Interested Article - Данте Алигьери

Да́нте Алигье́ри ( итал. Dante Alighieri , полное имя Дуранте ди Алигьеро дельи Алигьери, последняя декада мая 1265 — в ночь с 13 на 14 сентября 1321 ) — итальянский поэт , мыслитель, богослов , один из основоположников литературного итальянского языка , политический деятель. Создатель « Комедии » (позднее получившей эпитет «Божественной», введённый Боккаччо ), в которой был дан синтез позднесредневековой культуры ; «Божественная комедия» является одним из основополагающих произведений западной литературы .

Один из самых знаменитых и влиятельных поэтов Запада .

Биография

Во Флоренции

Согласно семейному преданию, предки Данте происходили из римского рода Элизеев, участвовавших в основании Флоренции . Каччагвида, прапрадед Данте, участвовал в крестовом походе Конрада III (1147—1149), был посвящён им в рыцари и погиб в бою с мусульманами. Каччагвида был женат на даме из ломбардской семьи Альдигьери да Фонтана. Имя «Альдигьери» трансформировалось в «Алигьери»; так был назван один из сыновей Каччагвиды. Сын этого Алигьери, Беллинчоне, дед Данте, изгонявшийся из Флоренции во время борьбы гвельфов и гибеллинов , вернулся в родной город в 1266 году , после поражения Манфреда Сицилийского при Беневенто . Алигьери II, отец Данте, видимо, не принимал участия в политической борьбе и оставался во Флоренции.

Данте на фреске виллы Кардуччо Андреа дель Кастаньо ( 1450 , Галерея Уффици )
«Начинается новая жизнь» (Данте и Беатриче в саду). Художник Чезаре Саккаджи , 1903

Точная дата рождения Данте неизвестна. По свидетельству Боккаччо , Данте родился в мае 1265 года. Сам Данте сообщал о себе (Комедия, Рай, 22), что родился под знаком Близнецов , который в 1265 году длился с 18 (22) мая по 17 (21) июня. В современных источниках чаще всего приводятся даты второй половины мая 1265 года . Также известно, что Данте был крещён 25 марта 1266 года (в первую страстную субботу) под именем Дуранте.

Первым наставником Данте был известный в то время поэт и учёный Брунетто Латини . Место, где учился Данте, неизвестно, но он получил широкие познания как в античной, так и в средневековой литературе, в естественных науках. Был также знаком с еретическими учениями того времени.

С достаточно большой степенью достоверности предполагается, что в 1286—1287 годах Данте жил несколько месяцев в Болонье поблизости от сохранившихся доныне башен Гаризенда и Азинелли . В отсутствие каких-либо документальных подтверждений исследователи допускают, что наиболее вероятной причиной его пребывания в этом городе могло быть обучение в старейшем знаменитом университете .

Ближайшим другом Данте был поэт Гвидо Кавальканти . Ему Данте посвятил множество стихов и фрагментов поэмы « Новая жизнь ».

Первое актовое упоминание о Данте Алигьери как общественном деятеле относится к 1296 и 1297 годам , уже в 1300 или 1301 году он был избран приором. В 1302 году Данте был изгнан из Флоренции вместе с партией (т. н. белые гвельфы ), к которой он принадлежал . Он никогда больше не увидел своего родного города и умер в изгнании.


Годы изгнания

Годы изгнания были для Данте годами скитаний. Уже в ту пору он был лирическим поэтом среди тосканских поэтов «нового стиля» — Чино из Пистойи , Гвидо Кавальканти и др. Его «La Vita Nuova (Новая жизнь)» уже была написана; изгнание сделало его более серьёзным и строгим. Он затевает свой «Пир» («Convivio»), аллегорически-схоластический комментарий к четырнадцати канцонам. Но «Convivio» так и не закончен: написано было лишь введение и толкование к трём канцонам. Не окончен, обрываясь на 14-й главе второй книги, и латинский трактат о народном языке, или красноречии («De vulgari eloquentia»).

Памятник Данте в Вероне.

В годы изгнания создались постепенно и при тех же условиях работы три кантики Божественной Комедии. Время написания каждой из них может быть определено лишь приблизительно. Рай дописывался в Равенне, и нет ничего невероятного в рассказе Боккаччо, что после смерти Данте Алигьери его сыновья долгое время не могли доискаться тринадцати последних песен, пока, согласно легенде, Данте не приснился своему сыну Якопо и не подсказал, где они лежат.

О судьбе Данте Алигьери очень мало фактических сведений, след его на протяжении лет теряется. На первых порах он нашёл приют у властителя Вероны, Бартоломео делла Скала ; поражение в 1304 г. его партии, пытавшейся силой добиться водворения во Флоренцию, обрекло его на долгое странствование по Италии.

Позднее он прибыл в Болонью, в Луниджьяне и Казентино, в 1308—1309 гг. очутился в Париже, где выступал с честью на публичных диспутах, обычных в университетах того времени. Именно в Париже Данте застала весть, что император Генрих VII собирается в Италию. Идеальные грёзы его «Монархии» воскресли в нём с новой силой; он вернулся в Италию (вероятно, в 1310 -м либо в начале 1311 года ), чая ей обновления, себе — возвращения гражданских прав. Его «послание к народам и правителям Италии» полно этих надежд и восторженной уверенности, однако, император-идеалист внезапно скончался ( 1313 ), а 6 ноября 1315 г. Раньери ди Заккария из Орвьетто, наместник короля Роберта во Флоренции, подтвердил декрет изгнания в отношении Данте Алигьери, его сыновей и многих других, осудив их на казнь, в случае, если они попадутся в руки флорентийцев.

С 1316 1317 г. он поселился в Равенне , куда его вызвал на покой синьор города, Гвидо да Полента . Здесь, в кругу детей, среди друзей и поклонников, создавались песни Рая.

Смерть

Надгробие Данте в Равенне
Кенотаф в честь Данте во Флоренции

Летом 1321 года Данте, как посол правителя Равенны, отправился в Венецию для заключения мира с республикой Святого Марка . По дороге назад Данте заболел малярией и умер в Равенне в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года .

Данте был похоронен в Равенне. Великолепный мавзолей, который готовил ему Гвидо да Полента, не был воздвигнут; современная гробница (также называемая «мавзолеем») построена в 1780 г.

В 1519 году по предложению Микеланджело папа римский Лев X согласился на перенесение праха Данте во Флоренцию, но когда гроб привезли в город — он оказался пустым; но в базилике Санта-Кроче был устроен кенотаф , сохранившийся до наших дней.

Внешние изображения
Данте
(Посмертная маска)

Краткая хронология жизни и творчества

Личная жизнь

Памятник Данте 1865 года. Флоренция. Работа скульптора Э. Пацци

В поэме «Новая жизнь» Данте воспел свою первую юношескую любовь — Беатриче Портинари , которая умерла в 1290 году в 24-летнем возрасте. Данте и Беатриче стали символом любви, как Петрарка и Лаура, Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта.

В 1274 году девятилетний Данте залюбовался на майском празднике девочкой восьми лет, дочерью соседа, Беатриче Портинари — это его первое биографическое воспоминание. Он и прежде видел её, но впечатление от этой встречи обновилось в нём, когда девять лет спустя (в 1283 году ) он увидел её снова уже замужней женщиной и на этот раз увлёкся ею. Беатриче становится на всю жизнь «владычицей его помыслов», прекрасным символом того нравственно поднимающего чувства, которое он продолжал лелеять в её образе, когда Беатриче уже умерла (в 1290 году ), а сам он вступил в один из тех деловых браков, по политическому расчёту, какие в то время были приняты.

Семья Данте держала сторону флорентийской партии , враждовавшей с партией Донати. Но Данте женился на Джемме Донати, дочери Манетто Донати. Точная дата его женитьбы неизвестна. Известно, что в 1301 году у него уже было трое детей (Пьетро, Якопо и Антония) . Когда Данте был изгнан из Флоренции , Джемма осталась в городе с детьми, сохраняя остатки отцовского достояния.

В дальнейшем, когда Данте слагал свою «Комедию» в прославление Беатриче, Джемма в ней не была упомянута ни единым словом. В последние годы он жил в Равенне ; вокруг него собрались его сыновья, Якопо и Пьетро, поэты, будущие его комментаторы, и дочь Антония; только Джемма жила вдали от всей семьи. Боккаччо , один из первых биографов Данте, обобщил всё это: будто Данте женился по принуждению и уговорам, а потому в долгие годы изгнания ни разу не подумал вызвать к себе жену. Беатриче определила тон его чувства, опыт изгнания — его общественные и политические взгляды и их архаизм.


Творчество

Данте Алигьери, мыслитель и поэт, постоянно ищущий принципиальное основание всему, что происходило в нём самом и вокруг него. Именно эта вдумчивость, жажда общих начал, определённости, внутренней цельности, страстность души и безграничное воображение определили качества его поэзии, стиля, образности и абстрактности.

Любовь к Беатриче получала для него таинственный смысл; он наполнял ею каждое произведение. Её идеализированный образ занимает значительное место в поэзии Данте. Первые произведения Данте датируются 1280-ми годами. В 1292 году им была написана повесть об обновившей его любви « Новая жизнь » («La Vita Nuova»), составленная из сонетов, канцон и прозаического рассказа-комментария о любви к Беатриче. «Новая жизнь» считается первой в истории мировой литературы автобиографией. Уже в изгнании Данте пишет трактат « Пир » (Il convivio, 1304—1307).

Создавал Алигьери и политические трактаты. Позже Данте очутился в водовороте партий, был даже завзятым муниципалистом; но у него была потребность уяснить для себя основные принципы политической деятельности, поэтому он пишет свой латинский трактат « О монархии » («De Monarchia»). Данное произведение — своеобразный апофеоз императора-гуманиста, рядом с которым он желал бы поставить столь же идеальное папство. В трактате «О монархии» сказался Данте-политик. Данте-поэт отразился в произведениях «Новая жизнь», «Пир» и «Божественная комедия».

Всем знакомый портрет Данте Алигьери лишён достоверности: Боккаччо изображает его бородатым вместо легендарного гладко выбритого, однако, в общем его изображение отвечает нашему традиционному представлению: продолговатое лицо с орлиным носом, большими глазами, широкими скулами и выдающейся нижней губой; вечно грустный и сосредоточенно-задумчивый.

«Новая жизнь»

Данте на фасаде галереи Уффици

В этом первом в Европе психологическом романе чувство любви приобретает небывалую ещё высоту и духовность. Это первое воплощение того простого и вместе необыкновенно сложного, чреватого многими последствиями чувства, которое определило развитие заветнейших сторон дантовской души. Любовь Данте трогательна по своей наивности и свежести, однако вместе с тем в ней чувствуются веяние сурового и внимательного к себе духа, рука художника, думающего сразу о многом, переживающего сложнейшие драмы сердца. Образные описания добродетелей и достоинств Беатриче, проникновенный анализ экстатического обожания Данте своей возлюбленной придают яркость и одухотворённость его схематическим литературным приёмам. .

В произведении объединены поэтические традиции трубадуров, выстроивших иерархию любовного чувства: от простого увлечения до высшего озарения, и поэтов «сладостного нового стиля», превозносивших в любви источник поэтического вдохновения. В дантовском романе речь идёт о земной любви с «дамой-ширмой» и о высокой любви, благодаря которой счастливый избранник получает второе рождение. Юная Беатриче Портинари, которую поэт видел лишь три раза в жизни, внушила ему целомудренное, духовно преображающее чувство .

Стиль романа характерен смешением поэзии и прозы, конкретики и аллегоричности. К аллегориям в романе следует отнести сны, священные числа 9 и 18, большинство цветообозначений. Аллегоричен центральный женский образ: Беатриче олицетворяет философское начало, ведущее человека к Богу, к познанию окружающего мира и самого себя .


«Пир»

Почтовая марка Румынии, посвящённая Данте Алигьери

В «Пире» (между 1304 и 1307 гг.) — и это весьма характерно для исторического своеобразия периода Предвозрождения , эстетически реализованного в творчестве Данте, — политика органически соединяется не только с этикой, но и с поэтикой и лингвистикой .

Ренессансные теории стиля у Данте предваряет идея о важности духовной опоры на «образцовых», «правильных поэтов». Данте по-гуманистически верил в безграничность созидательных сил отдельной творческой личности, черпающей вдохновение в народной культуре и близкой народным нуждам и мировоззрению, воплощающей его истинные, «разумные» стремления в поэзии, её стиле и языке. Грамматически организованный народный язык новой литературы и культуры, который в трактате « О народном красноречии » провозглашается «исконным» и именуется «блистательной итальянской народной речью», должен был сформироваться из живой разговорной речи регионов Италии под влиянием культурной и литературной деятельности писателей. Первый трактат «Пира» заканчивается мыслью о том, что этот язык станет «новым светом, новым солнцем, которое взойдёт там, где зайдёт привычное; и оно дарует свет тем, кто пребывает во мраке и во тьме, так как старое солнце им больше не светит» (I, XIII, 12) .

В «Пире» между новыми идеями и поисками нового стиля и языка есть прочная связь. Когда Данте создаёт новый итальянский литературный язык и «прекрасный стиль», он заботится и об их соответствии с требованиями «благородной дамы», именуемой им (в начале третьей канцоны) «мадонной философией». В канцоне и в сопровождающих её рассуждениях Данте углубляет и демократизирует антисословные представления о благородстве как своего рода благодати, нисходящей на «благорасположенную» душу; его концепция «божественности» человека приобретает, безусловно, гуманистическую суть. Благородство у Данте предполагает содействие установлению на земле всеобщего благоденствия и общественной гармонии во всемирной и единодержавной империи, ибо «для устранения междоусобных войн и их причин необходимо, чтобы вся земля и чтобы всё, чем дано владеть человеческому роду, было Монархией, то есть единым государством, и имело одного государя, который, владея всем и не будучи в состоянии желать большего, удерживал бы отдельных государей в пределах их владений, чтобы между ними царил мир, которым наслаждались бы города, где любили бы друг друга соседи, в любви же этой каждый дом получал в меру своих потребностей и чтобы, удовлетворив их, каждый человек жил счастливо, ибо он рождён для счастья» («Пир», IV, IV, 4) .

Мысль о том, что счастье заключается в земном существовании человека, и «что цель каждой добродетели в том, чтобы сделать нашу жизнь радостней» (там же, I, VIII, 12), несомненно революционна; можно вспомнить, что в «Пире» идея общественной мировой гармонии — «каждый человек каждому другому человеку от природы — друг» (I, I, 8) — обоснована идеей гармоничности отдельного индивидуума, обычного земного человека. Истинное, духовное благородство у Данте предполагает телесную красоту, благородство плоти (IV, XXV, 12—13). Такого рода идеи предвосхищают жизнеутверждающее миропонимание итальянского Возрождения и также служат предпосылками для формирования ренессансного стиля .

«Божественная комедия»

Анализ

По форме «Божественная комедия» — загробное видение, распространённый жанр в средневековой литературе. Как и у поэтов той эпохи, поэма будто бы представляет собой аллегорическое здание. Так, дремучий лес, в котором поэт заблудился на середине жизненного пути, — символ совершённых на протяжении жизни грехов и испытываемых заблуждений . Три зверя, которые там на него нападают: рысь, лев и волчица — три самые сильные страсти: соответственно сладострастие, гордыня, корыстолюбие . Этим аллегориям придаётся также политический смысл: рысь — Флоренция , пятна на шкуре которой должны обозначать вражду партий гвельфов и гибеллинов ; лев, символ грубой физической силы — Франция ; волчица, алчная и похотливая, — папская курия . Эти звери угрожают национальному единству Италии , о котором мечтал Данте, единству, скреплённому господством феодальной монархии (некоторые историки литературы дают всей поэме Данте политическое толкование). От зверей рассказчика спасает Вергилий — разум , посланный к поэту Беатриче (которая здесь предстаёт как символ божественного провидения ). Вергилий ведёт Данте через ад в чистилище и на пороге рая уступает место Беатриче. Суть этой аллегории такова: человека от страстей спасает разум, а божественная благодать (Беатриче в пер. с ит. — благодатная) ведёт к вечному блаженству.

«Комедия» проникнута политическими пристрастиями автора. Данте никогда не упускает возможности посчитаться со своими идейными противниками и личными врагами; он ненавидит ростовщиков, осуждает кредит как «лихву», свой век как век наживы и сребролюбия . По его мнению, деньги — источник многих зол . Тёмное настоящее у него противопоставлено светлому прошлому, Флоренция буржуазная — Флоренции феодальной, когда всеми ценились умеренность, простота нравов, рыцарское «вежество» («Рай», рассказ Каччагвиды). Терцины «Чистилища», сопутствующие появлению Сорделло (Чистилище, Песнь VI) — это хвалебный гимн гибеллинизму. Далее Данте восхваляет Константина и Юстиниана как величайших императоров, помещает их в рай (Рай, Песнь VI); эти самые значительные деятели Римской державы должны были послужить как бы примером для германских императоров той поры, и в частности для Генриха VII Люксембургского , которого Данте призывал вторгнуться в Италию и объединить её на феодальных началах. К папству как к институту поэт относится с высочайшим почтением, хотя к отдельным его представителям, и особенно к способствовавшим утверждению в Италии капитализма, испытывает ненависть; некоторые папы оказываются в аду. Вера Данте — католичество , хотя в неё вторгается уже личный элемент, враждебный старой ортодоксии, хотя мистика и францисканская пантеистическая религия любви, принимаемые со всей страстью, также резко отклоняются от собственно католицизма. Его философия — теология, его наука — схоластика , его поэзия — аллегория. Идеалы аскетизма в Данте ещё не мертвы, и поэтому он почитает грехом свободную любовь (Ад, Песнь V, эпизод с Франческой да Римини и Паоло). Но не грех для него любовь, которая влечёт к предмету поклонения чистым платоническим порывом . Это — великая мировая сила, которая «движет солнце и другие светила». И смирение уже не безусловная добродетель. «Кто в славе сил не обновит победой, не вкусит плод, добытый им в борьбе». Дух пытливости, стремление раздвинуть свой кругозор, открывать новое, соединяемое с «добродетелью», побуждающее к героическим дерзаниям, превозносится, как идеал.

Своё видение Данте создавал из кусков реальной жизни. Конструкция загробного мира составлена из отдельных уголков Италии , размещённых в нём чёткими графическими контурами. В поэме изображено столько живых человеческих образов, столько типичных фигур, столько ярких психологических ситуаций, столько выразительных и впечатляющих сцен, эпизодов, что искусство и в последующие века, и даже в наше время продолжает черпать оттуда . Смотря на огромную галерею исторических деятелей и лиц, изображённых Данте в «Комедии», заключаешь, что нет ни одного образа, который не был бы огранён безошибочной пластической интуицией поэта. В эпоху Данте Флоренция переживала эру напряжённого экономического и культурного расцвета. То необычное по остроте ощущение человека и пейзажа в «Комедии», которому мир учился у Данте, было возможно только в общественной обстановке Флоренции XIV века, стоявшей тогда в авангарде европейского прогресса. Отдельные эпизоды, такие, как Франческа и Паоло, Фарината в своей раскалённой могиле, Уголино с детьми, Капаней и Улисс , очень не похожие на античные образы, Чёрный Херувим с тонкой дьявольской логикой, Сорделло на своём камне, и теперь производят сильное впечатление .

Влияние на культуру

Данте Алигьери представляет Джотто Гвидо I да Полента . Худ. Х. Мочи

Как указывается в Новейшем философском словаре, поэзия Данте «сыграла большую роль в оформлении ренессансного гуманизма и в разворачивании европейской культурной традиции в целом, оказав значительное воздействие не только на поэтико-художественную, но и на философскую сферы культуры (от лирики Петрарки и поэтов Плеяды до софиологии B.C. Соловьёва .

Библиография

Сочинения

De vulgari eloquentia , 1577
  • « Эклоги » ( лат. Egloghe )
  • «Послания» ( лат. Epistulae )
  • «Цветок» ( итал. Il fiore )), поэма из 232 сонетов, основанная на « Романе о Розе » ( Roman de la Rose ) фр. аллегорический роман XIII века
  • 1310 1313 « Монархия », трактат ( лат. Monarchia )
  • «Detto d’Amore» поэма, также основанная на «Романе о Розе» ( фр. Roman de la Rose )
  • «Вопрос о воде и земле», трактат ( dubia лат. Quaestio de aqua et de terra )
  • «Стихотворения» ( итал. Rime (Canzoniere) )
    • Стихотворения флорентийского периода:
    • Сонеты
    • Канцоны
    • Баллады и стансы
    • Стихотворения написанные в изгнании:
    • Сонеты
    • Канцоны
    • Стихи о каменной даме
  • Письма

Русские переводы

Здесь представлен полный список русскоязычных переводов «Божественной комедии» с информацией о времени их написания и первой публикации в хронологическом порядке .

  • О. М. Сомов , «Надпись на вратах адовых: Из Дантовой поэмы Ад» (« Украинский вестник », 1817, 6 (4), с. 100);
  • А. С. Норов , «Отрывок из 3-й песни поэмы Ад» (« Сын Отечества », 1823, № 30, с. 183—188);
  • П. А. Катенин , «Ад. Песнь первая, песнь вторая, песнь третья, Уголин», в: «Сочинения и переводы в стихах Павла Катенина, с приобщением нескольких стихотворений князя Голицына», II, СПб, 1832, с. 91-111.
  • С. П. Шевырёв , «Мною входят в град скорбей безутешных…» — начало 3 песни «Ада» («Учёные записки Императорского Московского Университета», 1833, 5 (2))

Далее указаны только переводы кантик или полные переводы «Божественной комедии» на русский язык.

  • Ф. Фан-Дим , «Ад», перевод с итальянского (Санкт-Петербург, 1842—1843; прозой);
  • Д. Е. Мин , «Ад», перевод размером подлинника (частичная публикация в 1844, полная — Москва, 1855), «Первая песнь Чистилища» (« Русский вестник », 1865, 9 ), публикация полного перевода — посмертно (1902—1904) ;
  • В. А. Петров, «Божественная комедия» (пер. с итал. терцинами , СПб, 1871, 3-е издание 1872; перев. только «Ад»);
  • Д. Д. Минаев , «Божественная комедия» (Лпц. и СПб. 1874, 1875, 1876, 1879), переведено не с подлинника, терцинами (переиздание — М., 2006);
  • В. В. Чуйко , «Божественная комедия», прозаический перевод, три части изданы отдельными книгами, СПб., 1894;
  • М. А. Горбов, Божественной комедии часть вторая: С объясн. и примеч. М., 1898. («Чистилище», ритмической прозой);
  • Н. Н. Голованов, «Божественная комедия» (1896—1902 , выполнен терцинами);
  • О. Н. Чюмина , «Божественная комедия» (СПб., 1900), переведено не с подлинника (переиздание — М., 2007). Половинная Пушкинская премия (1905);
  • М. Л. Лозинский , «Божественная комедия» (1936—1942 ). Сталинская премия (1946) ;
  • Б. К. Зайцев , «Божественная комедия. Ад», подстрочный перевод прозой (1913—1918, первая публикация отдельных песен в 1928 и 1931, редакция в 1942, первая полная публикация в 1961) ;
  • А. А. Илюшин , «Божественная комедия» (с 1960-х по 1980, частичная публикация в 1988, полное издание в 1995 , переиздан в 2014 )
  • В. С. Лемпорт , «Божественная комедия» (закончен в 1997) ;
  • В. Г. Маранцман , «Dante. Божественная Комедия.» (1989—1999 , впервые опубликован в 1999, переиздан в 2006 ).

В искусстве

См. Отражение в культуре (Божественная комедия) .

Память

Почтовый конверт с Данте. Россия, 2015 год
Монеты Банка России к 750-летней годовщине рождения Данте, 2015 год (с памятником в Вероне)

См. также

Примечания

Комментарии
  1. : Боккаччо получил сведения от нотариуса Пьеро Джардини.
  2. Философский энциклопедический словарь (2010) приводит дату 30 мая. Новая философская энциклопедия (В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001) указывает дату рождения между 18 мая и 17 июня. Роберт Холландер в статье «Данте» (« Dictionary of the Middle Ages », 4 том, 1984) пишет, что Данте Алигьери родился «вероятно, в конце мая». И. Н. Голенищев-Кутузов ( ) указывает на вторую половину мая.
  3. См. комментарий М. Лозинского к строке 13, Песнь I, Ад
  4. См. комментарий М. Лозинского к строкам 31-60, Песнь I, Ад
  5. Cм. трактат Данте «О монархии»
  6. См. комментарий М. Лозинского к строке 62, Песнь I, Ад
  7. См. комментарий М. Лозинского к строке 70, Песнь II, Ад
  8. Cм. «Новую жизнь» Данте
Примечания
  1. Istituto dell'Enciclopedia Italiana Dante Alighièri // (итал.)
  2. Chimenz S. A. ALIGHIERI, Dante // (итал.) — 1960. — Vol. 2.
  3. Montanelli I. (итал.) — 1993. — ISBN 979-12-80362-09-4
  4. — 1808.
  5. А. Дживелегов. . Дата обращения: 27 декабря 2014. 16 октября 2017 года.
  6. . Дата обращения: 2 декабря 2022. 23 июля 2021 года.
  7. . Дата обращения: 1 декабря 2022. 1 декабря 2022 года.
  8. .
  9. , pp. 73—74.
  10. Malcolm Moore от 22 июня 2008 на Wayback Machine Daily Telegraph , June 17, 2008. Retrieved on June 18, 2008.
  11. Siro A. Chimenz. (итал.) . Dizionario Biografico degli Italiani — Volume 2 . Treccani (1960). Дата обращения: 18 марта 2016. 8 марта 2020 года.
  12. . Дата обращения: 2 сентября 2017. 1 сентября 2017 года.
  13. Зарубежные детские писатели в России. Биобиблиографический словарь / под общ. ред. И. Г. Минераловой. — 2-е. — М. : Флинта; Наука, 2011. — С. 141. — 513 с. — ISBN 978-5-89349-473-0 .
  14. Голенищев-Кутузов И. Н. , Хлодовский Р. И. // Литература Италии : Литература XIII—XIV вв. / АН СССР; Институт мировой лит. им. А. М. Горького. — М. : Наука, 1985. — Т. 3. — С. 57—58. — (История всемирной литературы : в 9 т. ; 1983—1994).
  15. . Дата обращения: 2 сентября 2017. 10 августа 2017 года.
  16. . Дата обращения: 2 сентября 2017. 13 сентября 2017 года.
  17. . Дата обращения: 2 сентября 2017. 11 августа 2017 года.
  18. Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999.
  19. Попова-Рогова Н. А. . fupress.net с.50, 61—62. Дата обращения: 10 апреля 2018. 1 апреля 2018 года.
  20. Мошонкина Е. . science.asu.edu.ru с.5. Дата обращения: 10 апреля 2018.
  21. с.134—138. Дата обращения: 10 апреля 2018. 18 февраля 2019 года.
  22. C. М. Лозинский. . wikilivres.org . Дата обращения: 11 октября 2017. Архивировано из 7 января 2019 года.
  23. И. Н. Голенищев-Кутузов. . dante.rhga.ru (1971). Дата обращения: 9 октября 2017. 10 августа 2017 года.
  24. . predanie.ru . Дата обращения: 3 августа 2019. 27 марта 2019 года.
  25. . godliteratury.ru . Дата обращения: 6 октября 2017. 22 ноября 2016 года.
  26. Данте Алигьери. Божественная Комедия / в пер. А. Илюшина, примечания М. И. Никола. — М. : Дрофа, 2014.
  27. . Коммерсантъ . Дата обращения: 6 октября 2017. 28 августа 2017 года.
  28. Dante. Божественная Комедия / в пер. В. Маранцмана. — СПб. : Амфора, 2006.
  29. (англ.) на сайте Internet Movie Database
  30. . Дата обращения: 19 декабря 2015. 19 декабря 2015 года.

Литература

Ссылки

  • Данте Алигьери.
  • (недоступная ссылка)
  • от 13 мая 2013 на Wayback Machine
  • от 25 января 2012 на Wayback Machine
  • (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-05-2013 [3937 дней])
  • Елена Сизова. . Историко-искусствоведческий портал "Монсальват". 21 августа 2011 года.
Источник —

Same as Данте Алигьери