Interested Article - Дитерле, Уильям

Уильям Дитерле ( англ. William Dieterle , имя при рождении нем. Wilhelm Dieterle ; 15 июля , 1893 9 декабря , 1972 ) — немецкий и американский кинорежиссёр и актёр, который большую часть карьеры проработал в Голливуде.

«Хотя, к сожалению, он не так хорошо известен, как некоторые из его немецких и европейских соотечественников в Голливуде, у него был выдающийся художественный стиль, и он работал с полной самоотдачей, создав некоторые сокровища киноискусства Голливуда и мирового кино» .

К числу наиболее интересных и признанных сегодня фильмов Дитерле относятся « » (1939), « » (1941) и « » (1948). Его фильм « Жизнь Эмиля Золя » (1937) завоевал «Оскар» как лучший фильм, а сам Дитерле за этот фильм был номинирован на «Оскар» как лучший режиссёр. Кроме того, в общей сложности пятеро актёров выдвигались на премию «Оскар» за свои роли в фильмах Дитерле — Пол Муни , , Брайан Ахерн , и Дженнифер Джонс , причём Муни и её завоевали .

Биография

Ранние годы жизни. Кинокарьера в Германии:1913-1929

Младший из девяти детей в семье Якоба Дитерле и Берты (урожд. Дёрр). В детстве жил в бедности, для заработка плотничал, торговал вторсырьём. Рано заинтересовался театром, ставил спектакли в семейном амбаре. В 16 лет примкнул к бродячему театру, был в нём разнорабочим и изучал актёрское мастерство; вскоре стал ведущим романтическим актёром. В 1919 году в Берлине привлёк внимание Макса Рейнхардта , который занимал его в своих постановках до 1924 года. С 1921 года зарабатывал на жизнь съёмками в кино и вскоре стал популярным характерным актёром, в том же году женился на актрисе Шарлотте Хагенбрух. В 1923 году на собственные средства поставил свой первый фильм; в главной роли снялась молодая Марлен Дитрих . В 1926 году снялся в немом фильме «Мельница Сан-Суси» . В 1927 году вместе с женой основал кинокомпанию Charrha-Film .

Карьера в Голливуде: 1930-е годы

Когда в 1930-е годы политическая и экономическая ситуация в Германии стала ухудшаться, Дитерле, как и многие другие представители киноиндустрии страны, эмигрировал в США . Дитерле говорил: «В Берлине ходила такая шутка о бегстве … если в ресторане звонил телефон, говорили, что это, наверняка, Голливуд. Ну, однажды мы с женой обедали, и это действительно произошло» .

Дитерле получил предложение от студии « Уорнер бразерс » ставить киноверсии популярных хитов студии на немецком языке для рынка Германии. В этом качестве он сделал фильмы «Танец продолжается» (1930), «Путь всех мужчин» (1930) и «Священный огонь» (1931), «Час счастья» (1931) и «Кисмет» (1931). «Он даже работал над „ “ (1931), немецкоязычной версией „ Моби Дика “, сыграв роль капитана Ахава . Фильм был поставлен ещё одним европейцем, который вскоре станет одним из самых успешных режиссёров студии „ Уорнер “, венгром Майклом Кёртицом » . Вице-президент компании « Уорнер бразерс » Хол Б. Уоллис был настолько впечатлён этими фильмами, что предложил Дитерле остаться в Голливуде. В 1931 году Дитерле сменил имя с немецкого Вильгельма на английское Уильям, а в 1937 году стал гражданином США.

"Легко овладев голливудским способом кинопроизводства, чему помогло собственное блистательное мастерство в формировании и изложении истории — он вскоре был повышен до постановки некоторых из «регулярных» фильмов « Уорнер » . «Он проработал на „ Уорнер бразерс “ в течение десяти лет, начав с потрясающей серии среднемасштабных фильмов категории А» . Дитерле ставил в среднем по шесть картин в год для студии вплоть до 1934 года .

"Хотя Дитерле снял свои более «важные» фильмы позднее, тем не менее, некоторые исследователи кино считают, что лучшим периодом у Дитерле были именно 1931-34 годы. «Его первый фильм „ “ (1931) сегодня считается шедевром» и одним из определяющих портретов «потерянного поколения» 1920-х годов" . Фильм рассказывает о четырёх американских боевых пилотах, которые гуляют и скитаются по Парижу после Первой мировой войны, пытаясь вновь обрести смысл жизни. По идейному содержанию, тематике, настроению фильм выдержан в духе работ Эрнеста Хэмингуэя и Френсиса Скотта Фитцджеральда . Хотя фильм и не был успешным в первом прокате, он был высоко оценен как забытый шедевр при последующем прокате в 1970 году.

Криминальная авантюрная комедия « » (1932) «имитировала манеру Любича на самом высоком уровне» , а криминальная мелодрама « » (1934) с Бетт Дейвис «стала культовой благодаря невероятно высокому темпу повествования и техническому совершенству при изложении довольно-таки стандартной криминальной истории» .

«В 1934 году в США приехал Рейнхардт , который бежал из Европы от нацистской угрозы. Он привез с собой пышную, готовую к постановке версию „ Сна в летнюю ночь Уильяма Шекспира — феерии для театра „ Голливуд-боул “ в Лос-Анджелесе, которая станет легендарной. Она была настолько впечатляющей, что заинтересовала руководителей „ Уорнер “» . Дитерле убедил « Уорнер бразерс » профинансировать крупнобюджетную киноверсию спектакля со звёздным составом исполнителей. Режиссёрами выступили сам Рейнхардт вместе «со своим учеником Дитерле». Во время работы над картиной Рейнхардт проводил репетиции с актёрами, и лишь только затем позволял Дитерле ставить фильм. « Рейнхардт ничего не знал о Голливуде, и должен был с помощью Дитерле понять разницу между чрезмерно акцентированной актёрской игрой на сцене и тонкостью работы на камеру» . Фильм неудачно прошёл в кинотеатрах, мнение критиков также было неоднозначным. Тем не менее, фильм получил два Оскара (за лучшую операторскую работу и лучший монтаж), и был номинирован ещё на два (за лучшую картину и лучшему помощнику режиссёра). Сегодня фильм в основном высоко оценивается критиками и относится к классике жанра.

Во второй половине 1930-х годов Дитерле поставил на студии « Уорнер » три престижных биопика с актёром Полом Муни — « Повесть о Луи Пастере » (1936), « Жизнь Эмиля Золя » (1937) и « Хуарес » (1939) , каждый из которых был удостоен номинаций на Оскар .

Первым в серии этих знаменитых и очень успешных «биографических фильмов» стала « Повесть о Луи Пастере » (1936). Пол Муни сыграл роль знаменитого учёного, который не только открыл принципы вакцинации, но и был вынужден вести борьбу со скептически настроенным медицинским сообществом. Фильм имел успех как у критики, так и в прокате, и принёс Муни Оскар как лучшему актёру. Он также помог компании « Уорнер бразерс » утвердиться как создателю «престижных картин» после десятилетия известности главным образом криминальными драмами. Это привело к тому, что Дитерле был вынужден поставить несколько фильмов, которые ему не нравились, поскольку «на „ Уорнер “ в тот момент если ты добивался успеха, то тебе давали что-нибудь ужасное, чтобы удержать тебя от чрезмерного самомнения» . Среди этих фильмов — биографическая картина о британской общественной деятельнице под названием « » (1936), криминальная комедия « » (1936) с Бетт Дейвис , вторая из трёх киноверсий романа Дэшиэлла Хэмметта « Мальтийский сокол », а также « Принц и нищий » (1937) по Марку Твену .

После этого Дитерле позволили снять ещё одну сильную биографическую картину с Полом Муни — « Жизнь Эмиля Золя » (1937). Основанный на жизни французского философа и романиста Эмиля Золя , фильм главным образом был посвящён участию Золя в знаменитом « деле Дрейфуса », офицера Французской армии, еврея по национальности, ложно обвинённого в измене своими начальниками и посаженного в тюрьму. Фильм имел огромный успех, и был номинирован на 10 Оскаров , завоевав эту награды в категориях лучший фильм, лучший сценарий и лучшая роль второго плана (актёр в роли Дрейфуса). Дитерле получил номинацию как лучший режиссёр, и эта номинация на Оскар так и осталась единственной в его карьере .

Следующий фильм « » (1938) сыграл важное значение в творческой биографии Дитерле и его сценариста (который был членом Компартии США и открыто продвигал в своём искусстве коммунистические взгляды). Действие фильма происходит во время Гражданской войны в Испании , которая ещё не закончилась на тот момент. Обычный крестьянин ( Генри Фонда ) берёт в руки оружие, чтобы защищать своё хозяйство от захватчиков, одновременно заводя роман с русской авантюристской, вынужденной шпионить на Франко . Фильм резко обличал тиранию и выступал с призывом ко всем странам поддержать республиканскую Испанию. В эпоху разгула маккартизма и охоты на ведьм в 1940-50-е годы фильм часто упоминался как прокоммунистический в правительственных документах.

« Хуарес » (1939) стал третьим биографическим фильмом, который Дитерле сделал с Полом Муни , он рассказывал о жизни мексиканского политика Бенито Хуареса и его борьбе с императором Максимилианом I в 1860-е годы. После выхода этого фильма Дитерле назвали «квинтэссенцией либерального режиссёра 1930-х годов». В одном из интервью в 1970-е годы Дитерле заявил, что этот фильм «должен бы стать крупнейшим типом картины нашего времени (1970-х годов) — большая современная армия измотана партизанами. Параллель с Вьетнамом более чем очевидна» . Картина получила две номинации на Оскар : за лучшую операторскую работу и за лучшую роль второго плана ( Брайану Ахерну за роль императора Максимилиана) . Двумя последними картинами Дитерле для студии « Уорнер » вновь стали биопики , в которых главные роли на этот раз исполнил Эдвард Робинсон . « » (1940, номинация на Оскар за лучший сценарий) была посвящена открытию Паулем Эрлихом сальварсана , благодаря чему стало возможным лечить сифилис . « » (1940) была посвящена Полу Джулиусу Рейтеру , который создал первое агентство новостей « Рейтер ».

Карьера в Голливуде: 1940-е годы

В 1940-е годы работы Дитерле наполнились богатой романтической экспрессией. "В то время как многие обозреватели того времени чувствовали, что его карьера прошла свой пик в 1930-е годы, общее мнение критики сегодня таково, что фильмы именно этого периода являются его лучшими. Кинокритик Дэвид Томсон, в частности, написал, что биопики 1930-х годов были «неповоротливыми и тяжеловесными германскими работами, которые страдали от театральности и неумеренных причуд Пола Муни », в то время как его последующие работы «раскрыли прежде зажатый талант щедрого романтика» .

На студии « РКО » Дитерле поставил два классических фильма — « Горбун из Нотр-дама » (1939) с Чарльзом Лоутоном в роли Квазимодо и « » (1941) с Уолтером Хадсоном в роли дьявола .

« Горбун из Нотр-дама » (1939) был «одним из лучших фильмов Дитерле, как по своему романтическому стилю, так и по великолепным тёмным сценам парижского средневекового дна, с драматичным минимальным освещением, пришедшим от его экспрессионистских корней» . Фильм был номинирован на два Оскара — за лучшую музыку и лучшую запись звука и стал «на тот момент безусловно лучшей экранизацией классической истории Виктора Гюго » .

После этого Дитерле «отличился ещё одной выигрышной экранизацией, сделав чудесный „ “ (1941) по рассказу » . « » (известный также под названием «Всё, что можно купить за деньги») (1941) был готической фантазией по мотивам легенды о Фаусте , действие которой происходит в штате Нью-Гемпшир в 1840-е годы. В главных ролях сыграли в роли Дьявола и в роли молодого политика Даниэля Уэбстера, которые вступают в борьбу за душу фермера Джабеса Стоуна после того, как тот хочет выйти из сделки с Дьяволом. Хотя при первом прокате фильм не имел особого успеха, сегодня он признается классикой благодаря нуаровой операторской работе , завоевавшей Оскар музыке Бернарда Херрманна и впечатляющим спецэффектам. В 2003 году актёр и режиссёр Алек Болдуин сделал ремейк этого фильма.

Биопик « » (1942) с Ваном Хефлином и Лайонелом Бэрримором в главных ролях рассказывал о 17-м президенте США Эндрю Джонсоне , сменившем на этом посту застреленного Авраама Линкольна , и, в частности, о событиях, связанных с его импичментом .

« Кисмет » (1944) стал четвёртой кинопостановкой по одноимённой пьесе Эдварда Кноблока после фильмов « Уорнер бразерс » 1914, 1920 и 1930 годов, а также немецкоязычной версии, которую Дитерле поставил в 1931 году. В этой приключенческой исторической фантазии, рассказывающей о событиях при дворе багдадского визиря в духе « Тысячи и одной ночи », сыграли Рональд Колман и Марлен Дитрих . Фильм заработал четыре номинации на Оскар — за лучшую операторскую работу, музыку, звук и работу художника.

Работы Дитерле в Голливуде в конце 1940-х годов «были умело сделаны, но лишены личностного подхода, среди них выделяются романтические драмы „ “ (1945) и „ “ (1948) и криминальные фильмы „ Верёвка из песка “ (1949) и „ Тёмный город “ (1950)» .

С 1944 года Дитерле стал сотрудничать с независимым продюсером Дэвидом О. Селзником , поставив сначала « » (1944) , удачную романтическую мелодраму военного периода с участием Джинджер Роджерс и Джозефа Коттена .

Затем последовала романтическая мелодрама « » (1945) о солдате ( Джозеф Коттен ), который во время Второй мировой войны пишет любовные письма от имени своего друга. Дженнифер Джонс играет адресата писем, которая влюбляется в их автора. Годы спустя после окончания войны Коттен находит Джонс и узнаёт, что она потеряла память и, вероятно, убила его друга и своего мужа. Несмотря на в целом негативную реакцию критики, фильм успешно прошёл в прокате и был номинирован на Оскары за лучшую женскую роль ( Дженнифер Джонс ), лучшее оформление интерьеров и в двух музыкальных категориях.

Дэвид О. Селзник , который в то время был мужем Джонс , стал продюсером и следующего фильма Дитерле « » (1948). «Изысканная и красиво исполненная романтическая фантазия „ “, безусловно, стала лучшим фильмом Дитерле его последнего периода» . В « » (1948) Коттен и Джонс сыграли художника и его музу. После знакомства в Центральном парке Нью-Йорка Коттен пишет портрет Джонс , который делает его известным, но не может найти свою музу, в которую влюбился. «„ “ стал одним из шедевров Дитерле, в котором он смог проявить все свои художественные таланты… Его использование светлого, тёмного и туманного фона — и в какой-то момент текстурированного поля живописного холста — передавали фантазийное состояние и атмосферу потусторонности истории влюблённых из различных времён. Бесспорно, этот фильм оказал влияние на последующие фильмы на сходную тему» . Бюджет фильма был чрезмерно раздутым, и Селзник был вынужден продать контракт Дитерле в « Парамаунт пикчерс ».

Работа в Парамаунт: 1949-57 годы

На протяжении 1950-х годов из крепких рук Дитерле по-прежнему выходила "добротная голливудская продукция, но она более вдохновлялась плотными графиками съёмок, чем какими-либо творческими претензиями. Его творчество в течение этого десятилетия было небольшим, и отчасти это было связано с бичом маккартизма . Он никогда не попадал в чёрные списки в прямом смысле, тем не менее, его фильм « » (1938) был слишком либертарианским , чтобы не отбросить на него тень подозрения как на симпатизирующего «социалистам» и «коммунистам» . Кроме того, в 1930-е годы Дитерле и его жена помогали людям выбираться из нацистской Германии, и оказывали помощь многим друзьям, исповедующим левые взгляды, включая Бертольда Брехта . Об этом периоде Дитерле говорил: «Хотя я никогда, насколько мне известно, не был ни в одном чёрном списке , я наверняка был в своего рода сером списке, свидетельством чего было то, что я не мог получить никакой работы» .

Для « Парамаунт » Дитерле поставил несколько добротных фильмов нуар , среди них « Обвиняемая » (1949), « Верёвка из песка » (1949), « Тёмный город » (1950) и « » (1952). В 1949 году Дитерле поставил нуар « Обвиняемая » с Лореттой Янг в роли преподавательницы колледжа, которая убивает своего студента при попытке изнасилования, а затем скрывает следы преступления. В другом нуаре 1949 года «Верёвка из песка» Берт Ланкастер исполняет роль егеря в Южной Африке, который случайно находит тайник с драгоценностями, после чего становится объектом жестокого и изощрённого преследования со стороны горнодобывающей компании. В фильме нуар « Тёмный город » (1950) с Чарльтоном Хестоном группа шулеров обыгрвает в покер парня, который кончает жизнь самоубийством, но его мстительный брат разыскивает и убивает одного за другим всех участников той игры. « Поворотная точка » (1952) рассказывал о борьбе окружного прокурора ( Эдмонд О’Брайен ) и журналиста ( Уильям Холден ) с криминальным синдикатом.

В мелодраме « » (1950) добрая и злая сёстры влюбляются в одного мужчину, который женится на злой, но вскоре понимает, что любит добрую. Ещё одна мелодрама « » (1950) с участием Джозефа Коттена и Джоан Фонтейн рассказывает о случайно возникающих отношениях крупного промышленника и известной пианистки, которые волею судьбы не успели на самолёт, попавший в авиакатастрофу, что позволило им на некоторые время вырваться из привычной жизненной рутины и отдаться силе чувств. Приключенческий романтический триллер « » (1951) с Джозефом Коттеном в главной роли был ремейком широко признанного « Шанхайского экспресса » (1932) Йозефа фон Штернберга . За ним последовала череда невыразительных фильмов: вестерн «Красная гора» (1951) с Аланом Лэддом и Лизбет Скотт , спортивная мелодрама о жокее «Бутс Мэлоун» (1952) с Уильямом Холденом и библейская эпическая драма « » (1953) с Ритой Хейворт в заглавной роли. В мелодраме « » (1954) Элизабет Тейлор сыграла жену владельца чайной плантации на Цейлоне , которая тоскует по городской жизни и влюбляется в управляющего ( Дэна Эндрюс ). Прежде чем вернуться в Европу, Дитерле снял ещё два биопика — « » (1955) о Рихарде Вагнере и « » (1957).

Последние годы жизни

В 1958 году Дитерле вернулся в Германию, поставив там и в Италии более десятка фильмов, большинство из которых были сделаны для телевидения и не вызвали заметного интереса.

Последний американский фильм Дитерле « Быстрее, давай поженимся » (1964), известный также как «Признание» или «Семь различных путей», криминально-приключенческая комедия-фарс с участием Джинджер Роджерс и Рэя Милланда , по ходу создания «претерпела многочисленные изменения и из-за разногласий относительно монтажа была положена на полку», появившись на экранах только в 1971 году . Фильм стал крупнейшим провалом в американской карьере Дитерле.

Последней режиссёрской работой Дитерле стала немецкая телеверсия « Сна в летнюю ночь » (1968), что сделало его, вероятно, единственным режиссёром который сделал две киноверсии этой комедии Уильяма Шекспира .

После этого Дитерле вышел на пенсию и переехал в баварский городок Оттобрунн , где умер 9 декабря 1972 года.

Награды и номинации

Фильмография

Режиссёрские работы

Фильмы, поставленные в Германии

  • 1923 — Мужчина у дороги / Der Mensch am Wege
  • 1927 — Тайна аббата Х / Das Geheimnis des Abbe X
  • 1928 — Секс в цепях / Geschlecht in Fesseln — Die Sexualnot der Gefangenen
  • 1929 — Через Бранденбургские ворота. Пока ещё на Унтер Линден / Durchs Brandenburger Tor. Solang noch Untern Linden
  • 1929 — Я люблю тебя / Ich liebe für Dich
  • 1929 — Весенний шум / Frühlingsrauschen
  • 1929 — Тишина в лесу / Das Schweigen im Walde
  • 1929 — Людвиг II, Баварский / Ludwig II, King of Bavaria

Версии голливудских фильмов на немецком языке

  • 1930 — Те, кто танцует / Der Tanz geht weiter
  • 1930 — Кисмет / Kismet
  • 1930 — Час счастья / Eine Stunde Glück
  • 1931 — Священный огонь / Die heilige Flamme

Голливудские фильмы

Европейские фильмы

  • 1959 Мститель / Il Vendicatore
  • 1960 — Хозяйка мира — Часть I / Die Herrin der Welt — Teil I
  • 1960 — Хозяйка мира — Часть II / Die Herrin der Welt — Teil II
  • 1960 — Я нашёл Джулию Харрингтон / Ich fand Julia Harrington (ТВ)
  • 1960 — Почти ночное признание / Fastnachtsbeichte
  • 1960 — Тайны Ангкора / Les Mystères d’Angkor
  • 1961 — Большое путешествие / Die Große Reise (ТВ)
  • 1962 — Побег Габриэля Шиллинга / Gabriel Schillings Flucht (ТВ)
  • 1962 — Достойное удовольствие / Das Vergnügen, anständig zu sein (ТВ)
  • 1962 — Антигона / Antigone (ТВ)
  • 1966 — Самба / Samba (ТВ)
  • 1968 — Сон в летнюю ночь / Ein Sommernachtstraum (ТВ)

Примечания

  1. Deutsche Nationalbibliothek Record #119118432 // (нем.) — 2012—2016.
  2. (англ.) на сайте Internet Movie Database
  3. Wakeman, John. World Film Directors , Volume 1. The H.W. Wilson Company. 1987. 245—251.
  4. . Дата обращения: 11 октября 2013. 10 ноября 2014 года.
  5. . Дата обращения: 11 октября 2013. 5 марта 2015 года.
  6. . Дата обращения: 11 октября 2013. 12 июня 2015 года.
  7. (англ.) на сайте Internet Movie Database
  8. . Дата обращения: 11 октября 2013. 12 июня 2015 года.
  9. . Дата обращения: 11 октября 2013. 5 октября 2015 года.

Ссылки

Источник —

Same as Дитерле, Уильям