Interested Article - Гейбел, Мартин

Мартин Гейбел ( англ. Martin Gabel ; 19 июня 1912 года 22 мая 1986 года ) — американский актёр, режиссёр и продюсер, который работал в театре, кино и на телевидении в период 1930-70-х годов.

Во второй половине 1930-х годов Гейбел обратил на себя внимание как ведущий актёр передового бродвейского театра , после чего выступил продюсером нескольких спектаклей, среди них «Моя жизнь с отцом» (1939—1947), который по продолжительности проката остаётся рекордсменом среди немузыкальных бродвейских шоу.

В кино Гейбел зарекомендовал себя как мастер характерных ролей в таких нуаровых триллерах и драмах, как « Четырнадцать часов » (1951), « М » (1951), « Вор » (1952) и « Криминальная полоса в прессе США » (1952).

Ранние годы и начало карьеры

Мартин Гейбел родился 19 июня 1912 года в Филадельфии в обеспеченной еврейской семье, его отец был ювелиром. После окончания школы Мартин поступил Лихайский университет в Бетлехеме , Пенсильвания , по специальности английский язык . На последнем курсе он настолько увлёкся театром, что уехал в Нью-Йорк, где поступил в Американскую академию драматических искусств . Однако в академии, по словам Гейбела, «обучение полностью вращалось вокруг того, чтобы сделать из меня подобающего гостя коктейльных вечеринок» . После окончания академии Гейбел стал членом Чикагской театральной труппы, добившись в 1934 году успеха благодаря роли забавного игрока на скачках в комедийном спектакле «Три человека на лошади» .

Театральная карьера на Бродвее в 1935—1975 годах

В 1933 году он впервые вышел на нью-йоркскую сцену в спектакле «Человек кусает лошадь», после чего, по словам Хэла Эриксона, «его роли росли по размеру и значимости» . Гейбел дебютировал на Бродвее в 1934 году в малозаметном фарсе «Небо — это предел» . За ним последовал чрезвычайно успешный спектакль «Тупик» по пьесе Сидни Кингсли , который шёл на сцене с октября 1935 года до июня 1937 года, выдержав 687 представлений. Гейбел сыграл роль Хэнка, подручного крупного гангстера, приезжающего в бедный район Нью-Йорка, где прошло его детство . Перси Хэммонд, критик газеты Chicago Herald , оценил актёрскую работу Гейбела как «одну из десяти лучших в том году» . Как отмечает обозреватель « Нью-Йорк Таймс » Гленн Фаулер, «последовало ещё несколько значимых ролей, и вскоре Гейбел прочно закрепился на нью-йоркской сцене» .

Сцена из спектакля «Юлий Цезарь» (1937). Четвёртый справа – Гейбел в роли Кассия

После спектакля «Десять миллионов призраков» (1936), снова по пьесе Кингсли, в 1937 Гейбел стал одним из изначальных членов театра , которым руководил Орсон Уэллс . Гейбел сыграл в таких, по словам Эриксона, «революционных постановках театра», как исполнявшаяся в современных костюмах шекспировская трагедия « Юлий Цезарь » (1937-38), где он играл значимую роль Кассия, а также «Смерть Дантона» (1938), где Гейбел исполнял заглавную роль . В 1938 году помимо театра актёр также постоянно работал в популярном радиосериале Уэллса «Mercury Theatre в эфире» .

Продолжая играть на сцене, Гейбел одновременно занялся театральным инвестированием и продюсированием . В конце 1930-х годов он и знакомый актёр Ричард Уортон вложили по 100 тысяч долларов в постановку комедии «Жизнь с отцом», что дало им долю в 40 процентов . Эта комедия, которая шла на бродвейской сцене с 1939 по 1947 год и выдержала 3224 представления, по сей день является «самой долго идущей немузыкальной комедией в истории бродвейского театра» .

На протяжении 1940-х годов Гейбел в разном качестве принял участие в шести бродвейских спектаклях, среди них «Требуется молодая пара» (1940, сопродюсер, постановщик), «Медицинское шоу» (1940, продюсер, актёр), «Сливки в колодце» (1941, продюсер, режиссёр), «Кафе „Корона“» (1942, продюсер), «Убийца» (1945, продюсер, постановщик) и «Выжившие» (1948, продюсер, драматург, режиссёр) .

В 1950-51 годах Гейбел исполнял роль графа Кента в бродвейской постановке шекспировской трагедии « Король Лир ». После этого он сыграл в спектаклях «Слабый голубой свет» (1951), «Лежащая фигура» (1954-55), где создал образ роль арт-дилера, «Испортит ли успех Рока Хантера?» (1955-56) и «Соперничество» (1959) . Он также выступил продюсером постановок «Видные люди» (1953), «Лежащая фигура» (1954-55), «Спрятанная река» (1957) и «Ещё раз, с чувством» (1958-59) . Среди успешных продюсерских проектов Гейбела были также восстановление спектакля «Двадцатый век» (1950-51) с Хосе Феррером в главной роли, драма «Тигр у ворот» по пьесе Жана Жироду «Троянской войны не будет» (1955-56), а также лондонская постановка « Моби Дика » в собственном переложении с участием Орсона Уэллса .

Среди театральных ролей 1960-70-х годов наиболее значимыми стали роль эксцентричного издателя в комедии «Крупная рыба, мелкая рыбёшка» (1961), которая принесла ему театральную премию Тони , а также роль профессора Мориарти в мюзикле про Шерлока Холмса «Бейкер-стрит» (1963) . Свою последнюю театральную роль Гейбел сыграл в 1974-75 годах в спектакле «Во славу любви» .

Карьера в кинематографе в 1947—1980 годах

В 1947 году Гейбел попробовал себя в роли кинорежиссёра, поставив нуаровый психологический триллер « Потерянное мгновение » (1947) по роману Генри Джеймса с Робертом Каммингсом и Сьюзен Хейворд в главных ролях . Назвав его «великолепным готическим фильмом», современный киновед Деннис Шварц посетовал, что Гейбел «больше не поставил ни одной картины» .

В начале 1950-х годов Гейбел обратился к актёрской игре. Среди его картин этого периода Фаулер выделил фильмы нуар « Четырнадцать часов » (1951), « М » (1951), « Вор » (1952), « Криминальная полоса в прессе США » (1952) и « Ставка на мёртвого жокея » (1957) . Нуаровый психологический триллер «Четырнадцать часов» (1951) рассказывал о молодом человеке, который решил покончить жизнь самоубийством, прыгнув с пятнадцатого этажа нью-йоркского небоскрёба. Фильм получил высокие оценки критики, а кинообозреватель «Нью-Йорк Таймс» Босли Краузер среди обширного состава актёров второго плана выдел игру « Барбары Бел Геддес в роли возлюбленной главного героя и Мартина Гейбела в роли психиатра» . В фильме нуар «М» (1951), ремейке одноимённого классического нуара Фрица Ланга 1931 года, Гейбел сыграл роль криминального босса Чарли Маршалла, который параллельно с полицией организует охоту на маньяка, убивающего маленьких детей. Журнал Variety обратил особое внимание на сильную актёрскую игру в фильме, указав, что « Дэвид Уэйн в роли убийцы маленьких детей играет сильно и убедительно, Лютер Адлер в роли пьяного гангстерского адвоката выдаёт выдающуюся игру, также как и Гейбел в роли гангстерского вожака» . В шпионском триллере «без слов» под названием «Вор» (1952) с Рэем Милландом в роли физика-ядерщика Алана Филдса, который передаёт государственные секреты иностранной разведке, Гейбел сыграл вражеского агента, который руководит деятельностью Филдса. В драме «Криминальная полоса в прессе США» (1952) Гейбел, по словам Босли Краузера, «рисует зловещий портрет криминального лорда», преступную деятельность которого пытается разоблачить редактор крупной газеты в исполнении Хамфри Богарта . В криминальном триллере « Ставка на мёртвого жокея » (1957) по рассказу Ирвина Шоу Гейбел сыграл контрабандиста и наркоторговца, который предлагает проигравшему последние деньги на скачках бывшему военному лётчику ( Роберт Тейлор ) перевезти нелегальный груз из Каира в Мадрид .

Среди последующих картин Гейбела критики выделяют мистическую криминальную мелодраму Альфреда Хичкока « Марни » (1964), где он сыграл небольшую роль налогового консультанта и босса главной героини, у которого она крадёт 10 тысяч долларов. В дальнейшем Гейбел сыграл небольшие роли в популярных комедиях « » (1964) и « » (1967). Он вновь сыграл мафиози в неонуаровом детективе « » (1968) с Фрэнком Синатрой в главной роли, после чего последовала роль коррумпированного начальника тюрьмы в вестерне « Жил-был обманщик » (1970) и психиатра в чёрной комедии « Первая полоса » (1974) . Свою последнюю кинороль куратора отдела холодного оружия в музее «Метрополитен» Гейбел сыграл в криминальной драме « Первый смертный грех » (1980), продюсером и исполнителем главной роли в которой был Синатра .

Карьера на радио и телевидении

На радио Гейбел добился признания критики в качестве страстного рассказчика в радиопередаче о победе во Второй мировой войне «На триумфальной ноте», которая вышла в эфир 8 мая 1945 года .

Он был закадровым рассказчиком в 26 эпизодах телесериала «Альманах» (1953), сыграл гостевые роли в телесериалах «Городская знаменитость» (1954), «Театр 90» (1959), «Пьеса недели» (1960), «Триллер» (1960) и «Есть оружие — будут путешествия» (1960-61). В 1961 году Гейбел сыграл роль Эркюля Пуаро в пилотной серии одноимённого сериала, который в итоге вышел в эфир как эпизод программы «Театр от „Дженерал Электрик“» . Он также сыграл в эпизодах телесериалов телефильмах «Харви» (1972), «Улыбнись Дженни, ты мертва» (1974) и «Заказ на Черри-Стрит» (1977) .

Актёрское амплуа и анализ творчества

Как отметил Гленн Фаулер в «Нью-Йорк Таймс», «Мартин Гейбел, карьера которого в качестве актёра, режиссёра и бродвейского продюсера охватила четыре десятилетия», хотя и «играл в голливудских фильмах и на телевидении, однако более всего его знают по игре на бродвейской сцене» .

Вместе с тем, по мнению автора биографии актёра на Turner Classic Movies , «Гейбел был также широко известен благодаря своим экранным ролям» . По словам Фаулера, в 1930-60-е годы «он завоевал признание как „мастер на все руки“, обычно играя характерные роли и роли второго плана, некоторые из которых были достойны наград» . При этом Эриксон отмечает, что «он часто играл опасных и отрицательных персонажей», в частности, в фильмах «М» (1951) и «Криминальная полоса в прессе США» (1952), но при этом часто выступал и в образе врачей или психологов .

Личная жизнь

В 1946 году, после службы в армии во время Второй мировой войны , Гейбел женился на актрисе Арлин Френсис. За свою карьеру она сыграла в нескольких фильмах, а также в нескольких бродвейских пьесах, продюсером которых был Гейбел. Кроме того, начиная с 1950 года и до середины 1970-х годов она была постоянным участником популярного телеконкурса «Какова моя профессия?». Гейбел также неоднократно принимал участие в этом телешоу в качестве гостя .

В течение многих лет Гейбелы жили в собственном доме в , штат Нью-Йорк , но с середины 1960-х годов их главным местом жительства стала квартира в гостинице «Ритц Тауэр» на Парк-авеню в Нью-Йорке . Они переехали в манхеттенскую гостиницу, когда по словам Френсис, «её выкинула из кухни её собственная повариха». Гейбел с удовольствием согласился на предложение попробовать жить в гостинице. В 1947 году у пары родился сын Питер .

Смерть

22 мая 1986 года у Гейбела случился неожиданный сердечный приступ в тот момент, когда он находился в своей квартире в гостинице «Ритц Тауэр». Его срочно доставили в одну их нью-йоркских больниц, где в приёмных покоях была констатирована его смерть. Ему было 73 года .

Фильмография

Как актёр

Год Русское название Оригинальное название Роль
1951 ф Четырнадцать часов Fourteen Hours доктор Страусс
1951 ф М М Чарли Маршалл
1951 с ТВ театр Сомерсета Моэма Somerset Maugham TV Theatre
1951 с Отбой Lights Out Агент
1952 ф Криминальная полоса в прессе США Deadline - U.S.A. Томас Риенци
1952 ф Вор The Thief мистер Блик
1954 с Альманах (26 эпизодов) Omnibus рассказчик
1954 с Городская знаменитость Toast of the Town
1957 с Сказать по правде To Tell The Truth
1957 ф Ставка на мёртвого жокея Tip on a Dead Jockey Берт Смит
1959 с Театр 90 Playhouse 90 Джордж Бэрроу
1960 с Пьеса недели Play of the Week Улисс
1960 с Триллер Thriller Фрайтаг
1960 тф Нужный человек The Right Man Уильям Дженнингс Брайант
1960 1961 с Есть оружие – будут путешествия (2 эпизода) Have Gun - Will Travel Натан Шотнесс
1961 тф Сила и слава The Power and the Glory шеф полиции
1961 с Американцы The Americans Тим Мэйхью
1961 с Шоу Джека Паара The Jack Paar Show
1961 с Сотня Кейна (2 эпизода) Cain’s Hundred Джордж Винсент
1961 с Шоу недели от «Дюпон» The DuPont Show of the Week ДиЛука
1962 с Театр от «Дженерал Электрик» General Electric Theater Эркюль Пуаро
1962 с Обнажённый город Naked City Джерри Брейсон
1964 ф Марни Marnie Сидни Стратт
1964 ф Goodbye Charlie Мортон Крафт
1965 с Профили отваги Profiles of Courage Даниэл Уэбстер
1966 с Тарзан Tarzan Питер Маас
1967 ф Divorce American Style доктор Зенвинн
1968 ф Lady in Cement Эл Мангар
1970 ф Жил-был обманщик There Was a Crooked Man начальник тюрьмы ЛеГофф
1972 тф Харви Harvey судья Омар Гэффни
1974 тф Улыбайся, Дженни, ты покойница Smile Jenny, You're Dead Мид Де Рюйтер
1974 ф Первая полоса The Front Page доктор Макс Дж. Эггелхофер
1977 тф Контракт на Черри-стрит Contract on Cherry Street Барух «Боб» Вальдман
1980 ф Первый смертный грех The First Deadly Sin Кристофер Лангли

Как режиссёр и продюсер

Год Русское название Оригинальное название Роль
1947 ф Потерянное мгновение The Lost Moment Режиссёр
1947 ф Катастрофа: История женщины Smash-Up: The Story of a Woman Ассоциированный продюсер

Примечания

  1. Glenn Fowler. (англ.) . The New York Times (23 мая 1986). Дата обращения: 21 мая 2018. 30 октября 2018 года.
  2. Hal Erickson. (англ.) . AllMovie. Дата обращения: 21 мая 2018. 30 октября 2018 года.
  3. (англ.) . Internet Broadway Database. Дата обращения: 7 мая 2018. 30 июня 2017 года.
  4. Dennis Schwartz. (англ.) . Ozus' World Movie Reviews (9 августа 2010). Дата обращения: 16 ноября 2019. 16 ноября 2019 года.
  5. (англ.) . Turner Classic Movies. Дата обращения: 21 мая 2018. 6 мая 2018 года.
  6. Bosley Crowther. (англ.) . The New York Times (7 марта 1951). Дата обращения: 21 мая 2018. 9 октября 2018 года.
  7. Variety Staff. (англ.) . Variety (31 декабря 1950). Дата обращения: 21 мая 2018. 5 апреля 2017 года.
  8. (англ.) . Turner Classic Movies. Дата обращения: 21 мая 2018. 8 апреля 2019 года.
  9. Bosley Crowther. (англ.) . The New York Times (15 марта 1952). Дата обращения: 21 мая 2018. 8 апреля 2019 года.

Ссылки

Источник —

Same as Гейбел, Мартин