Interested Article - Веста

Веста на ларарии в Помпеях , I в.
Веста на ауреусе Адриана . В руках она держит свои атрибуты — скипетр и палладиум

Ве́ста ( лат. Vesta ) — богиня , покровительница семейного очага и жертвенного огня в Древнем Риме . По преданию, её храм между Капитолийским и Палатинским холмами построил полулегендарный царь Нума Помпилий . В центральной части располагался очаг, на котором горел огонь. Его затухание римляне воспринимали как предвестие будущих бед, поэтому за ним тщательно следили. Этот очаг, согласно верованиям древних римлян , являлся центром вселенной и олицетворением самой богини.

В закрытой для общего доступа сокровищнице храма находились реликвии, которые, согласно древним мифам, легендарный прародитель римлян Эней вывез из пылающей Трои . Кроме этих артефактов, в храме богини, считавшейся символом неподкупности и непорочности, римляне сохраняли завещания.

Жриц богини — весталок — подбирали весьма тщательно: исключительно из представительниц знатных семей 6—10 лет без явных физических недостатков. После обряда посвящения девочка принимала 30-летний обет целомудрия и безбрачия, нарушение которого каралось погребением заживо .

Представления

Веста была богиней священного вечного огня, который считался нерукотворным. По мнению римлян, его угасание означало бы близкий крах всего государства. Хоть огонь и считался «вечным», его ежегодно тушили и зажигали вновь вначале путём трения дощечек одна о другую, затем от сфокусированного линзой солнечного света 1 марта, в первый день нового года по древнеримскому календарю . Уже от него зажигали огонь в очагах каждой из курий . В каждом доме была «своя Веста» — домашний очаг, горевший в первом помещении дома — вестибуле .

Веста была символом единства римского народа. Вокруг её очага римляне как бы объединялись в единую семью. Согласно их верованиям, до тех пор, пока в храме Весты горел огонь и хранились древние реликвии, Рим будет оставаться великим и сильным. В связи с этим культ богини Весты имел столь важное значение в жизни государства .

Веста была связана с землёй, она охраняла засеянные поля . Непорочность богини сделала её символом хранения тайн, неподкупности и надлежащего исполнения своего долга .

Культ Весты со всеми его особенностями изначально возник в Италии. С III столетия до н. э., когда греческая и римская религии стали сближаться, а божества из Греции получали свой аналог в Риме и наоборот, Весту стали отождествлять с греческой Гестией .

Культ

Храм Весты

Современная реконструкция первоначального вида храма Весты

По преданию, храм богине Весте между Капитолийским и Палатинским холмами построил полулегендарный царь Нума Помпилий . В центре храма находился очаг, на котором горел «вечный» и «неугасимый» огонь. Этот очаг, по мнению древних римлян, был центром вселенной . Он считался воплощением самой богини, в связи с чем других её статуй или изображений в храме не было . Культ Весты просуществовал более тысячи лет. Храм Весты закрыли, а огонь окончательно погасили при императоре Феодосии (379—395) .

В храме имелось сокровенное место «Пен», о расположении которого должны были знать только великий понтифик и жрицы богини весталки . В нём, по преданию, хранились священные предметы, в том числе пенаты — вывезенные ещё мифическим предком римлян Энеем фигурки богов-покровителей из Трои . Кроме этих реликвий, в храме богини, считавшейся символом неподкупности и непорочности, римляне сохраняли завещания . При жизни человека изъятие завещания представляло собой бесчестие. Правда, в истории известен случай, когда Октавиан Август изъял из храма завещание своего противника Марка Антония и использовал для внутриполитической борьбы. В сенате , согласно Плутарху , это восприняли с явным неодобрением, так как оглашение посмертной воли человека при жизни было для римлян «неслыханным беззаконием» .

Весталки

Жертвоприношение Весте. Картина Франсиско Гойи 1771 года

Жриц богини подбирали весьма тщательно: среди девочек 6—10 лет без физических недостатков из хороших семей по жребию выбирали 20. Из них великий понтифик лично отбирал шесть, которые после обряда посвящения Весте поступали на 10 лет в обучение старшим весталкам. Окончив обучение, они приступали к выполнению функций жриц Весты — весталок. Прослужив десять лет, они в течение ещё десяти должны были обучать молодых девочек .

По прошествии 30 лет весталки становились свободными и могли вернуться в отчий дом и даже выйти замуж. Большинство из них, будучи уже женщинами 36—40 лет, предпочитали остаться при храме .

В обязанности весталок входило поддержание огня в жертвенном алтаре Весты. В случае его затухания весталку лично бичевал великий понтифик. Подобный случай считали дурным предзнаменованием для всего государства. Огонь зажигали вновь после соответствующих обрядов посредством трения дерева о дерево . Помимо этого, на большие праздники весталки готовили для жертвоприношений особые лепёшки . В их обязанности, как жриц объединяющей народ богини, входило вознесение молитв за всех римлян .

Угасание священного огня не было самым тяжким преступлением весталки. В случае утраты ею девственности, что, по мнению древних римлян, было «осквернением огня Весты», молодая женщина подлежала смертной казни. У городской стены неподалёку от Коллинских ворот выкапывали земляной погреб, в который, предварительно положив туда небольшой запас еды и воды, помещали весталку. Затем двери засыпали землёй, а нарушившая обет целомудрия женщина оказывалась погребённой заживо .

Ограничения, наложенные на весталок, компенсировались почётным положением. В отличие от большинства других женщин, они могли самостоятельно распоряжаться своим имуществом и писать завещания . Им были обязаны уступать дорогу. Римлянин, оскорбивший жрицу Весты, подлежал смертной казни. Её показания в суде имели решающее значение. В случае, если весталка случайно встречала осуждённого к казни, казнь отменяли . Весталок было легко узнать на улице из-за особых одежд: длинное белое платье, подпоясанное особым образом, и покрывало. Волосы жрицы Весты заплетали в шесть косичек, которые прятали под повязкой .

Жрицами Весты могли стать только женщины. Культ богини был характерен исключительно для Рима и не распространялся в отдалённых частях государства. Существует информация о наличии весталок в нескольких близлежащих к Риму городах, таких как Бовиллы , Лавиний и Тибур , имевших тесные религиозные связи со столицей. Однако особенности их жизни и отправления культа содержат множество неизученных моментов .

Весталии

Праздник в честь богини Весты праздновали ежегодно 9 июня . В этот день женщины с дарами богине босиком отправлялись в храм Весты . Весталии были одновременно праздничным днём для хлебопёков, так как изначально хлеб готовили на золе очага. В этот день цветами украшали мельницы, а также осла, вращающего мельничный жернов .

Мифы

Рождение Ромула и Рема от весталки

Существует миф о рождении Ромула и Рема , связанный с Вестой. Согласно ему, у царя Альба-Лонги Прока Сильвия было двое сыновей — Нумитор и Амулий . Отец перед смертью разделил между сыновьями своё имущество, оставив Нумитору земли, а Амулию — имущество. Последний, воспользовавшись своим богатством, собрал вокруг себя шайку негодяев, которые и свергли Нумитора. Став полноправным царём, Амулий, дабы обезопасить себя от потомства Нумитора, отдал его дочь Рею Сильвию в весталки. Он заявил, что к нему во сне явилась богиня Веста и потребовала посвятить ей в служение его племянницу. Таким образом Амулий хотел заставить её взять обет целомудрия на 30 лет, тем самым обезопасив себя от появления у неё детей, а также не запятнать себя убийством ни в чём не повинной девушки. Через несколько лет Рею Сильвию, во время похода в священную рощу к источнику, увидел Марс . Он навеял на юную весталку сон, а в это время овладел ею. В день рождения близнецов Ромула и Рема алтарь Весты дрогнул и ушёл под землю, а священный огонь потух, так как священный обет весталки был нарушен. Рею Сильвию бросили в тюрьму, где она и умерла, а младенцев в корзине выбросили в Тибр . Корзину прибило к берегу, где их нашла и вскормила капитолийская волчица .

Веста и Приап

Древние римляне воспринимали Весту целомудренной богиней. В « Фастах » Овидия представлен рассказ, согласно которому её пытался во время сна обесчестить Приап . Крик осла разбудил богиню, в связи с чем ослов освобождали от работ в праздник богини — весталии .

«Весталка» кисти Жака-Луи Давида конца XVIII века

Мифы о весталках

Согласно легенде, старшая весталка Эмилия поручила заботу о вечном огне молодой и ещё неопытной жрице. Та недоглядела за очагом, и огонь погас. На жрицу пало обвинение в том, что огонь перестал гореть из-за «позора» весталки. Эмилия при великом понтифике и других собравшихся в храме Весты жрецах заявила о своей невиновности. Затем она сказала: «Веста, охраняющая город римлян, если верно то, что я почти тридцать лет службы тебе исполняла свои обязанности честно, если я за это время сохранила душу чистой и тело нетронутым, яви себя и приди мне на помощь! Не будь безразлична к своей жрице, не дай ей погибнуть самой несчастной из смертных! Но если я совершила какое-либо бесчестие, то накажи меня, а город избавь от моего позора!» После этого она оторвала от своих одежд кусок ткани, бросила на очаг, и он сразу же загорелся .

Другая легенда гласит, что некий римлянин обвинил весталку Тукцию в прелюбодеянии. Жрица, которая не могла оправдаться от ложных обвинений, воззвала к Весте, а затем отправилась к Тибру, зачерпнула решетом воду и, не пролив ни капли, донесла до форума .

Эвгемеристический миф

В конце I в. до н. э. начал приобретать распространение эвгемеризм — теория, согласно которой представления о богах возникли из культов умерших людей. Согласно одному из эвгемерических мифов, первым верховным правителем у людей был Уран . После его смерти между сыновьями Сатурном и Титаном было достигнуто соглашение, что Сатурн наследует отцовскую власть, но обязуется убивать всех своих детей, дабы после его смерти к власти пришло потомство Титана. Жена Сатурна Опс передавала детей, в том числе и близнецов Юпитера и Юнону , на воспитание сестре Сатурна Весте . Следует подчеркнуть, что, согласно классическим представлениям, Веста была не тётей, а сестрой Юпитера .

Веста на монетах Древнего Рима

Денарий Квинта Кассия Лонгина 55 года до н. э. с храмом Весты

Впервые изображение Весты поместили на денарий в 106 году до н. э. монетария Гая Сульпиция Гальбы . В 55 году до н. э. на монете Квинта Кассия Лонгина на реверсе появился храм Весты .

«Весталка под вуалью» Рафаэля Монти 1847 года

В императорскую эпоху Весту чеканили на монетах Калигулы , Гальбы , Отона , Вителлия , Веспасиана , Тита , Эмилиана (для супруги Корнеллии Суперы ) , Адриана (в честь его жены Сабины ) и других императоров. На них богиня сидит или, реже, стоит, держа патеру , скипетр или палладиум .

Кроме самой богини, на монетах римских императоров чеканили объединяющий всё государство храм Весты. Когда во время великого пожара Рима 64 года храм пострадал, его восстановление в следующем 65 году сразу же нашло отображение на деньгах .

В изобразительном искусстве

Эскиз картины «Любовь весталки» Н. Н. Ге 1857—1858 годов. Третьяковская галерея

В очень редких скульптурных изображениях Веста представляется в виде богато одетой девушки с накинутым на голову покрывалом . Тема весталок нашла широкое отображение на картинах художников Нового времени , посвящённых Древнему Риму, среди которых «Жертвоприношение Весте» 1771 года Франсиско Гойи , «Весталка» Жака-Луи Давида конца XVIII столетия и другие. Русский художник Н. Н. Ге в 1857—1858 годах создал эскиз неосуществлённой картины «Любовь весталки», находящийся сейчас в Третьяковской галерее . В нём он разрабатывает драматический сюжет и романтическую идею «Любовь сильнее смерти», напоминая о смертельной опасности, грозящей весталке, которая нарушила обет безбрачия . Среди скульптур весталок широкую известность получила работа Рафаэля Монти благодаря эффекту «мраморной вуали», под которой видно лицо девушки .

В астрономии

Именем Весты назван астероид (4) Веста , открытый в 1807 году.

Примечания

  1. , с. 123.
  2. , с. 58.
  3. , с. 189.
  4. , «Веста», с. 193—194.
  5. , с. 510.
  6. , p. 11.
  7. / А. А. Тахо-Годи // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1987. — Т. 1 : А—К. — С. 299.
  8. Дионисий Галикарнасский. Римские древности. Книга II. 66. 1
  9. Дионисий Галикарнасский. Римские древности. Книга II. 64. 5
  10. , с. 508.
  11. Stamper J. W. . — Cambridge: Cambridge University Press, 2005. — P. 35. — ISBN 0-521-81068-x .
  12. Фортунатов В. // Всемирная история в лицах. — СПб. : Питер , 2013. — С. 131. — 3000 экз. ISBN 978-5-4461-0114-6 .
  13. , p. 15.
  14. Плутарх. Антоний. 58
  15. Huzar E. Mark Antony: A Biography. — Minneapolis: University of Minnesota Press, 1978. — P. 206—208.
  16. , с. 508—509.
  17. . // . — Revised edition. — New York: Facts on File, Inc., 2002. — P. 576. — ISBN 0-8160-4562-3 .
  18. , с. 509.
  19. , с. 64.
  20. , с. 421.
  21. , с. 509—510.
  22. , p. 20.
  23. , с. 422.
  24. Hemelrijk Emily Ann. . — New York: Oxford University Press , 2015. — P. 64. — ISBN 978-0-19-025188-8 .
  25. Salzmann M. R. . — Berkeley • Los Angeles • Oxford: University of California Press, 1990. — P. 159. — ISBN 0-520-06566-2 .
  26. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1892. — Т. VI. — С. 113.
  27. , с. 189—190.
  28. , с. 205—207.
  29. Овидий. Фасты. VI. 319—344
  30. , с. 409—411.
  31. , с. 118.
  32. Овидий. Фасты. VI. 285—286
  33. . Leu Numismatik AG (2018). Дата обращения: 25 ноября 2018. 25 ноября 2018 года.
  34. , с. 64.
  35. . Classical Numismatic Group. Дата обращения: 25 ноября 2018. 26 ноября 2018 года.
  36. . OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения: 25 ноября 2018. 26 ноября 2018 года.
  37. . OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения: 25 ноября 2018. 26 ноября 2018 года.
  38. . OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения: 25 ноября 2018. 26 ноября 2018 года.
  39. . OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения: 25 ноября 2018. 26 ноября 2018 года.
  40. . OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения: 25 ноября 2018. 26 ноября 2018 года.
  41. . OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения: 25 ноября 2018. 26 ноября 2018 года.
  42. / [Авторы: Фенглер Х., Гироу Г., Унгер В.] / Пер. с нем. М. Г. Арсеньевой / Отв. ред. В. М. Потин . — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Радио и связь, 1993. — ISBN 5-256-00317-8 . 20 августа 2011 года.
  43. Аверс и реверс истории / [Ред. кол.: А. В. Митяева и др.]. — М. : Международный нумизматический клуб , 2016. — С. 102. — 216 с. — ISBN 978-5-9906902-6-4 .
  44. Stevenson S. W., Smith C. R., Madden F. W. // . — London: , 1889. — P. 855. 26 августа 2018 года.
  45. The Roman Imperial Coinage / edited by and . — London—Oxford: , 1984. — Vol. I. — P. 146. — ISBN 0-907605-09-5 .
  46. (исп.) . Fundación Goya en Aragón. Дата обращения: 3 января 2019. 3 января 2019 года.
  47. . аукционный дом Christie’s (8 апреля 2016). Дата обращения: 3 января 2019. 3 января 2019 года.
  48. Карпова Т. Л. Николай Ге. — М. : Белый город , 2002. — С. 8—9. — 64 с. — (Мастера живописи). — ISBN 5-7793-0291-X .
  49. Williams Gabriel. (англ.) // Sculpture Journal. — 2014. — Vol. 23. — P. 131—143. — doi : . 4 января 2019 года.

Литература

Источник —

Same as Веста