Interested Article - Бурлеск

Первое издание ироикомической поэмы А. Тассони « Похищенное ведро » (1622)

Бурле́ск ( итал. «шутка») — вид комической поэзии, сформировавшийся в эпоху Возрождения . Комизм бурлеска строится на том, что серьёзное содержание выражается несоответствующими ему образами и стилистическими средствами, а «возвышенные герои» классической античной либо классицистической (реже — средневековой) литературы оказываются как бы «переодетыми» в шутовское чуждое им одеяние.

Травести́я — литературный пародийный приём , когда о высоком предмете повествуется низким стилем.

Ироикомедия — противоположный приём, когда простонародный быт описывается «высоким штилем» героического эпоса.

История

Бурлеск возник ещё в античной литературе . Первым образцом этого жанра является « Батрахомиомахия » («Война мышей и лягушек») — пародия на « Илиаду » Гомера .

В эпоху Возрождения раньше всего бурлеск возникает в Италии. Ранними образцами итальянского бурлеска можно считать Orlando riffato — перелицованную поэму Франческо Берни (1541), являющуюся соответственно переделкой « Влюблённого Роланда » и подобную же переделку того же сюжета, принадлежащую перу (1545). Но только в следующем веке мы видим уже по-настоящему сформировавшийся бурлеск, нашедший, наконец, свой основной объект — образы античной древности, прежде всего столь высоко чтимой Средневековьем и гуманистами « Энеиды ». Такова «Eneide travestita» Лалли (1633), нашедшего себе многочисленных подражателей.

Травестированная поэма эпохи классицизма

Во Франции наиболее ярким произведением в жанре травестии явилась знаменитая в своё время « Eneide travestie » Скаррона (1648—1653). Так как Скаррон прервал своё изложение на восьмой песне «Энеиды», то вскоре появились попытки продолжения. Более самостоятелен д’Ассуси со своим «Ravissement de Proserpine». Был и ещё целый ряд подобных попыток во французской литературе, но малоудачных. Несколько выделяется в этом ряду попытка травестировать «Генриаду» Вольтера , попытка, сделанная Монброном (1758).

На английской почве Скаррону подражал в своём травестированном Вергилии К. Коттон. Из других травестийных поэм можно назвать 4 кн. «Энеиды» голландского поэта П. Лангендика (1735) и поэму датского поэта Гольберга (1754), травестировавшего в своей поэме ряд мест из «Энеиды».

Начало немецкого бурлеска, в конце XVIII в., положил Михаэлис со своим «Leben und Taten des teuren Helden Aeneas». Erstes Märlein, 1771. Но это произведение, как и последующее аналогичное Ф. Беркана (1779—1783), были ещё очень слабыми. Более удачный образец бурлеска дал лишь А. Блумауэр (1784—1788), вызвавший ряд подражателей и последователей в Германии и даже за её пределами. Резкие выпады Блумауэра против иезуитов , яркие картины немецкого быта под покровом рассказа об Энее и его спутниках, удачное применение комического тона — обусловили довольно большую популярность Блумауэра и его травестированной «Энеиды». (Список продолжателей Скаррона см. Последователи «Вергилия наизнанку» Скаррона ).

В России конец XVIII в. ознаменовался несколькими травестированными поэмами. Одна из них — « Вергилиева Энеида, вывороченная наизнанку » Н. П. Осипова (1791) с продолжением Котельницкого (в 1801). Далее к тому же жанру относятся «Ясон, похититель златого руна, во вкусе нового Енея» Наумова (1794) и «Похищение Прозерпины» Котельницкого и Люценко (1795). Все эти произведения сохранили теперь только историческое значение. К традиции травестии примыкает и « Гаврилиада » молодого Пушкина .

Позднее на основе «Энеиды» Осипова была создана « Энеида » И. Котляревского (1-е полное посмертное изд. 1842, написана же была в период ранее 1798 г. и до 20-х гг. XIX столетия). Была попытка травестировать «Энеиду» и в белорусской литературе (« Энеіда навыварат » В. Ровинского ; другой образец бурлеска — « Тарас на Парнасе » К. Вереницына ).

Ироикомическая поэма эпохи классицизма

Гравированная иллюстрация к «Орлеанской девственнице»

Полемизируя со Скарроном, идеолог классицизма Буало в 1672 г. опубликовал поэму «Налой», где высоким стилем героической поэмы описал будничное происшествие из повседневной жизни. Возвышенное описание «низких» предметов стало одним из основных направлений английской литературы эпохи классицизма . Важнейшим памятником английского бурлеска является «Гудибрас» Батлера (1669) — злая сатира на пуритан . В стиле «Гудибраса» выдержаны некоторые сатиры Драйдена , « Битва книг » Свифта и лучшее в поэтическом наследии Поупа .

Ироикомическая поэма « Орлеанская девственница » в своё время была популярнее всех «серьёзных» трудов Вольтера . Русскому читателю вкус к этому жанру привил В. И. Майков , автор поэм «Игрок ломбера» (1763) и « » (1771).

Бурлеск XIX—XX вв.

В европейской литературе середины и конца XIX века жанр бурлеска развития не получил. Особняком стоят бурлескные оперетты Оффенбаха — «Прекрасная Елена» и « Орфей в аду ».

Искусство XX века ( экспрессионизм , сюрреализм , театр абсурда ) вновь использовало опыт бурлеска. О проявлениях в кино см. бурлескная комедия .

См. также

Литература

  • Watson E. B. Burlesque // Dictionary of World Literature. Criticism, Forms, Technique / Ed. J. T. Shipley. London, 1945.
  • Москвин В. П. Бурлескный стиль: опыт типологии // Известия РАН. Серия лит. и яз. Т. 70. 2011. № 6.
  • Семёнов В. Б. Бурлеск // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.
  • Бурлеска, или Бурлеск // Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев . — М. : «Просвещение», 1974. — С. 34. — 509 с. — 300 000 экз.

Ссылки

Источник —

Same as Бурлеск