изучают сольфеджио и основы игры на музыкальном инструменте, историю музыки, театра, изобразительного и хореографического искусства, историю и культуру Санкт-Петербурга, анатомию и физиологию человека.

Общеобразовательные предметы основного образования преподаются с учётом профиля учебного заведения . Сценическая практика проходит как в школьном Театре имени Александра Ширяева , так и на сцене Мариинского театра .

В середине 2000-х годов исполнительский факультет был разбит на две ступени: бакалавриат и магистратуру. В 2003 году была основана аспирантура.

Помимо подготовки исполнителей, Академия даёт высшее образование педагогам, балетмейстерам, балетоведам и концертмейстерам балета.

Руководство

Художественными руководителями училища (с 1991 года — Академии русского балета) были такие видные деятели петербургского балета, как Николай Ивановский , Игорь Бельский , Алтынай Асылмуратова (2000—2013).

Начиная с 2004 года ректором академии, выполняющим хозяйственные функции, была Вера Дорофеева . 28 октября 2013 года было объявлено, что на этой должности её сменит премьер Большого театра Николай Цискаридзе , одновременно художественным руководителем школы назначалась прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина . 4 ноября 2013 года педагоги академии и артисты балета Мариинского театра обратились в Министерство культуры РФ с письмом, в котором требовали пересмотреть решение о назначении Николая Цискаридзе на должность ректора и Ульяны Лопаткиной на должность художественного руководителя .

В начале декабря 2013 года первым проректором и художественным руководителем академии стала её выпускница, балерина Жанна Аюпова . Николай Цискаридзе, несмотря на протесты, остался на должности и. о. ректора. В 2014 году избран ректором учебного заведения.

Музей

В 1957 году по инициативе М. Х. Франгопуло был основан школьный музей в коллекции которого находятся книжные раритеты, картины, афиши, фотографии, театральные костюмы и балетные туфли, принадлежавшие знаменитым выпускникам, и прочие экспонаты, связанные с историей петербургского балета. Коллекция музея насчитывает более 15 тысяч экспонатов . В настоящее время функционирует как Мемориальный кабинет истории отечественного хореографического образования , доступ к коллекции которого возможен только для учащихся и сотрудников академии.

Церковь

Православная церковь во имя Святой Троицы действовала в здании училища начиная с 1806 года . В 2000-х годах церковные службы были возобновлены.

Примечания

  1. ↑ , с. 325.
  2. Каменев А. И. История подготовки офицерских кадров в России. М.: ВПА им. Ленина, 1990, С. 33.
  3. Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии / // Куна — Ломами. — М. : Советская энциклопедия, 1973. — ( Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 14).
  4. (неопр.) . Президент России . Дата обращения: 4 декабря 2018. 29 октября 2013 года.
  5. (рус.) yle.fi . Служба новостей Yle (2015-7-9). Дата обращения: 2015-7-12.
  6. (неопр.) . Вести.ру (31 мая 2016). Дата обращения: 31 мая 2016. 1 июня 2016 года.
  7. , Российская газета (1 сентября 2016). 11 сентября 2016 года. Дата обращения: 4 декабря 2018.
  8. (неопр.) . Дата обращения: 26 ноября 2022. 26 ноября 2022 года.
  9. (неопр.) . Академия русского балета им. А. Я. Вагановой . Дата обращения: 4 декабря 2018. 5 декабря 2018 года.
  10. , Известия (28 октября 2013). 4 декабря 2018 года. Дата обращения: 4 декабря 2018.
  11. , РИА Новости (4 ноября 2013). 26 июня 2018 года. Дата обращения: 4 декабря 2018.
  12. (неопр.) . Вечерний Петербург (5 марта 2014). Дата обращения: 4 декабря 2018. 5 декабря 2018 года.
  13. (неопр.) . Академия русского балета им. А. Я. Вагановой . Дата обращения: 4 декабря 2018. 5 декабря 2018 года.
  14. Фомкин А. В. Два века «театральной» церкви. — СПб. : Академия Русского балета им. А.Я.Вагановой, 203. — 296 с. — (Труды Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой). — 750 экз. — ISBN 5-93010-018-7 . — ISBN 978-593-010-018-1 .

Литература

  • / // А — Анкетирование [Электронный ресурс]. — 2005. — С. 325. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 1). — ISBN 5-85270-329-X .
  • Ленинградское хореографическое училище им. А. Я. Вагановой. Л., 1988;
  • Легат Н. История русской школы. СПб., 2014;
  • Хореографическое образование: Россия и Европа. Состояние и перспективы. СПб., 2014;
  • Петербургский балет. Три века: хроника. СПб., 2014–.

Ссылки

  • на ресурсе Facebook
  • на ресурсу YouTube
  • Прогулка по музею Академии: ,

Same as Академия русского балета имени А. Я. Вагановой