Interested Article - Контрапост

Апоксиомен . Римская реплика бронзовой скульптуры Лисиппа . I век н. э.

Контрапо́ст (от итал. contrapposto — «противоположность»), (или в некоторых словарях хиа́зм ( греч. chiasmos — «крестообразный»)) — приём изображения фигуры человека в искусстве, при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части.

В изобразительном искусстве, скульптуре, живописи, контрапост возникает в результате «постановки» фигуры человека с переносом тяжести тела на одну, опорную ногу. Такая постановка называется классической. Опорная нога фигуры отклоняется от вертикали, опорный тазобедренный сустав поднимается вверх и одновременно немного выдвигается вперёд, тазовый пояс наклоняется относительно горизонтали, а свободная нога фигуры, согнутая в колене, слегка отставлена назад. Плечевой пояс из-за необходимости уравновешивания приобретает контрастное положение по отношению к тазовому

Контрапост позволяет передать напряжение стоящей фигуры, не нарушая общего равновесия форм . Контрапост — это достижение равновесия (пондерации), создаваемого противоположно направленными движениями.

Хиазмом (см.) же принято называть более сложную систему — крестообразно изогнутые линии, возникающие в результате действия главной, вертикально направленной S-образно изогнутой линии, которая и создаёт зрительное, пластическое движение.

История

Статуя куроса периода архаики , когда контрапост ещё не был известен. Изображенный кажется скованным и «деревянным»
3D Модель Венеры Милосской , Лувр, Париж

Контрапост использовался в античном искусстве начиная с ранней классики. В академической истории искусства этот термин используют, прежде всего, в отношении работ знаменитого античного скульптора Поликлета Аргосского . Он первым, по свидетельству Плиния Старшего , разработал тему идеальной фигуры стоящего атлета с переносом тяжести тела на одну ногу. В таком положении, называемым классической постановкой, опорная нога фигуры отклоняется от вертикали, опорный тазобедренный сустав поднимается вверх и одновременно немного выдвигается вперёд, тазовый пояс наклоняется относительно горизонтали, а свободная нога атлета, согнутая в колене, слегка отставляется назад. Плечевой пояс из-за необходимости уравновешивания приобретает контрастное положение по отношению к тазовому. То же можно наблюдать в лучших античных статуях со спины .

В Каноне Поликлета автор характеризует его как необходимую часть красоты. Исчезнув в эпоху Средних веков , контрапост был воскрешён мастерами Ренессанса , например, Донателло .

Резкие контрапосты являются характерными для маньеризма и барокко .

Значение

Значение контрапоста даже в античном искусстве было более широким, чем достижение впечатления физического равновесия в изображении фигуры человека. В результате контрастных движений плечевого и тазового поясов относительно горизонтали средняя линия фигуры приобретает S-образный изгиб относительно вертикали (мысленно проводимой от яремной ямки между ключицами до внутренней лодыжки опорной ноги). Главная S-образная линия откликается другими, противонаправленными, причем все они существуют не в одной плоскости, а в трёх измерениях. Многократные отклики линий, пересекающих фигуру крестообразно, наподобие греческой буквы «хи» (χ), получили наименование «хиазма». Так, по остроумному замечанию Б. Р. Виппера , статуя Аполлона Бельведерского «полна хиазмов», отчего движение не сосредоточивается в одном направлении, а как бы лучами расходится в разные стороны. При взгляде на скульптуры Поликлета возникает двойственное впечатление. Особенно ясно это ощущается при медленном обходе скульптуры и рассматривании её с разных точек зрения. Фигуры атлетов изображены в спокойной позе, они идеально уравновешены и в физическом смысле никуда не двигаются. Но кажется, что статуи тоже «идут» или медленно вращаются, хотя на самом деле остаются неподвижными. Аналогичное движение ясно просматривается на многих античных статуях. Такое движение и называется зрительным, или пластическим .

S-образная линия выражает состояние подвижного равновесия частей, их взаимообусловленность, соразмерность, закономерность отношений, основную пластическую мысль художника и, следовательно, гармонию и красоту. Таким образом, эстетическое преображение конструктивных закономерностей равновесия форм порождает «интеграл красоты» в виде S-образной линии.

Примечания

  1. Контрапост // Конда — Кун. — М. : Советская энциклопедия, 1973. — С. 66. — ( Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 13).
  2. Хиазм (в изобразительном исксстве) // Франкфурт — Чага. — М. : Советская энциклопедия, 1978. — С. 248. — ( Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 28).
  3. Отождествление понятий «контрапост» и «хиазм», встречающееся во многих словарях, некоторыми считается ошибочными, см.: «Аполлон». Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. Терминологический словарь. — М.: НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ—Эллис Лак, 1997. — С. 275.
  4. 89. Дата обращения: 27 мая 2020.
  5. Волкова, П. Д. Глава пятая. Чеширский кот, или вечное возвращение | V. Пир // Мост через бездну. Книга первая. — 1-е. — М. : Зебра Е, 2013. — С. 160—163. — 256 с. — ISBN 978-5-94663-967-5 .
  6. В. Г. Власов . от 26 октября 2019 на Wayback Machine // Электронный научный журнал « ». — УралГАХУ , 2017. — № 4 (60).

См. также

Ссылки

Источник —

Same as Контрапост