Interested Article - Эдуард Мученик

Эдуард Мученик
англ. Edward the Martyr
Почитается в православии ,
католичестве ,
англиканстве
В лике страстотерпец и католический святой
Главная святыня мощи в , уничтожено
День памяти 18 марта

Эдуард Мученик (также Эдуард II ; англ. Edward the Martyr ; 962 18 марта 978 ) — король Англии в 975—978 годах. Представитель Уэссекской династии . Сын Эдгара Миролюбивого и его первой жены . Канонизирован в 1001 году. Почитается как святой в Православной , Католической и Англиканской церквях .

Коронован в Кингстоне в 975 году.

18 марта 978 года (по другой версии, в 979 году) юный король был приглашён в замок Корф в Дорсете , где в то время жили принц Этельред и его мать Эльфтрита , вторая жена покойного Эдгара. Слуги Эльфтриты окружили Эдуарда в мнимом приветствии, неожиданно схватили его за руки, а один вонзил кинжал в грудь короля. Эдуард вывалился из седла, а лошадь понесла его к лесу возле замка. Во время падения нога короля зацепилась за стремя, и напуганные очевидцы могли наблюдать, как тело смертельно раненного правителя волочилось по земле позади коня. Когда наконец люди короля догнали и остановили лошадь, Эдуард был уже мёртв.

В 1982 году мощи Эдуарда были переданы Русской православной церкви заграницей , которая поместила их в при в графстве Суррей . После воссоединения РПЦЗ и Русской православной церкви находится под юрисдикцией « Синода противостоящих ».

Биография

Происхождение и наследование

Дата рождения Эдуарда неизвестна, но он был старшим из трёх детей Эдгара. Скорее всего, он был ещё подростком, когда унаследовал отцу, который умер в 32 года в 975 году . Известно, что Эдуард был сыном короля Эдгара, но не был сыном Эльфриды, его третьей жены. Это, но не более того, известно из англосаксонских документов .

Более поздние источники сомнительной надёжности обращаются к личности матери Эдуарда. Самый ранний из таких источников — написанное в 1080-х годах жизнеописание Дунстана . Осберн пишет, что матерью Эдуарда была монахиня из , которую соблазнил король . Когда Эдмер писал о жизни Дунстана несколько десятилетий спустя, он изложил иную историю о происхождении Эдуарда, которая отрицала, что Эдуард был сыном связи между Эдгаром и монахиней, и представляла его сыном Этельфледы, дочери «элдормена Восточной Англии», на которой Эдгар женился в годы правления Мерсией (между 957 и смертью Эдвига в 959 году) . Дополнительные сведения можно получить из жизнеописания дочери Эдгара святой от и хроник Иоанна Вустерского и Вильяма Мальмсберийского . Все эти различные источники предполагают, что матерью Эдуарда была знатная женщина по имени Этельфледа, со вторым именем «Candida» или «Eneda» — «Белая» или «Белая Утка» .

В хартии 966 года Эльфтрита, на которой Эдгар женился в 964 году, описана как «законная жена» короля, а их старший сын Эдмунд, как законный сын. Эдуард отмечен как королевский сын . Однако, генеалогия, созданная около 969 года в Гластонберийском аббатстве даёт Эдуарду превосходство над Эдмундом и Этельредом . Эльфтрита была вдовой элдормена из восточной Англии и, возможно, третьей женой Эдгара . Противоречия в идентификации матери Эдуарда, и тот факт, что Эдмунд, кажется, рассматривался как законный наследник до его смерти в 971 году, позволяют предположить, что Эдуард мог быть незаконным ребёнком .

К родному брату Эдмунда Этельреду могла перейти позиция наследника короны . В хартии одному из аббатств Уинчестера упоминаются имена Эльфтриты и её сына Этельреда . Когда Эдгар умер 8 июля 975 года, Этельреду, возможно, было девять, а Эдуард был лишь на несколько лет старше .

Споры вокруг наследования

Эдгар был сильным правителем, который проводил монастырские реформы, возможно, не желаемые церковью и знатью, опираясь на главных священнослужителей времени: архиепископа Кентерберийского Дунстана , архиепископа Йоркского Освальда Вустерского и епископа Этельвольда Уинчестерского . Наделяя реформированные бенедиктинские монастыри землями, необходимыми для их поддержки, он лишил их многих из низшего дворянства, и переписал аренды и займы земли в пользу монастырей. Белое духовенство , многие из которого были представителями знати, было исключено из новых монастырей. При жизни Эдгара королём оказывалась сильная поддержка реформам, но после его смерти недовольство, спровоцированное этими изменениями, вышло наружу .

Все ведущие деятели поддерживали реформы, но они теперь не были объединены. Отношения между архиепископом Дунстаном и епископом Этельвольдом могли быть напряжёнными . Архиепископ Освальд был не в ладах с , а Эльфхир и его родственники соперничали за власть с . Дунстан, как говорили, ставил под сомнение свадьбу Эдгара на вдовствующей королеве Эльфриде и легитимность их сына Этельреда .

Эти лидеры имели разные мнения относительно того, кто унаследует Эдгару: Эдуард или Этельред. Ни закон, ни прецеденты не давали достаточных указаний. Выбор между сыновьями Эдуарда Старшего разделил королевство, и старший брат Эдгара Эдвиг был вынужден отдать большую часть королевства ему . Вдовствующая королева, естественно, поддержала притязания своего сына Этельреда, совместно с епископом Этельвольдом; Дунстан поддерживал Эдуарда, как и архиепископ Освальд. Вполне вероятно, что элдормен Эльфхир и его родственники поддерживали Этельреда, а Этельвин со своими родичами — Эдуарда, хотя некоторые историки утверждают обратное .

Последующие источники предполагают, что роль в аргументации сыграли представления о легитимности, так же как и относительный возраст двух кандидатов. Со временем, Эдуард был помазан архиепископами Дунстаном и Освальдом в Кингстоне-на-Темзе , скорее всего в 975 году . Существуют свидетельства, что решение стало результатом компромисса. Этельред вступил во владения землями, которые обычно принадлежали сыновьям короля, некоторые из которых были пожалованы Эдгаром Абингдонскому аббатству и теперь были насильно отобраны .

Правление Эдуарда

Пенни, отчеканенная в правление Эдуарда в Стамфорде, Линкольншир

После записи о восшествии на трон Эдуарда в « Англосаксонской хронике » сообщается о появившейся комете , за чем последовал голод и «многочисленные возмущения» . «Многочисленные возмущения», иногда называемые антимонархической реакцией, начались вскоре после смерти Эдгара. В это время опытный элдормен Ослак из Нортумбии, удачно правивший большей частью северной Англии, был сослан по неизвестным причинам . За Ослаком место элдормена занял Торед, либо сын Ослака, либо сын Гуннара, упомянутый в «Хрониках» в 966 году .

Эдуард, или скорее тот, кто управлял страной от его имени, также назначил ряд элдорменов на должности в Уэссексе . Немного известно о двух из них, и трудно определить, к какой партии они принадлежали. Эдвин, вероятно управлявший Суссексом и, возможно, частью Кента и Суррея , был похоронен в Абингдоне, а аббатстве, которому покровительствовал Эльфхир. Этельмер, правивший Гэмпширом , владел землями в Ратленде , возможно имея связи с Этельвином.

Третий элдормен Этельвард , наиболее известный по своему изложению латинской истории, правил на западе. Этельвард был потомком короля Этельреда I и, возможно, братом жены короля Эдвига. Он, скорее всего, был сторонником Эдуарда .

В некоторых местах белое духовенство вернулось в монастыри. Их главным противником был епископ Этельвольд, а Дунстан, кажется, не особо в это время поддерживал своих коллег-реформаторов . В целом, крупные землевладельцы воспользовались возможностью вернуть многие из земель, пожалованных Эдгаром монастырям, и заставили настоятелей переписать аренды и займы в пользу местной знати. Лидером в этом отношении был элдормен Эльфхир, нападавший на сеть монастырей в Мерсии . Соперник Эльфхира Этельвин, яро защищая , которым владела его семья, между тем жёстко обращался с аббатством Или и другими монастырями . В какой-то момент этих волнений Эльфхир и Этельвин перешли в состояние, близкое к открытой войне. Это могло быть вызвано абмициями Эльфхира в восточной Англии и его нападениями на аббатство Рамси. Этельвин, при поддержке своего родственника , элдормена Эссекса, и других, собрал войско, и Эльфхир отступил .

На изображении XIX века Эдуард Мученик принимает чашу мёда от вдовы Эдгара Эльфтриты, не зная, что она замышляет его убийство

От правления Эдуарда осталось мало , возможно, три, поэтому о его коротком царствовании известно не много. С другой стороны, осталось множество хартий времени правления его отца Эдгара и сводного брата Этельреда. Все дошедшие до нас хартии составлены в Уэссексе ; две касаются Кредитона , где был бывший учитель Эдуарда . В правление Эдгара монетные штампы изготавливались только в Уинчестере и оттуда распространялись в другие монетные дворы королевства. В правление Эдуарда было разрешено изготавливать штампы также в Йорке и Линкольне . По общему впечатлению сила королевской власти на севере и в середине страны уменьшилась . Аппарат правительства продолжал функционировать, советы и соборы собрались в в Оксфордшире после пасхи 977 года, и в следующем году вновь в в Уилтшире . Во встречу в Кальне некоторые советники были убиты, а другие получили травмы, когда проломился пол их комнаты .

Смерть

В наиболее подробной версии Англосаксонских хроник сказано, что Эдуард был убит 18 марта 978 года во время посещения Эльфтриты и Этельреда, возможно недалеко от холма, на котором сейчас стоят руины замка Корф . Там также сказано, что он был похоронен в «без всяких королевских почестей». Составитель этой версии Хроник , называемой « Питерборская хроника», говорит:

«С тех пор как англичане пришли на остров Британия, они не совершили деяния, ужаснее этого. Люди убили его, но Бог возвеличил его: в жизни — земной король, а по смерти — небесный святой. Земные родичи не отомстили за его смерть, зато Небесный Отец отмстил сполна» .

Другие версии Хроник содержат меньше деталей, в старейшем тексте указано только, что он был убит, тогда как в версии 1040-х годов сказано, что он погиб смертью мученика .

Замок Корф

В другом раннем источнике, жизнеописании Освальда Вустерского, приписываемом из Рамси, добавлено, что Эдуард был убит советниками Этельреда, атаковавшими его, когда он сходил с лошади. Источник также пишет, что тот был похоронен в Уорхэме без церемоний . Архиепископ упоминает смерть короля в своей « » , написанной не позднее 1016 года. По недавнему исследованию его слова переводятся (на современный английский) так:

«И великое предательство господина также есть в этом мире, когда человек предаёт своего господина смерти … Эдуард был предан и убит, а после сожжён …»

Эльфрида наблюдает за смертью Эдуарда:; из викторианского издания « » Джона Фокса

Поздние источники, более далёкие от событий, такие как работа XI века «Passio S. Eadwardi» и Иоанн Вустерский , утверждают, что Эльфрида только организовала убийство короля, тогда как Генрих Хантингдонский пишет, что она убила Эдуарда сама .

Современные историки предлагают различные версии смерти Эдуарда, среди которых можно выделить три основных. Согласно первой, Эдуард был убит, как рассказано в жизнеописании Освальда, знатью из окружения Этельреда или в результате личной ссоры, или в желании возвести на трон своего господина . В жизнеописании Освальда Эдуард показан непостоянным юношей, который, как пишет : «обидел многих важных лиц невыносимым буйством речи и поведения. Ещё долго после того, как он был причислен к лику святых, люди помнили, что вспышки его ярости тревожили всех, кто его знал, особенно членов его собственной семьи» .

По второй версии, в убийстве была замешана Эльфрида, либо спланировавшая его, либо позволив убийцам остаться безнаказанными .

Сторонники третьего варианта событий отмечают, что в 978 году Эдуард был практически готов к самостоятельному управлению страной, и предполагают, что за убийством стоял элдормен Эльфхир, который хотел сохранить своё влияние и предотвратить месть Эдуарда за действия Эльфхира в начале его правления . Джон также отмечает это и интерпретирует участие Эльфхира в перезахоронении как покаяние в убийстве .

Посмертное почитание

Перезахоронение и ранний культ

Большая печать Шафтсберийского аббатства, где хранились мощи Эдуарда до Английской Реформации

Тело Эдуарда пролежало в Уорхеме год, пока не было вынуто из могилы. Перезахоронение инициировал Эльфхир, возможно, в знак примирения. По жизнеописанию Освальда, тело было найдено нетленным. Оно было перевезено в , связанный с королевской семьёй женский монастырь, которому пожаловал земли Альфред Великий и где, как считалось, провела последние годы своей жизни бабушка Эдуарда и Этельреда Эльфгифу Шафтсберийская .

Перезахоронение останков Эдуарда сопровождалось торжественной церемонией. В поздних источниках, таких как «Passio S. Eadwardi» , представлены более подробные версии событий. В упомянутом источнике сказано, что тело Эдуарда было скрыто в болоте, где было обнаружено из-за исходящего из него света. «Passio» датирует перезахоронение 18 февраля .

В 1001 году мощи Эдуарда (он считался святым, хотя не был канонизирован) были перенесены на более значимое место в Шафтсберийском монастыре. Как считается, церемонией управлял тогдашний (Вулсин), сопровождаемый старшим священнослужителем, названным в «Passio» Элсинусом. Король Этельред, озабоченный угрозой датского вторжения, не присутствовал на церемонии лично, но в конце 1001 года пожаловал монахиням из Шафстбери земли в Брадфорд-он-Эйвон ; эти события считаются связанными. Календарь святых XIII века относит перенос тела к 20 июня .

Распространение культа Эдуарда объясняется по-разному. Иногда оно воспринимается как народное движение, или же результат политической атаки на Этельреда бывшими сторонниками Эдуарда. Напротив, Этельред рассматривался как одна из ключевых сил в продвижении культа Эдуарда и его сестры Эдифи (Эдита Уилтонская). Некоторые источники утверждают, что он законодательно установил соблюдение праздничных дней Эдуарда. Непонятно, относится ли это нововведение, вероятно подготовленное Вульфстаном II, к правлению Этельреда. Оно могло быть обнародовано Кнудом . Дэвид Ролласон обращает внимание на возросшую в это время важность других святых королевской крови. Среди них племянники короля Кента Эгберта I , убитые им в борьбе за власть, и святые из Мерсии Кинехельм и Вигстан .

Поздний культ

Во время Реформации в Англии XVI века, Генрих VIII провозгласил роспуск монастырей и многие святые места были уничтожены. Мощи Эдуарда были спрятаны и избежали осквернения .

В 1931 году мощи были обнаружены Уилсоном-Клариджем во время археологических раскопок; то, что останки принадлежат Эдуарду, было подтверждено остеологом Стауэллом. В результате исследований было установлено, что, скорее всего, молодой человек был убит тем же образом, что и Эдуард . Уилсон-Кларидж хотел, чтобы мощи были переданы Русской православной церкви заграницей . Его брат, однако, желал вернуть их в Шафтсберийское аббатство. Несколько десятилетий мощи пролежали в банке Уокинга , Суррей , из-за нерешённого спора: какой церкви нужно их передать.

В конце концов, мощи были переданы Русской православной церкви заграницей и размещены на в Уокинге . Также было организовано монашеское братство святого Эдуарда .

В православии Эдуард считается страстотерпцем , святым, принявшим смерть во имя любви к Христу . Эдуард не был официально канонизирован, но также почитается как святой в католичестве и англиканстве . Его день в календаре святых — 18 марта, день его смерти. В православии он почитается также второй раз 3 сентября.

Примечания

  1. , p. 7.
  2. , p. 783.
  3. , p. 2.
  4. , p. 3.
  5. , pp. 3—4.
  6. , pp. 4—5.
  7. , p. 6.
  8. , p. 7, 120.
  9. , p. 8.
  10. , p. 52—57.
  11. .
  12. .
  13. .
  14. , p. 113—9.
  15. , p. 783—4.
  16. , pp. 2—4.
  17. , pp. 254—255, 266.
  18. , p. 784.
  19. , p. 9.
  20. .
  21. , pp. 4—5, 9.
  22. .
  23. , pp. 7—8.
  24. , pp. 9—12.
  25. Хигем, Миллер и Уильямс предполагают, что Эльфхир поддерживал Этельреда, в то время как Харт считает, что Этельреда поддерживала партия Этельвина.
  26. , p. 10.
  27. Захват земель оформлен в хартии от 20 марта 2016 на Wayback Machine .
  28. , pp. 121—122.
  29. , p. 11.
  30. , p. 10.
  31. , p. 268.
  32. , p. 100.
  33. , p. 121.
  34. , p. 24.
  35. , p. 119.
  36. , pp. 11—12.
  37. , pp. 9—10, 17, 22.
  38. .
  39. , pp. 10—11.
  40. , p. 122.
  41. , pp. 11, 13.
  42. , p. 102.
  43. , p. 13.
  44. , p. 123.
  45. , pp. 17—18.
  46. , pp. 11—12.
  47. Перевод на современный английский с сайта 7 ноября 2008 года. .
  48. , pp. 12—13.
  49. , p. 103.
  50. , p. 12.
  51. , p. 372.
  52. , p. 785.
  53. , p. 14.
  54. , p. 12.
  55. , p. 119—21.
  56. , p. 59.
  57. , pp. 155—156.
  58. , p. 16.
  59. , pp. 15—16.
  60. , pp. 156—157.
  61. , pp. 14—17.
  62. , pp. 53—57.
  63. , pp. 154—157.
  64. Serfes, Nektarios . Saints Constantine & Helen Greek Orthodox Church. Дата обращения: 18 февраля 2014. Архивировано из 18 октября 2012 года.
  65. . Necropolis Notables . The Brookwood Cemetery Society. Дата обращения: 18 февраля 2014. 22 декабря 2015 года.

Литература

  • Dales, Douglas J. Dunstan: Saint and Statesman. — Cambridge: Lutterworth Press, 1988. — ISBN 0-7188-2704-X .
  • Fisher, D. J. V. The Anti-Monastic Reaction in the Reign of Edward the Martyr // Cambridge Historical Journal. — Cambridge: Cambridge University Press, 1952. — Т. 10 , вып. 3 . — С. 254—270 .
  • Hart, Cyril. Edward [St Edward called Edward the Martyr] ( c . 962–978) // Oxford Dictionary of National Biography. — Oxford: Oxford University Press, 2004.
  • Hart, Cyril. Æthelwine [Ethelwine, Æthelwine Dei Amicus] ( d . 992) // Oxford Dictionary of National Biography. — Oxford: Oxford University Press, 2004. — P. 783–785.
  • Higham, Nick. . — Stroud: Sutton, 1997. — ISBN 0-7509-2469-1 .
  • Miller, Sean. Edgar // The Blackwell Encyclopedia of Anglo-Saxon England / Michael, Lapidge. — Oxford: Blackwell, 1999. — P. 158—159. — ISBN 0-631-22492-0 .
  • Miller, Sean. Edward the Martyr // The Blackwell Encyclopedia of Anglo-Saxon England / Michael, Lapidge. — Oxford: Blackwell, 1999. — P. 163. — ISBN 0-631-22492-0 .
  • John, Eric. Reassessing Anglo-Saxon England. — Manchester: Manchester University Press, 1996. — ISBN 0-7190-4867-2 .
  • Ridyard, Susan J. The Royal Saints of Anglo-Saxon England: A Study of West Saxon and East Anglian Cults. — Cambridge: Cambridge University Press, 1988. — (Cambridge Studies in Medieval Life and Thought). — ISBN 0-521-30772-4 .
  • Rollason, D.W. . — Leicester University Press, 1982. — (Studies in the Early History of Britain). — ISBN 0-7185-1201-4 .
  • Stafford, Pauline. Unification and Conquest: A Political and Social History of England in the Tenth and Eleventh Centuries. — London: Edward Arnold, 1989. — ISBN 0-7131-6532-4 .
  • Stenton, Frank. . — 3rd. — Oxford: Oxford University Press, 1971. — ISBN 0-19-280139-2 .
  • Swanton, Michael. . — Psychology Press, 1998. — 364 p. — ISBN 9780415921299 .
  • Williams, Ann. Æthelred the Unready: The Ill-Counselled King. — London: Hambeldon & London, 2003. — ISBN 1-85285-382-4 .
  • Williams, Ann. Ælfhere ( d . 983) // Oxford Dictionary of National Biography. — Oxford: Oxford University Press, 2004.

Ссылки

  • Рыжов К. Эдуард Мученик // Все монархи мира. Западная Европа. — М. : Вече, 1999. — 656 с. — 10 000 экз. ISBN 5-7838-0374-X .
  • // / Автор-составитель В. В. Эрлихман . — Т. 2.
Источник —

Same as Эдуард Мученик