Interested Article - Филосторгий

Извлечение Фотия из «Церковной истории» Филосторгия. Британская библиотека . Манускрипт, первая половина 16 века

Филосто́ргий ( греч. Φιλοστόργιος ) (ок. 368 , Борисс, Каппадокия — ок. 439 ) — античный церковный деятель, богослов и историк- арианин .

Семья Филосторгия была арианской и сам он был убежденным сторонником учения Евномия ; Филосторгий был лично знаком с Евномием и посвятил ему хвалебную поэму.

«Церковная история»

В 430—440 годах Филосторгий написал свой главный труд — «Церковную историю», как продолжение « Церковной истории » Евсевия Кесарийского . «История» Филосторгия не дошла до нас полностью, но имеет большое историческое значение. В ней автор описывал с арианской точки зрения историю христианства IV — начала V века (c 300 по 425 г.). Выдержки из этого произведения сохранились в сокращённом изложении в «Библиотеке» патриарха Фотия Сокращение из «Церковной истории» Филосторгия, со слов патриарха Фотия »). Другие отрывки из сочинения Филосторгия включены в анонимную «Жизнь Константина» и в позднюю редакцию «Мученичества святого Артемия» (ΙΧ в.), первоначальное авторство которого в рукописях приписывается Иоанну Дамаскину . («Мучение св. великомученика Артемия» известно было и на Руси). Также отрывки из «Истории» Филосторгия нашли своё отражение в «Сокровище православной веры» («Θησαυρός ὀρθοδοξίας») Никиты Хониата ( 1155 1213 ).

«Историю» Филосторгий разделил на 12 книг по числу букв своего имени — «Φιλοστόργιος». И каждая книга начиналась с соответствующей греческой буквы. Фактически его книга была посвящена истории арианства с начала его существования до 425 года. «История», хотя и сохранившаяся лишь в отрывках, представляет особый интерес, поскольку рисует альтернативную точку зрения на события, которая зачастую резко противоречит точке зрения других, ортодоксальных церковных историков, таких, как Сократ и Созомен .

Филосторгий восхваляет симпатизировавшего арианству императора Констанция II , оправдывая убийство им братьев. Историк рисует положительный образ другого императора-арианина — Валента : в отличие от Аммиана Марцеллина , Филосторгий не считает Валента виновным в поражении римлян при Адрианополе . Ортодоксального Феодосия Великого и его потомков — Аркадия , Феодосия II — Филосторгий рисует в негативном свете, сообщая при этом интересные подробности, о которых умалчивают другие историки. Несколько более положительно он относился к Гонорию .

Значительное место в изложении Филосторгия занимают чудеса и предзнаменования (prodigia), катастрофы (землетрясения, потоп, голод).

Литература

Оригинальные тексты и иностранные переводы

  • Philostorgios . Kirchengeschichte / Ediert, übersetzt, kommentiert von Br. Blackmann und M. Stern. Paderborn: Ferdinand schöningh, 2015. Bd.I.: Einleitung, Text und Übersetzung. 440 s.
  • Philostorgius . Kirchengeschichte (mit dem Leben des Lucian von Antiochen und den Fragmenten eines arianischen Historiographen) / Hrsg. J. Bidez. — Leipzig: J.C. Hinrichs'sche Buchhandlung, 1913.
  • Philostorgius. Church History / translat. with an Introduction and Notes by Philip R. Amidon. Atlanta: Society of Biblical literature, 2007.
  • Philostorgius . Kirchengeschichte / Hrsg. von J. Bidez, F. Winkelmann. Berlin, 1972.

Русские переводы

  • Фотий, патр . Сокращение «Церковной истории» Филосторгия, сделанное патриархом Фотием // Христ. чтение. — СПб. , 1854. — № 4.
    • Фотий, патр . История церкви Филосторгия. — М. : Посев, 1998
    • Фотий, патр . Сокращение «Церковной истории» Филосторгия, сделанное патриархом Фотием; Дополнение к «Истории» Филосторгия; Отрывки из Филосторгия // Георгий Пахимер . История о Михаиле и Андронике Палеологах. Патриарх Фотий . Сокращение «Церковной истории» Филосторгия, сделанное патриархом Фотием / Подгот. к изд. А. И. Цепковым. — Рязань: Александрия, 2004. — С. 355—441. — (Визант. ист. б-ка). — Алф. указ.: С. 518—553. — ISBN 5-94460-015-2
    • Фотий, патр . Сокращение Церковной истории Филосторгия: [Отрывки] // Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия. — Т. II: Визант. источники. — М.: РФСОН, 2010. — С. 21—25.
  • Филосторгий. / Пер. с древнегреч. В. А. Дорофеевой // Церковные историки IV—V веков. — М.: РОССПЭН, 2007. — С. 187—262, 520—584 (коммент.). — (Классики античности и средневековья). — ISBN 978-5-8243-08-34-1
    • Онлайн-версия: . vk.com (2015).

Литература о Филосторгии

  • Бибиков М. В. Историческая литература Византии. — СПб.: Алетейя, 1998. — С. 54—55.
  • Ващева И. Ю. Еретики и пастыри в «Церковной истории» Филосторгия // Из истории античного общества: Межвуз. сб. науч. тр. — Нижний Новгород: Изд-во Нижегор. гос. ун-та, 2008. — Вып. 11. — С. 186—212.
  • Ващева И. Ю. // Науч. вед. Белгор. гос. ун-та. Сер.: История. Политология. — 2010. — № 13 (84). — С. 19—27.
  • Ващева И. Ю . Образы императоров в «Истории» Филосторгия // Проблемы истории, филологии и культуры. — М.; Магнитогорск, 2009. — № 3 (25). — С. 24—46.
  • ВащеваИ. Ю. Феномен «Церковных историй» в эпоху Поздней Античности: Дис. … д. ист. н. — Ниж. Новгород, 2013. — 789 с.
  • Зибаев А. В. Восприятие географического пространства в «Церковной истории» Филосторгия // Sholia studiorum: Пространство ист. нарратива: Тез. докл. и сообщ. Всеросс. науч. конф. молодых антиковедов и медиевистов. — Екатеринбург, 2016. — С. 50—51.
  • Зибаев А. В. // Изв. / Саратов. ун-та. Нов. сер. Сер.: История. Междунар. отношения. — 2014. — Т. 14, вып. 4. — С. 51—56.
  • Зибаев А. В. Картина мира в «Церковной истории» Филосторгия: Автореф. дис. … к. ист. н. — Саратов: Сарат. гос. ун-т, 2019. — 26 с.
  • Зибаев А. В. Картина мира в «Церковной истории» Филосторгия: Дис. ... к. ист. н.: 07.00.00, 07.00.03. — Саратов: Сарат. гос. ун-т, 2018. — 266 с.
  • Зибаев А. В. // Совр. проблемы науки и образования. — Пенза, 2015. — № 2-2. — С. 656—663.
  • Зибаев А. В. // Клио. — СПб., 2016. — № 10 (118). — С. 53—57.
  • Зибаев А. В. Понятие physis в «Церковной истории» Филосторгия // Ломоносов — 2017: Материалы междунар. молодеж. науч. форума. — М., 2017 (2 с.; электрон. ресурс; тез. докл.).
  • Зибаев А .В. «Церковная история» Филосторгия и некоторые жанры античной географической литературы // Империя ромеев во времени и пространстве: Центр и периферия: Тез. докл. XXI Всерос. науч. сессии византинистов. — М.; Белгород, 2016. — С. 93—95.
  • Лебедев А. П. Церковная историография в главнейших ее представителях с IV по XX в. — СПб.: Алетейя, 2000. — С. 115—120.
  • Перевалов С. М. // Визант. временник. — М.: Наука, 2002. — Т. 61 (86). — С. 88—92.
  • Тимофеев М. А. Христианская историческая мысль в эпоху Поздней римской империи // Филосторгий . Сокрашение «Церковной истории» / Пер. с древнегреч. В. А. Дорофеевой // Церковные историки IV—V веков. — М.: РОССПЭН, 2007. — С. 265—299.
  • Удальцова З. В. Развитие исторической мысли // Культура Византии: [Кн. 1:] IV – пер. пол. VII в. — М.: Наука, 1984. — Филосторгий: С. 212—223.
  • Удальцова З. В. // Визант. временник. — М.: Наука, 1983. — Т. 44. — С. 3—17.
  • Marasco G. The Church Historians (II): Philostorgius and Gelasius of Cyzicus // Greek and Roman Historiography in Late Antiquity: Fourth to Sixth Century A. D. / Ed. G. Marasco. — Leiden; Boston: Brill, 2003. — P. 257—288. — 550 p. — ISBN 90-04-11275-8
  • Raymond D., van. Becoming Christian: the Conversion of Roman Cappadocia. — Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2003.

Сноски

  • // [Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия. — Т. II: Визант. источники. — М.: РФСОН, 2010. — С. 21—22].
Источник —

Same as Филосторгий