Interested Article - Зия Гёкальп

Зия Гёкальп ( тур. Ziya Gökalp , 23 марта 1876 , Чермик 25 октября 1924 , Константинополь ) — псевдоним Мехмед Зия ( тур. Mehmed Ziya ) — турецкий писатель, поэт , социолог и политический деятель. После революции младотурок в 1908 году Мехмед Зия принимает имя Гёкальп («небесный герой»).

Биография

Зия Гёкальп родился в семье этнических туркоман . Некоторые исследователи (Э. Ю. Гасанова и др.) говорят о его курдских корнях , однако сам он подчёркивал своё чисто тюркское происхождение.

После смерти отца образованием Мехмеда занялся его дядя Хасиб-эффенди, давший ему представление о нормах ислама и выучивший арабскому и персидскому языкам. Мехмед ходил в школу в Диярбекире , откуда в 1896 году переехал в Константинополь . Столкновение мистики и современной науки в его сознании и нежелание дяди поддержать его намерение получить высшее образование подвигли его к попытке самоубийства, от которого Зию отговорил его друг Абдулла Джевдет . В итоге Зия стал учиться в ветеринарной школе и, будучи вовлечён в подпольный младотурецкий кружок, в 1899 году был арестован, на 10 месяцев попал в тюрьму. Затем был выслан из Константинополя в Диярбекир.

Познакомившись со многими участниками младотурецкого движения, Мехмед Зия вступил в партию « Единение и прогресс ». После младотурецкого переворота 1908 года Мехмед Зия принимает громкое имя Гёкальп («небесный герой»). В том же году возглавил Диярбекирское отделение партии «Единение и прогресс», а в 1909 г., переехав в Салоники , был выбран в Центральный комитет партии. Издавал в Салониках журналы Genç Kalemler (Молодые писатели) и Yeni Felsefe Mecmuası (Сборник новой философии) . Дал путевку в жизнь известному впоследствии журналисту и социологу Ахмету Эмину .

В 1912 г. Зия Гёкальп вернулся в Стамбул, где стал первым профессором социологии университета Дар-уль-Фунун. В это время он познакомился с интеллектуалами из Казани , Закавказья и Крыма — и стал ведущим идеологом пантюркизма , пытался обосновать необходимость объединения под эгидой Турции всех тюркоязычных народов и даже народов всей угро-финской группы в единую мега-державу «Туран» .

В 1913 году Зия Гёкальп стал заместителем министра внутренних дел Талаат-паши . В 1914 году Зия Гёкальп заявил, что именно турок является тем «сверхчеловеком», о котором мечтал Ницше . В отношении ислама Зия Гёкальп высказывался в том смысле, что его догмы препятствуют прогрессу турецкого общества. Однако официально никогда не позиционировал себя атеистом. В области геополитики, имея далеко идущие замыслы по Кавказу , Крыму и Туркестану , Талаат и Гёкальп участвовали в разработке военно-политического проекта «Туран Йолу» (Дорога в Туран ). Зия Гёкальп разделяет с Талаат-пашой ответственность за депортацию и геноцид мирного армянского населения . Зия Гёкальп находил полезным, чтобы имущество уничтоженных армянских предпринимателей перешло к туркам . По свидетельству немецкого чиновника, которого Первая мировая война застала в анатолийской области Муш ,

Ещё в конце октября 1914 года, когда для турок началась война, турецкие чиновники начали отбирать у армян всё, в чём турки нуждались для ведения войны. Их имущество, их деньги - всё было конфисковано. Позднее каждый турок мог войти в армянский магазин и взять то, в чём он нуждался или что хотел бы иметь.

Установка на геноцид была дана в шифрованной телеграмме Энвер-паши от 27 февраля 1915 г., конкретные же меры по «окончательной ликвидации» армян были прописаны в секретной директиве Талаат-паши и Энвер-паши от 15 апреля 1915 г. Геноцид армянского населения начался в анатолийском городе Зейтун 24 апреля 1915 года.

В 1919 году Зия Гёкальп был выслан британскими оккупационными властями из Стамбула на Мальту , где провёл два года. После возвращения в Турцию примкнул к кемалистам .

С 1923 года — депутат турецкого парламента от Диярбакыра . Входил в Великое национальное собрание Турции .

Политические идеи

Гёкальп выступал за тюркизацию Османской империи путём распространения турецкого языка и культуры на этнические меньшинства, а также благодаря идеям пантюркизма и туранизма , которые трактовались как «культ национализма и модернизации» . После Первой мировой войны Гёкальп пришёл к отрицанию османизма и исламизма , будучи убеждённым в неизбежности победы турецких националистов . Поздние работы Гёкальпа легли в основу кемализма , реформ, проводившихся Кемалем Ататюрком . Его наследие определило идеи современного турецкого национализма .

Примечания

  1. См.: Гасанова Э. Ю. «Идеология буржуазного национализма в Турции» // Баку, изд. АН АзССР, 1966 г.; Uzer, Umut The Kurdish Identity of Turkish Nationalist Thinkers: Ziya Gökalp and Ahmet Arvasi between Turkish Identity and Kurdish Ethnicity, Turkish Studies, Volume 14, Issue 2, 2013.
  2. Гасанова Э. Ю. «Идеология буржуазного национализма в Турции» // Баку, изд. АН АзССР, 1966 г.
  3. Akcam, Taner A Shameful Act. 2006, page 88.
  4. Taha Parla։ The social and political thought of Ziya Gökalp : 1876—1924. Leiden 1985.
  5. Курировали данный проект Энвер-паша , Талаат-паша, Назым-бей и . См.: Гасанова Э. Ю. «Идеология буржуазного национализма в Турции» // Баку, изд. АН АзССР, 1966 г.; Козубский К. Э. «Под копытом» // Общеказачья газета «Станица», Москва, № 2(26), декабрь 1998 г.
  6. См.: Mihran Dabag, «Jungtürkische Visionen und der Völkermord an den Armeniern» // Dabag / Platt։ Genozid und Moderne (Band 1), Opladen 1998. ISBN 3-8100-1822-8 .
  7. Erickson, Edward J. Ordered to Die: A History of the Ottoman Army in the First World War . Greenwood Press, Westport, Conn., 2001, p. 97
  8. Moaddel, Mansoor. Islamic Modernism, Nationalism, and Fundamentalism . 2005, page 157.
  9. Parla, Taha. The Social and Political Thought of Ziya Gokalp . 1980, page 7.

Литература

  • Taha Parla: The social and political thought of Ziya Gökalp : 1876—1924 . Leiden 1985
  • Mihran Dabag: Jungtürkische Visionen und der Völkermord an den Armeniern , in: Dabag / Platt: Genozid und Moderne (Band 1), Opladen 1998. ISBN 3-8100-1822-8
  • Katy Schröder: Die Türkei im Schatten des Nationalismus . Hamburg, 2003, ISBN 3-8311-4266-1 , S. 50-54
  • Alexander Safarian , Ziya Gökalp on National Education, «Iran and the Caucasus», vol.8.2, Brill, Leiden — Boston, 2004, pp. 219—229.
  • Alexander Safarian , On the History of Turkish Feminism, «Iran and the Caucasus», vol.11.1, Brill, Leiden — Boston, 2007, pp. 141—152.
  • Александр Сафарян , Зия Гекальп и «Основы тюркизма», Ереван, Издательство ЕГУ, 2012.(на арм. яз.)
Источник —

Same as Зия Гёкальп