Interested Article - Мне бы в небо (фильм)

«Мне бы в не́бо» ( англ. Up in the Air ) — трагикомедийный художественный фильм Джейсона Райтмана , экранизация одноимённого романа Уолтера Кёрна (2001). Сценарий фильма написали Джейсон Райтман и Шелдон Тёрнер .

Национальный совет кинокритиков США назвал «Мне бы в небо» лучшим фильмом 2009 года . Фильм также номинировался в 6 категориях на « Золотой глобус », выиграв премию за лучший сценарий, и получил 6 номинаций на премию « Оскар », но не выиграл ни в одной категории.

Сюжет

Экономический кризис в США в разгаре. В корпорациях идут массовые увольнения. Многие руководители фирм просто не способны справиться с таким объёмным, тяжёлым и неприятным делом — сообщить десяткам своих сотрудников о предстоящем увольнении. И тогда на сцене появляется Райан Бингэм ( Джордж Клуни ): фирма, где он работает, носящая туманное название «Консультирование в области смены рода занятий» («Career Transition Counseling», CTC), занимается терминацией кадров, то есть проводит собеседования с сотрудниками разных компаний, сообщая им, что их должности сокращены. Конечно, это всегда порождает бурю негодования, слёзы, а порой и агрессию. Для многих работа — смысл их жизни и единственный источник дохода, но задача сотрудника CTC — всего лишь принять на себя первый, самый сильный удар и смягчить его, выразив цинично-лицемерное, но внешне такое правдоподобное сочувствие, красиво рассказав о том, что жизнь с потерей работы не заканчивается, и тем самым снизить вероятность будущих судебных разбирательств. Он — своего рода громоотвод для негативных эмоций, и ему за это хорошо платят.

Бингэм со своей работой справляется блестяще. Огромный опыт, талант психолога, навыки оратора помогают ему в этом.

Дома Райан бывает 40-45 дней в году. Он постоянно в перелетах. Сегодня он в Лос-Анджелесе, завтра — в Далласе, послезавтра — в Майами. Никто лучше него не знает аэропорты Америки и алгоритм поведения в них; Райан быстрее всех проходит досмотр перед посадкой. Он виртуозно манипулирует многочисленными карточками постоянного клиента авиакомпаний, отелей, ресторанов, проката автомобилей; каждое его хорошо просчитанное действие в дороге приносит ему новые привилегии, баллы, мили, проценты скидок. Никто лучше него не высыпается в самолете. Он буквально живёт в небе.

Ясно, что образ жизни Райана Бингэма несовместим с идеей семьи и детей, домашнего очага. Ни того, ни другого у него нет ни в настоящем, ни в планах на будущее. И хотя герой уже не молод, его вполне устраивают случайные и непродолжительные любовные связи в поездках.

Однажды Райан знакомится с красивой и интересной женщиной по имени Алекс ( Вера Фармига ), как и он, постоянно находящейся в разъездах. Они начинают сверять свои расписания, созваниваются и изредка встречаются в разных городах страны. Они оба независимые, самодостаточные люди, им ничего не нужно друг от друга, кроме секса и нескольких часов совместного времяпрепровождения. Но постепенно Райан проникается к Алекс особой симпатией, первой в его жизни. Совместная поездка на свадьбу к сестре Райана ещё больше сближает их.

Тем временем в компании Си-Ти-Си назревают перемены. Выпускница колледжа, молодая и энергичная Натали ( Анна Кендрик ), убедительно обосновывает целесообразность постепенного отказа от командировок и перехода к удалённой работе с увольняемыми сотрудниками через Интернет. Это должно существенно снизить издержки фирмы, прежде всего, командировочные расходы. Начальство поддерживает эту идею, потихоньку начиная сокращения и внутри самой компании. Босс ( Джейсон Бейтман ) сообщает Бингэму, что тот должен совершить последнюю серию поездок с Натали, поднатаскать её в практике общения с увольняемыми. После этого ему предстоит надолго засесть в офисе фирмы в Омахе . На глазах потрясённого Райана рушится весь его привычный образ жизни, его мир.

В этом турне Натали предстоит прочувствовать, каково это — увольнять старейших сотрудников фирм, которые ни в чём не виноваты… Одновременно её бросает любимый парень, причем делает это тоже «дистанционно» — прислав СМС-сообщение. Натали начинает задумываться о бездушной искусственности своей идеи — увольнять людей, сидя перед веб-камерой за сотни миль…

После возвращения из поездки на родину в сопровождении Алекс Райан постепенно начинает ощущать, что, возможно, в жизни есть что-то больше, чем его работа и постоянные перелеты. Впервые он задумывается об этом ещё на свадьбе сестры, в момент разговора с её неуверенным в себе женихом, чуть не передумавшим прямо в день венчания.

Ко всему прочему, Бингэм — востребованный, популярный и хорошо оплачиваемый бизнес-тренер, на своих лекциях он транслирует аудитории мысль о лёгком отношении к жизни, её сложностям и тому багажу, который она постепенно накапливает у каждого человека — в прямом и переносном смысле. Но однажды во время очередной лекции «Что у вас в рюкзаке?» Райан внезапно замолкает. Он понимает, что не имеет права поучать других, пока не разберется в самом себе. Герой бросает всё и летит к Алекс, впервые в жизни перестав бояться впустить кого-то в свою жизнь. Но, позвонив в дверь, он обнаруживает, что она вовсе не одинока. У неё семья и дети, которыми она дорожит и не собирается их оставлять. Для Алекс Райан был всего лишь «отдушиной», не полноправной частью её каждодневной рутины, а способом иногда отвлечься от неё.

Совершенно опустошённый, Бингэм садится в самолёт и вдруг слышит объявление по салону: именно сегодня он достиг долгожданной цели — стал всего лишь седьмым человеком в истории авиакомпании, налетавшим 10 миллионов миль . Ему вручают давно желанную карту, дающую редчайшему VIP-клиенту небывалые пожизненные привилегии. Например, право на множество бесплатных перелётов. Но изменившемуся Райану это уже не слишком интересно; он решает поделиться премиальными милями с сестрой, сделать свадебный подарок молодожёнам, всегда мечтавшим о путешествиях.

Райана преследуют воспоминания о беседах с увольняемыми сотрудниками. О том, как все они повторяют одно и то же: «Без друзей, семьи я бы не справился», «Было бы намного сложнее, если бы я был один», «Когда я просыпаюсь утром и вижу рядом жену, я знаю, что у меня есть цель», «Дело не в деньгах, с ними тепло, можно оплатить счета, купить плед, но они никогда не согреют меня как мой муж», «Мне надо встать, выбраться, что-то найти. Я живу ради своих детей, ради семьи». Просто раньше он этого не слышал, не понимал. Он и сейчас их пока ещё не очень понимает, но видит, что у каждого свои причины жить. И проживает каждый жизнь по-разному и по-своему. И у Райана тоже есть свой путь — путь «человека налегке, без лишнего груза, вечно находящегося в движении».

После долгих колебаний руководство фирмы прислушивается к аргументам Райана и решает повременить с внедрением идей Натали Киннер — к тому же сама Натали уже не настаивает на своей правоте так убеждённо и бескомпромиссно, как до своей поездки с опытным наставником. Итак, Бингэм может вернуться туда, где действительно чувствует себя счастливым — в небо. И он возвращается, надеясь, что самое главное и интересное в его жизни ещё впереди. Тем более, что он уже не тот человек, каким был раньше.

Натали, столкнувшаяся с реальной стороной своей профессии (женщина, которую она достаточно грубо уволила, покончила с собой), увольняется из Си-Ти-Си и уезжает из Омахи. Она намерена уехать в Калифорнию и попытаться поступить на ту самую работу, от которой когда-то отказалась, чтобы быть вместе со своим бывшим парнем. Натали и не знает, что Райан, вложив в письмо весь свой талант психолога и дар убеждения, написал её потенциальному работодателю: «Мы незнакомы, но я уверен, что вам крупно повезёт, если вы возьмёте Натали Киннер. Мой совет? Берите её и ни о чём не думайте. Решения лучше, чем это, вы не принимали уже давно»…

Создатели фильма

Анна Кендрик на Международном кинофестивале в Торонто в 2009 году.

Съёмочная группа

В ролях

История создания

Райтман начал писать сценарий по книге в 2002 году, но не мог закончить его до 2008 года. Разные части сценария он писал специально для Джорджа Клуни , Веры Фармиги , Анны Кендрик , Джейсона Бейтмана , Дэнни Макбрайда , Мелани Лински , Эми Мортон , Сэма Эллиотта и Зака Галифианакиса .

Съёмки проходили, в основном, в Сент-Луисе , разные окрестности которого изображают в фильме местности многих других городов. Некоторые сцены также были отсняты в Детройте , Омахе , Лас-Вегасе и Майами . Уолтер Кирн, автор книги, по которой снят фильм, играет камео. В сцене представления Натали он сидит слева от Райана.

Вера Фармига в сцене, где она появляется обнажённой, воспользовалась помощью дублёрши. В интервью она рассказала, что у неё нет проблем с обнажением на камеру. Просто к моменту съёмок она родила ребёнка и из её груди периодически текло молоко.

Фильм содержит отсылки к другому фильму « Вид сверху лучше » 2003 года.

Выход фильма

Райтман активно занимался продвижением своего фильма, лично появляясь на кинофестивалях и других мероприятиях, где демонстрировался фильм, начав с Теллуридского кинофестиваля 5 сентября 2009 года. Лос-Анджелесская премьера фильма состоялась 30 ноября 2009 года в «Мэнн-Виледж Театр». Компания Paramount Pictures планировала выпустить фильм в ограниченный прокат на территории Северной Америки 4 декабря 2009 года, потом решила расширить прокат и выпустить фильм 11 декабря 2009-го, далее фильм был выпущен в широкий прокат перед Рождеством, 23 декабря 2009 года.

Официальные даты премьер:

  • В мире: 13.11.2009
  • В России: 14.01.2010

Отзывы критиков

Фильм получил в основном положительные отзывы критиков. На сайте Rotten Tomatoes 90 % критиков на основе 241 рецензии дали фильму положительные отзывы со средней оценкой 8,1 из 10. На сайте Metacritic , выставляющей взвешенный средний рейтинг из 100 баллов, фильм получил оценку в 83 балла на основе 36 рецензий .

Роджер Эберт (газета"«Чикаго Сан-таймс») дал фильму четыре звезды, отметив, что «это не комедия. Если бы фильм ею являлся, то было бы сложно смеяться в эти последние дни 2009 года. Это и не трагедия, это проницательный взгляд на то, как человек выполняет свою работу» .

Награды и номинации

Награды

  • 2010 — премия «Золотой глобус» за лучший сценарий (Джейсон Райтман, Шелдон Тернер)
  • 2010 — премия BAFTA за лучший адаптированный сценарий (Джейсон Райтман, Шелдон Тернер)
  • 2010 — премия Гильдии сценаристов США за лучший адаптированный сценарий (Джейсон Райтман, Шелдон Тернер)
  • 2010 — 4 премии Национального совета кинокритиков США : лучший фильм, лучшая мужская роль (Джордж Клуни), лучшая женская роль второго плана (Анна Кендрик), лучший адаптированный сценарий (Джейсон Райтман, Шелдон Тернер)
  • 2009 — премия «Спутник» за лучшую музыку к фильму (Рольф Кент)

Номинации

  • 2010 — 6 номинаций на премию «Оскар» : лучший фильм (Джейсон Райтман, Дэн Дубицки, Айван Райтман), лучший режиссёр (Джейсон Райтман), лучшая мужская роль (Джордж Клуни), лучшая женская роль второго плана (Вера Фармига и Анна Кендрик), лучший адаптированный сценарий (Джейсон Райтман, Шелдон Тернер)
  • 2010 — 5 номинаций на премию «Золотой глобус» : лучший фильм — драма, лучший режиссёр (Джейсон Райтман), лучшая мужская роль — драма (Джордж Клуни), лучшая женская роль второго плана (Вера Фармига и Анна Кендрик)
  • 2010 — 5 номинаций на премию BAFTA : лучший фильм (Джейсон Райтман, Дэн Дубицки, Айван Райтман), лучшая мужская роль (Джордж Клуни), лучшая женская роль второго плана (Вера Фармига и Анна Кендрик), монтаж (Дэйна И. Глауберман)
  • 2010 — номинация на премию Гильдии режиссёров США за лучшую режиссуру художественного фильма (Джейсон Райтман)
  • 2010 — три номинации на премию Гильдии киноактёров США : лучшая мужская роль (Джордж Клуни), лучшая женская роль второго плана (Вера Фармига и Анна Кендрик)
  • 2009 — 4 номинации на премию «Спутник» : лучший фильм — комедия или мюзикл, лучшая мужская роль — комедия или мюзикл (Джордж Клуни), лучшая женская роль второго плана (Анна Кендрик), лучший адаптированный сценарий (Джейсон Райтман, Шелдон Тернер)

Примечания

  1. . Дата обращения: 9 мая 2012. Архивировано из 17 июня 2012 года.
  2. Самый дальний перелёт, теоретически возможный в пределах Соединённых Штатов Америки и их владений — между аэропортами Guam Antonio B. Won Pat International на острове Гуам в западной части Тихого океана и Key West International на острове Ки-Уэст во Флоридском проливе — составляет 13,5 тысяч километров. В пределах собственно США — из того же Ки-Уэст до аэропорта Адак на Алеутских островах, 8,2 тыс. км. Для того, чтобы налетать 10 миллионов миль , то есть более 16 млн. км., Райану нужно было бы слетать туда и обратно соответственно, около 600 или почти 1000 раз. Вероятно, в принципе за пару десятилетий такое возможно. Правда, летать нужно самолётами одной и той же авиакомпании (и её бонусных партнёров, разумеется)…
  3. . Дата обращения: 9 мая 2012. 17 июня 2012 года.
  4. . Chicago Sun-Times. Дата обращения: 16 июля 2022. 19 апреля 2010 года.

Ссылки

Источник —

Same as Мне бы в небо (фильм)