Interested Article - Бибоп

Бибоп , би-боп , боп ( англ. bebop ) — джазовый стиль, сложившийся в начале — середине 40-х годов XX века в США и характеризуемый быстрым темпом и сложными импровизациями , основанными на обыгрывании гармонии , а не мелодии .

Бибоп сделал революцию в джазе, боперы создавали новые представления о том, что такое музыка. Основоположниками бибопа стали: саксофонист Чарли Паркер , трубач Диззи Гиллеспи , пианисты Бад Пауэлл и Телониус Монк , барабанщик Макс Роуч . Этап бибопа стал значительным смещением акцента в джазе от танцевальной музыки , основанной на мелодии, к менее популярной «музыке для музыкантов», более основанной на ритме . Боп-музыканты предпочитали сложные импровизации, основанные на обыгрывании последовательностей аккордов , вместо варьирования мелодии. Боп был быстр, резок, он был «жесток со слушателем».

История

В начале 30-х годов многие творческие музыканты начали остро ощущать застой в развитии джаза, возникший из-за появления огромного числа модных танцевально-джазовых оркестров. Они не стремились к выражению истинного духа джаза, а пользовались тиражированными заготовками и приёмами лучших коллективов. Попытка вырваться из тупикового состояния была предпринята молодыми, в первую очередь — нью-йоркскими музыкантами, к числу которых можно отнести альт-саксофониста Чарли Паркера , трубача Диззи Гиллеспи , ударника Кенни Кларка (Kenny Clarke), пианиста Телониуса Монка . Постепенно в их экспериментах стал вырисовываться новый стиль, получивший с легкой руки Гиллеспи название «бибоп» или просто «боп». По его легенде это название образовалось как сочетание слогов, которыми он напевал характерный для бопа музыкальный интервал — блюзовую квинту , появившуюся в бопе в дополнение к блюзовым терции и септиме .

Основным отличием нового стиля стала усложнённая и построенная на иных принципах гармония. Сверхбыстрый темп исполнения был введён Паркером и Гиллеспи, дабы не подпустить к их новым импровизациям непрофессионалов. Сложность построения фраз по сравнению со свингом прежде всего состоит в начальной доле . Импровизационная фраза в бибопе может начинаться с синкопированной доли, может со второй доли; нередко фраза обыгрывала уже известную тему или гармоническую сетку (« Anthropology »).

Кроме всего прочего, отличительной чертой всех боперов стала эпатажная манера поведения: изогнутая труба «Диззи» Гиллеспи, поведение Паркера и Гиллеспи, нелепые шляпы Монка и т. д. Та революция, которую произвёл бибоп, оказалась богатой на последствия. На раннем этапе своего творчества боперами считались: Эрролл Гарнер , Оскар Питерсон , Рэй Браун , Джордж Ширинг и многие другие. Из основателей бибопа лишь судьба Диззи Гиллеспи сложилась удачно. Он продолжил свои эксперименты в афро-кубинском стиле, популяризовал латино-джаз , открыл миру звёзды латиноамериканского джаза — Артуро Сандоваль , , Чучо Вальдес и многие другие.

Благодаря признанию бибопа как музыки, которая требовала от музыканта инструментальной виртуозности и знания сложных гармоний, джазовые инструменталисты быстро завоевали популярность. Они сочиняли мелодии, которые совершали зигзаги и вращения в соответствии с изменениями аккордов повышенной сложности. Солисты в своих импровизациях использовали диссонансные к тональности ноты, создавая музыку более экзотическую, с более острым звучанием. Привлекательность синкопирования привела к беспрецедентным акцентам.

Бибоп лучше всего подходил для игры в формате маленькой группы типа квартета и квинтета , которые оказались идеальными и по экономическим, и по художественным причинам. Такая музыка процветала в городских джаз- клубах , куда зрители приезжали, чтобы послушать изобретательных солистов, а не танцевать под любимые хиты. Музыканты бибопа превращали джаз в художественную форму, которая обращалась больше к интеллекту, чем к чувствам.

С эрой бибопа пришли новые джазовые звезды, среди которых были трубачи Клиффорд Браун , Фредди Хаббард и Майлз Дэвис , саксофонисты Декстер Гордон , Арт Пеппер , , , Сонни Ститт и Джон Колтрэйн , а также тромбонист .

В 1950-х и 1960-х бибоп прошёл несколько мутаций, среди которых были стили хард-боп , кул-джаз и пост-боп . Формат маленькой музыкальной группы (комбо), состоявшей, как правило, из одного или нескольких (обычно не более трёх) духовых инструментов, фортепиано , контрабаса и барабанов , остаётся стандартным джазовым составом и сегодня.

В культуре

По имени данного жанра назван персонаж мультсериала « Черепашки-ниндзя » Бибоп , представляющий собой мутанта человека- кабана .

По имени жанра так же назван аниме-сериал « Ковбойский Бибоп », сочетающий в аудиальной составляющей различные жанры джаза и блюза .

См. также

Примечания

  1. Пешев Д. Ф. от 26 февраля 2022 на Wayback Machine // «Современные наукоемкие технологии». – 2015. – № 12 (часть 5) — С. 924-928

Ссылки

Источник —

Same as Бибоп