Interested Article - Вотчина

Титульный лист Жалованной грамоты Петра Великого канцлеру Г. Головкину на вотчину

Во́тчина (от слова отец ) — наследственное земельное владение .

Вотчина объединяла собственность на землю, постройки и инвентарь и права на холопов . Синонимы вотчины — аллод , бокленд . С VIII—IX веков вотчина являлась господствующей формой землевладения в большинстве стран Западной Европы . В процессе формирования вотчины создавался аппарат властного управления ( суд , администрация и так далее). Крестьяне сохраняли свою общинную организацию ( община , коммуна , альменда ), что наряду с обязательным потомственным характером владения отличало вотчину от бенефиция , манора и поместья .

Вотчина различалась по экономической структуре (в зависимости от роли домена , типа феодальных повинностей крестьян), по величине, по социальной принадлежности вотчинников (светские, в том числе королевские, церковные).

История

В Древней Руси

Во времена Древнерусского государства — Киевской Руси вотчина представляет собой одну из форм феодальной земельной собственности . Владелец недвижимостью владения собственности вотчину, законом право имел передать её по наследству (отсюда и происхождение названия от древнерусского слова «отчина», то есть отцовская собственность), не мог: продать, обменять или, например, поделить между родственниками, в случае нисходящей линии представителей имеющегося потомства наследников. Вотчины, как явление возникли в процессе формирования частной феодальной собственности на землю, и служили гарантией в государстве монархии дворянам, условия наследовать потомством имущество недвижимость родителей. Вотчины не облагались налогами, и крестьяне вотчин общинами владели землёй, по образу артелей, кооператоров, отдавая землевладельцу ругу платы за аренду ими обрабатываемой земли. Как правило, собственник в IX—XI веках был князь , или ближайшие родственники, находясь визуально на земле вотчины собственника владения. Мог наместником быть также княжеский и— наследник, прежней родоплеменной верхушки. После принятия христианства появилось и церковное вотчинное землевладение, собственник которого являлась представитель церковной иерархии духовенство ( митрополит , епископ ) и большие монастыри .

Существуют различные категории вотчин: родовые, купленные, дарованные князем или другими собственниками, что частично непосредственно влияло на возможность собственника свободно распоряжаться вотчиной . Так, владение родовыми вотчинами ограничивалось государством и родственниками. Собственник такой вотчины был обязан служить тому князю , или Императору в случае образования Империи, на землях владения которого монарха она находилась, и, без согласия членов своего рода, и Воли подтверждения Высочайшего распоряжения Императорского Указа, утверждающего желание воли рода, вотчинник владение не мог собственность рода продать, или обменять. Это было закреплено законом Свода российских законов о наследии. Это условие гарантии Самодержавия, условие властью монарха сохранить наследникам имущество недвижимость семьи и родственников боковой ветви фамилии целым. В случае нарушения таких условий, законом собственник лишался вотчины, и ею управление получал член семьи фамилии, или иной кто, по воле изъявления общего согласия родственных уз клана рода. Факт констатации, эпоха Древнерусского государства предоставляла собственность владение вотчиной наместнику в собственность, оставляя право гарантии семье рода безусловно законом сохранить право собственность владение на неё.

В удельный период

В период политической раздробленности Руси вотчина стала основной формой феодального землевладения, роль которой постоянно возрастала за счёт новых княжеских пожалований, захвата общинных земель, покупки, обмена и т. п. Данный факт привёл также к значительному возрастанию влияния собственников вотчин на политическую жизнь русских княжеств.

Владения знатных бояр обычно складывались из нескольких вотчин, которые достаточно часто находились в разных местах государства и не создавали единого хозяйственного организма. В отношении к населению вотчины их собственники пользовались рядом прав и привилегий в сфере судопроизводства, сбора податей и прочего. В больших вотчинах формировался собственный административно-хозяйственный аппарат, который занимался организацией их повседневной жизнедеятельности.

В период распада Руси вотчинами также назывались отдельные удельные княжества (княжеские столы — престолы), которые унаследовались князем от его отца. На Любечском съезде 1097 года была предпринята неудавшаяся попытка на основе принципа вотчины (« каждо да держит отчину свою ») приостановить княжеские междоусобицы .

Также термин отчина (с притяжательным местоимением) применялся в княжеских спорах за столы. Акцент при этом делался на том, княжил ли в городе-центре определённой вотчины отец претендента либо претендент является для этого княжества «изгоем» (см. Лествичное право ).

В Великом княжестве Литовском

После того, как значительная часть западных русских земель вошли в состав Великого княжества Литовского и Польши , вотчинное землевладение на этих территориях не только сохранилось, но и существенно возросло. Большинство вотчин стало принадлежать представителям древних русских княжеских и боярских родов. Одновременно Великие князья Литовские и польские короли даровали земли «в отчину», «на вечность» литовским, польским и русским феодалам. Особенно активным этот процесс стал после 1590 года, когда сейм Речи Посполитой по итогам войны 1654—1667 годов . На Левобережье во второй половине XVII столетия шёл постепенный процесс формирования землевладения украинской козацкой старшины.

В Великом княжестве Московском

«Вотчина господ баронов Строгановых » (в северо-восточном углу карты), 1745

В XIV—XV веках вотчины были основной формой землевладения и в Северо-Восточной Руси , где шёл активный процесс формирования Московского княжества и затем единого централизованного государства . Однако в связи с возрастанием противоречий между центральной великокняжеской властью и вольностями бояр-вотчинников права последних начали существенно ограничиваться (например, было отменено право свободного отъезда от одного князя к другому, ограничено право суда феодала в вотчинах и прочее). Центральная власть начала опираться на дворянство, которое пользовалось землевладением согласно поместному праву . Особенно активным был процесс ограничения вотчин в XVI столетии. Тогда были значительно ограничены вотчинные права бояр ( законы 1551 года и 1562 года ), а во время опричнины большое количество вотчин было ликвидировано, а их собственники казнены или переселены в иные регионы. В конце XVI столетия в России основной формой землевладения были уже не вотчины, а поместья . Уложение о службе 1556 года фактически приравняло вотчину к поместью (« служба по отечеству »). Царское правительство издавала указы регламентирующие пользование и наследование вотчинами:

  • Указ 15 января 1581 года: «… .Отчинникам отчин своих по душам в монастыри не отдавать, а давать деньги, которые отчина чего стоит » .
  • Указ 27 ноября 1613 года: «О даче вымороченных и отписных поместий и вотчин иноземцев, только иноземцам».
  • Указ 1615/16 годов: «О сохранении дач царя Василия Шуйского и бояр на поместья и вотчины иноземцев и запрете их дальнейшей раздачи кроме иноземцев».
  • Указ 18 августа 1619 года: «О возврате иноземцам розданных после указа 1615/16 годов поместий и вотчин иноземцев».
  • Указ 03 декабря 1627 года: «О наследовании выслуженных и родовых вотчин по каноническим правилам» (указ предусматривал переход по купчим и закладным кабалам вдов к покупателям и заимодавцам).
  • Указ 05 февраля 1632 года: «О пожизненных правах вдов на выслуженные вотчины с запретом их отчуждения» (и возврате конфискованных по указу 1627 года вотчин) .

В XVII столетии продолжился процесс юридического сближения вотчины с поместьем, который завершился изданием Петром I 23 марта 1714 года указа о единонаследии, объединившего вотчину и поместье в единое понятие имение . С тех пор понятие вотчина иногда употреблялось в России в XVIII XIX веках для обозначения дворянской земельной собственности.

См. также

Примечания

  1. НП ИнфоРост. elib.shpl.ru. Дата обращения: 16 сентября 2017. 17 ноября 2017 года.
  2. Историческое обозрение Тульской губернии. М. Тип. В. Готье. 1850. Примечание № 45. стр. 69.
  3. Указная книга Поместного приказа . листы 74-76; 140об-142.// Сост: А. В. Антонов. В. Ю. Беликов. А. Берелович. В. Д. Назаров. Э. Тейро . Записные вотчинные книги Поместного приказа 1626—1657 гг. М. Древлехранилище. 2010 г. Рец: д.и.н. Е. А. Мельникова. Зам.дир. РГАДА Ю. М. Эскин. Дело № 5971-13 стр. 62-63. Дело № 5977-4. стр. 198—201. ISBN 978-5-93646-163-7.

Литература

  • Веселовский С. Б. М. , 1926. — 128 с.
  • Веселовский С. Б. . — М.—Л., 1947.
  • Зимин А. А. . — М.: Наука , 1977. — 356 с.
  • / под ред. Н. Е. Носова ; Ленингр. отд-ние Института истории СССР АН СССР. — Л. : Наука . Ленингр. отд-ние, 1979. — 224 с. — 2600 экз.
  • Котляр М. Ф. (укр.) // Український історичний журнал . — 2010. — № 2 . — С. 4—16 . 11 апреля 2016 года.
  • Мининкова Л. В. // Новое прошлое. — 2018. — № 3. — С. 104—119.
  • Акчурин М. М., Беляков А. В. // Золотоордынское наследие. — Вып. 3. — Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ , 2019. — С. 56—68.
  • Аракчеев В. А. // Труды СПбИИ РАН . — Вып. 6 (22). — СПб, 2021. — С. 240—254.
Источник —

Same as Вотчина