Interested Article - Петров, Григорий Спиридонович

Григорий Спиридонович Петров ( 26 января [ 6 февраля ] 1866 , Ямбург 18 июня 1925 , Париж ) — священник Русской православной церкви, общественный деятель, журналист, публицист и проповедник, широко известный в предреволюционной России. С 1920 года жил в эмиграции в Сербии . Там в 1923 году им была закончена публицистическая книга « Финляндия, страна белых лилий », которая в том же году была издана на сербском языке , а уже после смерти Петрова издавалась и много раз переиздавалась на разных языках (в том числе 16 раз на турецком языке ) .

Биография

Григорий Петров родился в Ямбурге (сейчас — город Кингисепп Ленинградской области). Его считали сыном то мелкого торговца, то содержателя постоялого двора, то кабатчика, то пастуха . Максим Горький , который был с ним хорошо знаком, в письме Антону Чехову в 1905 году сообщал, что Петров — «сын кабатчика или буфетчика, и в детстве ничего, кроме матерщины, не слыхал, ничего, кроме пьяных, не видел» .

Учился в Нарвской гимназии , затем поступил в Санкт-Петербургскую духовную семинарию , которую окончил в 1886 году и тогда же поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию , которую окончил в 1891 году со степенью кандидата богословия с правом соискания степени магистра богословия без нового устного испытания .

Григорий Петров

После этого начал читать лекции, в том числе в Михайловском артиллерийском училище , Пажеском корпусе , Александровском лицее , Политехническом институте , в различных гимназиях. Достаточно быстро Петров стал в Санкт-Петербурге очень популярным, а его публичные лекции привлекали толпы людей. Его книги продавались во многих книжных лавках и пользовались большим спросом .

В 1893 году получил место законоучителя и настоятеля церкви в Михайловском артиллерийском училище. В этой должности он пребывал в течение десяти лет, при этом последние годы перед его отстранением от должности в 1903 году были кульминационным пунктом его известности как проповедника .

Литературной деятельностью он начал заниматься ещё в семинарии, но внимание широких слоев читающей публики приобрел в 1898 году , когда вышел его труд «Евангелие как основа жизни», выдержавший около 20 изданий и переведённая на многие языки. Петров в этой книге призывал обратиться к Евангелию как к источнику знаний о том, как себя следует вести в повседневной жизни. Максим Горький в своём письме Антону Чехову писал об этой книге, что «в ней много души, ясной и глубоко верующей души… Её написал поп и так написал, как вообще попы не пишут» .

Петров выпустил также целый ряд книжек духовно-нравственного содержания — «Школа и жизнь», «По стопам Христа» (части I и II), «Братья-писатели», «К свету!», «Божьи работники», «Апостолы трезвости», «Зерна добра» и другие, — из которых многие выдержали по несколько изданий. В 1900—1901 годах был фактическим редактором и почти единственным сотрудником журнала « ». В 1899—1917 годах Петров был деятельным сотрудником газеты « Русское Слово » .

Сочинения Петрова резко отличались от подавляющего большинства произведений русских духовных писателей тем, что он выдвигал в них на первый план внутреннее нравственное содержание христианской религии — в противовес её внешней, обрядовой стороне. Кроме того, в своих трудах он касался различных областей жизни современного общества, подвергая многие явления резкой критике с точки зрения идеала праведной жизни, элементы которого он извлекал из евангельского учения. Его идеи имели много точек соприкосновения с нравственной проповедью Льва Толстого .

Тот же характер носили устные проповеди Петрова, пользующиеся не меньшей известностью, чем его печатные труды. Для слушания проповедей, которые он произносил в Михайловском артиллерийском училище, стекалось множество слушателей из разных классов общества, в том числе и немало представителей тех слоёв интеллигенции, которые вообще относились к религиозным вопросам равнодушно .

Член II-й Думы о. Григорий Петров. Рис. В. Каррика

Одним из поклонником Петрова был философ Василий Васильевич Розанов ; в своей статье, посвящённой ему, Розанов приводил слова некоего генерала, сказавшего о Петрове: «Ещё немного лет назад Русь в свободный час сидела по трактирам, горланила пьяные песни… А теперь?! …Народ бежит сюда, … второй час стоит. Не присядет. Не волнуется, не ропщет. И это чтобы услышать несколько поучительных слов, — вовсе не поразительных, — слов обыкновенных». Петров в своих лекциях говорил о необходимости вернуться к изначальным евангельских идеалам, при этом говорил он на таком языке, который был всем понятен. Как пояснял Розанов, «он [Петров] имел мужество убрать из своих тем, из своих оборотов речи всё „интеллигентное“, всё сколько-нибудь затруднительное для понимания простецов…» Среди поклонников Петрова можно также отметить министра финансов России графа Сергея Юльевича Витте .

Весной 1902 года пытался уговорить революционера и террориста С. В. Балмашёва , приговорённого за убийство министра внутренних дел Д. С. Сипягина к смертной казни, написать прошение на Высочайшее имя о помиловании.

Во время работы II Государственной Думы с депутатом от Пермской губернии о. Константином Колокольниковым , позднее тоже лишённым сана.

Сочинения и речи Петрова создали ему репутацию «неблагонадежного» священника, и в 1903 году он был отставлен от места настоятеля и преподавателя. С 1 января 1906 года Петров состоял редактором газеты « », которая придерживалась умеренно-либерального направления, но тем не менее послужила мишенью для ожесточеннейших нападок со стороны реакционной печати и в июне 1906 года была приостановлена московской администрацией .

В 1907 году избран депутатом 2-й Государственной думы по списку Конституционно-демократической партии .

В том же году за критическое письмо митрополиту Антонию запрещён в служении и направлен на послушание в Череменецкий монастырь . В 1908 году лишён сана, из-за чего не мог жить в Санкт-Петербурге и ездил с лекциями по стране.

Архиепископ Серафим (Соболев) писал: «В январе месяце 1908 г. Св. Синод снял сан с Гр. Петрова. Это событие взволновало некоторую часть столичного духовенства. Было волнение по сему поводу и среди студентов Петербургской Духовной Академии. Тогда же протопресвитером о. Янышевым было созвано все столичное духовенство в зале Общества распространения религиозно-нравственного просвещения. На этом собрании пришлось быть и мне. О. Янышев прочитал письмо, которое было прислано ему от бывшего священника Григория Петрова. Последний писал: „Я не протестую против Синода за снятие с меня священнического сана, ибо я не верую во Христа, как Бога“» . В 1908 году Петров приехал на пару дней в Пенаты к художнику Илье Репину , и там был создан его портрет — «Портрет священника Г. С. Петрова» (оставшийся незаконченным, но сохранившийся до наших дней).

Илья Репин пишет портрет Г. С. Петрова, 1908

Петров приветствовал Февральскую революцию 1917 года , но осудил Октябрьскую революцию .

В литературе встречается утверждение, что Поместный собор 1917—1918 годов восстановил в сане митрополита Арсения (Мацеевича) и Григория Петрова. В действительности митрополит Арсений был восстановлен в сане только в 1921 году Священным Синодом, а Григорий Петров в сане восстановлен не был, тем более, что после его лишения он вступил во второй брак .

Сын Григория Петрова с благословения отца служил в Добровольческой армии и в мае 1919 года погиб под Керчью . В начале 1920 года, накануне оставления белыми Ростова-на-Дону , Григорий Петров читал здесь публичные лекции в пользу Комитета скорой помощи чинам Добровольческой армии .

В 1920 году Петров из Крыма в трюме парохода добрался до Константинополя , затем оказался в лагере беженцев в Галлиполи (сейчас — Гелиболу ), затем в Триесте , затем в Белграде .

Жил в Болгарии и Сербии .

В 1923 году Петровым была закончена публицистическая книга, посвящённая Финляндии. Книга в значительной степени описывает Финляндию как образец для подражания, как живой пример для России, как страна, внутреннее устройство которой — и политическое, и экономическое, и культурное — по сравнению с другими странами является чуть ли не идеальным .

В том же году книга была издана на сербском языке под названием «Зидари живота» («Созидатели жизни»), а в 1925 году , уже после смерти автора, — на болгарском языке под названием «В страната на белите лилии» («В стране белых лилий»). Позже книга издавалась и много раз переиздавалась на разных языках под разными названиями; на турецком языке книга выдержала 16 изданий, на болгарском — 14. На русском языке книга впервые была издана в 2004 году под названием « Финляндия, страна белых лилий »

В начале июня 1925 года Григорий Петров приехал во Францию , в клинику Maison de Santé под Парижем , в которой работал его знакомый профессор Иван Павлович Алексинский . Однако проведённая операция выявила у Петрова неизлечимую раковую опухоль ; 18 июня, сразу после операции, Григорий Спиридонович Петров скончался .

Тело Петрова было кремировано в Париже и отправлено в Сербию — вдове, Зинаиде Ивановне, которая жила в Панчево (рядом с Белградом). Вскоре она переехала в город Нови-Сад и похоронила прах мужа там на Успенском кладбище. В 1981 году стало известно, что на Успенском кладбище будет проведена перепланировка и участок с могилой Петрова будет снесён; дочь Петрова, Марина Григорьевна, которая в 1950-х годах переехала из Югославии в Германию , перенесла прах на кладбище Остфридхоф в Мюнхене .

Основные труды

  • от 3 марта 2017 на Wayback Machine
  • от 6 октября 2008 на Wayback Machine
    • (переиздано братством святого апостола Иоанна Богослова. М., 1997 с послесловием Александра Стрижева, а также баптистской ассоциацией «Духовное возрождение» М., 2004)
  • Апостолы трезвости (1903)
  • Божий путь: Сборник статей (1903)
  • Божьи работники: Сборник статей (1903)
  • Долой пьянство: Сборник статей (1903)
  • (1903)
  • (1903)
  • (1903)
  • Школа и жизнь (1902)
  • По стопам Христа (1904), вольный пересказ Charles Sheldon
  • (1903)
  • Божий путь (1904)
  • Война и мир (1904)
  • от 24 мая 2013 на Wayback Machine (1905)
  • от 22 декабря 2010 на Wayback Machine (1905)
  • (1906)
  • от 8 октября 2017 на Wayback Machine (1906)
  • (1907)
  • Думы и впечатления (1907)
  • (1907)
  • (1907)
  • от 2 декабря 2007 на Wayback Machine
  • В защиту Лопахина // Русское слово. 1910. № 19
  • от 1 июня 2017 на Wayback Machine (1910)
  • Под чужим окном (1913)
  • (1913)
  • Финляндия, страна белых лилий (1923, на русском языке книга впервые была издана в 2004 году)
    • Зидари живота («Созидатели жизни») (1923) (серб.)
    • В страната на белите лилии («В стране белых лилий») (1925) (болг.)
    • Ak Zambaklar Ülkesinde Finlandiya. Ankara, 2005; Beyaz Zambaklar Ülkesinde Bir Ulusun Dirilişi stanbul, 2008; Beyaz Zambaklar Ülkesinde. İstanbul, 2009; İdeal Öğretmen. İstanbul, 2005 (тур.)
  • Болезни нашей культуры // Русские дни. София. 1923. № 38 (714)
  • Искусство и жизнь. Балтийский альманах. 1924.
  • Григорий Петров. Финляндия, страна белых лилий . — СПб. : Европейский Дом, 2004. — 184 с. — (Финляндия в России). — 1500 экз. ISBN 5-8015-0164-9 .

Примечания

  1. , Витухновская М. О Григории Петрове, с. 7—17.
  2. По данным ЭСБЕ Григорий Петров родился в 1867 году.
  3. , Витухновская М. Вступительная статья, с. 5—6.
  4. . Дата обращения: 19 июня 2016. 10 августа 2016 года.
  5. от 4 марта 2016 на Wayback Machine см. Выпуск 1891 года Курс XLVIII
  6. По данным ЭСБЕ (см. раздел Ссылки).
  7. . Дата обращения: 19 июня 2016. 11 августа 2016 года.
  8. Дата обращения: 23 января 2022. 23 января 2022 года.
  9. Кострюков А. А. . — М. : Издательство ПСТГУ , 2018. — С. 27. — ISBN 978-5-7429-1108-1 . 29 августа 2021 года.
  10. Дата обращения: 20 ноября 2011. 5 марта 2016 года.
  11. , Витухновская М. Григорий Петров и Финляндия, с. 17—22.

Литература

  • Воейков А. И. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890. — Т. II. — С. 403.
  • Петров Григорий Спиридонович // Русские писатели. 1800—1917: Биографический словарь / Гл. ред. П. А. Николаев . — М. : Большая Российская энциклопедия, 1999. — Т. 4. — С. 575—578. — 707 с. — 50 000 экз. ISBN 5-85270-256-0 .
  • Александров А. С. Александр Алексеевич Измайлов и Григорий Петров на лужской земле (дело священника Григория Петрова. 1907 год) // Проблемы науки и практики — 2007. Материалы межрегиональной научно-практической конференции IV Кирилло-Мефодиевские чтения «Проблемы науки и практики — 2007»: в 2 т.. отв. ред. Тимофеев В. П., 2007. — С. 253—264.
  • Костромин К. А. , прот. Слово оружие литератора: священник Григорий Петров // Коломенские чтения. 2015. Сб. ст. / Под ред. Е. И. Жерихиной. — СПб: Лики России, 2016. — С. 105—136.
  • Костромин К. А., прот. Судьба «второго Гапона»: священник Григорий Петров в годы Первой русской революции // Петербургские чтения. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию Первой русской революции (Санкт-Петербург, 11-13 ноября 2015 года). — СПб., 2016. — С. 67-79
  • Воронцова И. В. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. — 2018. — Вып. 85 . — С. 11-29 .
  • Макаров А. Ю. // Сретенские чтения. Материалы XXV научно-богословской конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов. — 2019. — С. 223—226 .
  • Макаров А. Ю. // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. — 2021. — № 3 (8) . — С. 249—256 .

Ссылки

Источник —

Same as Петров, Григорий Спиридонович