Interested Article - Маргилан

Маргила́н ( узб. Marg‘ilon/Марғилон ) — город в Ферганской области Узбекистана .

Этимология

В основе названия таджикское «Марғ» — «луг, лужайка, поляна» «зеленая трава», «зеленая низменность») и древнеиранского суффикса «Лон» («местность»). При слиянии этих 2-х слов получается «Марғилон» — «зеленая местность» .

История

В древности

Существует легенда о появлении названия города, связанная с нашествием Александра Македонского. Местные жители, узнав о намерении Александра посетить их город, приготовили для него красную дорожку. Один из старейшин города предложил встретить гостя курицей и хлебом. После застолья Александр Македонский спросил, как называется блюдо. Ему ответили: «Мурджинон», что означает «курица и хлеб». На обратном пути он снова попробовал это блюдо, а потом назвал это место «Мурджинон». С тех пор город носит название Маргилан.

Маргилан является одним из древних городов Ферганской долины. В 1994 2004 годах в городе работали сотрудники института археологии Узбекистана, выявившие существование орошаемого земледелия в Маргиланском оазисе со времени не позднее IV III веков до н.э.

Поселение возникло во II I веках до н.э., когда одна из дорог Великого шёлкового пути пролегла через Фергану . В источниках поселение известно с IX века . Название Маргилан известно с Х века.

Достоверно известно, что Александр Македонский в Фергане не был, а крайним пунктом его экспансии на территории Средней Азии был город Ходжент. Около или на его месте он возвёл город-крепость Александрия Эсхата.

Культ Александра Македонского в Ферганской долине, скорее всего, возник в результате миграций горных жителей, которые считали себя его потомками и являлись жителями квартала «Пошшо Искандар» в Маргилане.

Мазар в этом квартале, где якобы находилась могила Александра Македонского, был датирован XVIII веком (могила сфотографирована в 1935 году).

Из этого следует, что, скорее всего, в мазаре была могила Искандера, однако не Александра Македонского, а Пошшо Искандера родом из Дарваза (Памира) — предка Шаха Дарваза Абулфайзхана, который в XVII веке владел на севере Ферганой, а на юге — Кулябом и Кабулом .

Имя этого завоевателя с течением времени было заменено более популярным именем Александра Македонского, с которым в Средней Азии связано много легенд и преданий.

И мазар стал называться в честь Пошшо Искандара Зулькарнайна (в местном произношении — Зуль-кайнар) — царя Александра Двурогого .

В средние века

Среднеазиатский , узбекский и советский путешественник , писатель , переводчик - полиглот , историк и джадидист Исхокхон Ибрат (настоящее имя — Исхокхон Тура Джунайдулло-ходжа оглы) в своей исторической книге «История Ферганы» («Тарихи Фаргона») 1916 года относит Маргилан к древним городам Ферганы.

Время основания и название города автор связывает с переселенцами из Персии и датирует 833 годом, т.е. IX веком. Согласно археологическим исследованиям, в Маргилане с IX века широко распространилось ремесленничество. Другая версия о происхождении названия города «Маргилон», образованного на месте нескольких поселений прибывшими сюда жителями Гилянской долины, которые у себя на родине занимались шелководством, возможно, более правдоподобна. .

В период правления двоюродного брата и зятя Пророка Мухаммада, 4-го праведого халифа Али ибн Абу Талиба (656—661), некоторые курайшиты из рода 1-го праведного халифа (сподвижник и тесть пророка Мухаммада Абу́ Бакра ас-Сидди́ка ) во главе со знатью города Медины начали переселяться на северо-восток до берегов Каспия, где на территории Гилянской долины они создали мощное государство Сеидов со столицей в городе Решт .

В последующие века поселение называли по-разному по звучанию и написанию — Моаргилон, Маргинон, Маргилон, но смысл сводился к одному — «Мы-из-Гиляна».

Истории известно, что с XII до XVII веков Маргилан/Маргилон был крупным персоязычным городом пребывания тюркоязычных племён мингов, юзов и других.

Постепенная ассимиляция с автохтонным населением привело к тюркизизации населения города, который до сегодняшнего дня считается крупнейшим центром производства шёлковых тканей в Центральной Азии.

То, что жители Маргилана являлись носителями персидского диалекта, также подтверждается основателем Империи Великих Моголов Бабуром.

По его данным, в XV веке население Ферганской долины состояло из тюрков и сартов. Жителей Маргелана, Соха, Ришдана, Исфары и Канибадама Бабур относил к сартам, а Андижана и его окрестностей — к тюркам.

В своей книге «Бабу́р-наме́» он пишет:

Ещё один город — Маргинан, к западу от Андиджана, в 7 йигачах пути. Это хороший город, полный всякой благодати. Гранаты и урюк там обильны и хороши.

Есть один сорт граната, который называют донакалан. В его сладости чувствуется лёгкий приятный кислый привкус абрикоса. Этим гранатам можно отдать предпочтение перед семнанскими гранатами.

Имеется там еще сорт урюка, из которого вынимают косточки, а вместо них кладут внутрь плода ядрышки и сушат. Называют его субхани, он очень вкусный. Дичь там хорошая, белые кийики попадаются близко.

Жители Маргинана — сарты. Это драчливый и беспокойный народ. Обычай драться на кулаках распространён в Мавераннахре. Большинство знаменитых кулачных бойцов в Самарканде и в Бухаре — маргинанцы. Автор Хидаи — уроженец селения маргинанской области, называемого Ришдан.

При Саманидах (IX—X века) Маргилан был небольшим городом. Через него проходил только один торговый путь, который шёл по южной Фергане. В письменных источниках он упоминается как Маргинан.

После угасания под влиянием местных причин таких крупных городов, как Кува и Риштан, в XI веке положение дел меняется.

Процветанию Маргилана способствовало то, что он находился на перекрёстке Великого шёлкового пути, идущего с Запада на Восток.

После Ходжента он разветвлялся на 2 дороги — северную и южную. Южный путь после Канибадама шёл в горнорудный район Сох и далее, через Хайдаркан, в Охна, Кадамжой и, наконец, в Маргилан.

Северный путь после города Ахсикента (Ахсикета) снова делился на 2: один шёл через «Миян рудан» («икки сув ораси», Нарын и Карадарью) в Узгенд, 2-й — в Маргилан.

В этот период город растёт территориально за счет рабада. Интенсивно развиваются все виды ремёсел. И в результате Маргилан/Маргинан в XI—XII веках стал одним из столичных городов Ферганы и имел свой монетный двор, где чеканились монеты от имени наместника Караханидского государства.

Российский востоковед, академик В.В. Бартольд в своих исследованиях указал:

Бывали случаи разрушения города во время военных действий. Кроме того, под влиянием местных причин город мог обратиться в село, а село — в город. В Фергане Маргинан в X веке был небольшим городом, а в XII веке причислялся к «известным городам», тогда как Риштан, бывший в X веке городом более значительным, чем Маргинан, сделался деревней в окрестностях Маргинана.

Исламский богослов, представитель суфизма, шейх учения Накшбанди Махдуми Аъзам считал богоизбранного святого Бурхануддин аль-Маргинани своим духовным наставником. Аъзам несколько раз посещал его родину — квартал Дахбед в Риштане.

Спустя более 300 лет Махдуми Аъзам в знак уважения к своему духовному наставнику Бурхануддину аль-Маргинани избрал для своего постоянного места пребывания Дахбед в Самарканде , тем самым продолжив известность поселения, а в последующем основал школу суфизма «Дахбедия».

Средневековые ученые, исламские богословы и законоведы-факихи Маргилана — Абдул-азиз ибн Абдураззок ибн Абу Наср ибн Жаъфар ибн Сулаймон Маргиноний (1084 год), Абу Мухаммад Умар ал-Кандобий ал-Маргиноний (1093 год), Али ибн Абу Бакр Маргиноний (1197 год), Абу Хафс Низомиддин Умар Маргиноний (1203 год), Абул Махосан Захриддин ал-Хасан ибн Али ибн Абдулазиз Маргиноний (1203 год), Абул Хасан Захириддин Али ибн Абдул-азиз ва Шамсул аимма Махмуд Абу Шандий (1112 год), Хасан ибн Али Захириддин ал-Кабир лакаби Абул Махосиндир, Бурхониддин Махмуд ибн ас-Садр ас-Саъид Тож ад-Дин Ахмад ибн ас-Садр ал-Кабир Абдал-азиз ибн Умар ибн Муаз ал-Бухори ал-Маргиноний (наставник Бурхониддина ал-Маргиноний).

С 1710 по 1876 годы Маргилан входил в состав Кокандского ханства и был центром .

В составе Российской империи

В 1875 году после завоевания Кокандского ханства город вошёл в состав Российской империи (см. Среднеазиатские владения Российской империи ).

Во времена Российской империи официальными названиями города были Маргелан или Старый Маргелан (для отличия от Нового Маргелана ).

В 2007 году был торжественно отмечен 2000-летний юбилей города .

География

Маргилан расположен на юго-востоке Ферганской долины , в предгорьях Алайского хребта , в 9 км к северо-западу от областного центра — города Фергана . Имеется железнодорожная станция на линии Андижан Коканд .

Население

Маргилан является одним из трёх крупных городов Ферганской области наряду с Ферганой и Кокандом . В городе живут представители более 30 национальностей.

По состоянию на 1 января 2014 года, численность населения составляет 215 400 жителей

Год 1897 1926 1959 1970 1973 1991 1999 2014 2023
Население,
человек
36 500 44 000 68 000 95 000 106 000 125 000 143 600 215 400 246 700

Маргелан, согласно всеобщей переписи населения Российской империи , проведённой 28 января ( 9 февраля ) 1897 года путём непосредственного опроса всего населения на одну и ту же дату, в соответствии с Высочайше утверждённым в 1895 году «Положением о Первой всеобщей переписи населения Российской Империи» был одним из крупных городов Средней Азии.

Уезд (город) Всего сарты киргизы тюрки таджики узбеки русские кашгарцы евреи поляки татары немцы армяне цыгане
Маргеланский уезд 321 860 202 730 43 717 38 353 15 189 8 355 4 711 4 696 844 729 198 160 51 18
г. Старый Маргелан 36 490 35 645 20 4 3 - 98 33 652 1 7 - 2 -

Экономика

.

Маргилан с древности является центром производства шёлковых тканей. В городе действуют сувенирные фабрики «Ёдгорлик» и «Файзулодин», фирма «Атлас». Есть много мастеров-ремесленников, работающих на дому.

Экономика города сконцентрирована, в основном, на крупном оптовом вещевом базаре и продуктовом рынке. Очень развит частный сектор. Жители города, в основном, заняты куплей-продажей и ремеслом, многие работают в государственных учреждениях.

В годы советской власти в городе построили шёлковый комбинат, художественно-швейную фабрику, ремонтно-механический, трактороремонтный, деревообрабатывающий, чугунолитейный и молочный заводы .

В Маргилане действуют текстильные фабрики «Оршах текстиль» (СП с Турцией), «Осиё Текс», фирма «Атлас», трактороремонтный и хлебобулочный заводы, деревообрабатывающие цеха и т.д.

Многие горожане имеют статус юридического лица и занимаются малым и средним бизнесом. В Маргилане расположены филиалы банков ОАКБ «Хамкорбанк», «Кишлоккуришибанк», «Агробанк», «Миллий банк», «Халк Банки».

Культура

Маргилан с древних времён является одним из крупнейших культурных центров Средней Азии. В этом городе родились выдающиеся деятели культуры, которые внесли большой вклад не только в узбекскую национальную, но и мировую культуру.

Достопримечательности

Архитектурные памятники:

  • комплекс (середина XVIII века),
  • (XVIII век),
  • ,
  • (XIX век),
  • (XVI век),
  • (XIX век) ,
  • , возведённый в честь известного исламского учёного.

Хокимы

  1. Ахатов Неъматилло Асатович,
  2. Рахматуллаев Насибулло (до 29 мая 2008),
  3. Маматов Илхом (с 29 мая 2008),
  4. Эркабоев Шавкат Шакирович (2012—2016)
  5. Мирзохид Убайдуллаев ( 2016 - 4 апреля 2020 года)
  6. Адхам Зиявутдинов Тохтасинович (с 4 апреля 2020 -- 27 июля 2023)
  7. Шукруллохон Нисбатхонов Холматхонович (с 11 августа 2023)

Примечания

  1. (узб.) . Kun.uz (26 января 2023). Дата обращения: 19 сентября 2023. 10 июня 2023 года.
  2. , с. 259.
  3. . Дата обращения: 16 февраля 2021. 13 февраля 2021 года.
  4. . Дата обращения: 19 июля 2013. 10 января 2014 года.
  5. по БСЭ
  6. Абашин С.Н. Культ Двурогого Искандара у горцев Центральной Азии. Среднеазиатский этнографический сборник. 2006 год.
  7. Е.А. Болашенкова. Представления о Двурогом Искандаре: Александр Македонский в исторической памяти таджиков.
  8. Исҳоқхон тўра ибрат Тарихи Фарғона («История Ферганы»). 1916 год. Тошкент. «Маънавият». 2005 год. Нашрга тайёрловчилар, изоҳ муаллифлари: Улуғбек Долимов, Нурбой Жабборов
  9. История древнего Риштана
  10. «Бабу́р-наме́» (чагат. بابر نامہ; «Книга Бабура» или «Записки Бабура») — воспоминания Захир ад-дина Мухаммеда Бабура (1483—1530), основателя Империи Великих Моголов, потомка Тамерлана. Написаны на чагатайском языке, в то время именовавшемся «тюрки́». При этом встречаются отдельные фразы и стихотворные вставки на фарси.
  11. . Дата обращения: 2 апреля 2009. Архивировано из 4 марта 2009 года.
  12. Дата обращения: 2 апреля 2009. 4 ноября 2011 года.
  13. . Дата обращения: 11 октября 2014. Архивировано из 14 октября 2014 года.
  14. «Современный толковый словарь». Издательство «Большая советская энциклопедия». 1997 год.
  15. Демоскоп Weekly.
  16. от 17 июня 2019 на Wayback Machine (узб.) 24 октября 0208 года.
  17. Kun.uz. (узб.) . Kun.uz (4 апреля 2020). Дата обращения: 11 августа 2023. 11 августа 2023 года.
  18. Farg'ona viloyati hokimligi axborot xizmati. (узб.) . Fergana.uz (4 апреля 2020). Дата обращения: 11 августа 2023. 11 августа 2023 года.
  19. Farg'ona viloyati hokimligi matbuot xizmati. (узб.) . Fergana.uz . Fergana.uz (11 августа 2023). Дата обращения: 11 августа 2023. 11 августа 2023 года.

Литература

  • Поспелов Е. М. Географические названия мира. Топонимический словарь / отв. ред. Р. А. Агеева. — 2-е изд., стереотип. — М. : Русские словари, Астрель, АСТ, 2002. — 512 с. — 3000 экз. ISBN 5-17-001389-2 .

Ссылки

  • БСЭ : [bse.sci-lib.com/article073665.html Маргилан]
Источник —

Same as Маргилан