Interested Article - Силантьев, Роман Анатольевич

Рома́н Анато́льевич Сила́нтьев (род. 15 сентября 1977 , Москва , СССР ) — российский религиовед , историк религии и исламовед .

Доктор исторических наук (2014). Профессор кафедры мировой культуры (с 2015), кафедры теологии (с 2016) и заведующий (с 2019) лабораторией деструктологии Московского государственного лингвистического университета . Автор более ста публикаций, в том числе в « Большой Российской энциклопедии », « Православной энциклопедии » и энциклопедии « Народы и религии мира », 10 книг по исследованию ислама, автор-составитель « Интерактивной карты всех религиозных общин России » .

Руководитель (ранее — исполнительный директор) Правозащитного центра Всемирного русского народного собора . Заместитель председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации . Член Экспертного совета Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации по теологии .

Биография

В 1999 году окончил географический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова по кафедре экономической и социальной географии России и поступил в аспирантуру Института этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН .

С 1 июня 1998 по 2009 год — сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского патриархата .

С июля 2001 года по декабрь 2005 года — исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России .

3 июня 2003 года в Институте этнологии и антропологии РАН под научным руководством руководителя Центра изучения мировых религий и этно-конфессионального картографирования Института этнологии и антропологии, доктора исторических наук П. И. Пучкова защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Этносоциальные, политические и религиозные аспекты раскола исламского сообщества России» (специальность 24.00.01 «История и теория культуры»); официальные оппоненты — ведущий эксперт НИИ социальных систем МГУ имени М. В. Ломоносова доктор философских наук А. А. Игнатенко и заместитель руководителя Центра изучения мировых религий, кандидат исторических наук Биби-Рабита Логашова; ведущая организация — Институт востоковедения РАН (отзыв составлен Р. Г. Ландой ) .

С марта 2004 года по 2006 год — секретарь-координатор Межрелигиозного совета СНГ .

16 июля 2005 года решением Священного синода включён в синодальную рабочую группу по разработке «концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений» .

В 2005 году вышла книга Романа Силантьева « Новейшая история исламского сообщества России », вокруг которой разгорелись дебаты . Книга получила как положительные отзывы со стороны представителей духовенства и общественности православия, ислама и иудаизма , а также учёных , в том числе и от Шейх-уль-ислама и Верховного муфтия Центрального духовного управления мусульман России Талгата Таджуддина , так и отрицательные со стороны Совета муфтиев России . После этого Силантьев покинул Межрелигиозный совет России и был освобождён от занимаемых должностей по собственному желанию .

С 2006 года является исполнительным директором программ Всемирного русского народного собора .

В 2008 году выпустил энциклопедию «Ислам в современной России», которая получила высокие оценки как со стороны мусульманского сообщества, так и учёных-исламоведов — Ефима Резвана , Виталия Наумкина , Максуда Садикова и Тауфика Ибрагима .

С 2008 года — доцент , с 2015 года — профессор кафедры мировой культуры Института гуманитарных и прикладных наук (ранее — Институт международных отношений и социально-политических наук) Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ) . С 2016 года — профессор кафедры теологии Института гуманитарных и прикладных наук МГЛУ . С февраля 2019 года — заведующий лабораторией деструктологии МГЛУ . Термин «деструктология» отсутствует в других языках, кроме русского, и других работах, кроме работ самого Силантьева, и научность этой концепции ставит под сомнение, например, член Комиссии по борьбе с лженаукой РАН Александр Панчин . Член редакционной коллегии «Культурология» научного журнала « Вестник Московского государственного лингвистического университета . Гуманитарные науки».

С 2009 года — заместитель председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизе при Министерстве юстиции Российской Федерации .

В апреле 2010 года создал и возглавил Центр географии религий при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества .

В 2013 году выступал за то, чтобы православные священники посвящали проповеди угрозе ваххабизма .

26 июня 2014 года в МГЛУ защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук по теме «Эволюция системы внешних сношений духовных управлений мусульман России: сравнительно-исторический анализ (конец XVIII в. — начало XXI в.).» (специальность 07.00.15 — История международных отношений и внешней политики). Официальные оппоненты — д.и.н. Ольга Васильева , д.и.н. Роберт Ланда , д.и.н. Айслу Юнусова . Ведущая организация — Российский институт стратегических исследований . Работа получила ряд положительных отзывов со стороны представителей научного сообщества — к.ю.н. , д. полит. н. , д.и.н. Сергея Перевезенцева , д.ф.н. Игоря Добаева , д.в.н. и д.т. н. и к.в.н. Владимира Шатохина , кандидата теологических наук Гаджи Сабира Гасанли , к.и.н. , д.и.н. , д.и.н. Аллахшукюра Пашазаде Гуммет оглы , д.ф.н. , доцента УГГУ протоиерея Владимира Зайцева , к.и.н. Олега Васнецова . За присуждение учёной степени проголосовали все 17 членов диссертационного совета. .

Интерактивная карта всех религиозных общин России

Автор совместного проекта МГЛУ и Интерфакс-Религия «Интерактивная карта всех религиозных общин России» содержащую сведения о 25 тысячах действующих в России религиозных объединениях, их точном названии и местоположении. Участвовал в разработке и выпуске «Атласа исламского сообщества России» в котором содержится подробная информация о религиозном и этническом составе мусульманского сообщества России в целом и по каждому региону, описаны все действующие в стране централизованные исламские организации, а на более чем 50 картах нанесены все зарегистрированные мусульманские общины (более 4 тыс.) и духовные учебные заведения (около 100) .

Научные взгляды и высказывания

Доктор политических наук, профессор относит Р. А. Силантьева к «оппонентам идеологии толерантности», которые опасаются, что толерантность может привести к «крушению основ государства и нации», и приводит следующее мнение Силантьева: «Термин „ толерантность “, который в последние годы безуспешно пытаются наполнить новым смыслом, себя не оправдал, став символом терпимости ко злу и деструктивному пацифизму » .

В 2022 году Силантьев поддержал вторжение России на Украину . Он сравнил Украину с нацистской Германией и заявил, что в Украине вектор развития задают неоязычники .

В 2023 году Силантьев выступил экспертом со стороны обвинения в уголовном деле об «оправдании терроризма» , возбужденном из-за спектакля « Финист ясный сокол ». В данном спектакле Силантьев помимо прочего выявил «признаки идеологии радикального феминизма и борьбы с андроцентричным общественным укладом России» . Российский Федеральный центр судебной экспертизы в ответ на запрос адвоката Светланы Петрийчук заявил, что деструктологическая экспертиза «как вид не существует», поскольку «деструктология не является наукой» и не содержит «общепринятых научных и практических данных» .

Отзывы

Положительные

Верховный муфтий Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин в письме на имя патриарха Алексия II высоко отозвался о книге Силантьева « Новейшая история исламского сообщества России »:

… характеризует апологетический подход к традиционному исламу, солидная и детально проработанная фактологическая база, потребовавшая кропотливых и целенаправленных усилий по её сбору и систематизации. Проделанная автором работа выгодно отличается как стремлением к минимизации авторских оценок, так и отсутствием субъективизма в целом, что немаловажно .

Научный сотрудник отдела современной истории и социально-политических проблем стран ЦЮВЕ Института славяноведения РАН отозвался об этой работе:

Несомненным достоинством монографии Силантьева является выявление, обобщение и ввод в научный оборот обширного корпуса источников по истории исламских структур России. В особенности это касается как документов российских духовных управлений мусульман и малотиражной региональной исламской прессы, так и материалов российского исламского интернета .

Доктор исторических наук Ефим Резван назвал энциклопедию Силантьева «Ислам в современной России» «первым в новейшей истории России изданием, которое дает в целом объективную картину процессов, произошедших в мусульманской общине страны за последние 15 лет — процессов сложных, неоднозначных» .

Руководитель Центра арабских исследований Института востоковедения РАН Виталий Наумкин назвал энциклопедию «Ислам в современной России» «важным явлением в нашей интеллектуальной жизни»:

Она отличается доскональностью, очень большим количеством собранных и проанализированных фактов, материалов и одновременно изложением авторской позиции по целому ряду вопросов, связанных с функционированием и структурой ислама в России и деятельностью исламского сообщества .

Религиовед и социолог Роман Лункин в статье на Портал Credo.Ru отозвался о книге «Новейшая история исламского сообщества России» как об «известной монографии […] которую положительно оценили многие российские религиоведы и социологи религии » .

Муфтий Умар Идрисов , ранее жёстко критиковавший Силантьева, в интервью « Интерфакс—Религия » отметил, что «Роман — действительно эксперт, который лучше меня разбирается в проблемах современного мусульманского сообщества России. Если бы я его встретил, то я сегодня сказал бы ему это лично совершенно искренне. Я искренне восхищаюсь тем, что он смог увидеть то, чего я не видел все эти годы, хотя и возглавлял ДУМНО» .

Отрицательные

В 2005 году Совет муфтиев России официально обвинил Силантьева в искажении фактов в его книгах об исламе:

Силантьев опубликовал от своего имени, впрямую ассоциируемого с должностью Исполнительного секретаря МСР и сотрудника ОВЦС Московского патриархата, своего рода дайджест «желтой прессы»: различные слухи и сплетни, а также собственные домыслы, представляющие собой попытку очернить священнослужителей и руководителей почти всех религиозных центров традиционного ислама России.

В 2005 году руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН А. А. Красиков , излагая итоги научной конференции «За религиозную толерантность», указал, что в понимание религиозной толерантности исполнительного секретаря Межрелигиозного совета России Романа Силантьева входит «возрождение духовности российского общества», чему, в частности, помогает то, что «Совет борется с новыми религиозными движениями ». При этом Красиков отметил, что в Межрелигиозном совете отсутствуют католики и протестанты, также отмечая, что обществу « Сознания Кришны » было отказано в просьбе войти в состав совета и построить храм в Москве . В последнем случае Красиков приводит слова Силантьева «правительство Москвы с пониманием отнеслось к позиции Совета, так что никакого храма кришнаитов здесь не будет и деструктивная деятельность секты уменьшится», также отмечая, что после конференции председатель руководящего совета Центра обществ «Сознание Кришны» написал организаторам конференции записку, где отмечалось, что «это религиозное объединение не является „деструктивной сектой“ и имеет официальную государственную регистрацию» .

В 2006 году социолог и историк Н. А. Митрохин в журнале Неприкосновенный запас оценил книгу Силантьева «Новейшая история исламского сообщества России» как «оскорбительную для большинства мусульманских лидеров» .

В 2008 году Р. Н. Лункин на сайте Славянского правового центра высказывал следующее мнение о Силантьеве: «Как православный „ правозащитник “ Силантьев борется с верующими — в том числе, даже с православными, если они из других юрисдикций». Лункин также критиковал взаимодействие Силантьева с « Интерфаксом », которое Лункин оценивает как унижение альтернативного православия : «С его подачи „Интерфакс“ называл представителей Российской Православной Автономной Церкви — официально зарегистрированной в России централизованной религиозной организации — „сектой педофилов “, или даже „неопедофилов“, а также „ мошенниками “ и „ самоубийцами “» .

В 2008 году кандидат исторических наук Р. Ю. Беляков, рассматривая периодически возникающие исламо-христианские конфликты в Поволжье, высказал следующее мнение: «Однако политизированные заявления в стиле муфтия Нифигуллы Аширова или бывшего функционера Отдела внешних церковных связей РПЦ Романа Силантьева, к счастью, не задают тон в исламо-христианских отношениях» .

В 2011 году философ и востоковед Ю. Г. Петраш в интервью информационно-аналитическому каналу «Ансар» высказал мнение о слабых познаниях Силантьева в области исламоведения:

И самое парадоксальное во всем его стремительном беге по карьерной тропе, это то, что он стал «известным исламоведом» в России… Ну-те! Это по каким же таким заслугам перед одной из труднейших наук — исламоведением? По его крикливым и мелкотравчатым опусам? Особенно по его «Новейшей истории исламского сообщества России»? Позвольте, с каких это пор книга, содержание которой не выдерживает научных критериев, может претендовать на научность, а её автор считается «известным»? Впрочем, может, как Дон Кихот , он сражается с ветряными мельницами на звание рыцаря. И наш Роман Силантьев, извините, «рыцарь печального невежества».

В 2011 году кандидат исторических наук А. В. Постнов отметил, что в книге «Новейшая история исламского сообщества России» Силантьев «выступает с позиций воцерковленного православного исследователя, что обусловило негативную реакцию на его работу со стороны многих мусульманских религиозных деятелей России» .

В 2013 году исламский и русский публицист Харун Сидоров охарактеризовал Силантьева как «идеолога политики государственной исламофобии» .

В 2015 году во время слушаний в Общественной палате по вопросу ношения платка ученицами российских общеобразовательных школ первый заместитель председателя ДУМ РФ Дамир Мухетдинов демонстративно покинул зал заявив: «Приглашение Романа Силантьева, деятельность и высказывания которого вызывают резкое отторжение у большей части мусульманской общественности страны, в президиум общественных слушаний, я расцениваю не иначе как демонстрацию пренебрежения к мнению мусульман России» . Кроме того, зал заседания покинула автор одного из переводов Корана на русский язык, Валерия Порохова . Порохова была недовольна плохой организацией слушаний, а также присутствием Силантьева — «недруга ислама, всегда агрессивно настроенного против мусульман» .

Награды

Научные труды

Монографии

Пособия

Энциклопедии

Статьи

Ссылки на интервью и публицистику

Публицистика

Некоторые интервью

Видеовыступления

Примечания

  1. Сергей Амелин (недоступная ссылка) // Газета «Хакасия» , 20.07.2011 г.
  2. * Фирсов С. Л. от 11 мая 2023 на Wayback Machine // Asiatica: Труды по философии и культурам Востока. 2022. Т. 16. — № 1. — С. 41.
  3. от 7 декабря 2010 на Wayback Machine // Патриархия.ru
  4. . Дата обращения: 19 ноября 2008. 4 октября 2011 года.
  5. от 19 декабря 2010 на Wayback Machine на сайте «Религия и СМИ»
  6. . Дата обращения: 21 марта 2011. 21 сентября 2011 года.
  7. Приложение к приказу Министерства юстиции России от 03.03.2009 № 61 «Об Экспертном совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации»
  8. Приказ Министерства образования и науки России № 927 от 1 августа 2016 года от 15 августа 2016 на Wayback Machine
  9. Стешин Д., Чижиков М. // Комсомольская правда . — 12.12.2005.
  10. (недоступная ссылка) // Портал-Credo.ru , 03.06.2003
  11. Силантьев, Р. А. от 30 мая 2023 на Wayback Machine : автореф. дис. … канд. ист. наук : 24.00.01 / Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. — М., 2003. — 27 с.
  12. от 8 февраля 2011 на Wayback Machine . Официальный сайт Русской православной церкви.
  13. от 2 апреля 2015 на Wayback Machine . mospat.ru .
  14. // Известия .
  15. от 3 февраля 2012 на Wayback Machine . Интерфакс -Религия, 04.05.2006.
  16. от 14 октября 2013 на Wayback Machine . Интерфакс-Религия, 06.12.2005.
  17. // Независимая газета -Религии. — 21.12.2005.
  18. от 14 октября 2013 на Wayback Machine . Интерфакс-Религия, 03.05.2006.
  19. Клин Б. // Известия . — 03.05.2006.
  20. от 24 марта 2012 на Wayback Machine . , 01.12.2005.
  21. от 14 октября 2013 на Wayback Machine . Интерфакс-Религия, 03.05.2006.
  22. от 26 марта 2012 на Wayback Machine . Интерфакс-Религия, 20.12.2005.
  23. от 2 февраля 2014 на Wayback Machine . Интерфакс-Религия, 21.05.2008.
  24. от 2 февраля 2014 на Wayback Machine . Интерфакс-Религия, 26.05.2008.
  25. от 9 февраля 2011 на Wayback Machine . Официальный сайт Московского государственного лингвистического университета.
  26. от 9 января 2021 на Wayback Machine // Официальный сайт Московского государственного лингвистического университета.
  27. от 20 июля 2020 на Wayback Machine // Официальный сайт Московского государственного лингвистического университета.
  28. . (6 мая 2023). Дата обращения: 6 мая 2023. 13 мая 2023 года.
  29. от 28 октября 2010 на Wayback Machine . Официальный сайт отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества
  30. от 23 июня 2013 на Wayback Machine . Интерфакс-Религия, 03.03.2010
  31. prichod.ru (30 декабря 2013). Дата обращения: 3 марта 2021. 5 февраля 2017 года.
  32. . — М. : МГЛУ, 20.03.2014. 14 июля 2014 года.
  33. Васильева О. Ю. . — 09.06.2014. 14 июля 2014 года.
  34. Ланда Р. Г. . — 09.06.2014. 14 июля 2014 года.
  35. Юнусова А. Б. . — 06.06.2014. 15 июля 2014 года.
  36. . — М. : РИСИ , 23.04.2014. — № 1062 . 15 июля 2014 года.
  37. . — 14.05.2014. 14 июля 2014 года.
  38. . 14 июля 2014 года.
  39. Перевезенцев С. В. . — 06.05.2014. 14 июля 2014 года.
  40. Добаев И. П. . — 20.05.2014. 14 июля 2014 года.
  41. , Шатохин В. Я. . — 26.05.2014. 14 июля 2014 года.
  42. Гасанли Г. С. . — 28.04.2014. 14 июля 2014 года.
  43. . — 22.05.2014. 14 июля 2014 года.
  44. . — 22.05.2014. 14 июля 2014 года.
  45. Пашазаде А. Г. . — Баку: Духовное управление мусульман Кавказа , 29.04.2014. — № 1/174 . 14 июля 2014 года.
  46. . — 15.05.2014. 14 июля 2014 года.
  47. Зайцев В. . — 20.05.2014. 14 июля 2014 года.
  48. Васнецов О. В. . — М. : МИД России , 06.06.2014. 14 июля 2014 года.
  49. // Диссертационный совет Д 212.135.05. — М. : МГЛУ, 26.06.2014. 14 июля 2014 года.
  50. . Дата обращения: 26 февраля 2011. Архивировано из 21 июня 2011 года.
  51. . Дата обращения: 22 ноября 2012. 20 ноября 2012 года.
  52. Мчедлова М. М. Толерантность как политическая стратегия оформления культурного разнообразия // Вестник Московского университета . Серия 12. Политические науки. — М. : Издательство Московского государственного университета, 2012. — № 2 . — С. 72 . — ISSN .
  53. . Meduza (5 мая 2023). Дата обращения: 16 июня 2023. 27 июня 2023 года.
  54. . fontanka.ru - новости Санкт-Петербурга (5 мая 2023). Дата обращения: 5 мая 2023. 5 мая 2023 года.
  55. . «Новая газета Европа» (30 июня 2023). Дата обращения: 1 июля 2023. 30 июня 2023 года.
  56. Лункин Р. Н. от 6 января 2015 на Wayback Machine Портал , 16.2.2006.
  57. // Интерфакс—Религия . — 16.09.2013. 27 июня 2015 года.
  58. от 14 октября 2013 на Wayback Machine // Интерфакс -Религия, 01.12.2005 г.
  59. Красиков А. А. // Современная Европа . — М. : Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Европы Российской академии наук, 2005. — № 1 . — С. 147—148 . — ISSN .
  60. Митрохин Н. А. // Неприкосновенный запас . — М. : Новое литературное обозрение , 2006. — № 6(50) . — ISSN . 27 декабря 2014 года.
  61. Лункин Р. Н. // Сетевое издание «Религия и право». — Славянский правовой центр , 13.11.2008. 27 декабря 2014 года.
  62. Беляков Р. Ю. // Вестник экономики, права и социологии. — Казань: Информационно-аналитический центр Эксперт, 2008. — № 5 . — С. 101 . — ISSN . 27 декабря 2014 года.
  63. от 16 октября 2013 на Wayback Machine // Информационно-аналитический канал «Ансар» 03.04.2011 г.
  64. Постнов А. В. Нетрадиционные течения в мусульманском сообществе (умме) Российской Федерации в 1990-е — начале 2000-х гг. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Саранск, 2011. « Несколько особняком в этом ряду исследований стоит монография Р. А. Силантьева „Новейшая история исламского сообщества России“. Автор выступает с позиций воцерквленного православного исследователя, что обусловило негативную реакцию на его работу со стороны многих мусульманских религиозных деятелей России »
  65. . rusplt.ru . Дата обращения: 19 октября 2022. 19 октября 2022 года.
  66. . ДУМ РФ (17 февраля 2015). Дата обращения: 19 февраля 2015. 19 февраля 2015 года.
  67. . ДУМ РФ (19 февраля 2015). Дата обращения: 19 февраля 2015. 19 февраля 2015 года.
  68. от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Интерфакс -Религия
  69. от 4 марта 2016 на Wayback Machine //«Благовест-инфо», 07.12.2005 г. от 7 октября 2007 на Wayback Machine копия
  70. от 14 октября 2013 на Wayback Machine // Интерфакс -Религия, 15.08.2008 г.
  71. . Дата обращения: 26 августа 2011. 1 сентября 2011 года.
  72. . « Интерфакс -религия» (30 января 2012). Дата обращения: 8 января 2015. 24 июля 2014 года.
  73. Предтеченская И. . Всемирный русский народный собор (24 апреля 2023). Дата обращения: 26 мая 2023. 26 мая 2023 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Силантьев, Роман Анатольевич