Interested Article - Автокатастрофа (фильм)

«Автокатастро́фа» ( англ. Crash ) — художественный фильм режиссёра Дэвида Кроненберга , снятый по мотивам Джеймса Балларда , написанного в 1973 году . Он рассказывает об одной из форм сексуальной девиации группы людей, получающих сексуальное удовольствие от автокатастроф. Фильм породил многочисленные дискуссии. Сам Дэвид Кроненберг произнёс: «Это опасный фильм. Во многих отношениях» .

Реакция на «Автокатастрофу» общественности была крайне противоречивой. В то время как некоторые превозносили фильм за художественную смелость и оригинальность, другие критиковали его за чрезмерную откровенность в изображении сексуальных девиаций. На Каннском фестивале он взял Специальный приз жюри «За мужество, смелость и оригинальность» . Необычное музыкальное сопровождение к фильму было написано Говардом Шором .

Сюжет

Действие фильма происходит в Торонто . Джеймс Баллард ( Джеймс Спейдер ), кинопродюсер, потерял связь со своей женой, Кэтрин ( Дебора Кара Унгер ). В самом начале фильма показывается, как супруги изменяют друг другу, а позже холодно занимаются любовью. Они возбуждаются лишь при обсуждении интимных деталей своих внебрачных встреч.

Возвращаясь ночью домой с работы на машине, Баллард сталкивается лоб в лоб с автомобилем. Мужчина-пассажир, вылетев через лобовое стекло, погибает. Женщина-водитель, доктор Хелен Ремингтон ( Холли Хантер ), жена погибшего пассажира, пытаясь отстегнуть ремень безопасности, случайно обнажает грудь.

Попав с травмами в больницу, Баллард снова встречает доктора Ремингтон, а также мужчину по имени Вон ( Элиас Котеас ), который проявляет повышенный интерес к аппарату, фиксирующему переломные кости ноги Балларда и фотографирует его.

После лечения у Ремингтон и Балларда начинается роман, преимущественно разжигаемый их совместным опытом автокатастрофы. Всё, связанное с сексом, у них происходит в машинах. Пытаясь понять, почему они настолько зациклены на автомобильных авариях, они отправляются посмотреть на спектакль Вона, воссоздающий подлинную картину автокатастрофы, в которой погиб Джеймс Дин , с оригинальными машинами и водителями-каскадёрами. Когда полиция срывает встречу, Баллард убегает вместе с Ремингтон и Воном.

Баллард становится одним из последователей Вона, для которых машины являются сексуальным фетишем . Они одержимы просмотром видеороликов с испытаниями систем безопасности автомобилей и фотографированием мест дорожно-транспортных происшествий. Баллард сидит за рулём кабриолета « Lincoln », принадлежащего Вону и едет по городу в то время, как Вон снимает и пользуется услугами уличных проституток, а позже жены Балларда. В свою очередь, у Балларда возникает интрижка с одним из членов группы, Габриэль ( Розанна Аркетт ), красивой женщиной, на ногах которой ортопедические протезы. Фильм демонстрирует не только гетеросексуальные контакты в машинах. Во время просмотра видеороликов автокатастроф доктор Ремингтон становится чрезвычайно возбуждённой и начинает трогать между ног одновременно у Балларда и Габриэль, намекая на неизбежный триолизм . Вон и Баллард в конечном итоге занимаются сексом. Габриэль и Ремингтон также занимаются сексом.

Хотя Вон сначала заявляет о том, что ему интересна «перестройка человеческого тела современной технологией», на самом деле его программа заключается в оживлении философии, гласящей, что автомобильная катастрофа «скорее обогащает, нежели разрушает, служит звеном между умершими и энергией, которая невозможна ни в каком другом виде».

Фильм достигает кульминации со смертью Вона и заканчивается, когда Баллард не совсем умышленно устраивает аварию, в которую попадает его жена. Автокатастрофы как фетиш и сексуальные эксперименты вносят разнообразие в жизнь Балларда и героев фильма.

Актёрский состав

Съёмочная группа

Отклики

Объявление в Каннах о вручении фильму специального приза вызвало крики протеста. В течение последующего года фильм не мог найти дистрибутора в США. Негласную войну «аморальной» ленте объявил сам Тед Тернер . В британской газете Daily Mail публиковались призывы бойкотировать прокат фильма в Великобритании. Режиссёр объясняет столь болезненную реакцию тем, что фильм не удавалось запихнуть на готовую полочку с ярлыком — это была не порнография , не научная фантастика , и не обычная голливудская ода сексу и насилию. Показанный зрителю «реальный мир» оказывался совершенно нереальным. По своим исходным данным «Автокатастрофа» напоминала голливудский фильм и в ней играли голливудские актёры, — вспоминает режиссёр. — Но всё остальное — интонации, эмоции, проблематика, фабула , музыка — было чуждо Голливуду. Это сбивало людей с толку, и они не знали, как на это реагировать" .

Из интеллектуальных критиков Дж. Розенбаум отметил, что фильм о торжестве влечения к смерти снят «мастерски», хотя он и уступает книге . По мнению критика, ограниченность «Автокатастрофы» заложена в исходном материале, где изобилуют монотонные повторения аварий и совокуплений, всё строится вокруг единственной базовой метафоры и зрителю сложно отождествить себя с кем-либо из персонажей . Высоко оценил фильм Дж. Хоберман , отметивший пронизывающее его меланхолическое настроение, в котором тонут намёки на нестандартный, сухой юмор (когда одна машина едет на хвосте у другой, это уподобляется сексу сзади) . Сам Баллард благосклонно воспринял киноверсию романа и стал пропагандировать творчество Кроненберга у себя на родине .

Проблематика

Для Кроненберга технологии, в том числе производство автомобилей, — плоды человеческого разума и своего рода естественное продолжение человеческого тела . В «Автокатастрофе» он возвращается к своей излюбленной теме: как современные технологии меняют человека и его сексуальную жизнь . Он отмечает, что в истории человечества наступил момент, когда воспроизводство вида стало возможно искусственными средствами, без помощи секса : «Мы могли бы объявить вековой мораторий на секс и человеческий род не перестал бы существовать». Режиссёр задаётся вопросом о том, каково место секса в новых условиях .

«Автокатастрофа» Дж. Балларда — любимый роман философа Ж. Бодрийяра — рисует мир человечества настолько отчужденным и пресыщенным, что общение и эмоции возможны только путём травматического опыта, такого, как авария. В фантазийном, полуабстрактном мире Балларда и Кроненберга векторы танатоса и эроса совпадают в едином акте соития через созданную человеком технологию. Дж. Розенбаум отмечает, что в фильме человеческая кожа уподобляется гламурно подсвеченной, фетишизированной поверхности автомобилей; камера бесшовно скользит от одного к другому . Как фетиш автомобили и аварии воспринимают «избранные» — тайное общество наподобие бойцовского клуба в романе Паланика .

Награды и номинации

Награды

Номинации

Примечания

  1. (англ.) — 1990.
  2. (нем.) — 1947. — ISSN
  3. (нем.) — .
  4. (англ.) — 1990.
  5. Юрий Гладильщиков. Справочник грёз. Путеводитель по новому кино. — М. : КоЛибри, 2008. — С. 12. — 528 с. — 7000 экз. ISBN 978-5-389-00076-6 .
  6. По словам Дж. Розенбаума , вручение приза фильму пролоббировал состоявший в жюри соотечественник Кроненберга, режиссёр Атом Эгоян .
  7. 31 января 2012 года.
  8. . Дата обращения: 16 апреля 2011. 24 августа 2011 года.
  9. . Дата обращения: 16 апреля 2011. 31 января 2010 года.
  10. . Дата обращения: 16 апреля 2011. 19 октября 2019 года.
  11. . Дата обращения: 16 апреля 2011. 24 января 2012 года.
  12. . Дата обращения: 16 апреля 2011. 8 июня 2007 года.
  13. Сопоставление фильмов Д. Кроненберга и Д. Финчера , вышедших в конце 1990-х, см., в частности, в книге: Mark Browning. David Fincher: Films That Scar . ISBN 978-0-313-37772-3 . Page 143.
Источник —

Same as Автокатастрофа (фильм)