Interested Article - Оттепель (телесериал)

« О́ттепель » — российский двенадцатисерийный драматический телесериал режиссёра и сосценариста Валерия Тодоровского , производство киностудии «Мармот-фильм». Премьерный показ состоялся на « Первом канале » со 2 по 10 декабря 2013 года.

Герои сериала — советские кинематографисты, жившие в 1960-х годах, когда начинал работу Пётр Тодоровский — отец режиссёра.

«Этот фильм, конечно, посвящён моему папе и его друзьям, многие из которых уже ушли, их не так много осталось. А это были фантастические люди, и они прожили фантастически яркую жизнь» .

режиссёр Валерий Тодоровский

1 апреля 2014 года телесериал «Оттепель» получил специальный приз Совета Российской академии кинематографических искусств « Ника » «За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа» за 2013 год . В 2015 году был удостоен премии Правительства Российской Федерации .

Сюжет

Время действия — 1961 год. Кинооператор Виктор Хрусталёв попадает в сложную ситуацию. Его подозревают в причастности к гибели друга, талантливого сценариста Кости Паршина, который покончил с собой во время запоя. Органы пытаются любыми способами посадить Хрусталёва в тюрьму. Виктору надо снять комедию «Девушка и бригадир», чтобы получить разрешение сделать фильм «Осколки» по замечательному сценарию, оставшемуся после погибшего друга-сценариста. Этот сценарий хочет поставить молодой режиссёр Егор Мячин. Хрусталёв устраивает его стажёром к маститому режиссёру Кривицкому на комедию. В этом же фильме снимаются бывшая жена Хрусталёва, Инга, и его молодая возлюбленная Марьяна, в которую влюблён и Егор Мячин.

История создания

Идея снять сериал появилась у Валерия Тодоровского, когда он познакомился с Мэттью Вайнером , создателем американского сериала « Безумцы » ( англ. Mad Men ) о буднях рекламного агентства в 60-е годы XX века. На вопрос, откуда взялся его сериал, Вайнер ответил, что его папа был рекламщиком, он вырос в этой среде. Валерий Тодоровский вырос в среде кинематографистов, и он решил снять сериал, основываясь на жизни отца (оператора и режиссёра Петра Ефимовича Тодоровского ) и людей, окружавших его . «Я не снимал двенадцать серий про политическое явление . Мне было интересно снимать про людей, про их ощущения», отмечает режиссёр . Но в картине нет конкретных людей, режиссёр пользовался некими архетипическими, мифологическими в кинематографическом мире характерами и смешивал их так, чтобы можно было только угадывать какие-то черты определённых личностей. По словам Тодоровского, в образе директора киностудии есть черты директора «Мосфильма» Сизова (в прошлом — генерала МВД), замминистра кинематографии Павлёнка (в прошлом — белорусского партизана) и режиссёра Пырьева , в образе кинооператора Хрусталёва есть черты операторов Рерберга , Княжинского , Юсова и Лебешева , в образе режиссёра-стажёра Мячина — много от молодого Эльдара Рязанова времён « Карнавальной ночи » . Прообразом персонажа «Петя из Одессы», к которому в финале уезжает Хрусталёв, послужил Пётр Тодоровский .

«Один из самых интересных вызовов для меня в этом фильме заключался в том, что я хотел сделать фильм про сложных, противоречивых людей. Там нет хороших и плохих. Они все и хорошие, и плохие, и замечательные и ужасные, и лживые, и очень честные, и при этом с принципами, но способные на предательство. Я хотел сделать фильм про сложных людей»

режиссёр Валерий Тодоровский

Валерий Тодоровский уже обращался в своём творчестве ко времени 60-х — в 1993 году по его сценарию была снята картина « Над тёмной водой » режиссёра Дмитрия Месхиева . В титрах стояло посвящение «поколению наших отцов», но представители шестидесятников оскорбились, увидев в фильме издёвку и насмешку над их молодостью . Сюжет и герои балансировали между « Заставой Ильича » и « Июльским дождём ». Спустя двадцать лет Тодоровский вновь вернулся к этой эпохе — эпохе юности своих родителей. Журналист Ксения Ларина отмечает, что его сегодняшний взгляд на время и на людей в нём — совсем иной, без стёба, без желания высмеять и призвать к ответу, без предъявления счёта, без попытки обвинения .

Валерий Тодоровский впервые выступил в качестве режиссёра-постановщика телесериала (до этого он только продюсировал телевизионные сериалы и снимал полнометражные художественные фильмы) .

Сценарий писался полтора года, все 12 серий были сняты за три месяца. Натурные съёмки проходили в Минске : там проще делать фильмы, действие которых разворачивается в советские годы, меньше рекламы и прочих примет времени .

В ролях

Актёр Роль
Евгений Цыганов Виктор Сергеевич Хрусталёв оператор Виктор Сергеевич Хрусталёв
Александр Яценко Егор Ильич Мячин режиссёр-стажёр Егор Ильич Мячин
Анна Чиповская Марьяна Пичугина студентка МГУ Марьяна Пичугина
Виктория Исакова Инга Витальевна Хрусталёва актриса Инга Витальевна Хрусталёва
Михаил Ефремов Фёдор Андреевич Кривицкий режиссёр Фёдор Андреевич Кривицкий
Светлана Колпакова Надя домохозяйка Надя жена Кривицкого
Яна Сексте Люся Полынина оператор Люся Полынина
Павел Деревянко Геннадий Петрович Будник актёр Геннадий Петрович Будник
Евгений Волоцкий Александр (Санча) Пичугин портной Александр (Санча) Пичугин брат Марьяны, гей
Нина Дворжецкая Регина Марковна второй режиссёр Регина Марковна
Виктор Хориняк Руслан актёр Руслан
Анна Котова Лида гримёр Лида
Паулина Андреева Дина певица Дина
Владимир Гостюхин Семён Васильевич Пронин директор Мосфильма Семён Васильевич Пронин
Василий Мищенко Цанин следователь Цанин
Андрей Смирнов Сергей Викторович Хрусталёв отец Виктора Сергей Викторович Хрусталёв
Лариса Малеванная Зоя Александровна бабушка Марьяны Зоя Александровна
Ася дочь Хрусталёвых Ася
Фёдор Лавров Костя Паршин сценарист Костя Паршин
Надежда Маркина Ольга Филипповна художник по костюмам Ольга Филипповна
Валерий Тодоровский режиссёр режиссёр
Гия Ревазович Таридзе директор фильма Гия Ревазович Таридзе
Евгения Брик Лариса Лариса
Аркадий Владимирович Сомов реквизитор Аркадий Владимирович Сомов
Виктор Добронравов Пётр старый друг Хрусталёва Пётр
Софи Лорен Софи Лорен
Сергей Бондарчук Сергей Бондарчук
Никита Ефремов Олег Ефремов Олег Ефремов
Татьяна Самойлова Татьяна Самойлова
адвокат
Женя гримёр Женя
Елена костюмер Елена
Елена Мельникова сотрудница Дома моделей
Лидия Ивановна секретарша Пронина Лидия Ивановна
Нина Хрусталёва мачеха Виктора Нина Хрусталёва
Оксана актриса Оксана
Дыня реквизитор Дыня
Павел любовник Инги Павел
Андрей Душечкин свидетель-звукооператор
Сергей муж Регины Марковны Сергей
помреж («хлопушка»)
проводница
Андрей Дударенко Виктор Моисеевич член худсовета Виктор Моисеевич

Съёмочная группа

  • Режиссёр-постановщик — Валерий Тодоровский
  • Авторы сценария — Валерий Тодоровский, Алёна Званцова , Дмитрий Константинов
  • Операторы-постановщики — Иван Гудков, Фёдор Лясс
  • Художник-постановщик — Владимир Гудилин
  • Композитор — Константин Меладзе
  • Художник по костюмам — Владимир Купцов
  • Художник по гриму — Ирина Мельникова, Елена Соколова
  • Хореограф — Олег Глушков
  • Продюсеры — Валерий Тодоровский, , Елена Кожанова

Музыкальное сопровождение

Специально для телесериала «Оттепель» музыку и песни написал композитор Константин Меладзе .

Во время работы над музыкой к фильму он постарался войти в роль кинокомпозитора конца 1950-х — начала 1960-х годов. Для этого он прослушал очень много советской музыки тех времён, которая во времена «оттепели» была на редкость «фирменной». Но в большей степени, по его словам, он ориентировался на творчество итальянского композитора Нино Рота . Примерно такая музыка звучала тогда в итальянских и советских фильмах. Советская эстрадная музыка, считает Меладзе, вообще была ближе всего к западной именно в 1960-е годы. Тогда были невероятно стильные и раскованные артисты, такие как певица Лариса Мондрус и другие кумиры тех лет. Позже, когда период «оттепели» закончился, за музыкой стали следить, стали держать её под контролем.

В фильме «Оттепель» звучит много инструментальной музыки, для записи которой Константину пришлось искать аутентичные синтезаторы, электроорганы, барабаны, которых очень много в аранжировках. Во время студийного сведения звук был слегка «испорчен», чтобы он не был таким лощёным, как сейчас, и приобрёл «ламповое» звучание. Кроме того, в саундтреке использованы гитарные импровизации Тодоровского-старшего .

Помимо инструментальной музыки, Константин Меладзе написал две песни к фильму. Сначала композитор пробовал записывать их с известными профессиональными вокалистами, как и в фильме « Стиляги ». Но пение современных исполнителей, по мнению Меладзе, не ложилось в кино Валерия Тодоровского. В его фильмах нужно петь актёрски: не голосом, а душой. Так что здесь, как и в «Стилягах», поют в основном те, кто играет роли :

  • «Оттепель» (музыка и слова Константина Меладзе) — исполняет актриса Паулина Андреева .
  • «Нет для любви преград» (музыка и слова Константина Меладзе) — исполняют актёры Виктория Исакова (солирует), Анна Чиповская, Таша Круз, Марина Литвинова, Рубен Толмачёв, Константин Меладзе.

Также в сериале звучат песни конца 1950-х — начала 1960-х годов:

Соответствие эпохе

«Я снимал не документальный фильм, а миф! Но миф, очень похожий на правду. Главное — дух той поры». «Оттепель» — это не реалистичное отражение 60-х, а ощущения от той эпохи, наше понимание легенды. Поэтому фильм такой красивый чисто с визуальной точки зрения" .

режиссёр Валерий Тодоровский

Для фильма было пошито более сотни костюмов, и какое-то количество вещей было куплено в антикварных магазинах и на блошиных рынках. Эти костюмы служили эталоном, с них «подсматривались» технология, силуэт, ткани, обработка, форма того или иного платья.

«Мы старались, чтобы они полностью соответствовали духу того времени, но режиссёром была поставлена определённая задача: „Мне бы хотелось, чтобы это было красиво! Мне не нужна абсолютная документальность и глубокие изыскания на тему того, что тогда действительно носили“. То есть имелось в виду, что в жизни могло быть беднее, серее, проще. Но у нас это должно быть в первую очередь красиво» .

художник по костюмам Владимир Купцов

Больше всего костюмов было у двух главных героинь — Анны Чиповской и Виктории Исаковой. У каждой из них было порядка 25 нарядов. По словам Анны Чиповской, для создания атмосферы у актрис под платьями были все атрибуты — бельё шестидесятых , с поясом, с чулками. Экипировка сложнейшая для ношения каждый день, но помогала создавать нужный силуэт" . Художники нашли в хорошем состоянии настоящие антикварные корсеты , лифчики , трусы того времени, подчёркивающие фигуру. Актрисы с радостью надевали это бельё. И даже когда не было откровенных сцен, предпочитали вниз надевать именно его .

Красный « Москвич », на котором разъезжает Виктор Хрусталёв, — точно такой же, какой был у Петра Тодоровского. Валерий Тодоровский вспоминает, что денег не хватало, жили в коммуналке, но Пётр Ефимович всё равно купил машину. А в компаниях родителей, которые собирались у них дома — половина была в белых брюках и модных очках .

Критика и отзывы

Киновед Юрий Богомолов отмечает вал претензий и неудовольствий, высказанных в соцсетях ещё до окончания показа сериала. «„Оттепель“ терзают на предмет исторической подлинности. Покрой одежды не тот, и сама одежда не та, и вешалка, что в прихожей у Хрусталёва — из Икеи. Курили, мол, не так дымно, пили не столь интенсивно. Герои не похожи на своих прототипов. И так далее… Даже очень взрослые люди с гуманитарным образованием не всегда могут смириться с условностью художественного изображения. У одних не получается психологически преодолеть рампу, другие ни в какую не соглашаются с её иллюзорностью» .

Киновед Витта Рамм отмечает типажную достоверность артистов Светланы Колпаковой, Яны Сексте, Александра Яценко, Василия Мищенко в ретро-сказке Тодоровского. Но главные героини, на её взгляд, всё-таки не из того времени. Посмотрев 6 серий фильма, Витта Рамм отмечает слабое развитие характера главного героя .

Телеобозреватель Ирина Петровская в своей статье «Научимся ли мы когда-нибудь смотреть кино просто как зрители?» отмечает поток безапелляционных высказываний критиков «Оттепели» об обнаруженных несоответствиях, словно речь идёт не о художественном, а о документальном произведении, и словно эти несоответствия лично оскорбляют их чувства. По мнению Ирины Петровской, Валерий Тодоровский «снял отличное и глубоко личное кино, в котором передал, как помнил, атмосферу того времени, взаимоотношения людей того времени, конфликты и проблемы того времени. И в этом кино, если смотреть его внимательно и без изначальной предубеждённости, есть всё: и война в анамнезе большинства героев, и политика, и драма художника, вынужденного идти или не идти на компромисс с самим собой и с системой, и любовь, и счастье» .

Журналист Ксения Ларина отмечает идеальный подбор актёров, тщательную разработку каждого персонажа и особое чувство сопричастности, с которым воссоздана эта почти мифологическая эпоха .

Дмитрий Быков видит главное достоинство сериала в том, что Валерий Тодоровский не стал сосредотачиваться на жизни большинства, а взял только киношную среду, досконально ему известную, и на её примере показал, что происходило в то время .

Тема курения

Среди претензий, предъявляемых к сериалу, часто упоминаются многочисленные сцены с курением. Так, Ассоциация «Здоровые регионы» ( Тверь ) подала жалобы в Останкинскую межрайонную прокуратуру города Москвы и Роскомнадзор по фактам нарушения федеральных законов Первым каналом российского телевидения. В заявлении говорится, что никаким художественным замыслом объяснить столь частую демонстрацию курения в фильме «Оттепель» невозможно, и тем самым нарушается требования Федерального закона Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» . Автор жалобы намерен привлечь к ответственности Тодоровского за каждую показанную в кадре затяжку .

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский тоже возмущён тем, что на Первом канале в прайм-тайм показывают сериал, в котором герои беспрерывно курят и пьют, и предложил убрать его из эфира .

5 декабря 2013 года «Первый канал» в программе «Вечерний Ургант» показал пародию «Вечерняя оттепель» .

7 декабря 2013 года режиссёр Марк Захаров поделился своим впечатлением от просмотренных серий: «Из своего кинематографического опыта я знаю: часто бывает, режиссёр и актёр не знают, что делать. Тогда они закуривают. А бывает, покурят-покурят да и выпьют. Глядишь, и дело само сдвинулось с мёртвой точки. Но если бы я снимал картину о кинематографе, таких сцен избегал бы. Или чередовал их и содержательные эпизоды. Иначе возникает ощущение, что создателям картины нечего сказать» .

«„Оттепель“ в стихах»

Незадолго до начала показа сериала «Первый канал» запустил проект «„Оттепель“ в стихах» — серию роликов, в которых актёры сериала читают стихи поэтов той поры.

  • «По несчастью или к счастью, истина проста…» Геннадия Шпаликова читает Михаил Ефремов .
  • «Людей теряют только раз» Геннадия Шпаликова читает Александр Яценко .
  • «Прощай, Садовое кольцо» Геннадия Шпаликова читает Евгений Цыганов .
  • «Из глубины моих невзгод…» Беллы Ахмадулиной читает Виктория Исакова .
  • «В тот месяц май…» Беллы Ахмадулиной читает Анна Чиповская .

Награды

  • 2014 — специальный приз Совета Российской академии кинематографических искусств « Ника » « За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа » за 2013 год .
  • 2014 — призы Ассоциации продюсеров кино и телевидения за 2013 год в номинациях :
    • «Лучший телевизионный мини-сериал (5 — 24 серий)»
    • «Лучшая режиссёрская работа» — Валерию Тодоровскому
    • «Лучшая музыка к телефильму/сериалу» — Константину Меладзе
    • «Лучшая операторская работа» — Ивану Гудкову и Фёдору Ляссу
    • «Лучшая работа художника по костюмам» — Владимиру Купцову
    • «Лучшая работа художника по гриму» — Ирине Мельниковой и Елене Соколовой
    • «Лучшая работа звукорежиссёра» — Олегу Шлоссу и Алексею Майсеенко
    • «Лучшая актриса телевизионного фильма/сериала» — Виктории Исаковой.
  • 2014 — премия « ТЭФИ » :
    • Лучший телевизионный фильм / сериал
    • Телевизионный продюсер сезона — Валерий Тодоровский
    • Лучший актёр телевизионного фильма/сериала — Михаил Ефремов
  • Кроме того на премию «ТЭФИ» были номинированы актёры Виктория Исакова и Евгений Цыганов.
  • 2015 — премия « Золотой орёл »:
    • Лучший телевизионный сериал (более 10 серий)
    • Лучшая мужская роль на телевидении — Евгений Цыганов (за роль Виктора Хрусталёва)
    • Лучшая женская роль на телевидении — Виктория Исакова (за роль Инги Хрусталёвой)
    • номинации на премию — Анна Чиповская (за роль Марьяны Пичугиной) и Александр Яценко (за роль Егора Мячина).
  • 2015 — Премия Правительства Российской Федерации в области культуры за 2015 год — Валерию Тодоровскому, Дмитрию Константинову, Алёне Званцовой, Виктории Исаковой, Евгению Цыганову — за создание телевизионного сериала «Оттепель»

Примечания

  1. . 1tv.ru (2 декабря 2013). Дата обращения: 6 декабря 2013. 6 декабря 2013 года.
  2. от 19 февраля 2017 на Wayback Machine // 1tv.ru (2 апреля 2014)
  3. . kino-nika.com. Дата обращения: 5 марта 2014. 8 августа 2016 года.
  4. . Комсомольская правда (2 декабря 2014). Дата обращения: 6 декабря 2013. 6 декабря 2013 года.
  5. . 1tv.ru (28 ноября 2013). Дата обращения: 8 декабря 2013. 13 декабря 2013 года.
  6. Вечерняя Москва (8 декабря 2013). Дата обращения: 9 декабря 2013. Архивировано из 11 декабря 2013 года.
  7. . «Совершенно секретно» No.1/296 (24 декабря 2013). Дата обращения: 4 марта 2014. 27 февраля 2014 года.
  8. . 1tv.ru (5 декабря 2013). Дата обращения: 11 декабря 2013. 14 декабря 2013 года.
  9. Ксения Ларина . . The New Times Новое время (9 декабря 2013). Дата обращения: 16 декабря 2013. 17 декабря 2013 года.
  10. . 1tv.ru (5 декабря 2013). Дата обращения: 18 ноября 2013. 7 декабря 2013 года.
  11. Сергей Ефимов. Комсомольская правда (5 декабря 2013). Дата обращения: 5 декабря 2013. 4 декабря 2013 года.
  12. от 21 июня 2023 на Wayback Machine . Журнал « Сеанс ».
  13. . Коммерсантъ (3 декабря 2013). Дата обращения: 7 декабря 2013. 6 декабря 2013 года.
  14. 13 декабря 2013 года.
  15. 13 декабря 2013 года.
  16. . Антенна – Телесемь (5 декабря 2013). Дата обращения: 7 декабря 2013. 10 декабря 2013 года.
  17. Юрий Богомолов . . РИА Новости (6 декабря 2013). Дата обращения: 7 декабря 2013. 6 декабря 2013 года.
  18. piter.tv (5 декабря 2013). Дата обращения: 7 декабря 2013. Архивировано из 8 декабря 2013 года.
  19. Ирина Петровская . Новая газета (6 декабря 2013). Дата обращения: 7 декабря 2013. 13 декабря 2013 года.
  20. . Эхо Москвы (7 декабря 2013). Дата обращения: 14 декабря 2013. 13 декабря 2013 года.
  21. . Газета.Ru (11 декабря 2013). Дата обращения: 11 декабря 2013. 13 декабря 2013 года.
  22. . tverigrad.ru (5 декабря 2013). Дата обращения: 8 декабря 2013. 15 декабря 2013 года.
  23. . Комсомольская правда (9 декабря 2013). Дата обращения: 18 ноября 2013. 16 декабря 2013 года.
  24. . РИА Новости (5 декабря 2013). Дата обращения: 2013-21-08. 8 декабря 2013 года.
  25. . 1tv.ru (5 декабря 2013). Дата обращения: 8 декабря 2013. 13 декабря 2013 года.
  26. . Комсомольская правда (7 декабря 2013). Дата обращения: 9 декабря 2013. 9 декабря 2013 года.
  27. . gazeta.ru (29 ноября 2013). Дата обращения: 9 декабря 2013. 13 декабря 2013 года.
  28. . youtube.com. Дата обращения: 9 декабря 2013. 9 декабря 2013 года.
  29. . youtube.com. Дата обращения: 9 декабря 2013. 3 мая 2014 года.
  30. . youtube.com. Дата обращения: 9 декабря 2013. 6 января 2014 года.
  31. . youtube.com. Дата обращения: 9 декабря 2013. 4 февраля 2014 года.
  32. . rusproducers.ru. Дата обращения: 26 апреля 2014. Архивировано из 16 апреля 2014 года.
  33. . Коммерсантъ (30 июня 2014). Дата обращения: 3 июля 2014. 3 июля 2014 года.
  34. (17 декабря 2015). Дата обращения: 24 декабря 2015. 24 декабря 2015 года.

Ссылки

  • . Российская газета (5 декабря 2013). Дата обращения: 5 декабря 2013. 10 декабря 2013 года.
  • . trendy-brandy.com. Дата обращения: 17 декабря 2013. 21 декабря 2013 года.
Источник —

Same as Оттепель (телесериал)