Interested Article - Бескровное убийство (группа)

Лидер «Бескровного убийства» Михаил Ле-Дантю

«Бескро́вное уби́йство» ( рус. дореф. «Безкровное Убійство» ) — литературно-художественная группа русских футуристов , возникшая в 1914 году в Петрограде вокруг Михаила Ле-Дантю и Ольги Лешковой ; прекратила существование в 1918 году. Деятельность группы и выпускаемого ею одноимённого журнала , направленная против традиционного искусства, носила анархично - карнавальный характер и предвосхитила абсурдистскую линию будущих обэриутов .

История

Футуристический кружок под названием «Бескровное убийство» возник летом 1914 года в Петрограде вокруг Михаила Ле-Дантю и Ольги Лешковой . В числе участников группы были Михаил Бернштейн , Вера Ермолаева , Илья Зданевич , Кирилл Зданевич , Янко Лаврин , Николай Лапшин , Екатерина Турова , Николай Янкин . Участники «Бескровного убийства» были переплетены любовными, семейными и родственными связями: Михаил Ле-Дантю и Ольга Лешкова были возлюбленными , Михаил Берштейн и Екатерина Турова — женаты, Илья и Кирилл Зданевичи были братьями, Николай Лапшин и Николай Янкин — двоюродными братьями ; «одиночками» были только Вера Ермолаева и Янко Лаврин.

Михаил Ле-Дантю . «Янко Лаврин, король Албании». Рисунок для « » (1916) журнала « Бескровное убийство »

Илья Зданевич включился в эксперименты «Бескровного убийства» осенью 1916 года после возвращения в Петроград с фронта Первой мировой войны . На основе « » журнала « Бескровное убийство », в котором высмеивалась книга Янко Лаврина «В стране вечной войны. Албанские эскизы» (1916) с предрассудками, панславизмом и мегаломанией автора, Зданевич написал заумную пьесу « Янко крУль албАнскай » (впервые была издана в Тбилиси в 1918 году). 3 декабря 1916 года пьеса была поставлена в мастерской Михаила Бернштейна .

На группу обратил внимание журнал « Новый Сатирикон » и собирался выделить ей регулярную страницу, однако этого не случилось .

Михаил Ле-Дантю . «Пророчество о судьбе Албанского короля». Рисунок для « » (1916) журнала « Бескровное убийство »

Единственный раз собрание «Бескровного убийства» посетил Велимир Хлебников , куда последнего привёл Янко Лаврин, но это посещение никак не отразилось ни на самом Хлебникове, ни на группе:

Теперь не помню, как долго Хлебников тогда гостил у меня. Во всяком случае, не меньше четырёх недель. Чтобы немного развлечь его, я несколько раз водил его на вечеринки к своим знакомым, но без особого успеха. Даже у Ольги Ивановны Лешковой, весёлой и остроумной приятельницы художника Ле-Дантю, на квартире которой собирались молодые художники и литераторы (Михаил Ле-Дантю, Николай Лапшин, Илья Зданевич и др.), он сидел как будто погружённый в самого себя и мало заботился о том, чтобы завязать какие-нибудь новые знакомства .

После убийства Михаила Ле-Дантю летом 1917 года группу возглавила Вера Ермолаева. После Февральской революции и до Октябрьского переворота члены группы принимали участие в деятельности и других авангардистских левых групп — « », « », « » .

Общество «Искусство, революция» было создано Ильёй Зданевичем в конце марта и в него, кроме Зданевича, вошли члены «Бескровного убийства» Вера Ермолаева, Екатерина Турова, Николай Лапшин, к которым присоединились художники Лев Бруни и и критик Осип Брик .

Летом 1918 года «Бескровное убийство» фактически прекратило существование , преобразовавшись в артель художников « ». Летом и осенью 1918 года артель при участии Юрия Анненкова и Надежды Любавиной издала 15 детских книжек и брошюр современных авторов с иллюстрациями на линолеуме тиражом по 125 экземпляров .

Журнал «Бескровное убийство»

Михаил Ле-Дантю . Сотрудники и читатели журнала « Бескровное убийство » (1915). В числе изображённых: Роза Левинсонд (читатель), Николай Лапшин , Михаил Ле-Дантю, Екатерина Турова , Янко Лаврин

Осенью 1915 года Ольга Лешкова начала издавать от имени группы рукописный гектографированный журнал « Бескровное убийство ». В течение двух лет было издано около десяти номеров журнала с названиями, отсылающими к экзотическим местам или войне: «Выпуск Островов Фиджи», «Дагестанский выпуск», «Ассиро-Вавилонский выпуск», «Албанский выпуск», «Военный выпуск», «В тылу», «Эвакуационный выпуск» и др.

В журнале, по замечанию исследователя русского авангарда Марцио Марцадури , «предвосхищается та абсурдистская линия, которая в 20-х годах расцветёт в произведениях Вагинова и обэриутов » . Журнал выпускался маленьким тиражом для узкого круга участников и их друзей и не оказал существенного влияния на культурную жизнь Петрограда .

Концепция

Михаил Ле-Дантю . «Колбасная лавка». Рисунок для одного из выпусков журнала « Бескровное убийство ». В правом нижнем углу отпечаток: «Издательство „Безкровное Убійство“»

О принципах издания журнала «Бескровное убийство» Ольга Лешкова писала Илье Зданевичу : «Сюжет и темы безразличны, ибо „Бескровное убийство“ никогда нельзя было упрекнуть в узости кругозора и задач. Всякий сюжет и всякая тема становятся достойными, как только „Бескровное убийство“ коснётся их» . Марцио Марцадури в этой связи отмечает, что в журнале царила «эстетика незначительного» .

Спустя значительное время та же Лешкова писала в воспоминаниях 1930-х годов, подчёркивая анархично - карнавальное начало деятельности группы и журнала :

«Бескровное убийство» возникло из самых низких побуждений человеческого духа: нужно было кому-нибудь насолить, отомстить, кого-нибудь скомпрометировать, что-нибудь придумывалось, записывалось, иллюстрировалось. <…> События окружающего мира разумеется отражались так или иначе и на темах и на трактовках разных явлений, но как правило — всё преувеличивалось, извращалось .

Полемика с традиционными представлениями об искусстве и была подспудной тематикой журнала и кружка. Именно с этой позиции исследователь русского авангарда Режис Гейро толкует название группы и журнала: «Le „meurtre“ en question était celui de l’art, devenu sujet de railleries permanentes [Жертвой „убийства“, о котором шла речь, было искусство, ставшее предметом постоянных насмешек]» .

Примечания

  1. Gayraud R. Promenade autour de Ledentu le Phare // Iliazd. Ledentu le Phare. — Paris, 1995. — P. 95.
  2. Шруба Манфред . // Новое литературное обозрение . — 2006. — № 77 . 30 мая 2015 года.
  3. Лешкова Ольга Ивановна // Энциклопедия русского авангарда : Изобразительное искусство. Архитектура / Авторы-составители В. И. Ракитин , А. Д. Сарабьянов ; Научный редактор А. Д. Сарабьянов. — М. : RA, Global Expert & Service Team, 2013. — С. 33—34 . — ISBN 978-5-902801-11-5 .
  4. Янкин Николай Петрович // Энциклопедия русского авангарда : Изобразительное искусство. Архитектура / Авторы-составители В. И. Ракитин , А. Д. Сарабьянов ; Научный редактор А. Д. Сарабьянов. — М. : RA, Global Expert & Service Team, 2013. — Т. II: Биографии. Л—Я . — С. 702—704 . — ISBN 978-5-902801-11-5 .
  5. Марцадури М. Создание и первая постановка драмы «Янко крУль албАнскай» И. М. Зданевича // Русский литературный авангард: Материалы и исследования / Под редакцией М. Марцадури, Д. Рицци и М. Евзлина . — Trento, 1990. — С. 21—32 .
  6. Gayraud R. Promenade autour de Ledentu le Phare // Iliazd. Ledentu le Phare. — Paris, 1995. — P. 96.
  7. Лаврин Янко . / Подготовка текста А. Парниса ] // Литературное обозрение . — 1985. — № 12 . — С. 97–98 . 11 июня 2015 года.
  8. Gayraud R. Promenade autour de Ledentu le Phare // Iliazd. Ledentu le Phare. — Paris, 1995. — P. 97.
  9. Письма О. И. Лешковой к И. М. Зданевичу / Предисловие, публикация и примечания М. Марцадури // Русский литературный авангард: Материалы и исследования / Под редакцией М. Марцадури, Д. Рицци и М. Евзлина . — Trento, 1990. — С. 49 .
  10. Крусанов А. В. Русский авангард: 1907—1932. (Исторический обзор). Т. 1: Боевое десятилетие. — СПб. , 1996. — С. 260.
  11. Марцадури М. Создание и первая постановка драмы «Янко крУль албАнскай» И. М. Зданевича // Русский литературный авангард: Материалы и исследования / Под редакцией М. Марцадури, Д. Рицци и М. Евзлина . — Trento, 1990. — С. 23 .
  12. Письма О. И. Лешковой к И. М. Зданевичу / Предисловие, публикация и примечания М. Марцадури // Русский литературный авангард: Материалы и исследования / Под редакцией М. Марцадури, Д. Рицци и М. Евзлина . — Trento, 1990. — С. 38 .
  13. Письма О. И. Лешковой к И. М. Зданевичу / Предисловие, публикация и примечания М. Марцадури // Русский литературный авангард: Материалы и исследования / Под редакцией М. Марцадури, Д. Рицци и М. Евзлина . — Trento, 1990. — С. 39 .
  14. Лешкова О. И. [Журнал «Бескровное убийство»] // Русский литературный авангард: Материалы и исследования / Под редакцией М. Марцадури , Д. Рицци и М. Евзлина . — Trento, 1990. — С. 109 .

Литература


Источник —

Same as Бескровное убийство (группа)