Interested Article - Белый царь

«Белый царь» ( монг. Цагаанхаан ? , ᠴᠠᠭᠠᠨ
ᠬᠠᠭᠠᠨ
? , калм. Цаһанхаан, ᡔᠠᡎᠠᠨ
ᡘᠠᡎᠠᠨ
, тюрк. Aqqaɣan ) — неофициальный титул русского государя, фиксируемый с XVI века и широко распространенный среди тюркских и монгольских народов . Употреблялось также среди кубанского казачества .

Ранние упоминания

Согласно исследованиям Б. А. Успенского , первая фиксация названия «белый царь» как наименования московского государя в письменном источнике — в Повести об восьмом соборе Симеона Суздальского («Слово о становлении восьмого собора»), где это словосочетание применено к Василию Тёмному под 6949 (1441) годом: о нём говорится как о «благоверном и христолюбивом и благочестивом истинно православном великом князе Василии Василиевиче, белом царе всеа Руси».

Толкования

Герберштейн в « Rerum Moscovitarum commentarii » полагал, что это название происходит оттого, что русские цари носили белый клобук , в противоположность персидским шахам, носившим красные колпаки и потому называемым «кизил-башами». Но объяснение это является неубедительным. Вернее предположить, что название это дано русским царям, как свободным, независимым, государям, никому не платящим дань, согласно тому понятию, которое придавали слову «белый» восточные народы .

Образ «белого царя» является одним из сакральных образов русской народной духовной поэзии — в частности, он содержится в известном памятнике русской литературы, « Голубиной книге » :

«У нас Белый царь — над царями царь.
Почему ж Белый царь над царями царь?
И он держит веру крещеную,
Веру крещеную, богомольную,
Стоит за веру христианскую,
За дом Пречистыя Богородицы,—
Потому Белый царь над царями царь...»

Таким образом, "белый царь" в русском фольклоре мог означать защитника православия, однако широкая распространенность образа у инородческого населения позволяет сделать более широкую трактовку белого царя как носителя удачи, справедливости и благоденствия .

Распространение

Лидер Первого ополчения Прокопий Ляпунов именовал себя "белым царем"

Выражение «белый царь» присутствует в переписке Москвы с тюркскими государствами ( ногайцы , башкиры , сибирские татары ). Такая же картина в источниках, отражающих отношения Российского государства с казахами (начиная с XVIII в.), с северокавказскими владетелями (XVII-XVIII вв.). Образ русского белого царя получил распространение и среди тюркских языческих народов Южной Сибири - у алтайцев , хакасов , тувинцев , а также среди монгольских народов Центральной Азии - халха , ойратов , бурят .

Пандито Хамбо-лама I в 1764 году опознал российскую императрицу Екатерину II в качестве хубилгана Белой Тары . С тех пор все хамбо-ламы приносили специальную присягу на верность «Белому царю». Со смертью Екатерины в российских самодержцах стал воплощаться лишь аспект, точнее хубилган Ума Белой Тары.

Помимо Екатерины II бурятские буддисты видели в воплощение Белой Тары в Елизавете Петровне , Петре Первом и Александре III

См. также

Примечания

  1. В. Радченко. «Байки деда Игната». Байка четырнадцатая, про Белого царя, да про высочайшее его пребывание в землях наших благодатных.
  2. Успенский Б. А. Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина) — в кн. Успенский Б. А. Избранные труды. Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. — М.: «Гнозис», 1994, с. 254—297
  3. А. С. Павлов. Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян. СПб., 1878. от 2 февраля 2022 на Wayback Machine
  4. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907
  5. Голубиная книга. Русские народные духовные стихи Х1-Х1Х / Сост., вступит. статья, примеч. Л. Ф. Солощенко, Ю. С. Прокошина.— М.: Моск. рабочий, 1991.— 351 с.- (Из золотых кладовых мировой поэзии) С. 37

Ссылки

Источник —

Same as Белый царь