Interested Article - Кишинёвский, Соломон Яковлевич

Соломон Яковлевич Кишинёвский ( Кишиневский ; 1862 , Одесса — 1941/1942, там же) — русский и советский художник , педагог. Видный представитель южно-русской школы живописи.

Биография

Соломон Яковлевич Кишинёвский родился в 1862 году в Одессе. В 1879 году поступил в Одесскую рисовальную школу Общества изящных искусств, где его учителями были скульптор и пейзажист Бауэр — представители первого поколения одесских художников-педагогов. За время учёбы в рисовальной школе получил три медали . В 1883 году окончил школу и, из-за невозможности продолжить обучение в российской столице в силу действовавших в то время ограничений для лиц иудейского вероисповедания, вместе с приятелем по учёбе Леонидом Осиповичем Пастернаком продолжил образование в Мюнхенской академии (1884—1888) у живописцев Л. Гертериха и А. Лицен-Майера. Учился и работал также в Риме и Париже . В 1888 году Соломон Кишинёвский вернулся в Одессу и включился в художественную жизнь. Начиная с 1888 он активно работает и участвует в многочисленных выставках ТПХВ (1893—1898, с перерывами) , ТЮРХ (1890—1918, с перерывами), Общества независимых, Московского общества любителей художеств (1899—1905, с перерывами), Санкт-Петербургского общества художников (1901, 1905).

Кишинёвский работал как жанрист, портретист, пейзажист. Некоторое время увлекался немецким и итальянским классицизмом , затем французским импрессионизмом , но первые серьёзные работы (бытовые зарисовки, сценки из жизни городской бедноты) были созданы под сильным влиянием « передвижников », особенно Владимира Маковского . Соломон Яковлевич как художник отличался особым восприятием окружающей действительности, острой наблюдательностью, подчёркнутым вниманием к обыденному существованию «маленького человека».

«О чём же он рассказывает? — „Прошение“, „Мог быть человеком“, „Уличные дети“, „Еврейский быт“ и т. д. Никаких особых событий: обычное ежедневное существование бедного человека. Но что-то в этом трогает зрителя… Трогает тем, что ты вместе с художником видишь беззащитность маленьких людей. Они уже так низко упали, так искалечены (от молодого до старого), что их не поднять. Чеховской грустью веет от этой действительности. Только, как вихрь — внезапно — ужасная драма погрома. Казнь Шмидта и Матюшенко. Замордованные и искалеченные люди. Вся жизнь — обломки несложившегося целого… Человечность и искренность — вот основа творчества художника», — эти слова замечательного художника М. Жука о своём собрате очень точно определяют творчество Кишинёвского. С годами тёмная, «передвижническая» палитра сменилась в его картинах более яркой, насыщенной. Одесская критика отмечала: «Поражает своей смелостью… сравнительно немолодой художник С. Кишинёвский… Этот художник ушёл от прошлого „передвижнического“ влияния, от тёмных и коричневых красок к светлым, ясным и примкнул к импрессионистам» («Южная мысль», 1916, 7 дек.).

«Прошение»
«Таможенная площадь»
«Подмастерья, играющие в карты»
«В синагоге»

В 1893 году Павел Третьяков с передвижной выставки приобретает работу Кишинёвского «Прошение» (1889). Соломон Яковлевич сотрудничал как рисовальщик и критик (под псевдонимом Бенвенуто) в периодических изданиях « Одесские новости », «Театр», «Южное обозрение», журнале «Начало». С 1898 входил в Одесское литературно-художественное общество. В 1899 принимал активное участие в создании Городского музея изящных искусств (ныне Одесский художественный музей ).

В 1896—1902 гг. Кишинёвский организовал четыре «весенние выставки», в которых приняли участие не только местные, но и столичные художники (как петербургские, так и московские). Чуть позже устроил собственную, «постоянную общедоступную» выставку, которая с небольшими перерывами и в разных помещениях экспонировалась с 1906 по 1908 год. В 1910 году прошла персональная выставка художника. Позже в Одессе прошли ещё две масштабные выставки, приуроченные к 40- и 50-летию его художественной деятельности, в 1929-м и 1938 годах соответственно; вторая выставка состоялась в Музее русского и украинского искусства, на ней было представлено около 200 работ из государственных собраний и частных коллекций.

Семья Кишинёвского пострадала от погрома в 1871 году, тяжёлые воспоминания об этом художник пронёс через всю жизнь. В течение многих лет художник разрабатывал тему погрома, но большая работа на свет так и не появилась. Многочисленные сохранившиеся и выставлявшиеся эскизы и наброски к ней дают представление о том, какой она планировалась. Эскизы к картине хранились в музеях Революции Киева , Одессы и Херсона . Художник начал работать над картиной в 1910-е годы. В этюдах он изображал еврейских женщин, стариков, студентов из отрядов самообороны. На выставке 1938 года был представлен ряд этюдов к «Погрому», созданных в 1929—1938 годах, можно было увидеть и множество созданных ранее портретов и сценок из еврейской жизни: «Читающий еврей» (1905), «Портрет Моргулиса» (1904), «Молящийся еврей» (1905), «Два еврея и еврейка» (1905), «Еврей-портной» (1905), «Раввин» (1911). « Одесские новости » от 17 (30) ноября 1913 года сообщали, что художник Кишинёвский работал над проектом памятника в память печально знаменитого « дела Бейлиса ».

«Старец»
«На Старопортофранковской»
«Дама с котом»
«В парикмахерской»

В советское время Кишинёвский продолжал активно работать. В 1925 году стал одним из основателей Ассоциации революционного искусства Украины. В 1927 году принял участие в Первой всеукраинской выставке Ассоциации революционного искусства Украины (АРМУ). В том же, 1927 году, стал одним из инициаторов создания в Одессе Музея еврейской культуры, куда передал часть своих работ. Вплоть до начала Великой Отечественной войны участвовал во всех крупных выставках, много времени и сил отдавал преподаванию. В начале войны и оккупации Кишинёвский оставался в Одессе. По устным свидетельствам, погиб в одесском еврейском гетто в конце 1941 или в начале 1942 года. Перед уходом в гетто Соломон Яковлевич оставил друзьям рукописи воспоминаний, которые до сих пор (за исключением небольших фрагментов) не опубликованы. Работы Кишинёвского находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее , Русском музее , Одесском художественном музее , Николаевском художественном музее имени В. В. Верещагина и других.

Творчество

Примечания

  1. Данные из исследования, опубликованного в статье «Одесское Общество изящных искусств, интернационал и евреи.», Деменюк Е. Л. — Иудаика в Одессе: сборн. статей по итогам работы прогр. по иудаике и израилеведению ОНУ имени И. И. Мечникова / ред. кол.: Голубович И. В., Довгополова О. А., Мартынюк Э. И., Петриковская Е. С. — Вып.2. — Одесса: Фенікс, 2013. — с. 48-50
  2. Согласно « от 25 декабря 2017 на Wayback Machine » принимал участие в 21-23, 26, 1-й выставке этюдов, рисунков и эскизов
  3. Цитата приведёна в статье «Художник Соломон Кишинёвский»; автор Ольга Барковская, журнал от 4 января 2014 на Wayback Machine .

Источники

  • от 5 января 2014 на Wayback Machine
  • Митковицер П. В. «С. Я. Кишинёвский.» — Одесса, 1929. — с ч/б ил.
  • Котляр М. С. «Соломон Яковлевич Кишинёвский. 50-летие художественной деятельности, 1888—1938.» — Одесса: Тип. «Черноморская Коммуна», 1938. — 24 с.: ил.
  • Соломон Кишинёвский «Мои натурщики» ( от 5 января 2014 на Wayback Machine подготовлена Натальей Полищук, Всемирные Одесские новости, № 2 (79), август 2011.)
  • от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  • от 26 сентября 2017 на Wayback Machine
  • Каталог Всеукраїнської ювілейної виставки «10 років Жовтня». — Харків — Київ — Одеса, 1927.
  • Жук М.І. «Художня творчість С. Я. Кишиньовського.» — С. Я. Кишиньовський: матеріали до монографії… — Одеса, 1929.
  • Савицька Л. Л. Художнє життя Одеси на початку ХХ століття // Мистецтвознавство України: Зб. наук. пр. — К., 2000. — Вип. І. — С. 85-97.
  • Товарищество южнорусских художников: биобиблиографический справочник. I. Литература о деятельности Товарищества / сост. О. М. Барковская; ІІ. Участники выставок Товарищества / сост.: В. А. Афанасьев, О. М. Барковская; рец. В. А. Абрамов; консультант С. З. Лущик; ред.: Г. Д. Зленко, И. С. Шелестович. — Одесса, 2000. — 300 с.: ил. (29,84 уч.-изд. л.). — 300 экз.

Библиографический указатель

  • ЧЛЕНОВА Л. Передвижники и их роль в развитии украинского бытового жанра / Л. Членова // Русско-украинские связи в изобразительном искусстве : сб. ст. — К. : Госиздат изобраз. искусства и муз. лит., 1956. — С. 118—119.
  • ГОВДЯ П.I. Передвижники і Україна / П.I. Говдя, О. М. Коваленко. — К. : Мистецтво, 1978. — 118 с. : ілюстр. — С. 41-44, 47, 48-49, 59.
  • РЕВОЛЮЦИЯ 1905—1907 годов и изобразительное искусство. Вып. 3. Украина и Молдавия : [альбом] / авт.-сост. Е. П. Демченко. — М. : Изобраз. искусство, 1980. — 136 с. : ил. — С. 16-17.
  • ЛОБАНОВСЬКИЙ Б. Б. Українське мистецтво другої половини XIX — початку ХХ ст. / Б. Б. Лобановський, П.І. Говдя. — К. : Мистецтво, 1989. — 206 с. : ілюстр. — (Нариси з історії укр. мистецтва). С. 86-87.
  • УКРАЇНСЬКИЙ живопис ХІХ — початку ХХ ст. з колекції Національного художнього музею України : [альбом] / авт. проекту А. Мельник; авт. ст., упоряд. О. Жбанкова; упоряд. кат. : О. Жбанкова, Т. Мустафіна, Л. Толстова. — К. : Артанія Нова ; Хмельницький : Галерея, 2005. — 272 с. : ілюстр. С. 103
  • ВЫСТАВКА картин русских и украинских художников второй половины XIX и начала XX вв. из частных собраний г. Одессы : каталог / сост. Л. Н. Калмановская ; Одес. гос. картин. галерея. — О., 1958. — 38 с. : ил.
  • ВЫСТАВКА рисунка, акварели, пастели и гуаши (конец XIX — начало XX в.) : из собр. Одес. худож. музея : каталог / сост. : Л. Н. Калмановская, В. В. Криштопенко ; Упр. культуры Одес. облисполкома, Одес. худож. музей. — Кишинёв : Картя молдовеняскэ, 1967. — 34 с., [24] с. ил
  • ВЫСТАВКА к 100-летию Товарищества южнорусских художников : каталог / авт.-сост. Л. Н. Калмановская ; Упр. культуры Одес. облисполкома, Одес. худож. музей. — О. : Ред.- изд. отд. Обл. упр. по печати, 1991. — [31] с. : ил.
  • ОДЕСЬКИЙ художній музей. 100 років : кат. вист. / авт. вступ. ст. : Н. С. Поліщук, О. М. Тюрюмін; упоряд. : Л. М. Гурова, Л. А. Єрьоміна, О. М. Тюрюмін. — О., 1999. — 104 с. : ілюстр.
  • КАТАЛОГ первой периодической выставки картин, рисунков, акварели, скульптуры. — О., [1890]. — [4] с.
  • СИЛУЭТ. Первая выставка южнорусских художников // Одес. новости. — 1890. — 11(23) апр.
  • ВУЧЕТИЧ Н. Итоги первой выставки картин южнорусских художников в Одессе // Новорос. телеграф. — О., I890. — 3(15), 5(17) мая.
  • КАТАЛОГ 2-й периодической выставки южнорусских художников. — [О., 1891]. — 7 с.
  • II ПЕРИОДИЧЕСКАЯ выставка южнорусских художников // Одес. вестн. — 1891. — 21 марта (2 апр.), 22 марта (3 апр.). — Подпись: А.
  • KATAЛОГ выставки домоустройства в Одессе / Одес. отд. Имп. Рус. техн. о-ва. — О., 1895. — 32 с.
  • КАТАЛОГ XXI выставки картин и скульптуры Товарищества южнорусских художников. — [О.], 1910. — 48 с.
  • КАТАЛОГ произведений, принесенных в дар художниками для лотереи в пользу раненых и больных воинов / Т-во южнорус. художников в Одессе. — [О.], 1914.
  • XXV ВЫСТАВКА картин Товарищества южнорусских художников 1915 г. : каталог. — О., 1915. — 16 с.
  • 1-я НАРОДНАЯ выставка картин, плакатов, вывесок и детского творчества. Июнь 1919 г. : [каталог] / авт. вступ. ст. А. Нюрэн [А. М. Нюренберг] ; Подотдел пластических искусств. — [О., 1919]. — [12] с
  • Иллюстрированный каталог выставки картин, этюдов и эскизов С. Я. Кишинёвского. 1906. — О., 1906.
  • Иллюстрированный каталог постоянной общедоступной выставки картин, эскизов и этюдов С. Я. Кишинёвского. — О., 1907.
  • Иллюстрированный каталог выставки картин, эскизов и этюдов Кишиневского. — О., 1910.
  • С. Я. Кишиньовський : матеріяли до монографії з приводу сорокарічного ювілею (1889—1929) / авт. вступ. ст. М.Жук, П.Митковицер. — О., 1929.
  • С. Я. Кишинёвский. 50-летие худож. деятельности, 1888—1938 / авт. текста М.Котляр. — О., 1938.
Источник —

Same as Кишинёвский, Соломон Яковлевич