Interested Article - Пальметта

Девятилистные пальметты. Афганистан . II век до н. э. Музей Гиме , Париж
Пальметты ограды Демидова моста . 1835. Санкт-Петербург

Пальметта ( фр. palmette , уменьшит. от лат. palmа из др.-греч. πάλάμη — ладонь) — элемент растительного орнамента в виде листа пальмового дерева , по сходству с ладонью, или с «растопыренными пальцами руки» [ прояснить ] . Представляет собой геометризованное изображение веерообразно расходящихся листьев пальмового дерева из цветочной чашечки с двумя спиралевидными усиками по сторонам. Похожий мотив иного происхождения — антемий (антимис, антелий, анфелий; др.-греч. άνθεμιον, άνθος — цветок — род растений семейства сложноцветных с перистыми, щетинообразными листьями). В отличие от пальметты антемий происходит от египетского мотива цветка лотоса и выглядит иначе .

В античной архитектуре ионического ордера антемий, чередуясь с пальметтами, образует орнаментальный фриз . Отсюда неправомерное отождествление двух разных мотивов и упрощённое понимание такого орнамента, ставшее обычным для многих справочных изданий .

Мотив пальметты в теории формообразования орнамента исследовал выдающийся австрийский историк и теоретик искусства Алоиз Ригль в классической работе 1893 года «Вопросы стиля. Основные положения к истории орнамента» (Stilfragen. Grundlegungen zu einer Geschichte der Ornamentik) . Этот мотив зародился в Древнем Египте . Известны различные типы египетских пальметт — простые, с одиночным листом пальмы; с мотивом восходящего солнца; лотосовидные кисти; цветок или пальмовая ветвь, опирающиеся на свиток . Из Египта мотив пальметты распространился на остров Крит , в Месопотамию и Персию . В Месопотамии пальметты (особого рисунка) были солнечным знаком богини Иштар . Лепестки пальметты уподобляли солнечным лучам, которые заканчивались точками — звёздами. Своеобразную форму имеет сирийская лотосовидная пальметта , схожая со стилизованным цветком лотоса в качестве мотива эолийской капители .

В отличие от архитектуры Малой Азии древние эллины стали свободно совмещать в архитектурных фризах и орнаментальных поясах различных ордеров разнородные мотивы: пальметты, антемии, стилизованные цветки и бутоны лотоса, аканты, апии, трилистники, розетки . В древнегреческом искусстве мотив пальметты использовали в качестве наверший надгробных стел, антефиксов и акротериев . В древнегреческой вазописи изображения пальметт появляются на рубеже VIII—VII века до н. э. С IV в. до н. э. появлялись пальметты с загнутыми концами листьев, они получили название «пламенеющие пальметты» ( фр. flame palmette ).

Латинский термин «пальметта» условно относят к искусству Ближнего и Среднего Востока. Индийская, или восточная, пальметта представляет собой, по одной из версий, стилизованную ветвь кипариса . Ближайший мотив: бута (восточная пальметта), или «восточный огурец» , — изображение овала с заострённой и загнутой верхушкой, заполненного мелким орнаментом. Вариации буты встречаются в орнаментике восточных, в частности азербайджанских, ковров. Персидская пальметта близка по рисунку так называемому «византийскому цветку» — трёхлепестковой или пятилепестковой пальметте со спирально закрученными усиками у основания. Его повторяли в качестве элемента раппорта на персидских и сирийских тканях и коврах VII—VIII веков. Этот мотив получил название «византийской связки», или «банд-э-руми» («римской перевязи»; руми на персидском означает римский, ромейский — ромеями себя называли византийцы) .

Персидские, арабские и «византийские цветки» вписывали в ромбические медальоны и в таком виде они образовывали плотный раппорт шитых шёлковых и бархатных тканей. По образцу византийских такие ткани вырабатывали в Венеции, где подобные мотивы получили название «венецианского цветка». Этот мотив широко использовали в декоративном искусстве проторенессанса и итальянского Возрождения (XII—XVI веков). .

В архитектуре античности, Ренессанса , классицизма , барокко и неоклассицизма рельефные пальметты использовали в качестве «заполнительного орнамента» в раковинах скульптурных ниш, арочных тимпанах , десюдепортах , в декоративных решётках ворот, оградах мостов и балконов. Многие мотивы геральдики в иконографическом и композиционном отношениях связаны с пальметтой: геометризованный цветок ириса ( герб Флоренции ) и «королевская лилия», или « флёр-де-лис » ( фр. fleur de lys ), французских Бурбонов, стали символом божественного права королей, что мистически, через происхождение древних пальметт, соотносили со знаком Солнца .

См. также

Растительные орнаменты и геральдические символы:

Литература

  • Власов В. Г. . Антемий/Пальметта // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. I, 2004. — С. 304. — Т. VII, 2007. — С. 96—98
  • Микаелян Л. Ш. . 3 января 2017 года. // Актуальные проблемы теории и истории искусства : сб. науч. статей. Вып. 5. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: НП-Принт, 2015. С. 220—229. ISSN 2312—2129.

Примечания

  1. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х томах.— М.: Прогресс. — Т. 3, 1987. — С. 194
  2. . www.cnrtl.fr. Дата обращения: 27 июля 2019. 27 июля 2019 года.
  3. (англ.) . Lexico Dictionaries &124; English. Дата обращения: 27 июля 2019. 27 июля 2019 года.
  4. Власов В. Г. . Антемий/Пальметта // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. I, 2004. — С. 304. — Т. VII, 2007. — С. 96—98
  5. : [ 6 декабря 2022 ] // Анкилоз — Банка. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 34. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 2). — ISBN 5-85270-330-3 .
  6. (итал.) . www.treccani.it. Дата обращения: 27 июля 2019. 27 июля 2019 года.
  7. (нем.) . Academic dictionaries and encyclopedias. Дата обращения: 27 июля 2019. 27 июля 2019 года.
  8. (англ.) . www.collinsdictionary.com. Дата обращения: 27 июля 2019. 27 июля 2019 года.
  9. Riegl, А. Stilfragen. Grundlegungen zu einer Geschichte der Ornamentik. Berlin, 1893
  10. Шуази О. История архитектуры. Том первый. — М.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1935. — С. 217, 252
  11. Boardman J. Reflections on the Origins of Indian Stone Architecture". Bulletin of the Asia Institute, 1988. —№: 13—22
  12. Helene J. Kantor. Plant Ornament in the Ancient Near East. — Revised: 11 August 1999, Copyright 1999. — Oriental Institute, University of Chicago
  13. Henze W. Ornament, Dekor und Zeichnen. — Dresden, 1958. — Tab. 17—23
  14. Gombrich, E. H. Symbolic Images: Studies in the Art of the Renaissance. — London: Phaidon, 1972

Ссылки

Источник —

Same as Пальметта