Interested Article - Феодоровский собор (Санкт-Петербург)

Храм Фео́доровской ико́ны Бо́жией Ма́тери в память 300-летия До́ма Рома́новых ( Фео́доровский собор ) — православный храм в Санкт-Петербурге . Относится к Центральному благочинию Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви .

Здание из железобетона исполнено в стиле ростовских соборных храмов эпохи воцарения Михаила Фёдоровича по проекту Степана Кричинского .

История

Строительство и освящение

В 1907 году , в ознаменование приближающегося 300-летия царствования Дома Романовых , было решено соорудить в столице собор, напоминающий допетровские храмы Верхневолжья.

В 1909 году был учреждён строительный комитет, который был принят под августейшее покровительство великим князем Михаилом Александровичем ; председателем комитета стал свитский (до 25 октября 1909 года — при великом князе Михаиле Александровиче) генерал-майор .

Из трёх проектов, победивших на конкурсе, был выбран проект архитектора Степана Кричинского , и в 1910 году он был принят к осуществлению. Выбор места на пересечении Полтавской и Миргородской улиц , возле Николаевского вокзала был определён тем, что это была территория подворья Феодоровского Городецкого монастыря , на которой с 1904 года располагалась небольшая церковь Феодоровской иконы Божией Матери и святителя Алексия Московского. Именно активностью настоятеля монастыря архимандрита Алексия (Яковлева) и его желанием расширить территорию подворья и соорудить более вместительную церковь объясняется тот факт, что здесь был сооружён юбилейный храм-памятник, хотя это и было фактически «на окраине города, совсем на отлете», как писал присутствовавший на освящении храма товарищ министра внутренних дел, командующий Отдельным корпусом жандармов Владимир Джунковский .

Закладка храма состоялась в 5 августа 1911 года в присутствии великого князя Михаила Александровича; богослужение возглавил архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) ; после молебна присутствовавшие клали в приготовленное углубление в месте закладки монеты , причём великий князь опустил монету времени царя Михаила Фёдоровича .

14 марта 1913 года состоялось торжественное поднятие креста на центральную главу строящегося собора — после молебна , служение которого возглавил Патриарх Антиохийский Григорий IV .

7 сентября 1913 года были освящены боковые приделы нижнего храма. Освящение совершил викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Гдовский Вениамин (Казанский). 15 января 1914 года освящение главного престола верхнего храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери и преподобного Михаила Малеина, (небесного покровителя первого царя Романова Михаил Федоровича) совершил митрополит Владимир (Богоявленский) ; присутствовал император Николай II , который прибыл с дочерьми Ольгой , Татьяной и Марией , а также великой княгиней Елизаветой Феодоровной (присутствовали также председатель Совета Министров Владимир Коковцов и ряд министров, председатель Государственной Думы Михаил Родзянко , другие высшие чины); к началу литургии прибыла императрица Мария Феодоровна с дочерью Ольгой Александровной .

По предложению митрополита Владимира при соборе был учреждён приход, к которому, в частности, отнесли Николаевский вокзал со всеми службами и учреждениями. Настоятелем прихода назначили священника Владимира Шамонина (1882—1967) . Одновременно собор служил и подворьем Феодоровского Городецкого монастыря Нижегородской епархии: к 1917 году на подворье жили архимандрит, 6 иеромонахов, 4 иеродиакона и 1 монах .

В советский период

1 января 1918 года Строительный комитет прекратил свою деятельность. Храм перестал быть монастырским подворьем, приобретя статус приходского. В 1920 и 1921 году при храме существовала воскресная школа для детей трёх возрастных групп — от 6 до 15 лет; монахи объединились в Александро-Невское братство, действовавшее при Лавре . Настоятель архимандрит Досифей (Степанов), как и большинство духовенства Петрограда в 1922 году, признал власть обновленцев , которые поддерживались государственными властями РСФСР . Причину он впоследствии изложил так:

Систематически мне и причту заявлялось, что храм не нужен и его надлежит закрыть для упразднения всякой памяти о лицах и временах, с ним исторически связанных. Вместе с этим настойчиво выдвигались другие требования — устроить в храме клуб для железнодорожников, основать здесь комячейку, открыть даже кинематограф… Я нашёл выход из жгучего затруднения в том, что условно примкнул к живоцерковникам, у которых мы нашли хоть некоторою помощь в нужде и защиту в критическом положении… Это личное унижение спасло Святой Храм, сохранило его для верующих… Прошу судить меня, но судом кротким и любвеобильным

Отрывок из покаянного письма к патриарху Тихону , 1923 .
Резолюция Тихона: «Прощаю и принимаю»
Вырезка из газеты « Новое время ».

В октябре 1926 года настоятелем храма был назначен один из наиболее популярных пастырей в городе архимандрит Лев (Егоров) . Приход действовал ещё девять лет и был закрыт в 1932 году :

Согласно заключения Технической комиссии здание церкви требует капитального ремонта, который двадцатка не производит, тем самым нарушает пункт 4-й типового Договора. Кроме того, учитывая крайнюю нуждаемость Союз-молоко в помещении для обработки молочных продуктов и возможность при весьма незначительных затратах приспособить Романовскую церковь для указанных целей, которая по своему месту нахождения является удобной для Союз-молоко, церковь ликвидировать, здание передать Союз-молоко.

Протокол заседания президиума исполкома облсовета по вопросу о ликвидации Романовской церкви 10 мая 1932 года

Вскоре после выхода этого постановления храм-памятник был превращён в молокозавод и перестроен, его купола снесли.

В течение сорока лет церковь, полностью перепланированная внутри, стояла обезглавленной, с сиротливо торчащими барабанами. Здание постепенно, с течением времени, обрастало пристройками. В 1970-е годы планировался визит президента США Ричарда Никсона , и барабаны поспешно демонтировали, окончательно лишив здание того вида, который мог хотя бы отдалённо напоминать церковь.

Период восстановления

В 1993 году городские власти приняли решение о перебазировании молокозавода и передаче Феодоровского храма епархии.

В 1993 году, не дожидаясь полной передачи здания храма, рядом соорудили и 28 марта 1998 года освятили храм святых новомучеников и исповедников Российских.

Храм возвращён в ведение епархии в августе 2005 года . С конца 2006 года попечительский совет храма возглавил Борис Грызлов , являвшийся на тот момент председателем Высшего совета партии « Единая Россия » и председателем Государственной думы Российской Федерации.

27 марта 2011 года завершена реставрация колокольни, на которую подняли точную копию колокольного ансамбля начала XIX века .

28 апреля 2013 года было завершено воссоздание мозаики образа Спасителя над парадным входом в собор .

Все работы в соборе были завершены в 2013 году , к 100-летию со дня его возведения и 400-летию дома Романовых .

14 сентября 2013 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения трёх престолов верхнего храма собора в присутствии председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко , министра культуры России Владимира Мединского , председателя попечительского совета собора Бориса Грызлова и прихожан .

Описание

До момента закрытия

Инженер-архитектор Кричинский спроектировал храм в стиле ростовских и ярославских храмов XVI—XVII вв. Феодоровский собор был построен из железобетона на всенародные пожертвования (было собрано пятьсот тысяч рублей). Величественный пятикупольный храм мог вместить три с половиной тысячи человек. Высота сооружения 48 метров, площадь — 350 квадратных метров.

К колокольне храма примыкает стена, напоминающая кремлёвскую стену , символизируя единение Москвы и Санкт-Петербурга , двух городов — столиц России.

Храм был украшен цветными изразцами и майоликой. Северный фасад, выходящий на Миргородскую улицу, был облицован белым старицким камнем, и на нём было изображено майоликовое панно «Вышний Покров Богоматери над Царствующим Домом», которое было полностью утрачено в советские годы и воссоздано при реставрации. В верхней части майолики изображена Феодоровская икона Божией Матери с предстоящими великомучеником Феодором Стратилатом и Ипатием Гангрским (в честь которого был назван Ипальевский монастырь в Костроме и который в документах начала ХХ века был ошибочно назван преподобным Ипатием Костромским). Икона венчает символическое древо, в ветвях которого — русские святители, благоверные князья и преподобные. В нижней части, над стенами Костромского Ипатьевского монастыря, возвышаются фигуры Патриарха Филарета и его сына, царя Михаила Фёдоровича Романова. Купол собора был покрыт золочёной медью, а над входом — мозаичная икона «Нерукотворный образ Спасителя», также утраченная в советские годы и воссозданная при реставрации.

Из одиннадцати колоколов на колокольне собора – девять «именных», посвящённых каждому из членов семьи Николая II . Все они воссозданы по сохранившимся фотографиям.

На площади перед храмом планировалось установить памятник Александру Невскому .

После восстановления

Внутри собора — два храма, очень разные по своему убранству. Нижний храм посвящён святому благоверному великому князю Александру Невскому и святой равноапостольной Марии Магдалине — небесным покровителям императора Александра III и его супруги императрицы Марии Фёдоровны.

Посвящая нижний храм святому Александру Невскому, создатели храма ещё 100 лет назад предполагали оформить его в стиле той эпохи, когда жил великий князь, — XIII века.

Нижний храм так и не был окончательно оформлен 100 лет назад, в годы строительства и открытия. Не сохранилось ни одной фотографии, ни одного чертежа, по которым можно было бы воссоздавать нижний храм (в отличие от верхнего). Осталась лишь запись в журнале Строительного комитета от 1917 года, где высказано пожелание оформить нижний храм в стиле древних церквей.

Нынешний интерьер нижнего храма выполнен по проекту современного православного иконописца архимандрита Зинона (Теодора). Он собственноручно написал все фрески в алтарной части и часть икон.

В отличие от нижнего храма, оформленного в стиле древнерусских храмов первых веков христианства на Руси, верхний храм представляет собой стилизацию под православные храмы Московской Руси начала XVII века, то есть времени воцарения Романовых, и воссоздан практически в том виде, который он имел при постройке.

В настоящее время

После восстановления в соборе ежедневно совершаются богослужения. При храме открыта воскресная школа для детей, несколько раз в году проводятся т. н. «детские» литургии, рассчитанные на участие большого количества детей. Ведётся работа по катехизации (воцерковлению взрослых) для полноценного вхождения в христианскую жизнь, подготовке к крещению или знакомству крещёных с Библией и Церковью. Действуют группы по совместному чтению Евангелия и Псалтири. Проводятся занятия на религиозно-просветительских курсах, тематические лекции по искусству, истории, богословию и толкованию Библии, концерты духовной и классической музыки. Открыта школа библейской филологии по изучению языков Писания. Работают группы взаимопомощи зависимых от алкоголя и наркотиков. Действует экскурсионная служба.

Настоятели церкви

Настоятели
Даты Настоятель
23 февраля 1914 11 июля 1922 архимандрит Алексий (Яковлев)
1917 1919
19 января 1919 4 февраля 1924 архимандрит Досифей (Гавриил Григорьевич Степанов)
1924 1926
октябрь 1926 18 февраля 1932 архимандрит Лев (Егоров) , расстрелянный в 1937 году, новомученик Церкви Русской
1932 1993 период закрытия
1993 2003 протоиерей Владимир Иустинович Сорокин
2003 — настоящее время протоиерей Александр Владимирович Сорокин

Примечания

  1. «Правительственный вестник», 6 ( 19 ) августа 1911, № 170, с. 3.
  2. « Правительственный вестник ». 15 ( 28 ) марта 1913, № 60, с. 3.
  3. «Правительственный вестник», 16 ( 29 ) января 1914, № 12, с. 3.
  4. Куликов О. Ю. от 7 октября 2022 на Wayback Machine
  5. Весь Петроград на 1917 год. Пгр., 1917. Стб. 400
  6. О деятельности о. Льва и Александро-Невского братства см.: от 21 марта 2009 на Wayback Machine // Шкаровский М. На земле была одна столица… . СПб, 2009, с. 22—55.
  7. . Дата обращения: 27 марта 2011. 11 ноября 2018 года.
  8. . Дата обращения: 29 апреля 2013. 5 марта 2016 года.
  9. . Дата обращения: 15 сентября 2013. 18 сентября 2013 года.
  10. Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. Справочник по истории православных монастырей и соборов г. Санкт-Петербурга 1917—1945 гг. (по документам ЦГА СПб.). — СПб. : ДЕАН+АДИА-М, 1996. — С. 54—55. — ISBN 5-88976-009-2 .

Литература

  • Храм-памятник 300-летия царствования дома Романовых в С.-Петербурге // Правительственный вестник . — 1914. — № 11 от 15 (28) января . — С. 5.
  • Судьба храма — Судьба России: Храм Федоровской иконы Божией Матери / Авт.-сост.: протоиерей Александр Сорокин и Александр Зимин. — СПб.: Изд-во Зимина, 2006.
  • Время разрушать и время строить: История храма Федоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге / Авт.-сост.: протоиерей Александр Сорокин и Александр Зимин. — СПб.: Изд-во Зимина, 2012.
  • / Авт.-сост.: протоиерей Александр Сорокин и Александр Зимин. — СПб.: Изд-во Зимина, 2013.

Ссылки

Внешние видеофайлы
(фр.)
  • Минченко, Виталий . (28 июля 2007). Дата обращения: 30 января 2008. Архивировано из 23 марта 2008 года.
Источник —

Same as Феодоровский собор (Санкт-Петербург)