Interested Article - Лукреций

Тит Лукре́ций Кар ( лат. Titus Lucretius Carus , часто просто — Лукреций ; родился, предположительно, около 99 года до н. э., Помпеи (ныне территория включена в метрополитенский город Неаполь в области Кампания , Италия), Римская республика — умер в средине 50-х гг. до н. э., Рим , там же) — римский поэт и философ . Считается одним из ярчайших приверженцев атомистического материализма , последователем учения Эпикура .

Биография

В современной историографии предположительным годом рождения Тита Лукреция считается 99 до н. э. , а датой смерти — середина 50-х годов до н. э. К тому же, по мнению британского литературоведа Д. Р. Шэклтона-Бейли, Тит не принадлежал к Лукрециям-нобилям .

На заре зарождения римской философской терминологии Лукреций в своём основном труде, посвящённом претору 58 года до н. э. Гаю Меммию , — философской поэме « О природе вещей » ( лат. De rerum natura ) — облёк своё учение в стройную поэтическую форму. Следуя теории эпикуреизма , Лукреций Кар постулировал свободу воли человека, отсутствие влияния богов на жизнь людей (не отвергая, однако, само существование богов). Он считал, что целью жизни человека должна быть атараксия , аргументированно отвергал боязнь смерти, саму смерть и потустороннюю жизнь: по его мнению, материя вечна и бесконечна, а после смерти человека его тело обретает иные формы существования.

Для философов-материалистов более позднего времени именно Тит Лукреций Кар является главным пропагандистом и доксографом учения Эпикура . Его философия дала мощнейший толчок развитию материализма в античности и в XVII—XVIII веках. Среди ярких последователей Эпикура и Лукреция — Пьер Гассенди . В 1563 году французский филолог Ламбен издал первое комментированное издание поэмы Лукреция. В 1884 году философ Анри Бергсон перевёл и издал фрагменты поэмы в качестве пособия по курсу риторики и философии .

Тексты и переводы

De rerum natura , 1570

Русские переводы:

  • О природе вещей. / Пер. А. Клеванова . — М., 1876. XXII, 191 с.
  • О природе вещей. / Пер. размером подлинника И. Рачинского . — М.: Скорпион, 1904. XVI, 231 с.
    • (переиздания 1913 и 1933 годов)
  • О природе вещей. / Пер. Ф. А. Петровского , вступ. ст. В. Ф. Асмуса. — М.-Л.: Academia, 1936. — 285 с. ( неоднократно переиздавался )
    • Тит Лукреций Кар . О природе вещей. / Пер. Ф. А. Петровского, вступ. ст. Т. В. Васильевой. [С приложением фрагментов сочинения Гераклита, поэм Парменида и Эмпедокла, писем Эпикура]. (Серия «Библиотека античной литературы. Рим»). — М.: Художественная литература, 1983. — 384 с.

Образ в литературе

Примечания

  1. Frank T . The Life and Literature in The Roman Republic. — Berkeley : University of California Press, 1971. — 258 ps. — ISBN 0-520-00428-0 . — Pp. 229—230
  2. Shackleton Bailey D . Onomasticon to Cicero’s Letters / by D. R. Shackleton Bailey. — Stuttgart & Leipzig: Teubner, 1995. — 171 ps. — ISBN 3-519-07426-5 . — P. 65
  3. Mewaldt J . Lucretius 17 // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft (RE). — 1927. — Bd. XIII, 2. — Kol. 1659—1683

Литература

  • Марковников В. Идея культурно-исторического развития в поэме Лукреция // «Научное слово», 1903. — № 10. — С.97-122.
  • Вандек В. Тит Лукреций Кар и его философия воинствующего атеизма. — М.-Л., 1931.
  • Рабинович В. И. Витрувий и Лукреций. // Вопросы философии 1963. — № 3.
  • Боровский Я. М. О термине natura у Лукреция // Ученые записки ЛГУ. Серия филологических наук. — Вып. 18. 1952. — С. 223—238.
  • Боровский Я. М. Обозначение вещества и пространства в лексике Лукреция // Классическая филология. Отв. редактор А. И. Доватур. — Л., 1959. — С.117-139.
  • Боровский Я. М. Вопросы общественного развития в поэме Лукреция // Древний мир. Сб. статей в честь академика В. В. Струве. М., 1962.- С.475-484.
  • Покровская З. А. Ф. А. Петровский — переводчик поэмы Лукреция. // Античность и современность. К 80-летию Федора Александровича Петровского. — М., 1972. — С. 11-27.
  • Васильева Т. В. Стоическая концепция природы и поэма Лукреция «О природе вещей» / Эллинистическая философия (современные проблемы и дискуссии). М.: Ин-т философии, 1986;
  • Верлинский А. Л. Лукреций в трудах Я. М. Боровского // Cathedra Petropolitana: Межвузовский сборник. К 70-летию кафедры классической филологии. Отв. ред. В. С. Дуров. СПб., 2004.(Philologia classica. Вып.6). С.69-87.
  • Тимофеев И. С. Термины атомистики в философском словаре Лукреция: семантическое поле «первоначала» // Индоевропейское языкознание и классическая филология. Институт лингвистических исследований РАН (Санкт-Петербург) № 21. 2017. С. 772—784.
  • Светлов В. И. Мировоззрение Лукреция. (К двухтысячелетию со дня смерти). // Общее собрание АН СССР 15-19 января 1946 г. Доклады. М.-Л., 1946. С.175-199.
  • Diskin Clay: Lucretius and Epicurus. Cornell University Press, Ithaca/New York 1983, ISBN 0-8014-1559-4 .
  • D. Sedley , Lucretius and the Transformation of Greek Wisdom (Cambridge, 1998).
  • Godwin, John, Lucretius (London: Bristol Classical Press, 2004) («Ancient in Action» Series).
  • Anne Janowitz The Sublime Plurality of Worlds: Lucretius in the Eighteenth Century // Tate Papers Issue 13 Spring 2010
  • Шахнович М. М. // Православная энциклопедия . — М. , 2016. — Т. XLI : « Ливаний Львовский в честь Преображения Господня женский монастырь ». — С. 643-646. — 752 с. — 30 000 экз. ISBN 978-5-89572-021-9 .

Ссылки

Источник —

Same as Лукреций