Interested Article - Крамер, Генрих

Генрих Крамер ( нем. Heinrich Kramer , также известный как Генрикус Инститор ( лат. Henricus Institor ); ок. 1430 , Вольный город Шлеттштадт 1505 , Кромержиж , Моравия , Священная Римская империя ) — немецкий монах доминиканского ордена , автор известного трактата по демонологии « Молот ведьм ». Один из активных сторонников охоты на ведьм .

Помещенная на титульном листе книги форма имени « Инститорис » представляет собой латинский генитив — родительный падеж — и читается как «„Молот ведьм“ от Инститора»; часто этот генитив ошибочно принимается за номинативную форму имени. Латинское слово Institor представляет собой точный перевод на латинский язык немецкого слова Kramer — торговец мелочью.

Происхождение. Ранние годы

Генрих Крамер родился в бедной семье. В 1445 году он вступил в родном городе в орден доминиканцев . До 1474 года обучался в латинской школе, изучая философию и теологию.

В 1474 году за неприязненную по отношению к императору Фридриху проповедь был подвергнут аресту. Вторично был арестован в 1482 году за растрату денег от продажи индульгенций .

В 1479 году, после короткого пребывания в Риме , был назначен инквизитором орденской провинции Аллемания . В том же году он получил докторскую степень по теологии. Это известно из «Книги немецких героев» Панталеона (1618), однако Тритемий , современник Крамера, в своем «Иллюстрированном каталоге мужей Германии» (1495) называет его просто теологом ордена.

Деятельность в качестве инквизитора

Opusculum in errores Monarchiae Antonii de Rosellis , 1499

Своё первое расследование, уже в должности инквизитора, он провёл в итальянском городке Триенте (в то время в составе Трентского епископства ). Тогда речь шла об убийстве двухлетнего мальчика Симонио , в чем обвинили группу иудеев, которая якобы совершила это в ходе ритуального убийства . В ходе этого расследования Генрих Крамер вынес смертный приговор девяти евреям из Триента, убитый ребёнок был причислен к лику святых.

После суда над евреями в Триенте Крамер продолжил вести процессы против ведьм и сект. В 1482 году он стал настоятелем доминиканского монастыря в родном городе, в том же году выпустил брошюру против словенского архиепископа из Краины Андрея Замометича (покончил с собой в Базеле в 1484 году).

По результатам ведовского процесса , проходившего в Равенсбурге (вольный город в составе Швабского союза городов ), он приказал сжечь двух женщин на кострах. Именно Генрихом Крамером был в 1484 году составлен текст буллы Summis desiderantes affectibus , которую подписал папа Иннокентий VIII . Согласно тексту «ведовской буллы», власти германских государств должны были всеми силами помогать инквизиторам в борьбе с ведьмами.

После одобрения буллы он приступил к активной борьбе с ведьмами в Бриксенском епископстве , в том числе провёл судебный процесс 1485 года в Иннсбруке (территория Священной Римской империи , с которой теперь будет связана его карьера). Однако против него выступили судьи, рассмотрев материалы допросов. Епископ Инсбрукский освободил обвиняемых женщин и отменил приговоры инквизиции. Крамеру было предложено уехать.

Молот ведьм

Чтобы оправдаться и составить программу для дальнейших действий, Инститор с февраля 1486 г. приступил к написанию трактата по колдовству. Он начал с краткого руководства по техническим вопросам, но вскоре решил написать более содержательную и амбициозную работу. К 1487 году рукопись знаменитой книги «Молот ведьм» была у него в руках . Книга была выпущена в вольном городе Шпайере в этом же году, а затем несколько раз переиздана. В 1496 году «Молот» напечатал в Нюрнберге Антон Кобергер .

Впоследствии Крамер хвастался, что отправил на костёр 200 ведьм, а также обвинял в ереси тех, кто сомневался в их существовании. Даже его внешний вид вызывал недоверие и страх среди людей. На своих проповедях он предупреждал об опасности искушения дьяволом, запугивал народ и призвал делать доносы при малейшем подозрении, например, при подозрении в сглазе, порче, появлении необычных болезней и т. д. Генрих предостерегал от сокрытия ведьм и помощи им, убеждал всех в теории заговора. Согласно его мнению, действия дьявола и ведьм вот-вот должны были привести к концу света. Удобство созданной им теории состояло в том, что по указанным признакам можно было обвинить почти любого человека. Руководствуясь папской буллой и пытая людей, он искал только виновных, не пытаясь никого оправдать.

В самом названии труда чувствуется весьма нескромная для церковника аллюзия на Евангелие (ср. Евангелие от Иоанна , Евангелие от Матфея ). Действительно — Крамер считал, что он послан самим Господом, чтобы очистить этот мир от ереси. В результате автор в 1490 году был сам осужден инквизицией за неадекватные способы допроса.

Поздние годы

Впоследствии Крамер переехал во владения Габсбургов : с 1488 года он служил в вольном городе Аугсбурге , в 1493—1495 гг. преподавал в качестве профессора Священное писание в Зальцбурге . После недолгого пребывания в Венеции , где он читал лекции по ведовству и в 1499 году выпустил трактат, критикующий позицию итальянского ученого-юриста по лишению Папы светской власти, Крамер вернулся обратно. Последняя работа 1501 года, вышедшая в Ольмюце , направлена против вальденцев .

С 1500 года служил в качестве «цензора веры» в Моравии .

Дата смерти Крамера точно неизвестна.

В кинематографе «Генрих Крамер» является персонажем фильма « », 2010.

Сочинения

  • Epistola contra quendam conciliistam archiepiscopum videlicet Crainensem. [Strassburg]: [Heinrich Eggestein], [1482].
  • Malleus Maleficarum, Maleficas, & earum hæresim, ut phramea potentissima conterens. [Speyer]: [Peter Drach], [1487].
  • Tractatus varii cum sermonibus plurimis contra quattuor errores novissime exortos adversus divinissimum eucharistie sacramentum. Nürnberg: Anton Koberger, 1496.
  • Opusculum in errores Monarchie. Venetijs: Expensis tamen… Petri Liechtensteyn, 1499.
  • Sancte Romane ecclesie fidei defensionis clippeu[s] adversus Walde[n]sium seu Pickardoru[m] heresim … [Iuliomontium]: Conradus Baumgarthen, 1501.

Примечания

  1. Teufelsglaube und Hexenprozesse. München, 1991. S. 90.
  2. Broedel H.P. The Malleus Maleficarum and the construction of witchcraft: Theology and popular belief. Manchester and New York. 2003, p. 17-19.

Литература

  • Reinhard Tenberg. «Institoris, Heinrich». In Bautz, Friedrich Wilhelm (in German). Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon (BBKL). 2. Hamm: Bautz. 1990 cols. 1307—1310. ISBN 3-88309-032-8 .
  • Andreas Schmauder (Hrsg.): Frühe Hexenverfolgung in Ravensburg und am Bodensee. UVK, Konstanz 2001, ISBN 3-89669-812-5 ( Historische Stadt Ravensburg 2).
  • Peter Segl: Heinrich Institoris. Persönlichkeit und literarisches Werk. In: Peter Segl: (Hrsg.): Der Hexenhammer. Entstehung und Umfeld des «Malleus maleficarum» von 1487. Böhlau, Köln u. a. 1988, ISBN 3-412-03587-4 , S. 103—126, ( Bayreuther Historisches Kolloquium 2).
Источник —

Same as Крамер, Генрих