Interested Article - Чемберлен, Хьюстон Стюарт

Хьюстон Стюарт Чемберлен ( англ. Houston Stewart Chamberlain ; 9 сентября 1855 , Саутси , Хэмпшир , Великобритания 9 января 1927 , Байройт , Германия ) — англо-немецкий писатель , философ , один из основоположников « арийской » расовой теории .

Биография

Родился 9 сентября 1855 года в городке Саутси , расположенном на острове Портси , графство Гемпшир , Англия , в семье британского адмирала. Изучал естественные науки в Женеве , эстетику и философию в Дрездене . Стал ревностным поклонником Рихарда Вагнера . Ещё в 1888 году статьёй, опубликованной на немецком языке, Чемберлен обратил на себя внимание Козимы Вагнер и вошёл в её ближайшее окружение, о чём свидетельствует его многолетняя переписка с вдовой Вагнера . Женившись на дочери композитора Еве Вагнер, Чемберлен в 1908 году поселился в Байройте (Германия), сделавшись фанатиком всего немецкого. Во время Первой мировой войны публиковал в немецкой прессе многочисленные антибританские статьи, получив за это на родине прозвище «английский перевёртыш». В 1917 году вступил в Немецкую отечественную партию . Идеологические концепции Чемберлена позднее нашли продолжение в теориях Гитлера , изложенных в « Майн кампф ». Умер Чемберлен 9 января 1927 года .

Идеи

Чемберлен не был ни историком, ни физическим антропологом . Его взгляды сложились под влиянием идей Рихарда Вагнера и Артюра де Гобино ; в своих работах, посвящённых Вагнеру, «Замечания к Лоэнгрину» (Notes on Lohengrin, 1892), «Анализ вагнеровской драмы» (An analysis of Wagner’s drama, 1892), а также в биографии Вагнера (1895) Чемберлен подчёркивал героические тевтонские аспекты в его сочинениях .

Основная работа Чемберлена, принёсшая ему скандальную известность, — « Основы XIX века » — вышла в Мюнхене в 1899 году. Поставив перед собой задачу раскрыть основы, на которых покоился XIX век, Чемберлен писал, что европейская культура явилась результатом слияния пяти компонентов: искусства, литературы и философии Древней Греции ; юридической системы и формы государственного управления Древнего Рима ; христианства в его протестантском варианте; возрождающегося созидательного тевтонского духа; и отталкивающе-разрушительного влияния евреев и иудаизма в целом.

В I томе своей книги Чемберлен рассматривает события до 1200 г., наследие античного мира. С эллинизмом наступил небывалый расцвет человеческого интеллекта, — пишет Чемберлен. — Греки творили всюду — в языке , религии , политике , философии , науке , истории , географии . Вершиной этого созидательного духа стал Гомер . Но в наследии эллинов оказались и темные стороны: жестокие недальновидные демократии, отсутствие высокой политики, устаревшая мораль и упадок религии. Мир в долгу перед римлянами, избавившими его от семитско-арабского порабощения и позволившими «индо-тевтонской Европе стать бьющимся сердцем и мыслящим мозгом всего человечества». Греция, в отличие от Рима, по мнению Чемберлена, тяготела к Азии . Несмотря на двухтысячелетнее наследие, Рим не сумел противостоять распаду на своей огромной территории. Он сместил центр притяжения цивилизации в сторону Запада, неосознанно завершая акт мировой значимости. Но Рим оставил после себя невероятную мешанину различных типов и рас. Среди этого хаоса народов оказались и евреи — единственная раса, которой удалось сохранить чистоту крови. Силой же, противостоящей крошечной, но влиятельной еврейской нации, история избрала « арийцев ».

Во II томе Чемберлен анализирует возрождение нового германского мира и борьбу за мировое господство. В этой борьбе участвуют, по мнению Чемберлена, три религиозных идеала: Восток (эллины), Север («арийцы») и Рим. На севере бывшей Римской империи «арийцам» удалось создать новую культуру, которая «несомненно является величайшим из всего, что было достигнуто человечеством до настоящего времени». Евреи сделались наследниками римского расового хаоса; « арийская раса » же оказалась в ответе за духовное спасение человечества. Все достижения науки, промышленности, политэкономии и искусства стимулировались и двигались вперед «арийцами».

Через всю книгу Чемберлена проходят красной нитью две основные темы: «арийцы» — как творцы и носители цивилизации, и евреи — как негативная расовая сила, разрушительный и вырождающийся фактор истории. Чемберлен рассматривал «арийцев» как единственную опору мирового развития. Евреи же заслуживали приговора, но не с позиций ненависти или подозрительности, а с позиций недосягаемых высот «арийского» превосходства.

Чемберлен называет рождение Христа наиболее важной датой в истории человечества. Но для всех должно быть очевидным, писал он, что Христос не был евреем, в нём не было ни капли еврейской крови, а называвшие его евреем были просто невежественными или лицемерными людьми.

Чемберлен осуществил фактический синтез существовавших в течении пангерманизма антисемитских школ с главенствующей позицией расизма . Уильям Ширер в книге «Взлёт и падение Третьего рейха» подчёркивал влияние Чемберлена на идеологию нацистов и лично Розенберга и Гитлера .

Реакция на идеи Чемберлена

«Основы» Чемберлена стали необычайно популярны в Германии после того, как император Вильгельм II назвал его работу монографией величайшей важности. Критики взахлеб восхваляли книгу за блестящее высочайшее красноречие, огромную эрудицию и проницательность автора. В Англии же эта книга подверглась нападкам: её либо высмеивали, либо поносили резкой бранью .

Американские приверженцы нордической школы провозгласили Чемберлена величайшим зодчим нордической теории . С другой стороны, Теодор Рузвельт заявил, что теория Чемберлена исходит из глупой ненависти и что его «блестящие ляпсусы для нормального человека выглядят безусловным сумасшествием, отражением ненормальной психики… Ему нравится Давид , и на этом основании он тотчас делает его арийцем. Ему нравятся Микеланджело , Данте или Леонардо да Винчи , и он тут же сообщает, что они — арийцы. Он не любит Наполеона и потому утверждает, что Наполеон — истинный представитель безрасового хаоса» .

Лидеры и идеологи нацистской Германии высоко оценивали идеи Чемберлена. Существует мнение, что именно эти идеи легли в основу расовой доктрины национал-социализма . В частности, Йозеф Геббельс называл его «отцом нашего духа».

О книге Чемберлена «Основы XIX столетия» высоко отзывался Л. Н. Толстой: «…книга Чамберлена очень хороша. […] Очень, очень благодарен вам за присылку её. Его утверждение о том, что Христос не был по расе евреем, совершенно справедливое и неопровержимо им доказанное, составляет только маленькую часть его превосходно задуманной книги. На вопрос ваш о том, как относиться к евреям, не могу вам иначе ответить, как так, как нас учит относиться к людям братьям учение Христа. Чем более они нам кажутся неприятны, тем большее усилие должны мы делать для того, чтобы не только победить это недоброжелательство, но и вызвать в душе своей любовь к ним. Такое отношение к ним, как и ко всем неприятным нам людям, одно может дать успокоение и нашим душам и вместе с тем самым действительным способом противодействовать их кажущемуся нам вредному влиянию» . В экземпляре, хранящемся в яснополянской библиотеке, пометки Толстого на многих страницах.

Запрет на распространение в РФ

В Российской Федерации произведение Чемберлена Хьюстона Стюарта «Евреи, их происхождение и причины влияния в Европе» внесено в список экстремистских материалов под № 4852 в соответствии с решением Советского районного суда г. Брянска от 19.12.2018.

Сочинения

  • Das Drama Richard Wagners, 1892.
    • Русский перевод: Чемберлен Х. С. Рихард Вагнер. — СПб. : «Владимир Даль», 2016. — 584 с. — ISBN 978-5-93615-175-0 .
  • Recherches sur La Seve Ascendante, Neuchâtel, 1897.
  • The Life of Wagner, Munich, 1897, translated into English by G. Ainslie Hight.
  • Grundlagen des Neunzehnten Jahrhunderts, 1899.
  • Immanuel Kant. Die Persönlichkeit als Einführung in das Werk, Munich: F. Bruckmann, 1905, 786 pages.
  • The Foundations of the Nineteenth Century, translated into English from the German by John Lees, M.A., D.Lit
    • Русский перевод: Чемберлен Х. С. Основания девятнадцатого столетия / Пер. Е. Б. Колесниковой. В 2 т. Т. I. — СПб. : «Русский миръ», 2012. — 688 с. — ISBN 978-5-904088-15-6 , ISBN 978-5-904088-16-3 (т. I); Т. II. — СПб. : «Русский миръ», 2012. — 479 с. — ISBN 978-5-904088-15-6 , ISBN 978-5-904088-17-0 (т. II).
    • Перевод 5-й главы в виде отдельного издания:
      • Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе: Пер. с нем. / Гаустон Стюарт Чамберлен. — Санкт-Петербург: А. С. Суворин, 1906 .
      • Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе: Пер. с нем. / Гаустон Стюарт Чамберлен. — 2-е изд. — Санкт-Петербург: А. С. Суворин, 1907 .
      • Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе: Пер. с нем. / Гаустон Стюарт Чамберлен. — 3-е изд. — Санкт-Петербург: А. С. Суворин, 1907 .
      • Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе: Пер. с нем. / Гаустон Стюарт Чамберлен. — 4-е изд. — Санкт-Петербург: А. С. Суворин, 1907 .
      • Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе: Пер. с нем. / Гаустон Стюарт Чамберлен. — 5-е изд. — Санкт-Петербург: А. С. Суворин, 1910 .
      • Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе. / Гаустон Стюарт Чамберлен. — Севастополь: «ДиВо», 2014. — 252 с. ISBN 978-966-8504-08-2
  • Чемберлен Х. С. . — М. : «Русская Правда», 2013. — 64 с. — ISBN 978-5-905805-10-3 .

Примечания

  1. Houston Stewart Chamberlain // (англ.)
  2. Houston Stewart Chamberlain // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  3. Deutsche Nationalbibliothek Record #118675508 // (нем.) — 2012—2016.
  4. Vgl. Paul Pretzsch (Hrsg.): Cosima Wagner und Houston Stewart Chamberlain im Briefwechsel 1888—1908 . Reclam, Leipzig 1934
  5. , том 1, с. 35.
  6. Chase, Allan. «The Legacy of Malthus: The Social Costs of the New Scientific Racism.» New York: Alfred A. Knopf, 1977, pp. 91-92
  7. . Дата обращения: 14 января 2012. 21 ноября 2011 года.
  8. , с. 74—79.
  9. Лепетухин Н. В. . Электронная библиотека диссертаций и авторефератов из РГБ (2001). — автореферат диссертации на звание к. и. н., специальность ВАК 07.00.03 — Всеобщая история (соответствующего периода). Дата обращения: 24 января 2012. 9 июня 2012 года.
  10. от 19 июня 2012 на Wayback Machine // Воропаев С., Егазаров А. Энциклопедия Третьего Рейха, 1996.
  11. от 28 апреля 2017 на Wayback Machine (англ.)
  12. [europeanhistory.about.com/od/germanyandprussia/fl/What-did-Hitler-Believe.htm Robert Wilde «What did Hitler Believe?»]
  13. Саркисянц М. Глава 7. Хьюстон Стюарт Чемберлен - британский провидец, пионер и пророк Третьего Рейха // Английские корни немецкого фашизма. От британской к австро-баварской «расе господ» = Adolf Hitlers englische Vorbilder : vom britischen zum ostmärkisch-bajuwarischen Herrenmenschentum / Пер. с нем. М. Некрасова. — СПб. : «Академический проект», 2003. — С. 154–169. — 400 с. — 1000 экз. ISBN 5-7331-0169-5 .
  14. Из письма Л. Н. Толстого к Э. Р. Стамо от 14.12.1907 // ПСС в 90 тт. Т. 77. С. 258
  15. Хьюстон Стюарт Чемберлен. . — Санкт-Петербург: А.С. Суворин, 1906. — 248 с. 3 августа 2022 года.
  16. Хьюстон Стюарт Чемберлен. . — 2-е изд. — Санкт-Петербург: А.С. Суворин, 1907. — 248 с. 3 августа 2022 года.
  17. Хьюстон Стюарт Чемберлен. . — 3-е изд. — Санкт-Петербург: А.С. Суворин, 1907. — 248 с. 3 августа 2022 года.
  18. Хьюстон Стюарт Чемберлен. . — 4-е изд. — Санкт-Петербург: А.С. Суворин, 1907. — 248 с. 3 августа 2022 года.
  19. Хьюстон Стюарт Чемберлен. . — 5-е изд. — Санкт-Петербург: А.С. Суворин, 1910. — 244 с. 3 августа 2022 года.

Литература

Источник —

Same as Чемберлен, Хьюстон Стюарт