Interested Article - Блэйки, Арт

Артур (Арт) Блэ́йки ( англ. Art Blakey ; 11 октября 1919 , Питтсбург 16 октября 1990 , Нью-Йорк ) — американский джазовый барабанщик, работал в стилях бибоп , хард-боп . Музыка основанного им ансамбля « » представляет собой особый стиль, имеющий много общего со стилями соул и фанк . В 1940-е годы принял ислам и какое-то время именовал себя Абдулла ибн Бухаина ( Abdullah Ibn Buhaina ).

Биография

Карьеру музыканта начал в 15 лет в качестве пианиста, хотя обучался игре на фортепиано непрофессионально (частные уроки), чтобы содержать семью. Впоследствии перешёл на барабаны , так как владелец ночного бара, в котором играл Блэйки, взял на работу другого пианиста, а место ударника было вакантным. Инструментом овладел самостоятельно, под влиянием известного в 30-е годы ударника Чика Уэбба .

В 1939 году был принят в оркестр Флетчера Хендерсона (Fletcher Henderson), где играл в стиле свинг . В составе этого оркестра был замечен пианисткой Мери Лу Уильямс (Mary Lou Williams), и в 1940 году перешёл в её ансамбль. В 1944 году он уже возглавлял свою собственную группу в Бостоне , когда ему позвонил Билли Экстайн (Billy Eckstine), и для Арта наступил, по его словам, самый важный этап в его музыкальном развитии — трёхлетний период работы в биг-бэнде Экстайна. Этот феноменальный оркестр был первым из больших ансамблей, исполнявшим музыку в стиле бибоп , объединив выдающихся музыкантов. Блейки попал в число новаторов бибопа, таких как Чарли Паркер , Диззи Гиллеспи , Майлз Дэвис и другие.

Когда Экстайн распустил свой оркестр в 1947 году, Арт Блэйки организовал оркестр «Seventeen Messengers», позже называвшийся «Jazz Messengers» — известнейший из его ансамблей, ставший историческим на долгое время. В это же время принимал участие в записях на пластинку пианиста-композитора Телониуса Монка . Бытует мнение, что Блэйки был одним из немногих ударников, легко вживавшихся в музыку Монка, который стал для него не только коллегой, но и хорошим другом. Следующий год Блэйки провёл в Африке , где принял ислам и сменил имя на арабское Abdullah ibn Buhaina. Отсюда и пошло прозвище «Bu».

По возвращении в США записывался вновь под именем Арт Блэйки вместе с Чарли Паркером, Майлзом Дэвисом, Клиффордом Брауном и Хорасом Силвером . Сотрудничество с Силвером продлилось несколько лет и принесло большое развитие стилю . Возрожденные с помощью Силвера «Jazz Messengers» стали хорошим плацдармом для молодых талантливых музыкантов того времени. У Арта Блэйки было хорошее чутьё на молодые таланты. Он находил новичков, помогал им расти и шлифовать мастерство, а когда они вырастали настолько, чтобы продолжить самостоятельную карьеру, он находил новых. За годы существования ансамбля в нём играли Ли Морган , Уэйн Шортер , Фредди Хаббард , (Johnny Griffin), (Jackie McLean), Дональд Бёрд (Donald Byrd), Бобби Тиммонс (Bobby Timmons), (Cedar Walton), Бенни Голсон , (Joanne Brackeen), (Billy Harper), (Bill Pierce), Брэнфорд Марсалис (Branford Marsalis), Уинтон Марсалис , Джеймс Уильямс (James Williams), Кит Джарретт , (Chuck Mangione), Кёртис Фуллер (Curtis Fuller), Хэнк Мобли , (Jymie Merritt), Джон Гилмор (John Gilmore), (Woodie Shaw), (Gary Bartz), (Geoff Keezer), трубач Валерий Пономарёв и многие другие.

Вплоть до старости Блэйки поддерживал напряжённый график гастролей «Jazz Messengers», а помимо этого принял участие в мировом турне «Giants of Jazz» (с Диззи Гиллеспи и Телониусом Монком), а также часто выступал как солист на « » в Нью-Йорке (особенно незабываемо его участие в «битве на барабанах» с Максом Роучем , Бадди Ричем и Элвином Джонсом , 1974).

Умер в больнице святого Винсента в Нью-Йорке от рака лёгких .

Примечания

Ссылки

Источник —

Same as Блэйки, Арт