Interested Article - 5-я Средиземноморская эскадра кораблей ВМФ

Пункты базирования и «точки» 5-й эскадры , 1973.
1 — Китира ;
2 — Восточнее Крита ;
3 — Северо-восточнее Кипра ;
4 — Хаммамет («точка 3»);
5 — Эс-Саллум («точка 52»)
В 1973 году службу в ней прошли 95 кораблей и судов, в том числе 40 НК и 23 ПЛ

5-я (Средиземноморская) эскадра кораблей ВМФ (до 1 июня 1981 года ); с 1 июня 1981 по 1 декабря 1983 5-я оперативная эскадра кораблей ВМФ ; с 1 декабря 1983 по 31 декабря 1985 и с 1 октября 1989 года 5-я оперативная эскадра кораблей ; с 31 декабря 1985 по 1 октября 1989 года — 5-я оперативная флотилия кораблей ) — оперативное объединение кораблей Военно-Морского Флота ВС Союза ССР , предназначавшееся для решения боевых задач на Средиземноморском театре военных действий в период Холодной войны .

Основным потенциальным противником 5 ОпЭск на Средиземном море являлся 6-й оперативный флот ВМС США . Флотилия расформирована 31 декабря 1992 года , уже после распада Союза ССР. Оперативная эскадра возрождена в 2013 году в виде оперативного соединения ВМФ России на Средиземном море .

Предыстория создания эскадры

После окончания Второй мировой войны в Средиземном море безраздельно господствовали военно-морские силы США, Великобритании , а с 1949 года и коллективные военно-морские силы NATO — OTAN. Одной из основных целей их послевоенного присутствия в Средиземноморском регионе было стремление ослабить возросшее влияние СССР на государства Юго-Восточной Европы и Северной Африки и «запугать Советский Союз созданием полномасштабной ракетно-ядерной угрозы» .

В 1950-е годы постоянно действующий в Средиземном море 6-й флот ВС США был источником ядерной угрозы для СССР. Базирующиеся на авианосцах 6-го флота являлись носителями ядерного оружия ( ядерных бомб ) и могли быть использованы для нанесения с морских направлений ядерных ударов по объектам, расположенным в юго-западной части СССР. Подавляющее превосходство объединённых военно-морских сил NATO в Средиземном море обеспечивало высокую степень боевой устойчивости авианосцев .

К началу 1960-х годов, благодаря строительству в США атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ), характер ядерной угрозы со стороны США претерпел качественные изменения. Скрытность действий ПЛАРБ и возможность выполнения запусков баллистических ракет практически с любого направления и дальности увеличили поражаемую площадь территории Советского Союза, снизив при этом возможности по отражению ракетно-ядерного нападения . В марте 1963 года в Средиземном море началось регулярное боевое патрулирование американских ПЛАРБ из состава образованной ВМС США (в составе 9-10 единиц, из которых примерно половина постоянно находилась в море на боевых дежурствах ) . С развёртыванием военно-морской базы Рота (места дислокации 16-й эскадры) к началу 1965 года главной угрозой военной безопасности СССР с юго-западного стратегического направления стали уже не авианосцы, а ПЛАРБ, развёрнутые в восточной части Средиземного моря .

Советский военно-морской флот в первой половине 1960-х годов ещё не был способен создать группировки, которые бы обеспечили нанесение соответствующих потерь 6-му флоту США. Силы Черноморского флота , развёрнутые в Средиземном море, не обладали достаточной боевой устойчивостью, и внимание командования ВМФ СССР было обращено в первую очередь на организацию противодействия авианосцам усилиями сначала дизель-электрических , а затем и атомных подводных лодок , имеющих возможность благодаря значительной скрытности и обладанию ядерным оружием с началом военных действий уничтожить отслеженные авианосцы .

Группировка 6-го флота США в порту Аугуста ( Сицилия ), 17 марта 1965 года .
Справа виден американский тяжёлый авианосец «Саратога» . Другие корабли,
представленные на фотографии — один авианосец типа «Эссекс», два лёгких ракетных крейсера ,
два ракетных фрегата, 6 эскадренных миноносцев , два танкера и другие вспомогательные суда.

Поиски «адекватного ответа» СССР на ракетно-ядерную угрозу в Средиземном море

Нарастание ракетно-ядерной угрозы со стороны пларб, развёрнутых в восточной части Средиземного моря, вызвало необходимость создания полноценной, мощной группировки сил ВМФ, способной, адекватно реагируя на действия противника, вести упреждающие действия по вскрытию подводной обстановки, обнаружению пларб и поддержанию готовности к их уничтожению. Всё это должно было вынудить командование ВМС США к переразвёртыванию ПЛАРБ в другие районы, действия из которых были менее эффективны . адмирал И. В. Касатонов

Ответная угроза для 6-го флота со стороны ВМФ СССР должна была:

  1. Быть видимой и ощущаемой командованием противника;
  2. Создаваться в короткие сроки;
  3. Создаваться в результате массированного использования сил и средств, что должно было свидетельствовать о её силе;
  4. Вытеснять ПЛАРБ противника в районы действия собственных противолодочных сил, обладающих скрытностью и боевой устойчивостью .

Создать такую угрозу могли прежде всего надводные корабли. Ввод в строй новых (противолодочных и ракетных) кораблей на всех флотах позволял создать принципиально новую группировку сил в Средиземном море, оперативные возможности которой должны были обеспечить решение задач поиска подводных лодок военно-морских сил НАТО и слежение за авианосными ударными группами .

До мая 1965 года задачи боевой службы ВМФ СССР в Средиземном море пытались решить путём создания так называемых смешанных бригад кораблей , сформированных из кораблей Северного и Балтийского флотов под командованием капитанов 1 ранга Е. И. Волобуева и О. П. Грумбкова. В состав этих бригад включались подводные лодки , эскадренные миноносцы и суда снабжения . В мае 1965 года из гидрографических, вспомогательных судов, БПК, ударных крейсеров и подводных лодок Краснознамённого Черноморского флота для несения боевой службы в Средиземном море была сформирована 1-я смешанная эскадра под командованием командира капитана 1 ранга И. Н. Молодцова .

Вопрос о создании штатного управления и определения статуса временного формирования на этом театре как оперативной эскадры поднимался главнокомандующим ВМФ С. Г. Горшковым с начала несения боевой службы в Средиземном море. Однако сразу этот вопрос ему решить не удалось. Тем не менее, вопреки обыкновению, адмирал Горшков не стал ждать, когда обстановка будет благоприятствовать его инициативе, и продолжал беспокоить руководство Министерства обороны настойчивыми просьбами о создании «…организации, которую вряд ли можно найти», не смущаясь тем, что это вызывает раздражение начальников главных управлений Генерального штаба . Главком использовал для этого любой подходящий повод, но «до определённого времени на просьбы Главкома о создании штатных органов управления Средиземноморской эскадры чиновники Генерального штаба отвечали или отказом, или молчанием» .

Только в начале 1967 года, после изучения опыта несения боевой службы в Средиземном море в 1965—1966 годах, руководство Вооружённых сил СССР «стало склоняться к решениям, которые предопределили развитие военно-политической обстановки на Ближнем Востоке на многие годы вперёд» .

В отчётах по результатам боевой деятельности советского Военно-Морского Флота за эти годы утверждалось, что задачи боевой службы в Средиземноморье в основном решены, а в доказательство приводились цифровые данные, высказывания высших офицеров ВМС США и НАТО, выдержки из сообщений иностранной прессы. При этом подчёркивалось, что силам ВМФ СССР удалось вскрыть маршруты развёртывания и районы боевого патрулирования атомных ракетных подводных лодок ВМС США (всего не менее 69 раз за 1966 год) .

Так как обнаружение американских ПЛАРБ производили в основном советские подводные лодки, несущие боевую службу в Средиземном море, Генеральный штаб предложил в 1967 году их число значительно увеличить. 3 января 1967 года адмирал Горшков был вынужден направить начальнику Генерального штаба маршалу Советского Союза М. В. Захарову служебную записку, в которой, поддерживая предложение Генштаба, докладывал, что условия обстановки не позволяют направить в Средиземное море более пяти подводных лодок всех типов. Поэтому, признавая, что общее число подводных лодок в составе сил боевой службы в Средиземном море всё-таки необходимо увеличивать, адмирал Горшков настойчиво просил руководство Министерства обороны СССР ускорить решение вопроса о приобретении баз «…или хотя бы пунктов хранения материально-технических запасов в этом районе» . Это было необходимо не только для сохранения сил и здоровья экипажей подводных лодок, но и в связи с ограниченной дальностью подводного хода у подводных лодок проекта 641 , осуществлявших боевую службу в Средиземном море, что в случае их обнаружения противолодочными силами вероятного противника снижало шансы отрыва подводных лодок от преследования .

Таким образом, задачи, поставленные перед советскими подводными лодками, можно было решать только с поддержкой других родов сил, прежде всего крупных боевых единиц, обладавших неограниченной мореходностью, большой дальностью плавания, мощным вооружением, достаточной автономностью и хорошей обитаемостью. С. Г. Горшков, понимавший это, считал, что, обеспечивая действия своих подводных лодок, надводные корабли параллельно могут вести поиск и слежение за подводными лодками вероятного противника. Исходя из этого, главнокомандующий ВМФ предлагал объединять такие надводные корабли в две-три корабельные поисково-ударные группы . Однако, изучив возможности флотов ВМФ СССР, командование флота пришло к выводу, что в 1967 году оно без ущерба для подготовки сил и других видов деятельности сможет направить в Средиземное море только четыре надводных корабля — ракетно-артиллерийский крейсер 1 ранга « Дзержинский », два эскадренных миноносца проекта 56 и большой ракетный корабль проекта 57 . Так как эти корабли имели устаревшую гидроакустику и слабое противолодочное вооружение, из них нельзя было создать полноценную поисково-ударную группу, и к поиску и слежению за ПЛАРБ ВМС США было решено привлечь корабли радиотехнической разведки .

Шестидневная война как фактор, ускоривший создание Средиземноморской эскадры

Формирование Средиземноморской эскадры

-26В июне 1967 года Политбюро ЦК КПСС приняло решение о создании 5-й оперативной эскадры (приказ главнокомандующего ВМФ № 0195 о создании 5-й ОпЭСК вышел 14 июня 1967 года) . Командиром эскадры был назначен контр-адмирал Б. Ф. Петров , который принял командование над всеми силами, находившимися на тот момент в Средиземном море, 14 июля 1967 года . Последняя дата была определена днём образования объединения и впоследствии торжественно отмечалась . Начальником штаба и заместителем командующего был назначен контр-адмирал В. В. Платонов, а заместителем командира эскадры по подводным лодкам — контр-адмирал Н. Ф. Рензаев . Образование эскадры велось в спешке в связи с обострением ситуации на Ближнем Востоке . Уже в июне 1967 года назначенное командование 5-й эскадры прибыло из Москвы в Севастополь и в начале июля на борту плавмастерской - 26, выделенной для штаба эскадры, отбыло на Средиземное море для приёма дел у командующего 14-й эскадрой .

Согласно В. П. Заблоцкому, «считается, что создание 5-й оперативной эскадры исключило участие в Шестидневной войне 6-го флота ВМС США на стороне Израиля , одновременно став сдерживающим фактором для любых недружественных акций против СССР и его союзников» на Средиземном море.

Состав оперативной эскадры

Организационно в структуру 5-й оперативной эскадры входили 6 оперативных соединений :

  • 50-е — корабль управления с кораблями охранения
  • 51-е — подводные лодки (6-8 и более ед.)
  • 52-е — ударные ракетно-артиллерийские корабли
  • 53-е — противолодочные корабли
  • 54-е — десантные корабли
  • 55-е — корабли обеспечения .

Кроме того, имелись группа усиления и группа кораблей поддержки боевой службы. Командный пункт командующего и штаб эскадры до вступления в состав флота крейсера управления «Жданов» располагался на флагманском корабле (одном из лёгких крейсеров проекта 68-бис ) или на плавбазе подводных лодок, обеспеченных необходимыми средствами связи и управления .

Эскадра формировалась на ротационной основе: в её состав входили надводные и подводные силы Северного , Балтийского и Черноморского флотов , а также корабли Тихоокеанского флота , выполнявшие межтеатровые переходы на Тихоокеанский флот или обратно . Основой надводной составляющей ОпЭск являлись силы 30-й дивизии противолодочных кораблей Черноморского флота. Несение боевой службы кораблей дивизии в Средиземном море осуществлялось побригадно: 21-я и 11-я бригады служили основой для создания группировок противолодочных сил, а 150-я и 70-я бригады — для создания группировки разнородных ударных сил и группы кораблей огневой поддержки высадки морского десанта .

Как правило, в составе эскадры насчитывалось 70-80 вымпелов (до 30 надводных боевых кораблей, 4-5 атомных и до 10 дизельных ПЛ , 1-2 плавмастерские , 3-4 , корабли , , сухогрузы , рефрижераторы , и спасательные суда, морские буксиры и др.). Военно-морские силы США в Средиземном море, представленные 6 флотом, обычно состояли из 30-40 вымпелов, включая 2 авианосца, десантный вертолётоносный корабль-док, 2 ракетных крейсера (1 в роли флагманского корабля флота), 18-20 кораблей охранения (крейсера с управляемым ракетным оружием, эскадренные миноносцы и фрегаты), 1-2 многоцелевых корабля обеспечения, до 6 многоцелевых атомных подводных лодок .

Особенности функционирования

ПБ «Магомед Гаджиев», КРУ « Жданов » и СКР « Беззаветный » на «точке 52», 1982

Боевая служба 5-й оперативной эскадры была осложнена полным отсутствием в Средиземном море советских военно-морских баз , необходимых для защиты от штормов, пополнения запасов воды и провизии, отдыха экипажей или проведения межпоходового ремонта , в то время как «вероятный противник» — США — такие базы имел. Эскадра могла располагать лишь ограниченным числом пунктов базирования , к числу которых относились Порт-Саид (до 1972 года ) и Тартус (Сирия). По этой причине корабли эскадры отстаивались на якорях и бочках, установленных на отмелях в определённых местах (так называемых «точках») Средиземного моря. Как утверждает В. П. Заблоцкий, «в самые напряжённые моменты „холодной войны“ натовские корабли и самолёты, случалось, расстреливали эти бочки, вынуждая корабли эскадры ставить новые, обозначая на них краской „Собственность ВМФ СССР“» .

Штаб командующего эскадрой находился у берегов Туниса в так называемой «точке 3». В эту же самую точку заходили скрытно приходившие с Северного флота подводные лодки. В заливе Мерса-Матрух , на границе Ливии и Египта , находилась «точка 52», получившая неофициальное название «деревни Селивановки» (в честь одного из командующих 5-й ОпЭск). В «точке 52» собирались надводные корабли, прибывавшие в Средиземное море с Северного, Балтийского или Черноморского флотов. В «точке 10», расположенной у греческого острова Лемнос , отстаивались советские разведывательные корабли. «Точка 70» располагалась у берегов Франции и Италии . У острова Крит , а также в ряде других мест Средиземноморья, располагались и некоторые другие точки .

История боевой службы

Боевые службы эскадры в 1967—1969 годах

Океан-70

Боевые службы эскадры в 1970—1972 годах

Арабо-израильская война 1973 года

Боевая служба эскадры во время турецко-кипрского конфликта 1974 года

Боевые службы эскадры в 1975—1981 годах

Боевые службы эскадры в 1982—1992 годах

Командный состав

Командиры эскадры

В процессе командования эскадрой всем командующим было присвоено звание вице-адмирал .

Начальники штаба

Заместители командира эскадры — начальники политотдела

Возрождение в 2013 году

Оперативное соединение ВМФ России на Средиземном море было сформировано 22 сентября 2013 года. В состав соединения входят, на основе ротации, до 10 кораблей всех флотов ВМФ России .

См. также

Использованная литература и источники

  1. Jordan,… p. 59.
  2. , с. 337.
  3. . Дата обращения: 27 апреля 2020. 19 сентября 2020 года.
  4. , с. 44.
  5. , с. 45.
  6. Эскадра была отдельным соединением и в состав 6-го флота не входила.
  7. , с. 46.
  8. , с. 49.
  9. , с. 50.
  10. , с. 535.
  11. , с. 535, 536.
  12. , с. 536.
  13. , с. 537.
  14. Заборский В. В. // Независимое военное обозрение : Еженедельное приложение к « Независимой газете ». — М. : ЗАО «Редакция „Независимой газеты“», 13 октября 2006. — ISSN .
  15. , с. 32.
  16. , с. 31.
  17. С 1964 года советские корабли, находящиеся в Средиземном море (обыкновенно в количестве 3-4 единиц), объединялись в специальные эскадры, имевшие определённый порядковый номер. К 1967 году в Средиземном море несла боевую службу уже 14-я такая эскадра.
  18. , с. 85.
  19. , с. 86.
  20. , с. 23.

Литература

  • Дубягин, П. Р. На Средиземноморской эскадре. — М. : Андреевский флаг, 2006. — 344 с. — ISBN 5-9553-0053-8 .
  • Крейсера холодной войны. — М. : Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-699-26175-8 .
  • Роль флота во внешней политике России в Средиземноморском регионе. История и современность. Материалы региональной научно-исторической конференции 22 апреля 2009 года. — Калининград, 2009.
  • Корабль комплексного снабжения «Березина»: история, конструкция, боевая служба // Морская коллекция. Приложение к журналу «Моделист-конструктор». — 2007. — Вып. 5 (95) .
  • Капитанец, И. М. Битва за мировой океан в «холодной» и будущих войнах. — М. : Вече, 2002. — 544 с. — (Военные тайны XX века). — 7000 экз. ISBN 5-94538-064-4 .
  • Касатонов, И. В. Сорок лет 30-й дивизии Черноморского флота: через все эпохи и потрясения. — М. : Вагриус, 2009. — 352 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-9697-0754-2 .
  • Коряковцев А. А. «Русский медведь быстро научился плавать и теперь подчиняет себе моря и океаны». // Военно-исторический журнал . — 2009. — № 12.
  • Коряковцев А. А., Ташлыков С. Л. Передовой морской рубеж обороны на юго-западном стратегическом направлении. К 50-летию создания 5-й оперативной эскадры ВМФ. // Военно-исторический журнал . — 2017. — № 7. — С.4-8.
  • Куроедов В. , Монаков М. Военно-морской флот в борьбе за стратегическое пространство. // Морской сборник . — 2022. — № 7. — С.75—87.
  • Лубянов А. Н. Противолодочный крейсер «Ленинград». — Севастополь, 2002. — 344 с. — 300 экз.
  • Монаков М. С. Главком (Жизнь и деятельность Адмирала флота Советского Союза С. Г. Горшкова). — М. : Кучково поле, 2008. — 704 с. — (Библиотека клуба адмиралов). — 3500 экз. ISBN 978-5-9950-0008-2 .
  • Платонов В. В. Воспоминания первого начальника штаба 5-й эскадры ВМФ // Тайфун : альманах. — 2000. — Вып. 3 . — С. 27—33 .
  • Jordan, John. Soviet Warships. Soviet Surface Fleet 1960 to the present . Naval Institute Press, Annapolis, MD 1983. ISBN 0-87021-878-6

Ссылки

Источник —

Same as 5-я Средиземноморская эскадра кораблей ВМФ