Interested Article - Перуцци, Бальдассаре

Бальдассаре Томмазо Перуцци ( итал. Baldassare Tommaso Peruzzi ; 7 марта 1481 , Сиена 6 января 1536 , Рим ) — итальянский архитектор и живописец эпохи Высокого Возрождения и раннего маньеризма .

Биография

Родился в небольшом городке близ Сиены. С 1503 года работал в Риме. Быстро получил признание как архитектор и мастер иллюзорных росписей, создающих эффект продолжения архитектурного пространства: квадратуры . Поэтому Перуцци считают создателем римской школы фасадных росписей, в основном гризайлью , но они не сохранились до нашего времени. Вначале Перуцци работал вместе с Донато Браманте , но затем перешёл к Рафаэлю . Биографы считают автором знаменитого «Письма Рафаэля» папе Льву Х — введения к Археологическому плану античного Рима — именно Перуцци.

Палаццо Массимо-алле-Колонне в Риме. 1532—1536

В 1508—1511 годах Бальдассаре Перуцци совместно с Рафаэлем, Себастьяно дель Пьомбо и другими участвовал в постройке и росписях виллы Фарнезина в Риме. Именно там он написал свою знаменитую квадратуру в «Зале перспектив» (1508—1511). После смерти Рафаэля в 1520 году вместе с Антонио да Сангалло Младшим возглавлял работу по строительству собора Святого Петра . После страшного разграбления Рима в 1527 году Бальдассаре Перуцци вернулся в родную Сиену и работал там архитектором республики. В 1535 году вернулся в Рим. Его последней постройкой стал Палаццо Массимо-алле-Колонне в Риме ( 1532 1536 ).

Перуцци погребен в римском Пантеоне рядом с могилой Рафаэля. Учеником Перуцци был архитектор-маньерист и теоретик Себастьяно Серлио . Сын Бальдассаре Перуцци — Джованни Саллюстио также был архитектором. Другой сын, Онорио, учился живописи у своего отца, а затем стал доминиканским священником в монастыре Санта-Мария-сопра-Минерва в Риме .

В числе его учеников — Пьетро Катанео .

Особенности стиля

Перуцци. Музы танцуют с Аполлоном. Флоренция

Перуцци увлекался античной археологией, математикой, астрономией, геометрией и перспективой. Он был подлинным человеком возрождения, но в своём индивидуальном стиле причудливо соединял нормы римского классицизма , созданные Браманте и Рафаэлем, с элементами маньеризма, нарождающегося барокко и родными ему готическими архаизмами сиенской школы живописи . В этом он типичный маньерист. В его архитектурных работах маньеризм проявился, по тонкому наблюдению Б. Р. Виппера , в необычно изогнутом фасаде, аритмично расставленных колоннах и пропорциях оконных проёмов Палаццо Массимо-алле-Колонне . В его живописных работах привлекает необычная экспрессия, типично маньеристичная изощрённость заполнения фигурами всего изобразительного пространства.

Кисти Перуцци принадлежат фрески в Санта-Мария-делла-Паче , Палаццо Мадама , римских церквах Сант-Онофрио-аль-Джаниколо , Сан-Пьетро-ин-Монторио и Сан-Рокко, росписи в Капелле Сан Джованни (Святого Иоанна Крестителя) в Соборе Сиены . С точки зрения иконографии музыкальных инструментов интересен полиптих Перуцци «Четыре музыкальных бога», на котором изображены Пан , Амфион , Мусей и Марсий (выставлен в Лувре ).

Перуцци в России

Рисунок Перуцци «Андрокл и лев», созданный по мотивам сказаний о рабе Андрокле , находится в собрании Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

Примечания

  1. Baldassare Peruzzi // (нидерл.)
  2. Baldassare Peruzzi // (англ.) OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
  3. (англ.) — 2017.
  4. Виктор Власов . Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 3. — Словарь имен, 1997. — С. 151—152

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • от 19 сентября 2013 на Wayback Machine (англ.)
  • от 2 января 2010 на Wayback Machine
Источник —

Same as Перуцци, Бальдассаре