Interested Article - Святой Иероним в келье (гравюра Дюрера)

«Святой Иероним в келье» ( нем. Hieronymus-im-Gehäus ) — резцовая гравюра на меди, созданная выдающимся художником Северного Возрождения Альбрехтом Дюрером в 1514 году. Это вторая из трёх так называемых «Мастерских гравюр» ( нем. Meisterstiche ) Альбрехта Дюрера: « Рыцарь, смерть и дьявол », «Святой Иероним в келье», « Меланхолия I ». Гравюра создана в Нюрнберге после второй поездки художника в Италию в 1505—1506 годах, в период зрелости индивидуального стиля, наивысшего мастерства и устремления к философскому осмыслению действительности. Её размеры невелики: 24,7 × 18,8 см Как и остальные «Мастерские гравюры», это произведение отличается сложностью иконографии , неоднозначностью символов и аллегорий .

Иконография гравюры

Витторе Карпаччо. Явление Святого Иеронима Святому Августину. 1502. Темпера, холст. Скуола ди Сан-Джорджо дельи Скьявони , Венеция

Альбрехт Дюрер изображал Святого Иеронима — писателя, аскета , отшельника, одного из учителей Церкви — неоднократно. В данной гравюре художник создал образ не отшельника в пустыне, а учёного теолога, напряжённо работающего в своей келье, напоминающей, в духе времени, кабинет алхимика . Распятие на столе, череп , песочные часы и чётки — обычные атрибуты монаха-писателя. Комната пронизана мирным светом и безмятежным уютом. На пороге дремлют Лев (атрибут святого отшельника) и собачка (символ верности).

После неустроенности и опасностей, подстерегающих человека на жизненном пути («Рыцарь, смерть и дьявол») келья Иеронима кажется особенно безопасной и спокойной… На скамьях вдоль окон разбросаны фолианты и подушки. Под скамьёй поставлены домашние туфли. На полках — свеча и пузырьки. С потолка свисает тыква… Здесь царит наука, отрешённая от мирской суеты. Даже сияние вокруг головы Иеронима воспринимается как эманация духовной силы творящего гения. И невольно возникает сравнение созданного Дюрером образа с образом учёного-гуманиста, быть может Николая Кузанского (на эту мысль наводит кардинальская шляпа на стене) .

Замечательна техника выполнения гравюры резцом вплоть до мельчайших деталей при небольшом размере медной доски, а также ощущение света, пронизывающего всю композицию. Свет льётся из окна, расположенного слева от зрителя, через характерные « лунные » стёкла.

Идея пронизывающего комнату света, символизирующего «свет духовный», озарение учёного, ассоциируется с темой «духовного света», типичной для итальянской живописи XV—XVI веков, воплощённой, в частности, в картине Витторе Карпаччо « Явление Святого Иеронима Святому Августину ». Свет также льётся из расположенного у стола учёного окна. Эту картину, как и многие другие, мог видеть А. Дюрер во время пребывания в Венеции .

Иконография Св. Иеронима в работах Дюрера

Примечания

  1. Либман М. Я. Дюрер и его эпоха. Живопись и графика Германии конца XV и первой половины XVI века. — М.: Искусство, 1972. — С. 74
  2. Власов В. Г. «Явление Святого Иеронима Святому Августину» // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. X, 2010. — С. 826—827

Литература

  • Puttfarken Т. . — New Haven & London: Yale University Press, 2000. — ISBN 0-300-08156-1 .
  • Costantino Porcu. Dürer. — Milano: Rizzoli, 2004.
  • Frederick Hart. History of Renaissance Art. — Thames and Hudson, 1987.
  • David Bowman. . 6 декабря 2006 года.
Источник —

Same as Святой Иероним в келье (гравюра Дюрера)