Interested Article - Архитектурный модернизм

Архитектурный модернизм ( фр. modernisme , от фр. moderne — новейший, современный; « англ. modern » — современный, новый) — движение в архитектуре XX века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от художественных стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 1960-е годы, когда в архитектуре стран Западной Европы и США возникли новые тенденции искусства постмодернизма . В специальной литературе термину «архитектурный модернизм» соответствуют английские термины « modern architecture », « modern movement » или же просто « modern », используемые в том же контексте. Выражение « модернизм » употребляется иногда в качестве синонима понятия «современная архитектура».

Здание Баухауз в Дессау после реконструкции Оригинальный терминал международного аэропорта им. Дж.Ф. Кеннеди
Панорама Чикаго
Дом над водопадом Сиднейский оперный театр

Наиболее известные имена архитекторов, чье творчество стало определяющим в архитектуре модернизма, это Ле Корбюзье , Людвиг Мис ван дер Роэ , Вальтер Гропиус , Фрэнк Ллойд Райт , Рихард Нойтра , Алвар Аалто , Оскар Нимейер .

Архитектурный модернизм включает такие архитектурные течения первой половины XX века, как европейский конструктивизм (1910—1920-е годы), функционализм 1920—1930-х годов, и рационализм в 1920-х годах СССР, движение « Баухаус » в Германии, интернациональный стиль 1930—1950-х годов в Германии и США, брутализм , советский модернизм , органическая архитектура .

Общая характеристика

Кредо архитектурного модернизма заключено в самом названии — это создание принципиально нового, что соответствовало бы духу современности, требованиям сегодняшнего дня. В модернизме присутствует принципиальная установка на обновление художественного языка, новизну архитектуры , — как конструктивных и планировочных идей, закладываемых в проект, так и внешних пластических форм. Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передаёт общий характер построек модернизма.

Основные принципы архитектурного модернизма:

  • использование самых современных строительных материалов и конструкций (в частности, стального или ж/б каркаса).
  • рациональный подход к решению внутренней планировки (функциональный подход),
  • отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений,
  • «интернациональный» характер.

В своих истоках архитектурный модернизм основывался на новейших достижениях научно-технического и промышленного прогресса, а также на передовых социально-реформаторских идеях своего времени. Социальные установки архитекторов-модернистов отличались, как правило, явным демократизмом, а то и левизной, — по крайней мере, во многих декларациях его теоретиков.

Стили-предшественники модернизма в архитектуре — это так называемые «неостили»: русский модерн , сецессион в Австрии, югендстиль в Германии, ар-нуво во Франции, а также неоклассицизм , развившийся позже повсеместно.

Последующий за модернизмом стиль — постмодернизм , основная черта которого — отказ от примата функции и возврат к использованию элементов традиционных исторических стилей.

Истоки: вторая половина XIX века

Торговый дом Шлезингер и Майер, 1899—04. Арх. Л. Салливан

Современная архитектура (модернизм) имела главным источником и вдохновляющим началом техническую и промышленную революцию XIX века. Железобетон , чрезвычайно прочный и устойчивый к нагрузкам материал, был впервые запатентован в 1867 году. Придумал его простой французский садовник Жозеф Монье, пытаясь найти решение для изготовления садовых кадок для растений — что положило начало развитию конструкций из железобетона (армированного бетона). Невероятно лёгкие и прочные по сравнению с тем, что знала история раньше, эти конструкции вызвали к жизни новые формы в промышленном строительстве, а позже и в жилых и общественных зданиях. В это же время было освоено строительство из металла — смелые и изящные металлические конструкции, зачастую с огромными пролётами, применялись в строительстве оранжерей, мостов, для перекрытий вокзальных перронов и больших городских рынков. Известные постройки этой эпохи, возведённые с применением металлических конструкций, — Библиотека Святой Женевьевы в Париже (1850), Хрустальный дворец Д. Пэкстона в Лондоне (1851), на Всемирной выставке в Париже (1889) , Бруклинский мост (1883) и другие. К той же Всемирной выставке в Париже была возведена Эйфелева башня — поначалу как сугубо временное сооружение выставки, а позже ставшая символом технического и строительного прогресса XIX века.

В Соединённых Штатах конец столетия ознаменовался строительством высотных зданий с металлическим каркасом (снаружи все ещё покрытым декоративной облицовкой из камня). Благодаря каркасу здания могли уже достигать высоты 15—20 этажей — при весьма «облегчённом» плане ( дом Монаднок в Чикаго, 1891, арх. Дж. Рут; , 1899—04, арх. Л. Салливан). Приоритетная роль в проектировании и строительстве первых высотных зданий принадлежит так называемой Чикагской школе , идеологом которой был Луис Салливан , активный поборник функционального подхода, автор знаменитого изречения «форма следует функции» (известен также и как учитель молодого Ф. Л. Райта ).

Существенную роль в развитии новых тенденций сыграло движение « искусства и ремесла » в Великобритании, вдохновителями которого были художник и эссеист Уильям Моррис , художник и писатель Джон Рескин . Значение рационального подхода в архитектуре отстаивал в своих теориях и проектах талантливый архитектор Чарльз Ренни Макинтош , лидер английского модерна, один из участников так называемой Школы Глазго .

Школа искусств в Глазго. 1897—1909 Арх. Ч. Р. Макинтош.

Следует отметить также промышленный подъём в Германии, выразившийся, в частности, в образовании , в крупных Художественно-промышленных выставках (художественно-архитектурные выставки Дармштадтской колонии (1897, 1901, 1905—08), Дрезденская промышленная выставка (1899—1900) и другие).

Большую роль в развитии новых тенденций архитектуры сыграл Отто Вагнер , ведущий архитектор венского сецессиона ( , 1890-е гг., , конец 1890-х гг.).

Упомянутые уже «неостили», расцветшие в Европе в конце XIX — начале XX века, — немецкий югенд , сецессион в Австрии, французский ар-нуво , русский модерн — решительно порывали с прошлым, как в отношении формы, так и в отношении базовых установок. Архитектура «неостилей», с её огромными, немыслимыми раньше оконными проёмами и пролётами перекрытий, большими поверхностями остекления, смело осваивала сталь и железобетон, являясь таким образом прямой предшественницей модернизма.

Теоретическую основу движения к обновлению архитектуры и дизайна на этом этапе подготовили статьи, книги (а иногда и постройки) таких видных архитекторов и теоретиков архитектуры, как Готфрид Земпер (Германия), Анри Ван де Вельде (Бельгия), Виолле-ле-Дюк (Франция), Луис Салливан.

Архитекторы — предтечи модернизма : Чарльз Р. Макинтош , (Великобритания), Отто Вагнер , Адольф Лоос (Австрия), Ганс Пельциг (Германия), Хендрик П. Берлаге , Анри Ван де Вельде (Бельгия) и некоторые другие. В США — Луис Салливан, а также Фрэнк Ллойд Райт . Хотя почти все они были представителями региональных «неостилей», их по праву можно считать также и зачинателями модернизма в архитектуре.

Начало XX века. Успехи нового строительства, 1900—1914

Многоквартирный дом по ул. Б. Франклина, 25, Париж. 1913. Арх. Огюст Перре

Первое в Европе жилое здание из железобетона было построено в 1904 году — это известный многоквартирный дом в 10 этажей на улице Бенджамина Франклина, 25, в Париже, по проекту Огюста Перре . Ничем не скрытый ж/бетонный каркас явственно читается на его фасаде, легком и ажурном, хотя все ещё не свободном от украшений. Огюста Перре называют во Франции «отцом бетона», он был пионером и успешным практиком строительства зданий с применением этого материала.

Однако ж/бетон не сразу завоевал признание у архитекторов, конструкции из него выглядели, по их мнению, «неэстетично» — слишком тонкими, несолидными и немонументальными. По этой причине его считали материалом непригодным для «зданий с красивыми фасадами». К овладению конструктивными и пластическими возможностями ж/бетона гражданская архитектура пришла значительно позже. Промышленный подъём конца XIX — начала XX века вызвал потребность в строительстве большого числа новых производственных предприятий и других промышленных объектов. Проектировщики, главным образом инженеры, относившиеся к новым строительным материалам без предубеждения и не связанные требованиями архитектурного украшательства, смело использовали современные конструктивные решения и ресурсы, добиваясь при этом иногда весьма впечатляющего художественного эффекта — что можно видеть, скажем, на примере «летящих» мостов швейцарца Р.Майара или выразительно-пластичных ангаров для дирижаблей француза Э.Фрейсине .

Особенно преуспевала в этом Германия, на тот момент лидер экономического прогресса в Европе. Крупный промышленный концерн AEG (Всеобшее Электрическое Общество) пригласил известного архитектора Петера Беренса на пост главного архитектора и проектировщика AEG. Его фабричные комплексы AEG в Берлине, и особенно турбинный завод, построенный им для концерна в 1909 г. — массивные, строгие, подчеркнуто монументальные здания — стали своего рода символом промышленной мощи и силы капитала.

Фабрика турбин AEG, Берлин. 1909. Арх. П. Беренс

Беренс последовательно отстаивал принципы функционализма в архитектуре — так же, как и работавший в его мастерской Вальтер Гропиус , будущий создатель « Баухауза ». В 1911 году по проекту Гропиуса (в сотрудничестве с А.Мейером) была построена фабрика сапожных колодок «Фагус-верк» в г. Альфельд-на-Ляйне . Трехэтажное здание фабрики, с её огромными, вытянутыми по горизонтали окнами и безопорными стеклянными углами — что опрокидывало устоявшиеся представления о тектонике, — стало вехой в развитии нового архитектурного языка. Ещё одна заметная довоенная постройка В. Гропиуса — показательное фабричное здание, спроектированное им (совместно с А.Мейером) для выставки германского Веркбунда 1914 года. Здесь спиральные лестницы на обоих торцах здания заключены в сплошную стеклянную оболочку, разделенную горизонтальными тягами, что создавало невероятный по тому времени эффект невесомости конструкции.

В целом гражданская архитектура того периода (жилые дома, городские постройки) шла ещё по пути «художественных» стилизаций — среди архитекторов были в ходу альбомы с образцами декоративных форм готики , романского , испанского стиля, ; в России также и русского национального стиля . Сейчас постройки такого рода объединяют общим термином « эклектика ». Модерн ( югенд , ар нуво ), хоть и являлся в своей основе таким же «художественным» стилем, однако ему не чужды были и прогрессивные тенденции — в отношении принципа целесообразности формы, очищения плоскости стены от орнамента . В архитектурной среде велась дововольно жесткая полемика на эти темы — о необходимости решительного обновления архитектуры в связи с новыми задачами и новыми возможностями строительных технологий. Австрийский архитектор Адольф Лоос опубликовал программное, во многом провокационное эссе « Орнамент и преступление » (1913), в котором подверг разгромной критике «художественный романтизм» разного рода псевдо-стилей (также и модерна), что в то время воспринималось как резкий вызов общепринятым представлениям.

На американском континенте подобную же кампанию за обновление архитектуры вел архитектор Фрэнк Ллойд Райт . Достаточно продолжительная работа в фирме «Адлер и Салливен», под началом Луиса Салливена , первого строителя высотных зданий , идеолога рационализма , сформировала его систему взглядов, сделав его приверженцем рационального, функционального подхода. Уже работая самостоятельно, примерно с 1900 по 1917 годы он спроектировал и построил ряд довольно своеобразных частных домов — с «открытым» планом, с вытянутыми по горизонтали линиями фасадов, широкими свесами крыш — домов невысоких, как бы льнущих к земле, и невероятно просторных и уютных внутри. Эти дома получили название « дома прерий », возможно, по той причине, что построены в основном в пустынных районах штата Иллинойс , вокруг Чикаго .

Дом Айвери Кунли, Риверсайд, Иллинойс. 1908-12. Арх. Ф. Л. Райт

Среди лучших райтовских построек «стиля прерий» можно назвать Дом Уорда В. Уиллитса , (Хайланд Парк, Иллинойс, 1902), (Гран Рапидс, Мичиган, 1908), (Риверсайд, штат Иллинойс, 1908), дом Фредерика Роби (Чикаго, 1910). Эти и другие проекты, созданные Райтом между 1900-м и 1009 годами, были отобраны им для рекламного (издан в 1910 году в Берлине), благодаря которому работы Райта стали известны в Европе и оказали большое влияние на европейских архитекторов после Первой мировой войны

Хотя достижения архитекторов-новаторов в предвоенную эпоху достаточно осязаемы, но по настоящему это лишь своего рода переходный этап, время больших открытий модернизма ещё не наступило. Разрыв между «техникой» и «искусством» все ещё присутствует, его только предстоит преодолеть.

Видные архитекторы этого периода и их постройки:

В Германии : Петер Беренс , Вальтер Гропиус .

В Австрии : Отто Вагнер ( , 1913, , 1906)

Йозеф Хоффман ( Дворец Стокле в Брюсселе, 1905—1911)

Адольф Лоос (частные виллы в Австрии, в Швейцарии, 1904—1917).

Нидерланды : Хендрик П. Берлаге ( здание Амстердамской биржи , 1897—1903)

США : Ф. Л. Райт дома прерий », 1900—1917)

Л. Г. Салливен ( , Клинтон, Айова, 1914; здание Аудиториума , Чикаго)

Становление модернизма. 1920 — 1939

В послевоенные годы архитектура все решительней освобождается от фасадных декораций, осваивая мышление в трех измерениях, внимание архитектора все больше привлекают проблемы взаимодействия объёмов, пространств, проблемы функциональности, «чистоты» материалов — того, что эстетика югенда обычно отодвигала на второй план. Становится все более очевидным, что современная техника и особенно открытие ж/бетона предоставляют архитектору такие возможности, каких наверняка не имели строители предыдущих десятилетий.

В Европе здания в новой архитектурной эстетике стали появляться почти повсеместно. Хотя они и выглядели еще своего рода «белыми воронами» среди традиционной городской застройки, бросая вызов «благопристойной» архитектуре, однако отношение к ним было уже другое — было ясно, что так называемое «новое движение» очень даже способно постоять за себя, имея в своем досье множество вполне убедительных аргументов.

Германия

В Германии эти новые тенденции объединялись под общим названием «новая вещественность » (нем. Neue Sachlichkeit) — это движение в архитектуре и городском планировании от момента завершения Первой мировой войны до конца Веймарской республики (1910—1930).

(Существует и другая типологическая формула этого архитектурного периода/движения в Германии, с теми же примерно смыслами: « Новое строительство » (нем. Neue Bauens).

Целью «новой вещественности » было развитие совершенно новых форм строительной индустрии — путем введения рационализации и типизации в методы строительства, использования новых конструкций и материалов. Придавалось особое значение функциональности, т. е., организации движения внутри объектов, логичному распределению функциональных зон на плане ("Что хорошо функционирует, то и хорошо выглядит"). Ставилось также целью формирование удобного, простого дизайна жилых помещений, где социальная составляющая имела бы первостепенное значение (т.е. таких помещений, где было бы много солнца, воздуха и света — по сравнению со старыми многоквартирными доходными домами, с их тесными комнатами и темными задними дворами). Это привело к появлению большого количества новых жилых городских кварталов, которые возводились в основном в тот период, когда в местных советах главенствовало социал-демократическое большинство.

В этот период в Германии работали такие видные архитекторы-функционалисты, как Вальтер Гропиус , Ханнес Майер , Бруно Таут , Эрнст Май , Людвиг Мис ван Дер Роэ , П. Хильберзаймер, Ганс Шарун , Эрик Мендельсон , известный теоретик и практик немецкой «органической архитектуры » Хюго Херинг .

Баухауз, корпус мастерских. Вид с юго-восточной стороны.

Особую роль в становлении новых архитектурных идей сыграл немецкий Баухауз — универсальная школа-мастерская современного промышленного дизайна (1919—1933). Ее основатель, Вальтер Гропиус, считал, что основной задачей Баухауза должно стать развитие нового понимания эстетики — как в отношении отдельного бытового предмета, так и в отношении интерьера и общей архитектуры здания. Сам вид учебного комплекса Баухауза — ультрасовременный и весьма впечатляющий по тем временам — являл собой как бы символическое выражение программы его создателя.

Чрезвычайно важными для программы Баухауза были прогрессивные социальные установки, общий смысл которых состоял в том, что архитектура, как, впрочем, и любой бытовой предмет, должна создаваться не для богатых нуворишей, но главным образом для обычного, рядового человека. Не фешенебельные особняки для господствующего класса и не репрезентативные здания, а «минимальное жилище», небольшие функциональные квартиры, социальные дома и городские районы стандартного недорогого жилья.

Жилой массив Шиллер-Парк, Берлин-Веддинг. Арх. Бруно Таут. 1927

Характерный пример прогрессивной унифицированной жилой застройки в духе «новой вещественности» — это рядные (или же блокированные) дома в черте города — в два, три, а то и больше этажей, протянувшиеся на целую улицу, а порой занимающие и целый городской квартал, а то и район. Например, огромный жилой массив в Берлине представляет собой как бы «город в городе» (арх. О. Р. Зальвисберг , Б. Арендс, В. Бюнинг, 1928—1931). Напротив, жилой массив Бритц в Берлине — это, собственно, одно-единственное, но зато очень протяжённое здание, изогнутое в плане в виде подковы (арх. Б.Таут, М. Вагнер, 1925—1927). Интересен в архитектурном отношении жилой массив (нем. Großsiedlung Siemensstadt) в Берлине , (арх. Ганс Шарун, Фред Форбат , Отто Бартнинг , Вальтер Гропиус , Пауль Рудольф Хеннинг и Хьюго Херинг ). Представляет интерес поселенье во Франкфурте-на-Майне (арх. Э. Май , Х. Боем, Ц.Х. Рудлоф, 1926—1927). Или там же — жилой массив (Арх. Э. Май, Х. Боем, Ц. Х. Рудлоф, 1927—1928).

Подобных жилых образований, возникших в 20-х, 30-х годах, в "ваймарскую" эпоху, в Германии множество. В них, собственно, и отразился в наибольшей степени дух этой самой «новой вещественности». Они составляют главное ее ядро, суть ее философии. Шесть жилых коплексов в Берлине — в том числе массивы Бритц, Вайзе Штадт, Сименсштадт, — внесены в охранный список Всемирного наследия Юнеско .

Секционный жилой дом Людвига Мис ван дер Роэ. Вейссенхоф, Штуттгарт. 1927

В середине 30-х годов в Германии проведена была выставка современного «образцового жилья», где экспонатами служили вполне реальные дома в натуральную величину. Она была организована немецким Веркбундом — это Международная выставка жилища в Штутгарте (1927). В ней приняли участие в основном немецкие архитекторы — Ганс Пёльциг , Питер Беренс , Вальтер Гропиус , Бруно и Макс Тауты , Людвиг Хильберзаймер, Ганс Шарун, но были приглашены и иностранцы, в частности, Лё Корбюзье и Якобус Ауд . Каждый из них построил в новообразованном поселке Вайссенхоф жилые здания по своим проектам. Мис ван дер Роэ , руководитель этой выставки, построил в этом поселке секционный жилой блок с функциональными квартирами, в которых, в частности, предусматривалась свободное, по потребностям, размещение подвижных стен между комнатами — новаторская по тем временам идея.

Хостел для одиночек во Вроцлаве. 1927. Арх. Ганс Шарун.

Подобная же выставка проводилась в 1929 году в Бреслау (Вроцлав) — «образцовый» поселок ( ) был выстроен в рамках выставки Веркбунда «Пространство для жизни и для работы». Выставка посвящена была поселковому строительству. Интересный проект дома гостиничного типа (для одиночек и для молодых пар) представил архитектор-экспрессионист Ганс Шарун. Динамичная пространственная композиция с плавными изгибами стен и балконов весьма далека от обычных прямоугольных конструкций архитекторов-модернистов.

в архитектуре существовал в то время только в Германии (разве что еще в Нидерландах , так называемая Амстердамская школа ). В отличие от протагонистов "новой вещественности", архитекторы-экспрессионисты тяготели к подчеркнутой "художественности" в своих проектах, отдавая предпочтение сложным формам, пафосным вертикальным композициям, традиционным материалам (в основном использовался открытый неоштукатуренный кирпич) и ручной работе. На наружных стенах и в интерьерах нередко применялись архитектурный декор и скульптура. Можно сказать, это было некое демонстративное продолжение югенд-стиля , с некоторым реверансом в сторону готики . В таком стиле строились и общественные, и гражданские здания, в большинстве своем церковные. По отношению к "новому движению" экспрессионизм находился в явной оппозиции. Давший некоторое число весьма примечательных зданий, немецкий экспрессионизм закончил свое существование к началу 30-х годов.

Универмаг Шокен в Штуттгарте. (1926-1928) Арх. Э. Мендельсон.

Черты экспрессионизма — но уже вполне современного — свойственны и постройкам видного немецкого архитектора Эриха Мендельсона . Его ранняя постройка — пластичная, словно вылепленная из глины, Башня Эйнштейна (1921) широко известна. Совершенно необычно для рядового промышленного объекта выглядит построенная по его проекту (1921—1923). Отдал Мендельсон дань и так называемой коммерческой архитектуре: во многих городах Европы им построены современные многоэтажные здания универмагов (универмаги Шокен в Нюрнберге (1926), в Штутгарте (1926—1928) и других городах, Колумбусхауз в Берлине (1929—1933), универмаг Петерсдорфа во Вроцлаве . Большинство из них весьма выразительны, динамичны по своим архитектурным формам.

Выдающимся примером новых веяний в архитектуре стал павильон Германии , спроектированный Людвигом Мис ван дер Роэ для Международной выставки в Барселоне (1929). Эта сравнительно небольшая горизонтальная постройка со свободным планом и выразительно перетекающими изнутри наружу пространствами в свое время стала настоящей архитектурной сенсацией.

В качестве наиболее примечательных образцов индивидуального жилого дома (или загородной виллы) в модернистском стиле можно привести дома В. Гропиуса для преподавателей Баухауса, в т. ч. его ; Людвига Мис ван дер Рое, его же виллу Тугендхат в Брюнне (Брно) 1930; в Лёбау в Верхней Лужице , арх. Ганса Шаруна (1933); в Берлине-Вестенде, арх. братья и (1929).

Движение «новая вещественность» в Германии просуществовало относительно недолго, оно подошло к концу, когда к власти пришли национал-социалисты с соответствующей культурной политикой, что, среди прочего, привело к закрытию Баухауза и эмиграции многих архитекторов, представителей этого движения, в США. После чего в официальной архитектуре Германии возобладали тенденции имперской помпезности, произошел поворот к монументальному классическому стилю Третьего рейха .

Франция

Классические примеры модернизма в архитектуре

Литература

  • Pevzner, Nicolaus . Pioneers of the Modern Movement. London, 1936
  • Вальтер Гропиус . - Границы архитектуры - Искусство. Москва. 1971
  • Гидеон, Зигфрид . Пространство, время, архитектура. (Перевод с нем.), Стройиздат, М., 1984 г.
  • Френк Ллойд Райт . Будущее архитектуры. М., 1960.
  • Арнольд Уиттик. Европейская архитектура XX века. 1-й том - 1960г. Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам.
  • Арнольд Уиттик. Европейская архитектура XX века, Т. 2: Эра функционализма (1924-1933). Пер. с англ. - Москва 1964: Госстройиздат.
  • Архитектура современного Запада. Изогиз, Москва, 1932.
  • Фремптон К. «Современная архитектура. Критический взгляд на историю развития». М.: Стройиздат, 1990
  • Николай Певзнер . Пионеры современного дизайна. Пер. с англ. М. Стройиздат.
  • Poerschke, Ute . Architectural Theory of Modernism: Relating Functions and Forms. Taylor & Francis Ltd. 2016. ISBN: 9781138642485
  • Leonardo Benevolo. History of Modern Architecture. The Modern Movement. The MIT Press. 1977. ISBN: 9780262520454
  • William J.R. Curtis . Modern Architecture since 1900. Phaidon, 1982, 1987, 2006. ISBN 9780714833569 .

Ссылки

  • , Обзор архитектуры 1950—1960 гг. в Брюсселе (на англ.)
Источник —

Same as Архитектурный модернизм