Interested Article - Побег из Шоушенка

«Побе́г из Шоуше́нка» ( англ. The Shawshank Redemption — «Искупление Шоушенком») — американский драматический фильм 1994 года режиссёра и сценариста Фрэнка Дарабонта , основанный на повести Стивена Кинга « Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка ». Он рассказывает историю банкира Энди Дюфрейна ( Тим Роббинс ), который приговорён к пожизненному заключению в государственной тюрьме Шоушенка за убийство своей жены и её любовника, несмотря на его заявления о невиновности. В течение следующих двух десятилетий он дружит с другим заключённым, контрабандистом Эллисом «Редом» Реддингом ( Морган Фриман ), и играет важную роль в операции по отмыванию денег, возглавляемой тюремным надзирателем Сэмюэлем Нортоном ( Боб Гантон ). Уильям Сэдлер , Клэнси Браун , Гил Беллоуз и Джеймс Уитмор появляются во второстепенных ролях.

Дарабонт приобрёл права на экранизацию в 1987 году, но разработка началась только спустя пять лет, когда он написал сценарий в течение восьми недель. Через две недели после отправки своего сценария в компанию Castle Rock Entertainment Дарабонт получил бюджет в размере 25 миллионов долларов на производство фильма, которое началось в январе 1993 года. В то время как действие фильма происходит в штате Мэн , съёмки проходили с июня по август 1993 года почти полностью в Мансфилде, штат Огайо , а мэнсфилдская тюрьма служила одноимённым пенитенциарным учреждением. Проект привлёк многих звёзд того времени за роль Энди, включая Тома Хэнкса , Тома Круза и Кевина Костнера . Музыку к фильму написал Томас Ньюман .

Фильм получил признание от критиков, особенно за свой сюжет и выступления Роббинса и Фримена, но провалился в прокате, заработав всего 16 миллионов долларов во время первоначального показа. Были упомянуты многие причины его неудачи, в том числе конкуренция со стороны таких фильмов, как « Криминальное чтиво » и « Форрест Гамп », общая непопулярность тюремных фильмов , отсутствие женских персонажей и даже название, которое считалось запутанным для зрителей. Он получил несколько номинаций, в том числе семь номинаций на премию «Оскар» и повторный прокат, который в сочетании с международными показами увеличил кассовые сборы до 73,3 миллионов долларов.

Были отправлены более 320 000 проданных копий VHS по всей территории США, и благодаря номинациям на премию и молве он стал одним из лучших видеорелизов 1995 года. Права на показ были приобретены после покупки Castle Rock компанией Turner Broadcasting System , и фильм регулярно появлялся в сети TNT , начиная с 1997 года, ещё больше увеличивая его популярность. Спустя десятилетия после его выхода фильм всё ещё транслировался и был популярен в нескольких странах, при этом зрители и знаменитости сослались на него как на источник вдохновения или назвали его фаворитом в различных опросах, что привело к его признанию одним из самых «любимых» фильмов, когда-либо снятых. В 2015 году фильм был выбран для сохранения в Национальном реестре фильмов США .

Сюжет

1947 год. В суде штата Мэн (США) слушается дело вице-президента крупного банка Энди Дюфрейна, обвиняемого в убийстве жены и её любовника. Дюфрейн не признаёт своей вины, но не может вспомнить, что делал в ночь убийства, так как был пьян. Незадолго до убийства Дюфрейн устроил скандал, уличив жену в измене, но на просьбу жены о разводе ответил отказом. В тот же вечер жена ушла на встречу с любовником. Дюфрейн сильно напился в баре и отправился к дому, в который поехала его жена, но там никого не оказалось. Он решил дождаться парочку на месте; с собой у него был револьвер. Через какое-то время он протрезвел, выбросил оружие в реку и уехал домой. Утром служанка нашла в этом доме тела его супруги и её любовника; обе жертвы были застрелены из пистолета. Револьвер, который Дюфрейн выбросил в реку, найти не удалось (если бы он был найден, можно было бы определить, что любовники были застрелены не из него); другие косвенные улики также указывают на виновность обвиняемого.

Суд признаёт Дюфрейна виновным в предумышленном убийстве двоих человек и приговаривает его к двум пожизненным заключениям . Бывший вице-президент банка попадает в Шоушенк — одну из самых мрачных тюрем Новой Англии . Начальник тюрьмы Сэмюэл Нортон объясняет Дюфрейну что верит в дисциплину и в Библию. Ночью начальник охраны Байрон Хедли жестоко избивает прибывшего с Энди заключённого и тот умирает в лазарете. Энди определяют на работу в тюремную прачечную. Через два месяца после прибытия в тюрьму он знакомится с Эллисом Бойдом Реддингом по прозвищу «Ред», человеком который «может достать что угодно» — он организует доставку разных вещей в тюрьму . Дюфрейн просит Реда доставить геологический молоток, чтобы обрабатывать камни. Шайка «Сестёр» проявляет сексуальный интерес к Энди, и несмотря на его сопротивление периодически избивает и насилует его.

В 1949 году в ходе ремонта крыши Энди подслушивает как Хедли жалуется, что налоговое управление заберёт изрядную часть денег, полученных им в наследство от умершего брата. Энди предлагает Хедли оформить дарственную на жену, чтобы избежать налога, а взамен просит угостить его товарищей холодным пивом. Начальник тюрьмы переводит Энди на работу в библиотеку, помощником старика Брукса Хэтлена. К Энди обращаются и другие охранники. Хедли избивает главаря «Сестёр» Богза Даймонда и те оставляют Дюфрейна в покое. Вскоре Энди заполняет налоговые декларации всех тюремщиков, к нему обращаются охранники из других тюрем. Нортон привлекает Энди к своим финансовым махинациям. Тот создаёт фиктивную личность некоего Ренделла Стивенса и зачисляет отмытые деньги Нортона на счета, открытые на это имя. Он замечает, что, находясь на свободе, был честным человеком, и стал преступником, только попав в тюрьму. Он засыпает сенат штата письмами с просьбами о помощи для тюремной библиотеки. Спустя 6 лет сенат выделяет ему деньги и книги, тогда же он впервые оказывается в тюремном карцере: когда надзиратель оставляет его одного, Энди запирается в кабинете и по громкой связи транслирует на всю тюрьму музыку одной из грампластинок . Ещё через четыре года Энди добивается ежегодного финансирования, тюремная библиотека становится лучшей в штате. Нортон рассказывает прессе о своих достижениях и о программе «Внутри и снаружи» по привлечению заключённых для работ за стенами тюрьмы.

Брукс, который к этому моменту провёл в Шоушенке 50 лет жизни, получает освобождение. Он решает зарезать заключённого Хейвуда, объясняя, что это «единственный способ остаться в тюрьме», но Энди удаётся его вразумить. Ред рассказывает, что Брукс «сросся» с тюрьмой и превратился в «тюремного человека», для которого не существует мира за пределами тюремных стен. В тюрьме Брукс уважаемый человек, имеющий большой вес, а на воле — всего лишь больной и никому не нужный старик. Власти штата дают Бруксу жильё в виде номера небольшой гостиницы и устраивают его на работу упаковщиком в магазине. С каждым днём ему становится всё тяжелее. Однажды он, не выдержав, кончает жизнь самоубийством, повесившись в номере, предварительно вырезав ножом на деревянной балке под потолком надпись: «Здесь был Брукс». Энди называет тюремную библиотеку именем Брукса.

Нортон, используя практически дармовую силу заключённых, с помощью Энди проворачивает множество махинаций, на счету Рэндалла Стивенса уже лежит большая сумма. Нортон показывает прессе, насколько образцово проходит воспитательный процесс в тюрьме. Дюфрейн занимается с молодым Томми Уильямсом, осуждённым на небольшой срок, готовя его к сдаче экзамена на школьный аттестат. Узнав об истории Энди, Томми вспоминает, что отбывая срок в другой тюрьме, он слышал от сокамерника, психопата Элмо Блатча, историю, как тот застрелил владельца гольф-клуба и его любовницу, а за это убийство посадили её мужа-банкира. Энди понимает что речь идёт об убийстве его жены и её любовника, за которое он провёл почти 20 лет в тюрьме. Однако Нортон категорически отказывается помочь Энди и за неподчинение отправляет его на два месяца в карцер . Ночью охранник выводит Томми за стены тюрьмы, где его встречает Нортон. Узнав о решимости Томми помочь Дюфрейну, Нортон даёт Хедли, сидящему на вышке условный знак и тот расстреливает Томми, всё выглядит как неудавшаяся попытка к бегству.

Нортон угрожает Энди, что сожжёт библиотеку и посадит его вместе с геями. Энди соглашается продолжать сотрудничать с Нортоном. Энди рассказывает Реду, как выйдя из тюрьмы, откроет отель в мексиканском городе Сиуатанехо , на берегу Тихого океана ("у океана нет памяти") и что Ред будет ему там полезен, как «человек, который умеет доставать что угодно», но старый зэк считает, что уже стал таким же «тюремным человеком», каким был Брукс. Энди рассказывает Реду о городе Бакстон, возле которого есть очень памятное для Энди место. Дюфрейн детально описывает Реду, как его найти, и берёт с него обещание найти шкатулку, закопанную там же под деревом. Ред рассказывает о разговоре с Энди товарищам по заключению. Один из них вспоминает, что недавно Дюфрейн выпросил у него верёвку. Друзья опасаются, что Энди решил покончить с собой.

На следующее утро Энди не выходит на поверку. Нортон обнаруживает, что Энди своим геологическим молотком проковырял в стене ход. Ещё в 1947 году, он, вырезая своё имя обнаружил, что бетон непрочный. Энди повесил на стену плакат (сначала актрисы Риты Хейворт , а затем Мэрилин Монро и Ракель Уэлч ), труху и камни он незаметно высыпал во дворе. Энди пролезает по тоннелю в помещение, куда сходятся канализационные трубы всего жилого блока, и одновременно с раскатами грома пробивает камнем коллекторную трубу, по которой проползает за территорию тюрьмы, неся с собой украденный из кабинета директора тюрьмы водонепроницаемый пакет с его костюмом, начищенными туфлями и документами на имя Рэндалла Стивенса. Выбравшись из трубы в реку и помывшись в реке, он надевает костюм и туфли, и утром посещает несколько банков, куда ранее перечислял деньги Нортона, и где теперь закрывает счета, открытые на имя Рэндалла Стивенса, получив в общей сложности около 370 000 долларов, а также направляет письмо с доказательствами преступлений Сэмюэла Нортона в редакцию газеты. Нортон находит вместо своей записной книжки Библию Дюфрейна с вырезом для молотка, начинающейся на книге Исхода , и надписью на форзаце: « Вы были правы. Она несёт спасение ». Полиция прибывает в тюрьму, чтобы арестовать Хедли и Нортона. Хедли арестован. Но Нортон, чтобы не даться полиции, пускает себе пулю в голову.

Ред получает пустую открытку со штемпелем города Форт-Хэнкок, который находится на границе с Мексикой и понимает, что Энди пересёк американо-мексиканскую границу. Очередная комиссия по досрочному освобождению одобряет освобождение Реда и тот, спустя 40 лет тюрьмы, выходит на волю. Он селится в том же гостиничном номере, где жил Брукс, и работает в том же магазине упаковщиком. Он также думает о самоубийстве, но решает выполнить обещание, данное Энди. Он приезжает в назначенное место и находит шкатулку, где лежат деньги и письмо от Энди, в котором тот приглашает его отправиться в Мексику.

Ред вырезает на балке надпись «Здесь был Ред», рядом с надписью «Здесь был Брукс» и уезжает в Мексику, нарушив условия досрочного освобождения. На берегу океана Эллис Реддинг видит чинящего старую лодку Энди Дюфрейна — друга, который помог ему спастись от каждодневного гнёта бытия «тюремного человека» и совершить истинный побег из тюрьмы.

В ролях

Производство

Сценарий

Фрэнк Дарабонт

Первое сотрудничество Фрэнка Дарабонта и Стивена Кинга состоялось в 1983 году, когда режиссёр приобрёл права на экранизацию произведения « Женщина в палате » благодаря программе , в рамках которой писатель за 1$ предоставляет свои авторские права начинающим кинематографистам. В 1987 году Дарабонт купил у Кинга права на 96-страничную повесть « Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка » за $5,000 . Кинг не понимал, как можно экранизировать книгу, в которой рассказывается о воспоминаниях Рэда про сокамерника Энди. Но для Дарабонта это было совершенно очевидно .

Через пять лет Дарабонт написал сценарий за восемь недель. Он подробно остановился на некоторых моментах исходного материала. Например, в повести второстепенный персонаж Брукс умирает в доме престарелых, но в фильме он кончает жизнь самоубийством . В качестве источников вдохновения Дарабонт назвал работы Фрэнка Капры Мистер Смит едет в Вашингтон » и « Эта прекрасная жизнь »), описав их как небылицы . Режиссёр сравнивал «Побег из Шоушенка» с небылицей, а не с фильмом про тюрьму :9 . Кинг ни разу не обналичивал чек на $5,000. Позже писатель вложил его в рамку и вернул обратно Дарабонту с надписью: «На случай, если когда-нибудь понадобятся деньги под залог. С любовью, Стив» .

На тот момент фильмы про тюрьму не были успешны в коммерческом плане. Дарабонт прислал сценарий продюсеру Castle Rock Entertainment Лиз Глоцер. Она была поклонницей историй про тюрьмы и грозилась уволиться, если Castle Rock не запустит «Побег из Шоушенка» в производство. Также сценарий понравился продюсеру и одному из основателей Castle Rock Робу Райнеру . Он предложил Дарабонту 3 миллиона долларов, чтобы тот согласился уступить Райнеру кресло режиссёра. Но вместо этого Райнер решил выступить в качестве «наставника» для Дарабонта . В марте 1992 года руководство Castle Rock прочитало сценарий к фильму и утвердило бюджет в размере 25 миллионов долларов , а пре-продакшн начался в январе 1993 года :14 .

Съёмки

Мэнсфилдская тюрьма выступила в роли вымышленной тюрьмы Шоушенк


Производство картины велось на протяжении трёх месяцев , с июня по август 1993 года . Съёмочная группа работала по 15—18 часов в сутки, шесть дней в неделю. Морган Фримен признавался, что съёмочный процесс был напряжённым: «Большую часть времени напряженность была между актёрами и режиссёром. Помню, у меня был неприятный момент с режиссёром, причём таких моментов было несколько». Дарабонту требовалось отснять несколько дублей, которые, по мнению Фримана, не имели заметных различий . Например, сцена первого знакомства Энди с Редом снималась в течение девяти часов, на протяжении которых Фриман играл в бейсбольный мяч с другим заключённым. На следующий день актёр пришёл на съёмки с перевязанной рукой. Дарабонт считал, что съёмки научили его многому: «У режиссёров должен быть внутренний барометр, чтобы измерять потребности каждого актёра» .

Накладки. В конце фильма Ред находит Энди на берегу океана. Ветер уносит его шляпу с головы в воду. Но на следующем кадре она устойчиво покоится на пляжном песке.

Музыка

Саундтрек к фильму написал Томас Ньюман . По его мнению, даже без музыки фильм вызывал крепкие эмоции. Композиция «Shawshank Redemption», игравшая во время побега Энди из Шоушенка, изначально имела мотив из трёх нот. Дарабонт считал композицию очень триумфальной и предложил мотив с одной нотой. Одним из любимых треков Ньюмана стал «So Was Red», который играл после освобождения Реда из тюрьмы. Изначально Ньюман написал композицию специально для гобоя, но в итоге он неохотно решил добавить губную гармошку. По словам Дарабонта, губной гармонист Томми Морган случайно сыграл что-то совершенно идеальное с первого раза . Саундтрек Ньюмана был настолько успешным, что его треки долгие годы использовались в трейлерах к фильмам .

Приём

«Побег из Шоушенка» получил в целом положительные отзывы. Роджер Эберт поставил фильму 4 звезды из 4, сказав, что "это глубже, чем большинство фильмов; о преемственности в жизни, основанной на дружбе и надежде." . Джин Сискел сказал: "это просто чудесное развлечение, которое вдыхает жизнь в жанр, который, как я думал, уже десять лет как мертв, — фильм о тюрьме." . Картину сравнивали с такой классикой фильмов о тюрьме, как "Любитель птиц из Алькатраса" и "Пролетая над гнездом кукушки" . Питер Трэверс хвалил игру главных актеров, сказав: "они показывают мучительную борьбу, в которой нуждается любой человек, попавший в ловушку, просто для того, чтобы сохранить надежду." . Множество критиков хвалило операторскую работу Роджера Дикинса . The Hollywood Reporter назвал ее «зловещей» и «хорошо продуманной» . Хвалили и саундтрек Томаса Ньюмана : «В лучшие моменты она освещается сияющими текстурами и бодрыми грациозными нотами, хорошо символизирующими центральную тему фильма» - из обзора Леонарда Клэди из Variety .

В феврале 2022 года Bangor Daily News Стивен Кинг заявил, что не хотел бы увидеть новые ремейки « Зелёной мили » и «Побега из Шоушенка» .

Награды и номинации

Картина получила семь номинаций на премию «Оскар» в 1995 году : « Лучший фильм » (Ники Марвин), « Лучшая мужская роль » (Фримен), « Лучший адаптированный сценарий » (Дарабонт), « Лучшая операторская работа » ( Роджер Дикинс ), « Лучший монтаж» ( ), « Лучший звук » ( , , и ) и « Лучшая музыка к фильму » ( Томас Ньюман ) . В итоге фильм не выиграл ни в одной номинации . На « Золотом глобусе » фильм был номинирован в категориях « Лучшая мужская роль » (Фримен) и « Лучший сценарий » (Дарабонт) .

Роббинс и Фримен были номинированы на премию Гильдии киноактёров США в категории « Лучшая мужская роль » в 1995 году . В 1994 году Дарабонт получил номинацию на премию Гильдии режиссёров Америки как лучший режиссёр художественного фильма и премию Гильдии сценаристов США за лучший адаптированный сценарий . Дикинс удостоился премии Американского общества кинооператоров за лучшую операторскую работу , а продюсер Ники Марвин была номинирована на премию Гильдии продюсеров США .

Примечания

  1. (англ.) . Box Office Mojo . IMDb . Дата обращения: 24 мая 2020. 19 июля 2020 года.
  2. Margaret Heidenry. (англ.) . Vanity Fair (22 сентября 2014). Дата обращения: 6 июля 2020. 9 февраля 2015 года.
  3. Russell Adams. (англ.) . The Wall Street Journal (22 мая 2014). Дата обращения: 6 июля 2020. 14 декабря 2014 года.
  4. Марк Кермод . . — Британский институт кино , 2003. — 95 с. — (BFI Modern Classics). — ISBN 0851709680 .
  5. Danielle De Wolfe. (англ.) . ShortList (20 октября 2014). Дата обращения: 6 июля 2020. 13 декабря 2019 года.
  6. (англ.) . Entertainment Weekly (30 сентября 1994). Дата обращения: 10 июля 2020. 18 ноября 2015 года.
  7. Maura Grady; Tony Magistrale. The Shawshank Experience: Tracking the History of the World’s Favorite Movie. — Springer Nature , 2016. — 235 с. — ISBN 9781137531650 .
  8. John Evan Frook. (англ.) . Variety (24 марта 1993). Дата обращения: 8 июля 2020. 1 августа 2015 года.
  9. (англ.) . The A.V. Club (8 марта 2011). Дата обращения: 8 июля 2020. 5 августа 2011 года.
  10. Никита Ентус. . DTF (3 ноября 2019). Дата обращения: 13 июля 2020. 13 июля 2020 года.
  11. Russell Adams. (англ.) . The Wall Street Journal (20 июня 2014). Дата обращения: 11 ноября 2021. 22 июня 2014 года.
  12. Matthew Chernov. (англ.) . Variety (22 сентября 2014). Дата обращения: 11 ноября 2021. 23 сентября 2014 года.
  13. Roger Ebert. (англ.) . . Дата обращения: 10 декабря 2022. 30 июля 2020 года.
  14. . Chicago Tribune . Дата обращения: 10 декабря 2022. 5 июня 2020 года.
  15. . archive.ph . Дата обращения: 10 декабря 2022. Архивировано 30 января 2015 года.
  16. Duane Byrge, Duane Byrge. (амер. англ.) . The Hollywood Reporter (23 сентября 2016). Дата обращения: 10 декабря 2022. 10 декабря 2022 года.
  17. Leonard Klady, Leonard Klady. (амер. англ.) . Variety (9 сентября 1994). Дата обращения: 10 декабря 2022. 3 февраля 2017 года.
  18. . Screenrant . 2022-02-24. из оригинала 24 февраля 2022 . Дата обращения: 24 февраля 2022 .
  19. Erik Lundegaard. (англ.) . MSN . Дата обращения: 25 июля 2020. 26 мая 2006 года.
  20. (англ.) . Оскар . Дата обращения: 25 июля 2020. 9 ноября 2014 года.
  21. (англ.) . Золотой глобус . Дата обращения: 25 июля 2020. Архивировано из 29 сентября 2006 года.
  22. (англ.) . Гильдия киноактёров США . Дата обращения: 25 июля 2020. 27 июля 2011 года.
  23. Elaine Dutka. (англ.) . Los Angeles Times (24 января 1995). Дата обращения: 25 июля 2020. 6 марта 2016 года.
  24. (англ.) . Cineplex Entertainment (7 февраля 2010). Дата обращения: 25 июля 2020. Архивировано из 25 сентября 2017 года.
  25. (англ.) . Американское общество кинооператоров . Дата обращения: 25 июля 2020. Архивировано из 7 марта 2010 года.

Ссылки

  • от 14 августа 2007 на Wayback Machine // Filmsite.org (англ.)
  • ЧБУ . Логотип YouTube
  • Андрей Гореликов. . КиноПоиск : Культовое кино . Яндекс (10 сентября 2019). Дата обращения: 18 сентября 2019. 30 декабря 2019 года.
  • Логотип YouTube . НТВ
Источник —

Same as Побег из Шоушенка