Interested Article - Современник (театр)

Моско́вский теа́тр «Совреме́нник» — государственный драматический театр, находится в центре Москвы, на Чистопрудном бульваре в доме 19А. Основан в 1956 году группой молодых актёров — выпускников Школы-студии МХАТ . Лидером и первым художественным руководителем театра с 1956 по 1970 год был Олег Николаевич Ефремов . С 1972 по 2019 год главным режиссёром и художественным руководителем «Современника» была народная артистка СССР Галина Борисовна Волчек . С 4 января 2020 года по 4 июля 2022 года художественным руководителем театра был заслуженный деятель искусств РФ , режиссёр Виктор Рыжаков . С 8 июля 2022 года ответственность за творческую составляющую жизни театра взял на себя художественный совет. В него вошли: Алёна Бабенко , Сергей Гирин , Светлана Иванова , Людмила Крылова , Полина Рашкина, Иван Стебунов , Александр Хованский . Председателем совета был избран Владислав Ветров .

История

Руководство Олега Ефремова

Становление театра

Основателями театра были молодые актёры — Олег Ефремов , Галина Волчек , Игорь Кваша , Лилия Толмачёва , Евгений Евстигнеев , Олег Табаков , Виктор Сергачёв , к которым присоединились другие выпускники и студенты Школы-студии Московского Художественного театра . Актёры собирались на добровольных началах, каждый участник занимал определённую должность. Так, по общему согласию, руководителем стал Ефремов , а Табаков взял ответственность за организационную часть . Изначально актёрская студия взяла название «Студия молодых актёров», которое отражало демократический дух группы .

Создание современного молодёжного театра стало своеобразным вызовом устаревшим и косным принципам МХАТ , чьи постановки по произведениям современных драматургов на тот момент мало привлекали публику. Период оттепели и развенчание культа личности Сталина в 1956 году предоставили творческую свободу Ефремову и его соратникам, которые стремились по-новому взглянуть на проблемы современности . Так, Ефремов ценил этическую составляющую показываемых спектаклей, он старался оживить героев, приблизить их к зрителям. Постановки «Современника» были исполнены в жанре реализма с упором на психологизм . Некоторые критики с пренебрежением прозвали подход Ефремова «шептальным реализмом» . Студия также отказалась от большинства классических произведений ради постановок современных авторов, например, Виктора Розова и Константина Симонова .

Ефремов обращал особое внимание на совместную игру актёров, поддерживал их начинания и идеи. Все члены студии имели равные права, художественный руководитель скорее давал советы актёрам, чем управлял процессом постановки. Более того, Ефремов побуждал актёров пробовать себя в качестве режиссёров . В конце каждого сезона труппа собиралась вместе, чтобы с помощью голосования распределить жалование и решить, кто из актёров получит прибавку за отличную игру, а с кем придётся расстаться по идейным соображениям .

«Студия молодых актёров» открылась премьерой спектакля «Вечно живые» по пьесе драматурга Виктора Розова, на основе которой впоследствии был снят фильм М.Калатозова « Летят журавли ». К тому моменту большинство актёры уже выпустились из школы-студии при МХАТ и работали в разных театрах, поэтому репетиции шли ночами, а сама премьера состоялась поздним вечером 15 апреля 1956 года . Спектакль вызвал ажиотаж у публики, большую часть которой составляли студенты различных вузов Москвы. История жизни простых людей во время войны так впечатлила первых зрителей, что они задержались в театре до утра, обсуждая спектакль вместе с актёрами .

Развитие «Современника»

«Современник» считает датой своего рождения 15 апреля 1956 года — день премьеры «Вечно живых» . Но своё официальное имя театр получил лишь в апреле 1958-го, когда директор МХАТ Александр Солодовников предложил Ефремову поменять название студии , а затем поддержал и утвердил новое название — «Современник». Ещё через три года театр-студия «Современник» получил своё первое здание у метро «Маяковская», в доме 1 на Триумфальной площади, а с 1965 г. из названия исчезло слово «студия» .

«Современник» прославился вызывающим и неоднозначным репертуаром. Среди наиболее нашумевших и популярных спектаклей значились «Вечно живые», «В день свадьбы», «Традиционный сбор» по пьесе Розова, «Старшая сестра», «Без креста!» по повести Владимира Тендрякова , «Чудотворная», «Двое на качелях» американского драматурга Уильяма Гибсона , «Всегда в продаже» Василия Аксёнова , « Обыкновенная история » по роману Ивана Гончарова , «Баллада о невесёлом кабачке» в инсценировке Эдварда Олби , « На дне » по пьесе Максима Горького и другие .

Особый ажиотаж вызвал спектакль « Голый король », поставленный режиссёром Маргаритой Микаэлян по пьесе Евгения Шварца . По свидетельству игравшей роль принцессы актрисы Нины Дорошиной , выпуск много лет запрещённой пьесы проходил под прямым руководством Олега Ефремова , внесшего в постановку лирической сказки стремительный и жёсткий ритм, современную остроту и экспрессию. Постановка избежала цензуры, но в 1960 году после премьеры на гастролях в Ленинграде художественный совет театра был жёстко раскритикован в коллегии министерства культуры, МХАТ расторг с театром договор, после чего театр лишился сцены в филиале МХАТ .

Театр поднимал острые социальные темы, например, в 1967 году к 50-летию Октябрьской революции была поставлена трилогия, состоящая из спектаклей «Декабристы» по пьесе Леонида Зорина , «Народовольцы» по пьесе Александра Свободина и «Большевики» по пьесе Михаила Шатрова . Ефремов старался по-новому взглянуть на события революции, сделать её героев более человечными, показав их эмоции, переживания и страхи, которым не было место в официальной истории коммунизма .

В конце 1960-х влияние оттепели начало ослабевать, цензура запрещала всё больше спектаклей «Современника». В это время Ефремов принял приглашение возглавить МХАТ , с тем, чтобы и созданный им «Современник» влился в труппу МХАТ СССР . Его идея слить труппы двух театров и перенести репертуар «Современника» на сцену филиала МХАТ получила одобрение у старейшин МХАТа, но не была принята «Современником». Летом 1970 года после долгого периода раздумий, собраний и споров Ефремов покинул «Современник» . Вслед за ним во МХАТ ушла часть ведущих актёров труппы. Кроме того, оказалось, Ефремов забрал репертуарный портфель будущих постановок. Эти обстоятельства поставили под удар судьбу «Современника» .

«Современнику» благоволили некоторые высокопоставленные советские чиновники, в частности министр культуры Екатерина Фурцева . В 1961 году благодаря её поддержке театр получил своё первое здание у станции метро «Маяковская». Фурцева также помогла театру отстоять постановку «Большевики», изначально запрещённую к показу цензурой . Впоследствии министр культуры сыграла значительную роль в судьбе театра, не допустив его закрытия в период отсутствия художественного руководителя.

Руководство Галины Волчек

Олег Ефремов совмещал в «Современнике» две должности — директора и главного режиссёра. После его ухода во МХАТ, должности были разделены: обязанности главного режиссёра выполняла избранная труппой художественная коллегия, а директором стал Олег Табаков . В 1972-м, после многочисленных собраний, труппа и сотрудники театра выбрали актрису Галину Волчек новым главным режиссёром театра. На момент её вступления на новый пост театр находился на грани закрытия .

В 1973 году Волчек поставила драму «Восхождение на Фудзияму», открыв для сцены имя Чингиза Айтматова . Уже известный на тот момент писатель Айтматов создал для «Современника» свою первую пьесу в соавторстве с опытным драматургом Калтаем Мухамеджановым . Впервые в «Современнике» актёры играли по законам «бедного театра» — без грима и декораций, на окруженной публикой площадке в центре зрительного зала . Оформлением были только свет и музыка Микаэла Таривердиева . Этот эксперимент был тепло принят зрителями и получил развитие в ряде следующих постановок, где стиралась граница между залом и сценой и не было места театральному преувеличению, где пустое сценическое пространство оказывалось сильнее самых сложных декораций. В том же 1973 году успешно прошла премьера сатирической комедии-гротеска «Балалайкин и Ко» по роману Салтыкова-Щедрина « Современная идиллия », — постановку осуществил главный режиссёр БДТ Георгий Товстоногов . В театр пришли молодые режиссёры Валерий Фокин и Иосиф Райхельгауз , с именами которых связан целый период в жизни «Современника». Театр начал вновь сотрудничать с Константином Симоновым , на афише появились новые имена авторов: Михаил Рощин , Александр Вампилов , Алла Соколова , Василий Шукшин , Александр Гельман . В этот период в труппу театра пришли актёры: Валентин Гафт , Лия Ахеджакова , Марина Неёлова , Константин Райкин , Юрий Богатырёв , Елена Коренева , Станислав Садальский ; в новых работах ещё ярче раскрылся сценический дар молодых актёров «ефремовского набора» — Анастасии Вертинской , Авангарда Леонтьева .

В 1976 году свои посты оставили два руководителя театра — Олег Табаков и Леонид Эрман. Табаков, на основе своей студии для старшеклассников, созданной им в 1974 году с участием молодых актёров и режиссёров «Современника», набрал актёрский курс в ГИТИСе и ушёл с поста директора театра, оставаясь актёром «Современника». А директор-распорядитель Леонид Эрман ушёл вслед за Олегом Ефремовым во МХАТ . Как Табаков и Волчек, Эрман стоял у истоков театра, придя в него в 1957 году вместе со своей женой актрисой Людмилой Ивановой , от него во многом зависела успешная деятельность театра .

В 1989 году под руководством Волчек был поставлен спектакль « Крутой маршрут » . Другими известными спектаклями стали « Три товарища » по мотивам одноимённого произведения Эриха Марии Ремарка , «Голая пионерка» в постановке Кирилла Серебренникова , «Игра в джин», «Мурлин Мурло» и «Мы едем, едем, едем…» Николая Коляды и другие .

15 апреля 1996 года театр был награждён орденом Почёта за большой вклад в современное театральное искусство, заслуги в эстетическом воспитании молодежи и широкое общественное признание .

Под руководством Волчек театр провёл первые гастроли в США — сначала в 1978-м, а затем в 1990 году. В 1997 году после выступлений на Бродвее «Современник» стал первым зарубежным театром, получившим престижную театральную награду Drama Desk Award . С «Современником» работают такие известные театральные режиссёры и драматурги, как Римас Туминас , Николай Коляда , Кирилл Серебренников , Валерий Фокин , Гарик Сукачев , Евгений Арье , Марина Брусникина , Евгений Каменькович , Александр Галин .

В 2016 году Чулпан Хаматова стала заместителем художественного руководителя по вопросам финансов. По словам Волчек, опыт работы актрисы с различными благотворительными фондами подготовил её к работе на этой должности .

Руководство Виктора Рыжакова

26 декабря 2019 года Галина Волчек умерла в московской клинике на 87-м году жизни. 30 декабря 2019 года Департамент культуры города Москвы сообщил, что художественным руководителем театра назначен режиссёр, заслуженный деятель искусств РФ Виктор Анатольевич Рыжаков . Представлен труппе 9 января 2020 года . 4 июля 2022 года Виктор Рыжаков покинул пост художественного руководителя .

В отсутствие художественного руководителя, 8 июля 2022 года, театр сообщил имена восьми актёров, которые вошли в художественный совет «Современника», сформированный директором Юрием Кравцом, чтобы взять «ответственность за творческую составляющую жизни театра». В худсовет вошли: Алёна Бабенко , Сергей Гирин , Светлана Иванова , Людмила Крылова , Полина Рашкина, Иван Стебунов , Александр Хованский . Председатель совета — Владислав Ветров . Таким образом, полвека спустя театр вернулся к схожей ситуации, когда в 1970 году после ухода Олега Ефремова во МХАТ, труппа выбрала из своих актеров художественную коллегию, которая два года, как могла, заменяла главного режиссёра до избрания на эту должность Галины Волчек .

Гастроли

За время существования театра труппа побывала с гастролями во многих городах России, а также за рубежом . Свои первые гастроли театр провёл в 1958 году, посетив Иркутск , и впервые выехал за границу в 1966 году, показав спектакли в Чехословакии . Спектакли «Современника» ставились в театрах Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода , Челябинска , Красноярска , Сочи , Волгограда , Читы , Новосибирска , Магнитогорска , Свердловска и других. Труппа была на гастролях в Германии , Венгрии , Румынии , Польше , Израиле , Армении , Грузии , Казахстане , Литве , Латвии , Эстонии , США, Финляндии , Швейцарии , Франции , Украине и других странах. «Современник» стал первым российским театром, который провел большие гастроли в Лондоне в 2017 году .

Здания театра

Памятник Маяковскому на Триумфальной площади
«Другая сцена» театра «Современник» на Чистопрудном бульваре

До 1961 года у «Современника» не было собственного помещения. МХАТ взял студию на договор, заключил с артистами трудовые соглашения и предоставил площадку. По понедельникам, когда во МХАТе был выходной, спектакли «Современника» шли на сцене филиала МХАТ на улице Москвина , в остальные дни — на сценах домов культуры и рабочих клубов. Позднее спектакли шли на сценах различных московских театров и в арендованном концертном зале гостиницы « Советская » на Ленинградском проспекте .

В 1961 году театр получил своё первое помещение на площади Маяковского, которое освободилось после переезда Московского театра Эстрады . Старое здание, где ранее находились театр-варьете « Альказар » и Театр сатиры , располагалось в четырёх десятках метров за памятником Владимиру Маяковскому , занимая угол площади перед входом в гостиницу «Пекин» . Здание было тесным, давно не ремонтировалось и по плану реконструкции площади подлежало сносу. В 1974 году, после переезда театра, оно было снесено, с тех пор на его месте — автомобильная парковка.

В 1974 году «Современник» переехал в помещение дома № 19А на Чистопрудном бульваре . Здание было построено в 1914 году архитектором Романом Клейном для кинотеатра «Колизей» . В 1924—1932 гг. в нём также размещался Первый рабочий театр Пролеткульта, а в 1932—1936 гг. — Московский драматический театр ВЦСПС . В 1970 году кинотеатр закрыли и после масштабного обновления здание передали «Современнику». Тогда же здание связали воздушным переходом с соседним пятиэтажным домом, который стал административным корпусом театра, а его репетиционные залы, кроме своей основой задачи, — площадкой для экспериментальных постановок, поскольку в основном здании не было места для второй сцены .

В 2003 году к театру был пристроен восьмиэтажный комплекс, на первых двух этажах которого располагается «Другая сцена» театра . Автор дизайна фасада и интерьеров «Другой сцены» художник Александр Боровский .

В 2011 году Департамент культуры Москвы запланировал полную реконструкцию театра — позднее было решено ограничиться ремонтом . С осени 2016 года основная сцена на Чистых прудах была закрыта на капитальный ремонт, который завершился в декабре 2018 года. Работы проводились по дизайн-проекту Александра Боровского. В ходе реставрационных работ наружного исторического облика здания «Колизея» был частично восстановлен лепной декор и утраченные архитектурные элементы главного фасада, сделана его подсветка, отреставрирована кирпичная кладка и цоколь. Была заменена кровля и укреплены плиты фундамента. Прошла полная модернизация сцены: её оснастили новым оборудованием. Вновь, как и во времена первой реконструкции 1970-х, изменились вход в здание и его интерьеры. С улицы исчезли афишные тумбы в виде бетонных кубов, двери в театр теперь полностью прозрачны, в фойе и зрительном зале другое освещение и цвет стен. Иначе теперь выглядят и сами поверхности стен и потолков, оформленные рядами реечного профиля цвета чёрного шоколада. С учётом акустических требований были изготовлены более 700 новых театральных кресел с боковинами из массива бука . На время реконструкции спектакли основной сцены были переведены на площадку « Дворца на Яузе » на площади Журавлёва . «Другая сцена» не закрывалась. С 20 декабря 2018 года театр снова принимает зрителей в историческом здании на Чистопрудном бульваре .

Вопреки сообщениям прессы , надпись «Кинотеатръ „Колизей“» и датировки на фасаде не были восстановлены после реставрации, также как и скульптурный рельеф на фризе полуротонды. В 2018 году там впервые появился текст. Буквы, напоминающие шрифт пишущей машинки, образуют над ионической колоннадой слово «Современник» .

Труппа

Народные артисты России

Заслуженные артисты Российской Федерации

Остальные артисты

Награды и премии

  • 1966 год — Виктору Розову, Галине Волчек, Михаилу Козакову и Олегу Табакову присуждена Государственная премия СССР .
  • 1969 год — Олег Ефремов удостоился Государственной премии СССР за актёрскую и режиссёрскую деятельность в театре «Современник».
  • 1996 год — Театр «Современник» награждён орденом Почёта .
  • 1997 год — Театру «Современник» присуждена американская премия в области драматического искусства Drama Desk Award
  • 2011 год — Театру «Современник» присуждена премия «Человек года» в номинации «Театр» за постановку спектакля «Враги. История любви» по роману И.-Б.Зингера

Текущий репертуар

«Три товарища», 27 марта 2023 года, выход труппы на поклоны
  • «Амстердам» по пьесе Александра Галина, режиссёр Сергей Газаров , 2017 год.
  • «Анархия» по пьесе (англ.) , режиссёр Гарик Сукачёв, 2012 год.
  • « Вишнёвый сад » по пьесе Антона Чехова , режиссёр Галина Волчек, 1997 год.
  • «Враги. История любви» по роману Исаака Башевиса-Зингера , режиссёр Евгений Арье, 2011 год.
  • « Горе от ума » по пьесе Александра Грибоедова , режиссёр Римас Туминас, 2007 год.
  • «Дама» по пьесе Тадеуша Ружевича , режиссёр Анджей Бубень, 2016 год.
  • «Двое на качелях» по пьесе Уильяма Гибсона, режиссёр Галина Волчек, 2015 год.
  • «Житие FM» по пьесе Ярославы Пулинович , режиссёр Галина Зальцман, 2022 год.
  • «Игра в джин» по пьесе Дональда Ли Кобурна , режиссёр Галина Волчек, 2013 год.
  • «Играем… Шиллера!» по мотивам трагедии Фридриха Шиллера « Мария Стюарт », режиссёр Римас Туминас , 2000 год .
  • «Крутой маршрут» по мотивам романа Евгении Гинзбург , режиссёр Галина Волчек, 1989 год.
  • «Не покидай свою планету» по мотивам повести Антуана де Сент-Экзюпери « Маленький принц », режиссёр Виктор Крамер , 2016 год.
  • «Не становись чужим» по пьесе Гарольда Пинтера , режиссёр Сергей Газаров, 2018 год.
  • «Осенняя Соната» по мотивам киносценария Ингмара Бергмана , режиссёр Екатерина Половцева, 2012 год.
  • « Пигмалион » по пьесе Бернарда Шоу , режиссёр Галина Волчек, 1994 год.
  • «Поздняя любовь» по пьесе Александра Островского , режиссёр Егор Перегудов , 2016 год.
  • «Пять вечеров» по пьесе Александра Володина , режиссёр Александр Огарёв , 2006 год.
  • «Рассказ о семи» по повести Леонида Андреева , режиссёр Иван Комаров, 2021 год.
  • «С наступающим…» Режиссёр и драматург Родион Овчинников , 2016 год.
  • «Скажите, люди, куда идёт этот поезд…» по пьесе Анны Батуриной, режиссёр Марина Брусникина, 2016 год.
  • «Скрытая перспектива» по пьесе (англ.) , режиссёр Евгений Арье, 2014 год.
  • «Дюма» по пьесе Ивана Охлобыстина, режиссёр Михаил Ефремов, 2019 год.
  • «Нэнси», либретто Ивана Вырыпаева, режиссёр Иван Вырыпаев, 2019 год.
  • «Свидетельские показания» по пьесе Дмитрия Данилова, режиссёр Андрей Маник, 2019 год.
  • «Уроки сердца» по пьесам Ирины Васьковской, режиссёр Марина Брусникина, 2017 год.
  • «Что вы делали вчера вечером?» по пьесе Дмитрия Данилова, режиссёр Андрей Маник, 2020 год.
  • «Три сестры» по пьесе Чехова, режиссёр Галина Волчек, 2008 год.
  • «Три товарища» по мотивам романа Эриха Марии Ремарка, режиссёр Галина Волчек, 1999 год.
  • «Шагает солнце по бульварам», режиссёр Полина Рашкина, 2018 год .
  • «Живой», режиссер-постановщик — Виктор Рыжаков, 2021 год.
  • «Птица Феликс» опера Александра Маноцкова по пьесе Михаила Чевеги, режиссёр Олег Глушков, 2021 год.
  • «203-205» по пьесе Нила Саймона «Калифорнийская сюита», режиссёр Александр Жигалкин , 2021 год.

Примечания

  1. (англ.) — .
  2. . Официальный сайт мэра Москвы (19 декабря 2018). Дата обращения: 19 сентября 2019. 6 марта 2020 года.
  3. от 30 декабря 2019 на Wayback Machine // ТАСС , 20 декабря 2019
  4. . Дата обращения: 16 июля 2022. 3 июля 2022 года.
  5. // Театр «Современник», 8 июля 2022
  6. . История . МХТ им. Чехова (официальный сайт). Дата обращения: 24 июня 2018. 11 сентября 2013 года.
  7. . МИА “Россия сегодня” (15 апреля 2011). Дата обращения: 19 января 2018. 30 января 2018 года.
  8. . Театр “Современник” (2015). Дата обращения: 19 января 2018. 31 января 2018 года.
  9. , с. 125.
  10. . Фестиваль “Биеннале театрального искусства”. Дата обращения: 20 января 2018. 31 января 2018 года.
  11. Екатерина Астафьева. . “Дилетант” (15 декабря 2015). Дата обращения: 20 января 2018. 28 января 2018 года.
  12. Ольга Косолапова, Юлия Чечикова. . СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» (15 апреля 2016). Дата обращения: 20 января 2018. 30 января 2018 года.
  13. shellbars. . Достопримечательности Москвы (3 июля 2011). Дата обращения: 20 января 2018. 30 января 2018 года.
  14. . Радиостанция Вести ФМ (26 августа 2013). Дата обращения: 20 января 2018. 30 января 2018 года.
  15. Н. Зеленецкая. . Портал 1922-1991. Дата обращения: 20 января 2018. Архивировано из 31 января 2018 года.
  16. . История. рф. Дата обращения: 19 сентября 2019. 9 июня 2020 года.
  17. Алена Карась. . ФГБУ «Редакция «Российской газеты» (14 апреля 2006). Дата обращения: 20 января 2018. 30 января 2018 года.
  18. Александр Мягченков. . ООО «Альма Матер» (17 марта 2015). Дата обращения: 20 января 2018. 16 февраля 2018 года.
  19. . Портал культурного наследия России. Дата обращения: 20 января 2018. 30 января 2018 года.
  20. Виолетта Гудкова. . Журнальный зал в РЖ, «Русский журнал» (март 2017). Дата обращения: 20 января 2018. 15 января 2018 года.
  21. Анна Михайлова. . МИА «Россия сегодня» (15 апреля 2016). Дата обращения: 20 января 2018. 30 января 2018 года.
  22. Сергей Кормилов. . Журнальный зал в РЖ, "Русский журнал" (июнь 2014). Дата обращения: 20 января 2018. 30 января 2018 года.
  23. Михаил Кураев. . Журнальный зал в РЖ, "Русский журнал" (январь 2010). Дата обращения: 20 января 2018. 30 января 2018 года.
  24. Зоя Игумнова. . Безотцовщина . Известия (15 апреля 2021). Дата обращения: 8 февраля 2022. 8 февраля 2022 года.
  25. Виктор Борзенко. . ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ». Дата обращения: 20 января 2018. 30 января 2018 года.
  26. , с. 104.
  27. . ООО «Тура» (13 декабря 2016). Дата обращения: 20 января 2018. 30 января 2018 года.
  28. . Дата обращения: 30 марта 2018. 9 августа 2020 года.
  29. Артём Крылов. . Дата обращения: 27 марта 2018. 30 марта 2018 года.
  30. Людмила Иванова. Мой «Современник» - «Восхождение на Фудзияму».
  31. . Театр «Современник» (2015). Дата обращения: 20 января 2018. 4 декабря 2016 года.
  32. . НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС» (15 апреля 1996). Дата обращения: 20 января 2018. 9 июня 2020 года.
  33. Анна Михайлова. . ТАСС (5 октября 2016). Дата обращения: 20 января 2018. 11 января 2018 года.
  34. от 30 декабря 2019 на Wayback Machine // « Коммерсантъ », 30 декабря 2019
  35. от 10 января 2020 на Wayback Machine // РИА «Новости», 9 января 2020
  36. . Дата обращения: 29 июня 2022. 30 июня 2022 года.
  37. . // Театр «Современник» (2015). Дата обращения: 20 января 2018. 6 декабря 2016 года.
  38. . // ТАСС (2 марта 2017). Дата обращения: 20 января 2018. 30 января 2018 года.
  39. , с. 86.
  40. Елена Юринская. . ФГБУ «Редакция «Российской газеты» (30 июля 2014). Дата обращения: 20 января 2018. 30 января 2018 года.
  41. . Театр «Современник» (2015). Дата обращения: 20 января 2018. 7 декабря 2016 года.
  42. . ТАСС (13 мая 2016). Дата обращения: 19 сентября 2019. 9 июня 2020 года.
  43. . МИА «Россия сегодня» (10 ноября 2011). Дата обращения: 20 января 2018. 13 марта 2018 года.
  44. . Дата обращения: 31 января 2019. 1 февраля 2019 года.
  45. . ТАСС . Дата обращения: 19 декабря 2018. 19 декабря 2018 года.
  46. . Москва24 (16 февраля 2017). Дата обращения: 19 сентября 2019. 9 июня 2020 года.
  47. . Москва24. Дата обращения: 19 сентября 2019. 9 июня 2020 года.
  48. Ошибка в сносках ? : Неверный тег <ref> ; для сносок sovremact не указан текст
  49. . Дата обращения: 8 января 2019. 21 апреля 2016 года.
  50. . smotr.ru. Дата обращения: 3 марта 2000. 13 сентября 2005 года.

Литература

  • Дорош Е. Я. / Глав. ред. Свободин А. П.. — М. : Искусство, 1973. — 128 с. — ISBN 545-835-65-78 .
  • Иванова Л. И. / Глав. ред. Спиридонова Л.. — М. : Время, 2011. — 224 с. — ISBN 978-5-9691-0646-8 .
  • Соловьева И. . — М. : МХТ, 1998. — 160 с. — ISBN 5-900020-04-5 .
  1. . IncNews . Дата обращения: 3 мая 2021. 3 мая 2021 года.
Источник —

Same as Современник (театр)