Interested Article - Бал-маскарад (опера)

« Бал-маскарад » ( итал. Un ballo in maschera ) — опера Джузеппе Верди в 3 действиях, 6 картинах, на либретто Антонио Сомма по сюжету Э. Скриба . Премьера состоялась в римском 17 февраля 1859 . Сюжет оперы основан на истории убийства короля Швеции Густава III , но был сильно изменён по требованию цензуры. В настоящее время при многих постановках используются изначальные шведские имена.

Премьера оперы «Бал-маскарад» состоялась 17 февраля 1859 года в Риме. Про эту, 23-ю по счёту оперу Верди, отличающуюся богатством мелодий и вокальным разнообразием, говорили, что каждая фраза в ней музыкальна, а каждая мелодия вокальна. Русская премьера «Бала» прошла на сцене Большого театра 8 декабря 1880 года. Впервые оперу исполняли на русском языке Антон Барцал (Ричард), Павел Хохлов (Ренато), Августа Верни (Амелия) и др. Выдержав ещё постановку и возобновление в 90-е годы XIX века, «Бал-маскарад» исчез с афиши в 1902, чтобы вернуться на сцену Большого только через 77 лет в постановке Альгиса Жюрайтиса и Семёна Штейна и в роскошных декорациях главного художника Ла Скала , представителя знаменитой русской «живописной» династии Николая Бенуа.

Действующие лица

Роль Голос
Ричард, граф Уорик , губернатор Бостона ( Густав , король Швеции ) тенор
Амелия , жена Ренато сопрано
Ренато , муж Амелии, секретарь Ричарда ( граф Анкарстрём ) баритон
Оскар , паж сопрано
Ульрика ( мадам Арвидсон ), гадалка контральто
Судья тенор
Сильван ( Христиан ) бас
Сэмюэль ( граф Риббинг ) бас
Том ( граф Горн ) бас

Содержание

Швеция , 1792 — или Бостон , Массачусетс , конец XVIII века .

Акт I Картина первая Утро. Ричард, губернатор штата Массачусетс, принимает посетителей, среди них — враги Ричарда: Сэмюэль и Том, чей недовольный ропот смешивается со всеобщим восхвалением губернатора (хор «Posa in pace»; «Спи, наш Ричард»). Паж Оскар приносит Ричарду список приглашённых на бал, который должен состояться в скором времени. Среди приглашённых и Амелия, жена секретаря и друга губернатора креола Ренато, в которую он тайно влюблён («La rivedra nell’estasi»; «Вновь хоть на миг моя любовь»). Ренато сообщает Ричарду, что Сэмюэль и Том готовят заговор, угрожающий жизни губернатора («Alla vita che t’arride»; «Помни, граф, с твоей судьбою»). Затем они, а также Оскар и судья отправляются в масках к негритянке Ульрике, прославленной волшебнице (финальный ансамбль «Ogni cura si doni al biletto»; «С вами ночью к гадалке пойду я»).

Картина вторая Ульрика колдует в своём жилище («Re dell’abisso»; «Царь преисподней, мне явись»). Появляется Ричард в костюме рыбака, но в этот момент Сильвано, слуга Амелии, просит принять его госпожу. Ульрика остаётся с ней наедине. Ричард, спрятавшись, слышит их разговор. Амелия признаётся, что влюблена и просит дать ей зелье, которое излечило бы её от преступной страсти. Колдунья велит Амелии пойти ночью на пустырь, где совершаются казни («Della citta all’occaso»; «Если пойдёшь на запад»), и собрать там волшебную траву. Как только молодая женщина уходит, Ричард просит Ульрику предсказать ему судьбу («Di tu se fedele»; «Скажи, не грозит ли мне буря морская»). Ульрика говорит, что он умрёт от руки друга. Ричард настроен скептически («E scherzo od e follia»; «Безумство или шутка»). Колдунья предупреждает графа, что его убийцей станет тот, кто первым пожмёт его руку. Этим человеком оказывается Ренато, и все убеждаются в лживости её предсказаний.

Акт II Ночь. Пустынное поле в окрестностях Бостона. Луна освещает силуэты виселиц. Сюда пришла Амелия («Ecco l’orrido campo»; «Вот оно, это поле»). Она влюблена в Ричарда, и мысль о разлуке с ним для неё невыносима («Ma dall’arido stelo»; «Я найду колдовскую траву»). Появляется Ричард и признаётся ей в любви («Non sai tu che se l’anima mia»; «Ты не знаешь, как совесть сурово»). С восторгом он узнаёт, что Амелия тоже любит его («Ah, qual soave brivido»; «О, эти сладкие слова»). Их идиллию нарушает неожиданный приход Ренато: он предупреждает губернатора о близкой опасности. Ричард просит позаботиться о его даме, скрывшей лицо под вуалью, и бежит ( терцет «Odi tu come fremono cupi»; «Что-то там на скале зашуршало»). Ренато преграждает дорогу заговорщикам, Амелия, придя к нему на помощь, случайно открывает своё лицо. Сэмюэль и Том подсмеиваются над Ренато. Он же, горя жаждой мщения, договаривается с ними о встрече, намереваясь участвовать в заговоре.

Акт III Картина первая Кабинет в доме Ренато. В глубине — портрет Ричарда во весь рост. Ренато угрожает Амелии смертью, она просит позволить ей в последний раз обнять сына («Morro, ma prima in grazia»; «Позволь мне перед смертью»). Муж понимает, что должен мстить не ей, а другу-предателю и с горечью обращается к портрету («Eri tu che macchiavi quell’anima»; «Это ты отравил душу ядом»). Приходят Сэмюэль и Том и вместе с Ренато решают тянуть жребий, кому убить графа (терцет «Dunque l’onta di tutti sol una»; «Нас свела наша тайная рана»). Ренато заставляет Амелию вынуть жребий: он падает на её мужа. Убийство должно произойти во время бала-маскарада, и заговорщики уже предвкушают победу.

Картина вторая Кабинет Ричарда. Он подписывает указ, по которому Ренато и его жена должны переехать в Англию («Forse la soglia attinse»; «Верно, она уже дома»). Грустные предчувствия теснят его душу, когда он думает об Амелии («Ma se m’e forza perderti»; «Навек расстаться мы должны»).

Картина третья Бал. Ричард спешит увидеть возлюбленную («Si, rivederti Amelia»; «Видеть тебя, Амелия»). Смешавшись с толпой гостей, Ренато узнаёт у Оскара, под какой маской скрылся Ричард. Амелия предупреждает его об опасности, оба вновь охвачены страстью (дуэт «Ah! perche qui!.. fuggite», «T’amo, si, t’amo, e in lagrime»; «Ах, все вы здесь! Бегите!», «Видишь, в слезах тебя молю»). Ричард сообщает Амелии о предстоящей разлуке. Когда он прощается с ней, Ренато наносит ему смертельный удар. Среди всеобщего замешательства Ричард оправдывает Амелию («Ella e pura: in braccio a morte»; «Умирая, тебе клянусь я… она невинна»). Он умирает, простив своих убийц.


Известные аудиозаписи

а) Всемирно известные записи:

Исполнители: Ричард Беньямино Джильи , Ренато Джино Бекки , Амелия — Мария Канилья , Ульрика Федора Барбьери , Оскар — Э. Тибетти, хор и оркестр Римской оперы , дирижёр — , 1943 год.

Исполнители: Ричард Джузеппе ди Стефано , Ренато Этторе Бастианини , Амелия Мария Каллас , Ульрика Джульетта Симионато , Оскар — Эуджения Ратти, хор и оркестр театра « Ла Скала », дирижёр — Джанандреа Гавадзени , 1957 год.

Исполнители: Ричард Пласидо Доминго , Ренато Пьеро Каппуччилли , Амелия — Мартина Арройо, Ульрика Фьоренца Коссотто , Оскар — Рери Грист, хор театра « Ковент-Гарден », оркестр «Нью Филармония» (Лондон), дирижёр — Риккардо Мути , 1975 год.

Исполнители: Ричард Хосе Каррерас , Ренато Юрий Мазурок , Амелия Катя Риччарелли , Ульрика — Патриция Пейн, Оскар Кэтлин Бэттл , хор и оркестр Оперы Сан-Франциско, дирижёр — Курт Герберт Адлер, 1977 год.

Исполнители: Ричард Пласидо Доминго , Ренато Ренато Брузон , Амелия Катя Риччарелли , Ульрика Елена Образцова , Оскар Эдита Груберова , хор и оркестр театра « Ла Скала », дирижёр — Клаудио Аббадо , 1979 год.

Исполнители: Ричард — Зураб Соткилава , Ренато — Юрий Мазурок , Амелия — Тамара Милашкина , Ульрика — Елена Образцова , Оскар — Ирина Журина , хор и оркестр Большого театра СССР, дирижёр — Альгис Жюрайтис , 1979 год.

б) Локально известные записи:

Исполнители: Ричард Бадри Майсурадзе , Ренато Владимир Редькин , Амелия Маквала Касрашвили , Ульрика — Ирина Макарова, Оскар — Оксана Ломова, Сильвано — , Самуэль Пётр Глубокий , Том Александр Науменко , Судья — Николай Казанский, Слуга Амелии — Юрий Маркелов, хор и оркестр Большого театра России , дирижёр — Лютаурас Бальчюнас, 2003 год.

Исполнители: Ричард — Владимир Чеберяк, Ренато — Раиль Кучуков, Амелия — Ирина Заруцкая, Ульрика — Татьяна Никанорова, Оскар — Альфия Каримова, Сильвано — Владимир Копытов, хор и оркестр Башкирского театра оперы и балета, дирижёр — Роберт Лютер, 2007 год.

В астрономии

В честь героини оперы Верди Ульрики назван астероид (885) Ульрика , открытый в 1917 году российским астрономом Сергеем Ивановичем Белявским .

Примечания

  1. — 1808.

Ссылки

  • — Сайт Государственного Большого театра России
  • — Путеводитель по операм. Имре Балашша (1965); Гл. 117
  • — Путеводитель по операм. Имре Балашша (1965); Гл. 118
Источник —

Same as Бал-маскарад (опера)