Interested Article - Интервенция (фильм)

« Интервенция » (первоначальное название — « Величие и падение дома Ксидиас ») — советский художественный фильм режиссёра Геннадия Полоки , представление- буфф по мотивам одноимённой пьесы Льва Славина . «Интервенция» была снята в 1968 году, но по цензурным причинам не выпущена в прокат . Фильм вышел на экраны только в 1987 году.

Сюжет

Действие происходит в марте 1919 года ; в Одессу , находящуюся под властью белых , прибывают войска Антанты , с которыми противники большевиков связывают большие надежды.

Главный герой — Евгений Бродский ( Владимир Высоцкий ) — работает у банкирши Ксидиас репетитором её 19-летнего сына Жени. Одновременно Бродский — руководитель группы большевиков- подпольщиков , ведущих пропаганду среди иностранных солдат. За его голову назначена награда в 10 000 рублей золотом . В марте 1919 года из-за доноса банкирши, а потом и её сына, а также вследствие безответственности одной из участниц подполья (Саньки) его и других подпольщиков арестовывают и казнят.

В ролях

Съёмочная группа

Песни в фильме

Почти все песни для фильма написаны Владимиром Высоцким:

  • Песня Саньки («У моря, у порта…») — в фильм не вошла;
  • «Гром прогремел» — Высоцкому принадлежат только строфы 2 и 4. На одном из машинописных вариантов песни возле строф 1 и 3 пометки: «народное» ; на самом деле 1-я и 3-я строфы песни «Гром прогремел», а также текст песни «Налётчики» («В Валиховском переулке») входили в оригинальный текст пьесы Славина. «Гром прогремел» в фильме, как и в пьесе, исполняет Филипп, а «Налётчиков» — супружеский дуэт Галины Рыбак и Бориса Сичкина ;
  • «До нашей эры соблюдалось чувство меры…» — в фильм не вошла;
  • Песня «Деревянные костюмы» («Как все мы веселы бываем и угрюмы…») написана Высоцким на музыку С. Слонимского, исполнена самим автором в роли Бродского-Воронова.

История создания, цензура

После громкого успеха « Республики ШКИД » режиссёру Геннадию Полоке в январе 1967 года было поручено снять фильм по пьесе Льва Славина « Интервенция », к тому времени уже ставшей классикой советской драматургии. Как рассказывал сам режиссёр, «ожесточённый штампами, накопленными нашим „официозным кинематографом“ в фильмах о гражданской войне », он в одном из интервью призвал «возродить традиции театра и кино первых лет революции, традиции балаганных, уличных, скоморошеских представлений» .

Актёров Геннадий Полока не приглашал: «добровольцы», готовые принять участие в эксперименте, приходили сами — Юрий Толубеев , Ефим Копелян и многие другие. Одним из первых пришёл Всеволод Абдулов ; его проба на роль Жени Ксидиаса оказалась неудачной, в итоге эту роль сыграл Валерий Золотухин ; впрочем, именно Абдулов рекомендовал режиссёру совершенно неизвестного ему в то время Владимира Высоцкого .

Инициаторы экранизации пьесы Л. Славина приурочивали фильм к 50-летию Октябрьской революции , но работа затянулась, и закончен он был только в июне 1968 года.

Фильм, стилизованный под театральные представления начала 1920-х годов, в том числе постановки Всеволода Мейерхольда , о которых напоминает афишная тумба в начале, снимался под рабочим названием «Интервенция», но уже в процессе монтажа был переименован в «Величие и падение дома Ксидиас» , под этим названием Г. Полока сдавал фильм Художественному совету киностудии «Ленфильм» . Тем не менее в ноябре 1968 года председатель Госкино А. В. Романов наложил на него запрет: «Фильм „Величие и падение дома Ксидиас“ является очевидной творческой неудачей киностудии „Ленфильм“ и режиссёра Г. Полоки, не сумевших найти точного художественного решения картины и тем самым допустивших серьёзные идейные просчёты» .

По некоторым свидетельствам, фильм Полоки не понравился не только партийным чиновникам, но и автору пьесы Льву Славину ; в мае 1967 года состоялась премьера постановки « Интервенции » в Московском театре Сатиры , — сравнение напрашивалось.

Пытаясь спасти фильм, съёмочная группа обратилась с письмом к Л. И. Брежневу ; много лет спустя Г. Полока утверждал, что автором письма был В. Высоцкий , однако, судя по записям в дневнике В. Золотухина, текст письма, принятый без поправок и подписанный всеми актёрами, принадлежал Золотухину . «Мы хотели, — говорилось в этом письме, — чтобы на наш фильм пришёл массовый зритель, и мы решили возродить в своей работе принципы и приёмы, рождённые революционным искусством первых лет Советской власти, которое само по себе уходило глубочайшими корнями в народные, балаганные, площадные представления. „Самой серьёзнейшей теме, — сказали мы, — самое смелое, пропагандистское решение, вплоть до буффонады и гротеска“. И нам непонятно утверждение некоторых товарищей, что режиссёр и артисты как-то неуважительно обошлись с темой, и, в частности, с образами большевиков, показали их в смешном утрированном виде» .

Ответа на письмо не последовало; лишь в 1987 году фильм был снят с полки , восстановлен и выпущен в прокат. При восстановлении фильма героя В. Высоцкого в некоторых эпизодах бракованной фонограммы озвучивал Алексей Булдаков .

Прокат

Фильм вышел на экраны в 1987 году . На лицензионном DVD фильм выпустила [ когда? ] фирма « CP Digital ».

Примечания

  1. Высоцкий В. С. Собрание сочинений в 2 томах / Крылов А. Е.. — Екатеринбург: Уральский торговый дом «Посылторг», 1994. — Т. 2. — С. 503. — ISBN 5-85464-098-8 .
  2. Полока Г. И. // Владимир Высоцкий в кино (составитель Роговой И. И.). — Всесоюзное творческо-производственное объединение «Киноцентр», 1989. 4 марта 2016 года.
  3. Золотухин В. . — М. : Феникс, 2010. — 320 с. — (Актёрские истории). — ISBN 978-5-222-15989-7 . 22 марта 2013 года. . Дата обращения: 23 мая 2012. Архивировано 22 марта 2013 года.
  4. Цыбульский М. (2006). Дата обращения: 8 января 2016. 15 января 2012 года.
  5. [www.kino-teatr.ru/kino/history/11-29/381/ «Фильм является очевидной творческой неудачей режиссёра Г. Полоки…»] Кино-Театр.ru. Дата обращения: 8 января 2016.
  6. Каракина Е. // Всемирные одесские новости : газета. — Одесса, декабрь 2000. — № 4 (42) . 16 октября 2012 года.
  7. Полока Г. И. Он поражал внутренней силой // Аврора : журнал. — Л. , 1987. — № 8 . — С. 83 .
  8. О Владимире Высоцком / И. Роговой. — М. , 1995. — С. 80—83.
  9. . Дата обращения: 2 января 2014. 18 ноября 2017 года.

Ссылки

  • Аркус Л. . Киноведческая база «Чапаев» . Проект журнала « Сеанс ». Дата обращения: 2 мая 2020.
Источник —

Same as Интервенция (фильм)