Interested Article - Вишнёва, Диана Викторовна

Диа́на Ви́кторовна Вишнёва (род. 13 июля 1976 , Ленинград ) — российская артистка балета, прима-балерина Мариинского театра (с 1996) и Американского театра балета (2005—2017) .

Победитель конкурса « Приз Лозанны » (1994), лауреат театральных премий « Бенуа танца », « Золотой софит » (оба — 1996), « Золотая маска » (2001, 2009, 2013), лауреат Государственной премии Российской Федерации (2000), народная артистка Российской Федерации (2007).

Биография

Ранние годы

Диана родилась 13 июля 1976 года в Ленинграде в семье инженеров-химиков Виктора Геннадьевича и Гузали Фагимовны Вишнёвых. В шестилетнем возрасте начала заниматься в хореографическом кружке во Дворце пионеров, в 1987 году поступила со второй попытки в Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой (с 1991 года — Академия русского балета); из-за этого в 1-м балетном классе по общеобразовательным предметам проходила программу одного и того же класса дважды. На курсах училась в классе педагога Людмилы Ковалёвой , среди других педагогов — Вадим Десницкий (дуэтный танец).

В 1994 году, будучи студенткой II курса, участвовала в международном конкурсе учеников балетных школ « Приз Лозанны » : исполнив в финале вариацию из балета « Коппелия » и номер «Кармен», поставленный специально для конкурса Игорем Бельским , завоевала золотую медаль .

В 1995 году, будучи студенткой выпускного курса, по приглашению Олега Виноградова исполнила в качестве стажёра на сцене Мариинского театра партию Китри в балете « Дон Кихот ». Ещё до выпуска Виноградов включил Вишнёву в состав летних гастролей театра в США, Великобританию и Японию. В 1995 году, после выпускных экзаменов, Вишнёва была официально зачислена в балетную труппу Мариинского театра, с 1996 года — его солистка . Репетировала с Ольгой Ченчиковой .

В 1995 году впервые выступила на сцене Большого театра России, исполнив номер «Кармен» на заключительном концерте «Приза Лозанны» как победительница предыдущего конкурса. Затем вместе с Фарухом Рузиматовым , который стал её постоянным партнёром, была приглашена выступить в спектакле Большого театра «Дон Кихот».

В 1996 году за исполнение партии Китри была награждена призом « Бенуа танца », а за исполнение одной из частей балета « Симфония до мажор » — призом « Золотой софит » . В том же году исполнила партию в спектакле « Ромео и Джульетта », посвящённом Галине Улановой ( Ромео — ).

Карьера

Вишнёва неоднократно выступала на сценах крупнейших театров мира как с балетом Мариинского театра, так и самостоятельно. В 2001 году исполнила главные партии в спектаклях Баварского балета « Манон » и театра Ла Скала « Спящая красавица » (редакция Рудольфа Нуреева). В следующем году выступила на сцене парижской Оперы , исполнив партию Китри в балете « Дон Кихот » (редакция Рудольфа Нуреева, Базиль Хосе Мартинес ) . Во время гастролей балетной труппы Мариинского театра в Нью-Йорке выступала на сцене Метрополитен-опера , солируя в балетах « Баядерка » (реконструкция Сергея Вихарева), «Дон Кихот» и «Рубины».

С 2002 года — приглашенная солистка : Владимир Малахов пригласил её станцевать с ним спектакль « Жизель » в этом театре. Затем они вместе выступали на сцене театра в Миккели , исполнив партии в балете «Спящая красавица» и (хореографического Джорджа Баланчина).

С 2005 по 2017 год — приглашённая солистка Театра американского балета , где исполнила желанные главные партии в балетах « Лебединое озеро » и « Раймонда », которые не могла исполнить на сцене Мариинского театра в силу своего амплуа .

В 2007 году, в возрасте 30 лет, удостоена звания народной артистки России. В октябре того же года на сцене Мариинского театра состоялась премьера первого личного проекта Дианы — Silenzio (режиссёр Андрей Могучий , хореограф Алексей Кононов) . В том же году стала «лицом» модного дома « Татьяна Парфёнова » . Тогда же Вишнёва начала сотрудничать с американским продюсером Сергеем Даниляном и его агентством Ardani Artists — совместно они подготовили несколько сольных проектов балерины («Красота в движении», «Диалоги», «На грани»). Первая программа, Beauty in motion («Красота в движении»), премьера которой состоялась 13 февраля 2008 года в Калифорнии, была создана в сотрудничестве с Алексеем Ратманским (« »), ( F.L.O.W. — For Love of Women / «Из любви к женщине») и («Повороты любви»).

Диана Вишнёва на церемонии вручения премии « Золотая маска », 2013 год.

В 2010 году учредила Фонд содействия развитию балетного искусства Дианы Вишнёвой. В том же году снялась в короткометражном фильме режиссёра Рустама Хамдамова « Бриллианты. Воровство » .

В 2011 году работала с хореографом Эдуаром Локом , выступив с его труппой в балете на музыку Пёрселла и Глюка .

В октябре 2011 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера следующего сольного проекта Вишнёвой — «Диалоги». Для этой программы хореограф Джон Ноймайер создал для балерины «Диалог» — дуэт на музыку Фредерика Шопена (партнёр — ). Также в этой программе Диана первой из российских балерин исполнила хореографию Марты Грэм ») и станцевала созданную для неё постановку и (партнёр — Андрей Меркурьев ) .

В 2012 году была председателем жюри проекта «Большой балет» на телеканале «Россия-Культура». В этом же году вошла в рейтинг журнала Forbes «50 русских, завоевавших мир» .

17 февраля 2013 года в Лозанне вместе с Диана выступила в « Болеро », став первой после Майи Плисецкой российской балериной, исполнившей сольную партию в этом балете. В ноябре того же года в Калифорнии, в Сегерстрем-центре, состоялась премьера третьего сольного проекта Вишнёвой — On the Edge («Грани»), в который вошла хореография и Каролин Карлсон .

Диана Вишнёва и Ильдар Абдразаков — ведущие церемонии «Золотая маска» 2014 года

В 2013 году стала одним из организаторов международного фестиваля современной хореографии Context , в рамках которого впервые исполнила хореографию Иржи Килиана (« » на музыку Клода Дебюсси, партнёр — Марсело Гомес ) . В следующем фестивале, прошедшем в ноябре 2014 года, Вишнёва выступила в трёх постановках: в премьерной для себя работе Ханса ван Манена «Старик и я» (партнёр Эрик Готье) и Марко Геке «Убитый», а также в постановке Пола Лайтфута и Соль Леон .

7 февраля 2014 года участвовала в церемонии открытия зимних Олимпийских игр 2014 в Сочи, где исполнила «танец голубки мира» — парафраз хореографии Мозеса Пендлтона для программы «Красота в движении» ( Waters Flowers — «Водяные цветы», 3-я часть балета F.L.O.W. ). Комментаторами прямой трансляции церемонии Вишнёва была представлена телезрителям, как одна из величайших балерин современности .

7 ноября 2014 года дебютировала в новом балете Джона Ноймайера « », премьера которого состоялась 29 июня в Гамбурге . 1 апреля 2016 года провела в родном театре вечер в честь Людмилы Ковалёвой «Посвящение педагогу», в котором участвовала сама вместе с другими ученицами.

В октябре 2018 года на Новой сцене Александринского театра была представлена первая коллекция одежды бренда «Тело и Душа», основанного дизайнером Татьяной Парфёновой и Дианой Вишнёвой .

25 февраля 2019 года студия Context Pro представила на сцене БДТ им. Г.А. Товстоногова проект «Действующие лица: Диана Вишнёва и Ульяна Лопаткина ». В рамках спектакля-эксперимента режиссёра Алексея Кононова две прима-балерины Мариинского театра расспросили друг друга о судьбоносном выборе профессии, детстве в балетной школе, славе и душевном обновлении после рождения ребёнка .

В 2023 году была вице-председателем жюри балетного конкурса « Приз Лозанны ».

Личная жизнь

В начале своей карьеры встречалась со своим партнёром по сцене, танцовщиком Фарухом Рузиматовым . 27 августа 2013 года вышла замуж за своего продюсера Константина Селиневича, с которым балерину связывают длительные отношения. Свадебная церемония состоялась на Гавайских островах .

13 мая 2018 года родила сына Рудольфа-Виктора .

Репертуар

Балеты классического репертуара
Хореография XX века
Современная хореография
Сольные проекты
  • «Диана Вишнёва: Красота в движении» (хореография Алексея Ратманского, Дуайта Родена, Мозеса Пендлтона)
  • «Диана Вишнёва: диалоги» (хореография Марты Грэм, Джона Ноймайера, Пола Лайтфута и Соль Леон)
  • «Грани» (хореография Жан-Кристофа Майо и Каролин Карлсон)
  • «Sleeping Beauty Dreams / Сны Спящей Красавицы»
Другие проекты

Награды и премии

Примечания

Источники
  1. Moredock J. Diana Vishneva // (англ.)
  2. Kourlas, Gia (2017-06-20). . The New York Times (англ.) . из оригинала 1 июля 2017 . Дата обращения: 27 июня 2017 .
  3. Дата обращения: 4 ноября 2014. 1 ноября 2014 года.
  4. Дата обращения: 25 июля 2010. 4 августа 2010 года.
  5. Дата обращения: 4 ноября 2014. 4 ноября 2014 года.
  6. от 4 ноября 2014 на Wayback Machine // «Коммерсантъ», 5 октября 2007.
  7. . Известия (13 февраля 2013). Дата обращения: 26 июля 2017. 29 июля 2017 года.
  8. от 4 ноября 2014 на Wayback Machine // «Первый канал», 10 сентября 2010.
  9. от 31 мая 2014 на Wayback Machine // «Коммерсантъ», 4 февраля 2011.
  10. от 4 ноября 2014 на Wayback Machine // «АРТ ТВ», 9 октября 2011.
  11. от 4 ноября 2014 на Wayback Machine // «Петербургский театральный журнал» № 4 (66), 2011.
  12. Илья Жегулев. . Прима Мариинки и Американского балетного театра вошла в рейтинг Forbes «50 русских, завоевавших мир». Forbes (28 мая 2012). Дата обращения: 26 июля 2016. 29 августа 2016 года.
  13. . Архивировано из 18 января 2015 года.
  14. от 4 ноября 2014 на Wayback Machine // МТРК «МИР», 7 декабря 2013.
  15. от 4 ноября 2014 на Wayback Machine // «Россия24», 3 декабря 2013.
  16. . Дата обращения: 16 февраля 2014. Архивировано из 1 марта 2014 года.
  17. . Дата обращения: 11 февраля 2014. 11 февраля 2014 года.
  18. от 3 ноября 2014 на Wayback Machine
  19. . Дата обращения: 11 февраля 2014. 21 февраля 2014 года.
  20. Татьяна Кузнецова. (10 ноября 2014). Дата обращения: 11 декабря 2014. 14 апреля 2016 года.
  21. Собака.ru. Дата обращения: 25 февраля 2019. 25 февраля 2019 года.
  22. . Собака.ru. Дата обращения: 27 февраля 2019. 28 февраля 2019 года.
  23. . Дата обращения: 16 февраля 2014. Архивировано из 22 февраля 2014 года.
  24. . Дата обращения: 3 ноября 2014. 30 июля 2014 года.
  25. . Дата обращения: 3 ноября 2014. 3 ноября 2014 года.
  26. . 7Дней.ру. Дата обращения: 18 мая 2018. 17 мая 2018 года.
  27. . Международный объединенный биографический центр. Дата обращения: 26 июля 2016. 21 августа 2016 года.
  28. . mkrf.ru. Дата обращения: 13 июля 2016. 18 августа 2016 года.
Комментарии
  1. Во времена СССР этот престижный конкурс советскими балетными школами полностью игнорировался.
  2. До этого золотую медаль из девушек получали Яна Курова (1976), Паола Канталупо (1977) и Нэнси-Энн Раффа (1980), затем в течение четырнадцати лет этой награды удостаивались только мальчики.
  3. За исполнение другой партии в этом балете на приз была также выдвинута Ульяна Лопаткина.
  4. Затем выходила на эту сцену в спектаклях « Манон » (2003, кавалер де Грие — Мануэль Легри) и « Лебединое озеро » (2006, редакция Рудольфа Нуреева, принц Зигфрид — Бенжамен Пеш), а также в балетах « » (2005, гастроли Мариинского театра) и « Утраченные иллюзии » (2014, гастроли Большого театра).
  5. Премьера в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, 7 ноября 2014 г.

Ссылки

Критика

  • // «Балет», № 1, 2001.

Интервью

  • Борис Тарасов. . Вечерняя Москва № 10 (24788) (23 января 2008). 19 мая 2012 года.
  • Борис Тарасов. . Театрал № 2 (47) (18 февраля 2008).
  • // интервью Майе Прицкер, 29 июня 2011.
  • // Собака.ru , 31 марта 2014.

Видео

  • // Телеканал «100 ТВ», 24 мая 2009.
Источник —

Same as Вишнёва, Диана Викторовна