Interested Article - Алпатов, Михаил Владимирович

Беседа с Михаилом Владимировичем Алпатовым, записанная В. Д. Дувакиным

Михаи́л Влади́мирович Алпа́тов ( 10 декабря 1902 , Москва 9 мая 1986 , там же) — советский искусствовед , педагог и мемуарист .

Доктор искусствоведения. Действительный член Академии художеств СССР (1954), заслуженный деятель искусств РСФСР (1958). Лауреат Государственной премии СССР (1974). Член-корреспондент Австрийской академии наук .

Биография

М. В. Алпатов — выходец из московской буржуазной семьи. Племянник — историка подмосковного села Леоново и внук О. А. Найдёновой, сестры московского предпринимателя и краеведа Николая Найдёнова . Двоюродный племянник писателя Алексея Ремизова .

Учился на отделении теории и истории искусства историко-филологического факультета МГУ (1919—1921); в числе его педагогов — Б. Р. Виппер и А. Г. Габричевский . В 1921—1923 годах Алпатов работал в Музее изобразительных искусств ; в 1923—1930 годах — в Институте археологии и искусствоведения РАНИОН . В 1925 году защитил кандидатскую диссертацию по истории древнерусской живописи; докторской диссертацией (1940) стала монография «Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто » (1939).

В 1943 году Алпатов возглавил кафедру истории русского искусства , которая была тогда создана при филологическом факультете МГУ . Однако критические отзывы о работах Алпатова (во многом инспирированные А. А. Фёдоровым-Давыдовым ) не могли не привести к оргвыводам . В результате Михаил Владимирович — как и позднее его брат, биолог Владимир Владимирович Алпатов — был вынужден покинуть Московский государственный университет.

С 1943 года и до конца жизни Алпатов работал в Московском художественном институте имени И. В. Сурикова . Среди его учеников: известные современные художники Илья Кабаков и Эрик Булатов .

Похоронен на Ваганьковском кладбище (49 уч.) .

Научный вклад

Наиболее известным трудом Алпатова является трёхтомная «Всеобщая история искусств», до сих пор пользующаяся популярностью у студентов и всех интересующихся историей изобразительного искусства. Круг научных интересов Алпатова был чрезвычайно широк. Он одинаково квалифицированно писал о творчестве Андрея Рублёва , проблемах итальянского Возрождения и искусстве Древней Греции .

Излюбленный им жанр небольшого искусствоведческого «этюда» стал своего рода фирменным знаком научного метода Алпатова, во многом вобравшего в себя исследовательские принципы Ганса Зедльмайра и Д. В. Айналова . Труды Алпатова снискали известность не только в СССР, но и за рубежом. Его книги публиковались на семнадцати языках мира .

Вот мне приходится читать статьи искусствоведа нашего Алпатова — учёно, книжно, а не выстрадано, не выбелено и потому — холодно, мертво (Пастернак) .

Лекции Алпатова вызывали большой интерес у студенческой аудитории, в том числе и в последний период его жизни, после перенесённой тяжёлой болезни. Вот как отзывался о них известный художник Элий Белютин :

Михаил Владимирович Алпатов строил каждую лекцию как ряд определённых эмоциональных образов, соответствующим образом настраивался и ни в чём не изменял единожды взятой тональности. Это был мир того художника или художественной школы, о которых он говорил.

Увлечения

Кроме того, Алпатов сочинял стихи (в традициях Серебряного века ), рисовал, преимущественно пастелью (в стиле, близком манере Анри Матисса ), писал литературоведческие статьи и оставил интересные воспоминания. Большой интерес представляет его переписка с пианисткой Марией Юдиной и филологом Наумом Берковским .

Мемуары Алпатова

Эскизный характер присущ опубликованным посмертно, в 1994 году, мемуарам Алпатова. Это яркое, живое повествование об истории рода Алпатовых—Капустиных, о многочисленных заграничных поездках учёного, о его встречах и дружеских связях с выдающимися деятелями отечественной и зарубежной культуры. Среди персонажей «Воспоминаний» — Пабло Пикассо , Марк Шагал , Александр Бенуа , Анна Ахматова , Борис Пастернак , Павел Кузнецов , Владимир Фаворский , Роберт Фальк , Константин Мельников . Особое внимание уделено далеко не безоблачным отношениям Алпатова с известным искусствоведом Виктором Лазаревым . Критично отозвался Алпатов и об Андрее Тарковском : он был одним из консультантов фильма « Андрей Рублёв », встречался с Тарковским и беседовал с ним о русской иконе , но остался недоволен художественным результатом.

Алпатову был свойственен высочайший демократизм в общении как со знаменитостями, так и с малоизвестными художниками и просто ценителями искусства. Для него

«не существовало табеля о рангах, и если в круг его внимания попадали два художника, в равной степени ему симпатичные, но один из которых был широко известен, а другой по разным причинам пребывает в тени, он отдавал предпочтение последнему»

Основная библиография

  • Очерки по истории портрета. — М. ; Л. , 1937.
  • Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. — М.; Л., 1939.
  • Этюды по истории западноевропейского искусства. — М.; Л., 1939.
    • . — 2-е изд., доп. — М. : Изд-во Акад. художеств СССР, 1963. — 425, [238] с.
  • Всеобщая история искусств. Т. 1—3. М.; Л., 1948—1955.
  • The Russian Impact on Art. N.Y., 1950 (на русском языке эта книга не публиковалась).
  • Александр Андреевич Иванов. Т. 1—2. М., 1956.
  • . — М. : Искусство , 1959. — 40, [60] с.
  • . Т. 1—2. М., 1967.
  • Матисс. — М. : Искусство, 1969. — 108, [82] с. — 30 000 экз.
  • . — М. : Изобразительное искусство , 1972. — 208 с. — 35 000 экз.
  • Древнерусская иконопись: альбом. — М. : Искусство, 1974. — 332 с.
    • Древнерусская иконопись: альбом. — 2-е изд. — М. : Искусство, 1978. — 332 с.
    • Древнерусская иконопись: альбом. — 3-е изд. — М. : Искусство, 1984. — 332 с.
  • . — М. : Искусство, 1976. — 288, [248] с.
  • Этюды по всеобщей истории искусств. — М. , 1979. — (Библиотека искусствознания).
  • Феофан Грек. — М. : Изобразительное искусство , 1979. — 200 с.
  • . — М. : Изобразительное искусство, 1984. — 176 с.
  • . — М. : Искусство, 1987. — 224, [224] с.
  • Немеркнущее наследие: книга для учителя. М.: Просвещение , 1990. — 304 с. ISBN 5-09-001146-X .
  • . — М. : Искусство , 1994. — 255, [2], [72] с. — ISBN 5-210-02543-8 .

Примечания

  1. . Дата обращения: 4 ноября 2009. 15 февраля 2009 года.
  2. Дата обращения: 4 ноября 2009. 9 февраля 2015 года.
  3. . Дата обращения: 3 апреля 2015. 8 августа 2015 года.
  4. Мурина Е. 6 апреля 2015 года.
  5. . Дата обращения: 3 апреля 2015. 8 апреля 2015 года.
  6. moscow-tombs.ru . Дата обращения: 11 сентября 2020. 5 июля 2020 года.
  7. Дата обращения: 20 апреля 2009. 30 мая 2009 года.
  8. . Дата обращения: 2 октября 2016. Архивировано из 13 июня 2020 года.
  9. Белютин Э. М. 5 сентября 2012 года.
  10. . Дата обращения: 5 апреля 2015. 18 апреля 2015 года.
  11. Дядюченко Л. Б. Семен Чуйков. Документальная повесть. М., 2003. С. 153.

Литература

  • Алпатов Михаил Владимирович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Алпатов Михаил Владимирович // Великий Новгород. История и культура IX—XVII веков: энциклопедический словарь. — СПб.: Нестор-История, 2007. — С. 69.
  • Данилова И. Е. Феномен Алпатова // . 1994. № 4. С. 473—480.
  • Дудочкин Б. Н. Вехи творческой судьбы // Вопросы искусствознания. 1994. № 4. С. 481—488.
  • / М. Н. Соколов // А — Анкетирование. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 519. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 1). — ISBN 5-85270-329-X .
  • Рыков А. В. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2017. № 12(86)-2.
  • // Генеалогический вестник. № 62. — СПб. — 2020. — С. 56—61

Ссылки

  • Гусева Э. К. в « Православной энциклопедии ».
  • Данилова И. Е. // Художник. — 1983. — № 3. — С. 39—40.
  • Соколов М. Н. // Культурология. XX век. Энциклопедия в 2 томах. СПб, 1998.
  • Филиппова О. Н. .
  • .
Источник —

Same as Алпатов, Михаил Владимирович