Interested Article - Браун, Рэй

Рэй Браун ( англ. Ray Brown ; 13 октября 1926 2 июля 2002 ) — американский джазовый музыкант, один из лучших джазовых контрабасистов . В основном, его творчество можно отнести к жанру бибоп . Его игра отличается точностью, красотой и отличимостью звука, полнотой и виртуозностью сделанных со вкусом басовых соло , устойчивым развитым динамичным свингом .

Он играет настолько совершенные ноты, как будто бы сидел всю ночь, устанавливая пальцы в наилучшие позиции для игры. Он - Бах среди басистов

Рэй Браун оказал очень большое влияние на манеру исполнения и технику игры многих джазовых басистов .

Биография и карьера

Рэй Браун родился в Питтсбурге, 13 октября 1926 года. Его первым инструментом было фортепиано , уроки которого Рэй Браун стал брать с восьми лет. Его отец хотел, чтобы Рэй Браун играл как Фэтс Уоллер , и в том возрасте Рэй играл его произведения на память. Затем, отец захотел, чтобы Рэй играл как Арт Тэйтум . Как вспоминает сам Рэй Браун

Это было уже несколько сложнее. Но это не было причиной тому, что я оставил игру на фортепиано. Я не мог найти себя в фортепиано. Оно не давало мне того, что я хотел. Кроме того, я был в школьном оркестре, а там было четырнадцать пианистов…

Рэй хотел играть на тромбоне , но семья не могла себе позволить купить инструмент (или, может быть, тромбон также не давал ему того, что он искал). В школе был контрабас, и Рэй начал играть на нём — к тому же ему некоторое время позволялось уносить его домой на выходные. Но все же, в конце концов, отцу пришлось купить ему инструмент.

Несмотря на то, что он уже имел предложения от профессиональных джаз-бэндов, мать заставила его окончить школу. Немедленно по её окончании в 1944 году, Рэй Браун покинул город и был занят в течение полугода в Jimmy Hinsley’s band , а затем в Luis (Snookum) Russell’s band . В тот момент Рэй Браун испытывал сильное влияние , басиста оркестра Дюка Эллингтона .

В 1946 году Рэй Браун счел себя достаточно подготовленным, чтобы попытать счастья в Нью-Йорке . Сразу по прибытии он направился в клуб на 52-й улице, где, наряду с известнейшими джазменами того времени, он встретил Хэнка Джонса, с кем был знаком, а тот, в свою очередь, познакомил его с Диззи Гиллеспи .

После того, как мы поговорили, Хэнк сказал: «Только что пришёл Диззи Гиллеспи». Я сказал: «Где?! Представь меня! Я хочу с ним встретиться». Хэнк представил меня…«Ты хочешь сыграть?» — спросил Диззи. Я был близок к инфаркту…

Звёзды джаза, включая Рэя Брауна. Между 1946 и 1948 годами

После прослушивания, восемнадцатилетний Рэй Браун был принят в группу. Наряду с ним и Диззи в ней играли Бад Пауэлл, Макс Роч и Чарли Паркер , а чуть позже добавился Милт Джексон . Рэй Браун оставался в оркестре Диззи до 1948 года. Тогда, в качестве приглашенного гостя, в концертах группы участвовала молодая певица Элла Фицджеральд . В 1948 году Рэй Браун оставил работу у Диззи Гиллеспи и в это же время женился на Элле Фицджеральд . C 1948 года по 1951 год Рэй Браун работал в трио вместе с Хэнком Джонсом и Чарли Смитом Брауном, где он был в том числе и музыкальным директором. Это трио наряду с собственной работой, аккомпанировало Элле Фицджеральд . В 1952 году Рэй Браун с Эллой Фицджеральд развелись, но остались добрыми друзьями на всю жизнь.

Ещё в 1949 году Рэй Браун встретил Оскара Питерсона , джазового пианиста , с которым впервые сыграл в том же году на Jazz at the Philharmonic concert, а с 1951 года началась совместная работа, которая продолжалась вплоть до 1966 года. Также в этот период Рэй Браун работает с Milt Jackson Quartet , который через год превращается в именитый Modern Jazz Quartet . Кроме того, Рэй Браун гастролирует с проектом Jazz at the Philharmonic.

В 1966 году Рэй Браун переехал в Лос-Анджелес , что вызвало панику среди живущих там басистов , решивших, что Рэй Браун отнимет у них студийную работу. Браун в самом деле стал весьма востребованным студийным музыкантом, однако он кроме того занимался продюсированием и менеджментом . В то время им были написаны пособия для игры на контрабасе , и там же он разработал свой отличительный знак — инструмент, представляющий собой гибрид контрабаса и виолончели и ставший предшественником . Многие молодые басисты Лос-Анджелеса в конце концов поняли, что ошибались в прогнозах. Рэй Браун не только не отнял у них работу, но и напротив, выступил талантливым преподавателем и менеджером, продвигающим молодые таланты .

С 1972 года сотрудничает с Дюком Эллингтоном , в 70-е годы басист руководит известными джазовыми фестивалями Monterey и Concord.

C 1974 года по 1982 год, Рэй Браун выступал и записал несколько альбомов с гитаристом Лориндо Альмейдо, саксофонистом и флейтистом Бадом Шэнком и барабанщиком Шелли Мэнном , которого после 1977 года заменил Джефф Хамильтон. Группа выступал под названием .

В течение своей долгой карьеры Рэй Браун записывался со многими известными музыкантами. В 90-х Браун создает свой всемирно известный проект « », в котором он играет с самыми именитыми музыкантами старого и нового джаза.

Рэй Браун умер по дороге в Индианаполис , где должен был играть в концерте Jazz Kitchen, в то время, когда он вздремнул после партии гольфа. В соответствии с его инструкциями на случай смерти, на похоронах была организована вечеринка — джем-сейшн продолжался весь вечер.

Я просто играю на контрабасе уже почти шестьдесят лет. Я думаю… Басист должен всегда иметь прежде всего отличный ритм и отличный звук. Хорошо взаимодействовать с ансамблем.

Что такое джаз? Джаз — это чувство. Это зависит от тебя, от того, что эта музыка для тебя означает. Для разных людей — по-разному. Для меня джаз — доброе чувство, оно заставляет меня улыбаться, двигаться, притоптывать ногой.

Разные ощущения джаза чаще всего и не пересекаются, потому что те, кто по-другому чувствует, по-другому и играют. Я играю вот так — со свингом. И в коллективах, где я играл, всегда ценили именно это, иначе меня бы и не приглашали» .

По версии Рэй Браун занимает 4 место среди лучших джазовых музыкантов стиля хард-боп , 7 место среди лучшых джазовых басистов, его совместный с Дюком Эллингтоном альбом This One’s For Blanton занимает 106 место среди лучших джазовых альбомов.

Его песня «Gravy Waltz» в 1963 году была удостоена Грэмми как лучшая джазовая композиция, и дважды (1990, 1991) Рэй Браун в составе трио Оскара Питерсона был лауреатом премии в номинации «лучшее джазовое выступление»

Из книги « Джазовые портреты » Харуки Мураками :

В игре Рэя Брауна нет лишних хитростей. Он играет просто, по-деловому. Демонстрируя мастерские соло, вызывающие возгласы восхищения, Рэй Браун никогда не выставляет целиком весь арсенал коронных «штучек». Своей невозмутимостью он напоминает искусного собеседника, временами вставляющего в светскую беседу острое словцо. Рэй Браун четко знает, что главная цель контрабасиста — задавать ритм, указывая тем самым другим исполнителям на их место в музыкальном процессе. Все остальные «штучки» — всего лишь «скромный десерт», подавать который ему доставляет большое удовольствие. Слушая Рэя Брауна, чувствуешь, как рождается джаз, и к горлу подкатывает комок. В этом и заключается величие музыканта.

Дискография

Сольные работы (в качестве лидера)

  • New Sounds in Modern Music (1946),
  • Bass Hit! (1956),
  • This is Ray Brown (1958), Polygram
  • Jazz Cello (1960), Verve Records
  • Ray Brown with the All Star Band (1962), Verve Records
  • Featuring Cannonball Adderley (1962), Verve Records
  • Much in Common with Milt Jackson (1962), Polygram
  • Ray Brown with Milt Jackson (1965), Verve Records
  • This One's for Blanton (c Дюком Эллингтоном ) (1972), Original Jazz
  • The Giants (с Оскаром Питерсоном и Joe Pass ) (1974), Original Jazz Classics
  • Hot Tracks (с (1975),
  • Brown's Bag (1975),
  • Overseas Special (1975),
  • The Big 3 (1975),
  • As Good as it Gets (1977),
  • Something for Lester (1977), (Japanese)
  • Tasty! (1979),
  • Live at the Concord Jazz Festival (1979),
  • Echoes from West (1981), Atlas
  • (1982), Japanese
  • Milt Jackson (1982), Brown Jam - (
  • Soular Energy (1984), Groove Note/Concord Jazz
  • One O'Clock Jump (1984), Verve Records
  • Bye Bye Blackbird (1985), Paddle Wheel
  • Don't Forget the Blues (1985),
  • The Red Hot Ray Brown Trio (1985) Telarc (частично переиздан (2003)),
  • Two Bass Hits (1988), Capri
  • Bam Bam Bam повторный выпуск (1988),
  • Georgia on My Mind (1989), LOB
  • Moore Makes 4 (1990),
  • Summer Wind: Live at the Loa (1990),
  • 3 Dimensional: The Ray Brown Trio (1991),
  • Ray Brown's New Two Bass Hits (1991)
  • Bassface (1993),
  • Black Orpheus (1994), Evidence
  • Don't Get Sassy (1994),
  • Some of My Best Friends Are ... The Piano Players (1994),
  • Seven Steps to Heaven (1995),
  • Some of My Best Friends Are ... The Sax Players (1996),
  • Live at Scullers (1996),
  • SuperBass (1997),
  • Some of My Best Friends Are ... Singers (1998),
  • Summertime (Ray Brown Trio, Ulf Wakenius (1998),
  • Moonlight in Vermont (1998), Prevue
  • Christmas Songs with The Ray Brown Trio (1999),
  • Some of My Best Friends Are ... The Trumpet Players (2000),
  • Blues for Jazzo (2000), Prevue
  • Live at Starbucks (2001),
  • SuperBass 2 (2001),
  • In the Pocket (с /Ray Brown Sextet (2002),
  • Some of My Best Friends Are ... Guitarists (2002),
  • Walk On (2003),
  • Live from New York to Tokyo (2003),
  • Bassics: The Best of the Ray Brown Trio 1997-2000 (2006),

Как соисполнитель

Как участник

Примечания

Ссылки

Источник —

Same as Браун, Рэй