Interested Article - Сухово-Кобылин, Александр Васильевич

Алекса́ндр Васи́льевич Сухово́-Кобы́лин ( 17 [29] сентября 1817 , Москва , Российская империя 11 [24] марта 1903 , Больё-сюр-Мер , Третья Французская республика ) — русский писатель , один из самых оригинальных драматургов русского реализма , философ и переводчик . Почётный академик Петербургской Академии наук ( 1902 ).

Биография

Родился в богатой дворянской семье в селе Воскресенское (Поповка) Подольского уезда Московской губернии (ныне — поселок Птичное , Троицкий административный округ города Москвы ). Крещен 23 сентября 1817 года в церкви Харитоновской в Огородниках при восприемстве , бабушки Е. П. Шепелевой, дяди А. А. Сухово-Кобылина и тетки С. И. Шепелевой.

В 1834 году в шестнадцатилетнем возрасте поступил на физико-математическое отделение философского факультета Московского университета . Изучал естественные науки и философию, в которой потом совершенствовался в Гейдельберге и Берлине . Получил золотую и серебряную медали за предоставленные на конкурс сочинения (одно математическое: «О равновесии гибкой линии с приложением к цепным мостам», другое — гуманитарного характера) .

В доме отца, ветерана войны 1812 года , постоянно бывали молодые профессора Московского университета Надеждин , Погодин , Максимович , Морошкин и другие, дававшие уроки его сестре, известной впоследствии писательнице Евгении Тур (графиня Салиас-де-Турнемир).

Много путешествовал и во время пребывания в Париже свёл роковое для него знакомство с , ставшей его любовницей . Несчастным стечением обстоятельств он был вовлечён в дело об убийстве Деманш , семь лет находился под следствием и судом, дважды арестовывался. Корыстолюбие судебных и полицейских властей, почуявших, что тут можно хорошо поживиться, привело к тому, что и сам Сухово-Кобылин, и пятеро его крепостных , у которых пыткою вырвали сознание в мнимом совершении преступления, были близки к каторге [ источник не указан 3922 дня ] . Только отсутствие каких-либо доказательств, огромные связи и огромные деньги освободили молодого помещика и его слуг от наказания. «Не будь у меня связей да денег, давно бы я гнил где-нибудь в Сибири», — уже по закрытии дела говорил Сухово-Кобылин. Светская молва продолжала, однако, приписывать ему преступление. Вопрос о причастности драматурга к этому убийству остаётся предметом споров между его биографами, однако предпочтительной представляется версия о его невиновности .

Сидя в тюрьме , он от скуки и чтобы немного отвлечься от мрачных мыслей создал свою первую и самую популярную пьесу. «Свадьба Кречинского» , написанная в 1850—1854 годах, возбудила всеобщий восторг при чтении в московских литературных кружках, в 1856 году была поставлена на сцену в бенефис Шумского в Малом театре и стала одной из самых репертуарных пьес русского театра. Все три пьесы трилогии («Свадьба Кречинского», « Дело », « Смерть Тарелкина ») изданы в 1869 году под заглавием: «Картины прошедшего».

В 1871 году Сухово-Кобылин по совету К. Д. Ушинского устроил в своём имении Новое Мологского уезда Ярославской губернии , куда он часто приезжал, учительскую семинарию, существовавшую до 1914 года и выпустившую сотни учителей. После пожара семинария была переведена в Углич (ныне это Угличский педагогический колледж ). В Новом сохранились дом и парк усадьбы Сухово-Кобылина .

Значительная часть философско-мистических рукописей престарелого Сухово-Кобылина была уничтожена пожаром в ночь на 19 декабря 1899 года в родовой усадьбе Кобылинка (ныне Кобылинский хутор Плавского района ). Уцелевшие и восстановленные рукописи составили корпус текстов «Учение Всемира». В 1900 году он переехал во Францию и поселился вместе со своей дочерью от Нарышкиной — Луизой в Больё-сюр-Мер , недалеко от Ниццы , где и скончался 24 марта 1903 года от воспаления легких. Был похоронен на местном кладбище . В 1988 году прах А. В. Кобылина и умершей в 1939 году и похороненной рядом с отцом дочери Луизы был извлечён из могил, у которых закончился оплаченный срок хранения и запечатан в урну, которая до настоящего времени находится в специальном хранилище . 21 сентября 2009 года в рамках Европейских дней сохранения культурного наследия на кладбище в Больё-сюр-Мер состоялось открытие мемориальной доски, которая должна закрыть ячейку колумбария. где покоятся останки Сухово-Кобылина .

Семья

  • Отец: Василий Александрович Сухово-Кобылин (1784—1873) — участник походов и генеральных сражений русской армии с наполеоновской армией
  • Мать: Мария Ивановна Сухово-Кобылина, урождённая Шепелева (1789—1862)
  • Брат: Иван (1821) .
  • Сёстры:
  • Дочь: Луиза, родилась 3 июня 1851 года в Париже (мать — Надежда Нарышкина ), названа в память о погибшей француженке Луизе Симон-Деманш; носила фамилию Вебер, после официального признания отцовства — Сухово-Кобылина, в замужестве де Фальтан
  • Первая жена: француженка Мари де Буглон из старинного французского рода, венчание состоялось в августе 1859 года в Париже; весной 1860 года заболела туберкулёзом, скончалась 26 октября 1860 года по дороге во Францию на ямской станции в Вилькомире ; похоронена во Франции
  • Вторая жена: англичанка Эмилия Смит, венчание состоялось в 1867 году; в середине января 1868 года, находясь в России, простудилась и 27 января скончалась; похоронена рядом с Луизой Симон-Деманш

Характеристика творчества

А. В. Сухово-Кобылин в 1850-е годы.

«Авторство (или творчество) есть способность развить в себе напряженность, переполненность, избыток электричества, заряд; этот заряд превратить в представление или мысль; мысль излить на бумагу <…> и такой общественный акт духа сдать в кассу Человечества», — писал А. В. Сухово-Кобылин. Трагические обстоятельства личной жизни создали этот «избыток электричества, заряд», необходимый для творчества .

Единство авторской мысли и последовательность выражения им своих чувств объединяют три его пьесы, разнородные по их жанровым особенностям, в драматический цикл — трилогию « » .

Первая часть трилогии — комедия «Свадьба Кречинского» писалась в то время, когда А. В. Сухово-Кобылин был обвинён в убийстве и находился под арестом. В ней сказалось своеобразие его литературных симпатий и интересов, увлечение Н. В. Гоголем . В качестве сюжета был выбран ходивший в московском обществе рассказ о светском шулере , который получил у ростовщика большую сумму под залог фальшивого солитера . Как бы сами собою создались у Сухово-Кобылина такие яркие фигуры, которые сделали ничтожный анекдот основанием одной из самых сценичных пьес русского репертуара. В это время, в Москве, а затем и в Петербурге с огромным успехом была исполнена комедия Островского « Не в свои сани не садись ». Сюжет и проблематика пьес Островского и Сухово-Кобылина очень сходны. Показав обеднение и деградацию дворянства, показав нравственное превосходство патриархальных провинциалов над развращённым светской жизнью столичным дворянством, писатели с симпатией относились к разным слоям общества: так, если Островский с глубокой симпатией рисовал купечество, в своих нравственных понятиях сохранявшее традиции крестьянства, то для Сухово-Кобылина «естественный», неиспорченный человек — провинциальный помещик, рачительный хозяин. Более того, в пьесе Сухово-Кобылина цинизм дворянина вступает в своеобразное соревнование с хищничеством «именитых», уважаемых в обществе купцов .

Как отмечал Д. П. Святополк-Мирский , было только два драматурга, приближавшихся к Островскому, если не по количеству, то по качеству своих произведений, и это были Сухово-Кобылин и Писемский . Он отмечал, что «Свадьба Кречинского» по известности своего текста могла соперничать с «Горем от ума» и с «Ревизором» ; как комедия интриги она не имела соперниц на русском языке, за исключением «Ревизора», а характеры обоих мошенников, Кречинского и Расплюева, принадлежали к самым запоминающимся во всей портретной галерее русской литературы . Язык пьесы — сочный, меткий, афористичный; крылатые словечки персонажей комедии прочно вошли в обиходную, разговорную речь.

«Свадьба Кречинского» была продолжена пьесами «Дело» (1861) и «Смерть Тарелкина» (1869), в которых были усилены мрачный драматический гротеск и сатирическое звучание. Драма «Дело» резко отличается от «Свадьбы Кречинского» своим содержанием и жанровыми особенностями, однако развивает идеи первой пьесы. В центре внимания — всё те же волновавшие автора в первой комедии проблемы — рост хищничества в обществе, растлевающая всех алчная погоня за деньгами, разорение дворянства, бессилие честных патриархальных дворян отстоять себя от посягательств хищников и защитить свою правду и свои права. Здесь А. В. Сухово-Кобылин уже выступает как обличитель государственной системы современного общества; носителем зла, хищничества и обмана показывается государственная бюрократическая машина, которая выступает как «обидчик», творящий беззакония. Писатель указывал, что зло творится всей бюрократической системой, в которой отдельные лица — «начальства», «силы», «подчинённости», «колеса, шкивы и шестерни» — действуют соответственно заведенному стереотипу. Не личные качества чиновника имеют определяющее значение, а его место в бюрократической машине.

В пьесе «Дело» ярко обнаружилось следование писателя художественной системе Гоголя: памфлетная заостренность, сгущенность красок в изображении чиновников. Наделение персонажей схожими фамилиями (Ибисов и Чибисов; Герц, Шерц и Шмерц) повторяет комический приём, использованный автором «Ревизора» (Бобчинский и Добчинский).

Постановка на сцене пьесы «Дело» долго встречала цензурные препятствия. Она была запрещена к постановке из-за резко отрицательного изображения чиновничьего мира. Напечатана впервые она была за границей; в русской же печати она появилась лишь в 1869 году, а в значительно урезанном виде была показана на сцене Александринского театра только в 1882 году .

Весь ход действия в драме «Дело» показывал, что попытки «лояльными» путями, обращаясь из одной в другую бюрократические инстанции, воздействовать на чиновников, разоблачить злоупотребления — безнадежны; и как итог прозвучали знаменательные слова: «…светопреставление уже близко…, а теперь только идёт репетиция».

Первое издание трилогии «Картины прошедшего» с двумя эпиграфами от автора (1869)

И в следующей пьесе «Смерть Тарелкина» уже изображается это «светопреставление»; здесь впервые изображается противоречие внутри бюрократического лагеря. Оказывается, сами угнетатели угнетены, создатели зла в мире ненавидят мир за это зло. Все герои этой пьесы равны, но равны не своей человечностью, а своей бесчеловечностью: «людей нет — все демоны», по выражению Тарелкина . В пьесе, названной Сухово-Кобылиным комедией-шуткой, нет положительных персонажей. Зловещий колорит пьесы не смягчает ни одно светлое пятно. «Смерть Тарелкина» была допущена к представлению только осенью 1899 года (под изменённым заглавием: «Расплюевские весёлые дни», и с переделками), но успеха не имела . Полностью трилогия была поставлена лишь в 1917 году Всеволодом Мейерхольдом в Александринском театре.

В 1920-х годах Д. П. Святополк-Мирский писал:

Дело и Смерть Тарелкина совершенно иные по тону. Это сатиры, рассчитанные, по словам самого автора, не на то, чтобы зритель рассмеялся, а на то, чтобы он содрогнулся. Злость этой сатиры такова, что рядом с этими пьесами Салтыков кажется безобидным. <…> Сухово-Кобылин использовал тут метод гротескного преувеличения и неправдоподобного окарикатуриванья, типа того, что применял Гоголь , но гораздо бесстрашнее и яростнее…

Мирский Д. . // История русской литературы с древнейших времен до 1925 года

Современный исследователь характеризует творчество Сухово-Кобылина следующим образом:

В самом деле, по малочисленности и значимости опубликованного Сухово-Кобылин сопоставим с Грибоедовым . Правда, «случай Грибоедова» спроектировал как бы всю «правильную» линию русской литературы; «случай Сухово-Кобылина» дал сжатую формулу её «искажений».

Эффект «искажений» достигается, в частности, в результате смешения, совмещения двух текстовых плоскостей — драматического и «гегелевского» . В ткань пьес, в диалоги персонажей трилогии вставлены обрывки, фразы, фрагменты переводов гегелевских сочинений; в свою очередь, черновики сухово-кобылинских переводов пестрят автоцитатами пьес; реплики из «Смерти Тарелкина» попадаются особенно часто. Такое «удвоение» гегелевской мысли, параллелизм текстов достигается за счёт невольного изобретения «краплёной речевой карты». Гегель переписан языком кабацким, языком купеческим. В столкновении двух речевых органик — отдельный, самостоятельный конфликт, другая драма, по-своему театральная, фарсовая, очень наглядная. Только герои новой пьесы — речевые структуры, одновременно подчиненные переводчику и выходящие из подчинения.

Пенская Е.

А. В. Сухово-Кобылин в искусстве

Жизни и творчеству драматурга посвящён четырёхсерийный художественный телефильм «Дело Сухово-Кобылина» (СССР, 1991 г.). Режиссёр — Леонид Пчёлкин , в главной роли — Юрий Беляев .

Выставка к 200-летию А.В. Сухово-Кобылина была открыта в отделе Государственный литературный музей «Дом-музей А. П. Чехова» (Москва, Садовая-Кудринская, 6, стр.2) с 29 сентября по 3 декабря 2017 г.

Увековечение памяти

Библиография

Пьесы

Философия

  • Учение Всемир: Инженерно-философские озарения / С предисл. ред.-сост. — к.т. н. А. А. Карулина и И. В. Мирзалиса. — М., 1995. — 123, [1] с.: ил. — ISBN 5-88075-005-1 .

Прочее

  • Письмо А. В. Сухово-Кобылина Императору Николаю I (1851)
  • «Квартет» (драматический памфлет, задумывался как часть «Дела»)
  • «Торжественное соглашение батюшки с миром» (драматический памфлет)
  • Дневники

Примечания

  1. М. : Советская энциклопедия , 1962.
  2. — 2003.
  3. Сухово-Кобылин Александр Васильевич // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  4. . Дата обращения: 6 августа 2018. 6 августа 2018 года.
  5. , с. 468.
  6. Дата обращения: 25 июля 2021. 25 июля 2021 года.
  7. ЦГИА СПб. ф.19. оп.126. д.1682. с. 132. Метрические книги церкви Св. Николая и св. Александры в Ницце.
  8. , с. 468: «В дра­ма­тур­гии С.-К. про­сле­жи­ва­ет­ся влия­ние рус. са­ти­рич. ко­ме­дии («Ябе­да» В. В. Кап­ни­ста, «Ре­ви­зор» Н. В. Го­го­ля и др.); по ха­рак­те­ру гро­те­ска С.-К. бли­же все­го к М. Е. Сал­ты­ко­ву-Щед­ри­ну, од­на­ко со­че­та­ние дра­ма­тич., тра­гич. и ко­ми­че­ско­го (са­ти­ра и фарс) де­ла­ет пье­сы С.-К. аб­со­лют­но ори­ги­наль­ным яв­ле­ни­ем в отеч. дра­ма­тур­гии».
  9. . Дата обращения: 23 марта 2012. Архивировано из 15 августа 2012 года.
  10. . Дата обращения: 12 сентября 2015. 27 января 2017 года.
  11. Астафьев А. В., Астафьева Н. А. Из истории литературы Ярославского края // Писатели Ярославского края. — Яр. : Верхне-Волжское книжное издательство, 1974. — С. 29. — 248 с. — 5000 экз.
  12. . www.m-necropol.ru . Дата обращения: 28 августа 2022. 28 августа 2022 года.
  13. . Дата обращения: 11 сентября 2015. 4 марта 2016 года.
  14. Виноградова Татьяна Павловна. . ДАТЬ ПОНЯТЬ: сайт Галины Филимоновой . Дата обращения: 27 июня 2020. 30 июня 2020 года.
  15. "Моя семья" .
  16. , с. 87.
  17. , с. 236—240.
  18. , с. 242—243.
  19. . Дата обращения: 26 декабря 2011. 15 ноября 2014 года.
  20. . Дата обращения: 13 июля 2021. 25 июля 2021 года.
  21. Мирский Д. от 30 января 2020 на Wayback Machine . // История русской литературы с древнейших времен до 1925 года.
  22. Гольдинер В. (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2810 дней])
  23. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  24. . Дата обращения: 4 февраля 2011. 17 июля 2012 года.
  25. . Дата обращения: 4 февраля 2011. 7 сентября 2011 года.
  26. . Дата обращения: 4 февраля 2011. Архивировано из 2 августа 2012 года.
  27. . Дата обращения: 4 февраля 2011. 12 марта 2013 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Сухово-Кобылин, Александр Васильевич