Interested Article - В тёплых краях

«В тёплых краях» — картина российского художника- передвижника Николая Ярошенко , созданная в 1890 году в Кисловодске . Полотно находится в коллекции и постоянной экспозиции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге . Полотно было передано в дар музею супругой художника вскоре после его смерти в 1898 году .

На картине изображена Анна Константиновна Черткова , детская писательница и публицистка, супруга издателя и общественного деятеля Владимира Григорьевича Черткова , близкого друга Льва Толстого . Во время создания картины Ярошенко страдал тяжёлой формой туберкулёза горла . В письме Анне Чертковой он сообщал позднее: «Месяца полтора представлял из себя почти неподвижное и ни на что не пригодное тело, мог только лежать или сидеть в кресле, в подушках… как Вы на той картине, что я с Вас писал». Анна Черткова испытала за год до создания картины тяжёлое потрясение — в результате продолжавшейся всего два дня болезни скончалась её любимая двухлетняя дочь. Многие годы после этого она испытывала упадок жизненных сил и часто болела . Сохранились фотографии, запечатлевшие пребывание супружеской четы Чертковых у художника, а также зарисовки Николая Ярошенко, художника Михаила Нестерова и Владимира Черткова, относящиеся к процессу создания картины .

Современники сразу «признали и высоко оценили» картину «В тёплых краях». Она неоднократно привлекала внимание исследователей творчества Николая Ярошенко, культурологов, историков и краеведов как в советский период, так и в постсоветской России .

Изображение на картине

Картина изображает часть веранды , дома и двора Белой виллы художника в Кисловодске . Фоном является гора Сосновка с обрывом . Публицист и художественный критик Михаил Неведомский так описывал изображение героини на картине: «интеллигентная чахоточная девушка , встречающая свою последнюю весну среди зелени и цветов благодатнаго юга: вся закутанная, она сидит в кресле на террасе виллы в Крыму » . В другой своей статье он даже писал о картине: «молодая чахоточная барышня, приехавшая умирать под южным солнцем у моря, среди роз и платанов» . Эту мысль развивала доктор искусствоведения Алла Верещагина . Она увидела на картине бледную, печальную и больную женщину, «одиноко тоскующую… среди цветущей красоты южной природы» . Основатель и первый директор Мемориального музея-усадьбы Н. А. Ярошенко Владимир Секлюцкий предположил, что женщина погружена в воспоминания. Она полулежит среди подушек с наброшенным на колени пледом. Глаза задумчивы, они выражают стремление к жизни ( заслуженный работник культуры Российской Федерации Борис Розенфельд писал о них: «два чёрных уголька выразительных глаз» ), а губы как бы произносят слово «жить». Солнечный, наполненный зеленью и цветами, свежим горным воздухом пейзаж создаёт, по мнению Секлюцкого, атмосферу оптимизма и вселяет в зрителя надежду на выздоровление героини полотна. Он сожалел, что искусствоведы недооценивают эту картину. Секлюцкий отмечал в ней не только живописные достоинства, но и искреннее сопереживание художника своему персонажу, горячее желание помочь ей .

История создания картины

К середине 1880-х годов быстрый карьерный рост на государственной службе Николая Ярошенко остановился. Уже многие годы он был «полковником со старшинством », числился в гвардейской пешей артиллерии, являлся начальником мастерской при Санкт-Петербургском патронном заводе , исполнял «особые поручения» при нём . Он испытывал проблемы со здоровьем (именно в 1890 году у него произошло резкое обострение туберкулёза горла ), часто брал многомесячный отпуск (иногда без сохранения «на время оного» жалования от казны) . Художник активно участвовал в деятельности Товарищества передвижных художественных выставок , регулярно переизбирался в его Правление, занимался в нём мелкими повседневными делами: подготовка ящиков для картин, ведение кассы . Сотрудница Научно-исследовательского института теории и истории изобразительного искусства Фрида Рогинская утверждала, что он «фактически нёс на себе всю тяжесть руководства Товариществом» . Во второй половине 1880-х годов изобразительное искусство в России постепенно утрачивает гражданский пафос и пытается передать эмоциональное впечатление от реальности. Это поставило на первый план проблему профессионального мастерства и более строгих критериев его оценки . В связи с этим в самом Товариществе возникли острые разногласия между представителями старшего и младшего поколения, а также между самими основателями этого художественного движения. Ярошенко пытался сохранить не только единство Товарищества, но и его «жизнеспособность» .

Белая вилла Ярошенко в Кисловодске, современная фотография
Вид на гору Сосновка с террасы Белой виллы, современная фотография

Анна и Владимир Чертковы на Белой вилле у Ярошенко

Картину «В тёплых краях» Николай Ярошенко написал в Кисловодске на Белой вилле . Впервые в Кисловодске он побывал в 1875 году , в 1885 году супруга Ярошенко Мария Павловна приобрела там дачу , но окончательно он переехал туда из Санкт-Петербурга только в 1892 году после выхода в отставку с государственной службы в связи с резким ухудшением здоровья . Дом, где проживал, а затем и поселился в Кисловодске художник, стоял на возвышении, одной стороной он выходил на Соборную площадь, с другой стороны начинался фруктовый сад. Террасу расписал сам художник «в помпеянском стиле», на ней семья обычно обедала, пила чай, а летом проводила значительную часть свободного времени. С террасы открывался красивый вид на гору Сосновку. Именно здесь была написана картина «В тёплых краях» . В доме устраивались вечера для знакомых семьи Ярошенко, на террасе артисты, певцы и музыканты демонстрировали гостям своё искусство, на ней проходила свадьба дочери художника Михаила Нестерова Ольги. Одну из небольших комнат дома, в которой было широкое окно, художник оборудовал под мастерскую .

Летом 1890 года на Белой вилле гостили издатель и оппозиционный общественный деятель, последователь и друг Льва Толстого Владимир Чертков и его супруга Анна , которая в 1883 году стала прототипом получившей широкий общественный резонанс картины Николая Ярошенко « Курсистка » . Художник использовал их пребывание с пользой для себя. Маленький сын Чертковых Владимир (в семье его называли Дима) послужил моделью для картины «Спящий ребёнок» (1890, находилась в Полтавском художественном музее , погибла в годы Великой Отечественной войны ), а Анна позировала для полотна «В тёплых краях». За год до этого у Чертковых умерла дочь Ольга (1887 — 17 июля 1889) . Люся, как её называли в семье, была «живой и ласковой девочкой», любимицей всей семьи Чертковых и их многочисленных домочадцев . Она умерла от продолжавшейся всего два дня дизентерии . Смерть девочки стала тяжёлым ударом для матери. Анна Черткова многие годы после этого испытывала упадок жизненных сил и часто болела. Для её восстановления семья уехала на юг . Художник Михаил Нестеров , сам живший в то время в Кисловодске, писал, что Ярошенко выделил для проживания Чертковых целый флигель , который был даже больше, чем сама Белая вилла. В этом флигеле, по его словам, когда-то проживала Эмилия Шан-Гирей (прообраз княжны Мэри Михаила Лермонтова ). Нестеров упоминает, что Анна Черткова позировала Ярошенко, но саму картину он называет «Больная», а не «В тёплых краях» .

В коллекции Мемориального музея-усадьбы Н. А. Ярошенко находится фотография, на которой запечатлены находившиеся в 1890 году на Белой вилле Владимир и Анна Чертковы . Там же хранятся рисунки, сделанные художником в том году с Анны Чертковой: «А. К. Черткова на балконе» (бумага, итальянский графический карандаш, 17,5 × 13,3 см , на рисунке рукой сына Владимира сделана подпись «Набросок Ярошенко с моей матери») и «Дружеский шарж на семью Чертковых» (бумага, картон, графический карандаш, 20 × 23 см ) .

Семья Чертковых на Белой вилле в 1890 году

Современники о картине

Николай Ярошенко. «Проводил», 1890 год

В каталоге XIX Передвижной выставки упоминаются сразу четыре картины, представленные Николаем Ярошенко: « Портрет Н. Н. Ге » (№ 78, холст, масло, 92,5 × 73,5 см , в настоящее время полотно находится в Русском музее), «В тёплых краях» (№ 79 по каталогу), «Спящий ребёнок» (№ 80), «Проводил» (№ 81, холст, масло, 125 × 150 см , в коллекции Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля ) . Обычно в современном искусствоведении с этой выставкой связываются три картины — «Портрет Н. Н. Ге», «В тёплых краях» и «Проводил» . Только старший научный сотрудник Мемориального музея-усадьбы Н. А. Ярошенко Ирина Поленова в своей книге 2018 года упомянула в связи с выставкой «Спящего ребёнка» .

Учитывая, что картина «В тёплых краях» — портрет больной женщины, опирающейся на подушки, укутанной одеялом, печально доживающей в кресле на террасе кисловодской дачи, один из рецензентов-современников пошутил, что герой второй картины (на ней изображён одинокий старик, стоящий на опустевшем перроне ; под перекрытием вокзала висят густые клубы пара, расходятся после отхода поезда провожающие, носильщик сметает сор с каменных плит, заложив руки за спину рядом стоит безразличный ко всему полицейский) проводил в тёплые края именно ту страдающую чахоткой женщину, которая сидит в кресле на кисловодском балконе .

Современники, знакомые с Анной Чертковой, не узнавали её изображение на картине «Курсистка», а картину «В тёплых краях» воспринимали как традиционный портрет (хотя, по мнению историка культуры и автора биографии художника, вышедшей в советское время, Владимира Порудоминского , в ней присутствует более сложный сюжет) . Илья Репин писал Черткову: «Здесь на выставке изображение Анны Константиновны (работы Ярошенко) выздоравливающей очень мне понравилось. Выразительно и тонко написано. Прекрасная вещь» . Лев Толстой, увидев полотно «В тёплых краях» на посмертной выставке Ярошенко, назвал его «Галя в Кисловодске » (Галей называли Черткову близкие ей люди). Посетители Передвижной выставки жалели красивую даму, которой, по их мнению, суждено было покинуть земной мир. Порудоминский отмечал, что в этой картине страдание, которому, по его мнению, недостаёт «внутреннего содержания», «железа» и « фосфора », вызывает не сострадание, а жалость. По его словам, именно поэтому репродукции с картины «В тёплых краях» печатали до революции в журналах, предназначенных для обывателей .

Борис Розенфельд писал своей книге о Мемориальном музее-усадьбе художника, что современные критики картину «В тёплых краях» «признали и высоко оценили», считали «одной из лучших картин, написанных в Кисловодске» .

Картина «В тёплых краях» в коллекции Русского музея

Подпись Николая Ярошенко на картине «В тёплых краях»
Картина «В тёплых краях» в постоянной экспозиции Русского музея, 2020 год

В 1898 году супруга художника после смерти мужа передала в только что созданный Русский музей императора Александра III часть находившихся в её коллекции работ мужа , среди них была и эта картина . Картина «В тёплых краях» находится в коллекции Русского музея ( инв. — Ж-2500 ), а другой её вариант — в собрании в Екатеринбургском музее изобразительных искусств , куда его передал драматург и коллекционер Валерий Тэн , её последний частный владелец . Картина «В тёплых краях» находится в постоянной экспозиции Русского музея. Техника — масляная живопись по холсту . Размер — 107 (или 107,5 ) × 81 см . В правом нижнем углу картина подписана и датирована автором: «Н. Ярошенко. 1890». В разное время картина была представлена на выставках. Среди них: XIX Передвижная художественная выставка (1891), на групповой посмертной выставке трёх художников — Ивана Ендогурова , Ивана Шишкина , Николая Ярошенко в 1899 году и на выставке произведений Ярошенко в Москве в том же 1899 году .

В Национальном музее «Киевская картинная галерея» находится альбом художника, относящийся к концу 80-х — началу 90-х годов (обложка — 25,5 × 33,7 см , 27 листов, размер каждого из которых — 24 × 33 см , 22 из них заполнены карандашными рисунками, а остальные пустые). Лист 12 в этом альбоме занимает эскиз к картине «В тёплых краях». Слева вверху надпись «Н. Я. Выроб…». На обороте страницы находится портрет мужчины в шляпе. Этот эскиз экспонировался в 1948 году на выставке работ Николая Ярошенко в Киеве . Ещё один эскиз к картине, не отмеченный кандидатом искусствоведения Владимиром Прытковым в его монографии о творчестве Ярошенко, находится в Государственном музее Л. Н. Толстого (бумага, карандаш, 33 × 23 см , АИГ-858 / 21 , в коллекции он носит название «Набросок портрета А. К. Чертковой», на эскизе надпись: «В позировании для картины участвовала жена Владимира Григорьевича Черткова Анна Константиновна, урожд. Дитерихс», набросок подписан художником). В его центральной части изображена сидящая в кресле на веранде женщина, опирающаяся на подушки. На оборотной стороне листа портрет самого художника, сделанный оплечно в профиль .

В Государственном музее Л. Н. Толстого также хранится карандашный рисунок Владимира Черткова (1890, бумага, карандаш, находится в альбоме рисунков Владимира Черткова), на котором он изобразил Николая Ярошенко за работой на картиной «В тёплых краях» . Кандидат филологических наук Надежда Зайцева в своей статье упоминала о том, что Чертков делал в это время зарисовки самой картины, а также своей супруги .

Работа Николая Ярошенко над картиной

Картина в работах советских и российских искусствоведов и культурологов

«Курсистка», 1883 год, Н. Ярошенко , из музея в Киеве

Картина в работах советских исследователей

Последний секретарь Льва Толстого Валентин Булгаков , впоследствии автор воспоминаний об окружении писателя и советских художниках, хорошо знакомый как с Анной Чертковой, так и с Николаем Ярошенко, писал в своих воспоминаниях уже после Великой Отечественной войны:

Тут Анна Константиновна представлена уже в зрелом возрасте, после замужества и после одного тяжёлого заболевания: ещё не старая закутанная в плед и шали дама изображена сидящей в кресле на увитой розами открытой веранде где-то на юге, — в Крыму, вероятно. Тут хороша высунувшаяся из-под шали и протянутая по ручке кресла рука. Анну Константиновну можно узнать по одной только этой руке… Но и лицо очень похоже… Сходство лица, однако, уже по окончании картины сознательно уменьшено было художником по просьбе Анны Константиновны и её родных — ввиду того, что картина должна была пойти на большую петербургскую выставку.

Валентин Булгаков. Как прожита жизнь: Воспоминания последнего секретаря Л. Н. Толстого

Саму картину Булгаков называл «Выздоравливающая», а не «В тёплых краях». Он отмечал, что Ярошенко, видимо, привлекал «тип одухотворённого, тонкого, и внутренне и внешне целомудренно-привлекательного скромного женского существа», к которому принадлежала, по его мнению, Черткова .

Кандидат искусствоведения Владимир Прытков в монографии о творчестве Ярошенко писал, что в картине художник проявил незаурядный профессионализм. Накинутый на голову женщины шарф соответствует по цвету подушке, «голубоватой в полутенях и желтоватой на свету», «чёрное платье написано поверх коричневатой подготовки свободными мазками сине-фиолетового общего тона и хорошо сгармонировано с сиреневым пледом». По мнению Прыткова, безупречно переданы «бледное исхудалое лицо» и «тонкие, выразительные… руки». Мраморная балюстрада и передний план изображены с богатством оттенков, передающих предметы на открытом воздухе в условиях солнечного освещения. Обобщённо написанный задний план отличается «тонкой нюансировкой цвета», за балюстрадой тёмно-зелёная листва включает в себя «сочные пятна роз». Она находится в гармонии с одеждой женщины и ковром у её ног. В фигуре женщины, в движении рук, в бледном лице и взгляде чёрных глаз чувствуется порыв к жизни и одновременно горькое сознание того, что и «после её смерти будет „Равнодушная природа красою вечною сиять“ » .

Картина «В тёплых краях», по мнению Владимира Прыткова, раскрывает свою принадлежность к бытовому жанру не через действия персонажа, а через его переживания. С точки зрения исследователя, это в целом характерно для работ художника как 80-х, так и 90-х годов. Сохранился и использованный художником в 80-е годы принцип размещения единственного персонажа на переднем плане. При этом Прытков отмечал значительно большее общественное содержание «Курсистки», написанной в предшествовавшее десятилетие с той же самой Анны Чертковой, в сравнении с картиной «В тёплых краях» . Советский и российский искусствовед Татьяна Горина также считала, что в картине «В тёплых краях» Ярошенко ослабил социальную и нравственную проблематику, а также художественную цельность. По её мнению, в ней преобладает отвлечённо- гуманистическое содержание .

«Фрагментарная композиция» на картине «На качелях»

Кандидат искусствоведения Софья Гольдштейн отмечала использование в картине художником принципов фрагментарной композиции, характерных для целого ряда произведений бытового жанра Ярошенко конца 80-х — начала 90-х годов («На качелях», 1888, картон, масло, 58,3 × 40,5 см , Государственный Русский музей; «Мечтатель», 1892, местонахождение неизвестно; «Хор», 1894, первоначально — частное собрание Т. Н. Павловой в Санкт-Петербурге, в настоящее время — в Мемориальном музее-усадьбе Н. А. Ярошенко, и другие). Все они, за исключением картины «В вагоне» (конец 1880-х годов, холст, масло, 31 × 34 см , частное собрание Г. П. Белякова в Москве, справа внизу подпись «Н. Ярошенко» ), для которой характерна также и свежесть живописного решения, по её мнению, лишены «содержательности», которая свойственна лучшим картинам художника 1870—1880-х годов .

Фрагменты картины «В тёплых краях»

Анна Черткова на картине
Цветы за спиной Чертковой

Советский искусствовед Владимир Порудоминский подчёркивал в картине «В тёплых краях» грусть безнадёжно больной женщины, «с особой остротой ощущающей своё место в природе…». Последние годы сам Ярошенко страдал тяжёлой горловой чахоткой. В письме Анне Чертковой он сообщал: «Месяца полтора представлял собой почти неподвижное и ни на что не пригодное тело, мог только лежать или сидеть в кресле, в подушках… как Вы на той картине, что я с Вас писал» " . Владимир Порудоминский писал, что героиня картины «получилась красивой дамой с утончённо правильными чертами лица (в котором выразилось не столько страдание её или художника, сколько желание, чтобы вышло „трогательно“), с тонкими, изящными руками, которые она держит несколько напоказ; пейзаж написан в приглушённых тонах, линии и краски его успокоены, притишены, излюбленные Ярошенко могучие, грозные образы природы уступили место красивому виду, в значительной части скрытому окружающими балкон деревьями и кустарником, на балконе вдоль белых мраморных перил поставлены садовые растения в кадках, приятные розовые цветы радуют глаз» . Картиной «о печали угасания среди расцветающей природы» назвал полотно писатель и искусствовед Леонид Волынский .

Современные российские исследователи о картине

Ирина Поленова не видела в картине безысходности, хотя, по её мнению, художник размышлял в ней о быстротечности жизни. Она отмечала белый цвет подушек и платка женщины, контрастирующих с чёрным цветом её одежды. Чёрный цвет, по мнению Поленовой, лишь вносит «ноту траура» в «мирную сцену». Именно пейзажу принадлежит основная эмоциональная и смысловая роль. Неяркое солнце освещает зелёные склоны гор, лёгкая тень лежит на кронах деревьев и дорожке, посыпанной песком. Мягкие краски соответствуют свежести воздуха. Поленова делала акцент на том, что во взгляде женщины, изображённой на холсте, нет «отчаяния или протеста», а лишь задумчивость и серьёзность. Женщина воспринимает себя как частицу окружающего мира и принимает его законы. Умиротворённость природы, изображённой художником, соответствует настроению героини картины. Поленова считала, что нельзя ставить в упрёк картине отсутствие в ней общественного содержания, так как художник просто не ставил такой задачи. Она утверждала, что художник попытался передать понимание природы как возвышающего и придающего человеческому существованию смысл начала. Поленова отмечала драматизм полотна и внимание к переживаниям героини .

Историк Григорий Вольф отмечал в картине сочетание грусти и красоты, подчёркивал утончённые черты лица и тонкие изящные руки героини. Картина, с его точки зрения, передаёт « элегическое настроение человека, с особой остротой ощутившего бренность своего существования» . Кандидат искусствоведения Елена Петинова называла полотно «небольшой жанровой картиной, написанной на сугубо бытовой сюжет». Она отмечала в ней не свойственные ранее творчеству художника теплоту и проникновенность .

Примечания

Комментарии
  1. Ошибка Михаила Неведомского — Кисловодск не находится в Крыму.
  2. Супруга художника в материалах «К биографии Н. А. Ярошенко» утверждала, что начальник предлагал художнику подать прошение о выходе в отставку по болезни, что обеспечивало полную пенсию , но Ярошенко отверг это предложение, заявив, что уходит из-за желания свободно заниматься живописью .
  3. В настоящее время здесь располагается Мемориальный музей-усадьба Н. А. Ярошенко .
  4. Некоторые подробности о картине рассказывала в своей статье Н. В. Зайцева. Она утверждала, что картина носила название «Спящий ребёнок в коляске», что сохранился подготовительный карандашный рисунок к картине, на котором неустановленным лицом приписана карандашная подпись «Не помнит». На основе сличения почерков Зайцева пришла к выводу, что надпись была сделана рукой Е. Ф. Шершенёвой (в девичестве — Страхова), которая ещё девочкой вошла в семью Чертковых, но кого она расспрашивала об этом наброске и в чьих воспоминаниях знаний о нём не было, Зайцева установить так и не смогла .
  5. Борис Розефельд в книге о Белой вилле также пишет, что первоначально картина называлась «Больная» и только впоследствии получила известность под названием «В тёплых краях» .
  6. Владимир Прытков использовал цитату из стихотворения А. С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных», созданного поэтом в 1829 году .
  7. Письмо было написано художником 8 ноября 1894 года из Кисловодска — спустя четыре года после создания картины «В тёплых краях» .
Источники
  1. , с. 364.
  2. , с. 53.
  3. , с. 439.
  4. , с. 202.
  5. , с. 48.
  6. , с. 228.
  7. , с. 61.
  8. , с. 52.
  9. , с. 38, 286.
  10. , с. 62.
  11. , с. 67.
  12. , с. 38, 285.
  13. , с. 18.
  14. , с. 25—26, 38.
  15. , с. 38.
  16. , с. 39.
  17. , с. 1—365.
  18. , с. 285.
  19. , с. 52—53.
  20. , с. 53—54.
  21. , с. 286.
  22. , с. 96.
  23. , с. 134.
  24. , с. 363.
  25. , с. 372, 336.
  26. , с. 183.
  27. , с. 184.
  28. , с. 73—74.
  29. , с. 230.
  30. , с. 233.
  31. , с. 392.
  32. , с. 118, 141—142.
  33. , с. 141—142.
  34. , с. 144.
  35. , с. 201.
  36. . Виртуальный Русский музей (новый сайт). Дата обращения: 28 января 2020. 28 января 2020 года.
  37. , с. 237.
  38. , с. 301.
  39. . Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации. Дата обращения: 26 января 2020. Архивировано из 22 июня 2019 года.
  40. , с. 362, 365.
  41. , с. 362.
  42. , с. 335.
  43. Пушкин А. С. Брожу ли я вдоль улиц шумных // . — М. : ГИХЛ, 1959. — Т. 2. Стихотворения 1823—1836. — С. 264—265. — 799 с. 28 января 2020 года.
  44. , с. 173.
  45. , с. 174.
  46. , с. 30.
  47. , с. 236.
  48. , с. 360.
  49. , с. 133—134.
  50. , с. 143—144.
  51. , с. 133.
  52. , с. 107.
  53. , с. 27—28.
  54. , с. 736.

Литература

Источники
  • Нестеров М. Н. А. Ярошенко // Давние дни. Встречи и воспоминания. — М. : Искусство, 1959. — С. 53—80. — 399 с. — 15 000 экз.
  • Товарищество передвижных художественных выставок. Письма, документы. 1869—1899 / В. В. Андреева , М. В. Астафьева , С. Н. Гольдштейн , Н. Л. Приймак . — М. : Искусство , 1987. — 668 с.
  • Ярошенко М. П. К биографии Н. А. Ярошенко // Николай Александрович Ярошенко. Письма. Документы. Современники о художнике. — М. : БуксМАрт, 2018. — С. 64—69. — 296 с. — ISBN 978-5-906190-92-5 .
  • Ярошенко Н. А. Послужной список Н. А. Ярошенко // Николай Александрович Ярошенко. Письма. Документы. Современники о художнике. — М. : БуксМАрт, 2018. — С. 60—63. — 296 с. — ISBN 978-5-906190-92-5 .
  • Ярошенко Н. А. Из писем // Николай Александрович Ярошенко. Письма. Документы. Современники о художнике. — М. : БуксМАрт, 2018. — С. 70—156. — 296 с. — ISBN 978-5-906190-92-5 .
Научная и научно-популярная литература
  • Булгаков В. Ф. . Телятинки и Ясная Поляна после смерти Л. Н. Толстого // Как прожита жизнь: Воспоминания последнего секретаря Л. Н. Толстого. — М. : Кучково Поле, 2012. — 864 с. — (Tolstoy Series (Том 10)). — ISBN 978-5-9950-0273-4 .
  • Верещагина А. Г. . Николай Александрович Ярошенко. — Л. : Художник РСФСР, 1967. — 54 с. — (Народная библиотечка по искусству). — 20 000 экз.
  • Верещагина А. Г. О Н. А. Ярошенко // Наследие Н.А. Ярошенко в движении эпох [Текст]: Материалы международной науч.-практич. конференции, посвящ. 45-летию основания Мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко и 100-летию со дня рождения В. В. Секлюцкого — основателя и первого директора (6—8 июля 2007 г., Кисловодск) / Ред. кол. Б. Р. Гочияев, Н. С. Бескровная, Т. Т. Бурлакова. — Кисловодск: Издательство КГТИ, 2008. — С. 72—76. — 199 с. — (Народная библиотечка по искусству).
  • Волкова Т. Н. [Составитель]. Л. Н. Толстой и его близкие. — М. : Современник, 1986. — 373 с. — 50 000 экз.
  • Волынский Л. Н. . Лицо времени: Книга о русских художниках. 4-е изд.. — М. : Детская литература, 1982. — 238 с. — 50 000 экз.
  • Вольф Г. В. . — М. : Белый город, 2008. — 48 с. — (Мастера живописи). — 3000 экз. ISBN 978-5-7793-1339-1 .
  • Воронихина Л. Н. , Михайлова Т. М. Н. А. Ярошенко. Курсистка // Русская живопись XIX века: книга для чтения с комментарием. — М. : Русский язык, 1990. — Т. 1. — С. 179—182. — 319 с.
  • Гольдштейн С. Н. Развитие бытового жанра в 1870—1880-е годы. // История русского искусства. — М. : Наука, 1965. — Т. XI. Книга I. Русское искусство II половины XIX века. — С. 300—362. — 588 с. — 12 400 экз.
  • Горина Т. Н. Русское искусство // История искусства народов СССР в 9 томах. — М. : Изобразительное искусство, 1981. — Т. 6. Искусство II половины XIX — начала XX века. — С. 17—191. — 455 с. — 15 000 экз.
  • Государственный Русский музей. XVIII — начало XX века. Каталог. — Л. : Аврора, 1980. — 444 с.
  • Зайцева Н. В. Образы В. Г. и А. К. Чертковых в творчестве М. В. Нестерова // Яснополянский сборник. — М. : Издательский дом «Ясная Поляна», 2000. — С. 159—169. — 1000 экз.
  • Киевский Государственный музей русского искусства. Путеводитель. Составитель Пелькина Л. . — Киев: Мистецтво, 1955. — 152 с.
  • Курсистка // Ярошенко. — Киев: ДеАгостини, 2007. — Т. 150. — С. 10—11. — 100 с. — (Художественная галерея). — 100 000 экз. ISBN 978-5-9774-0373-3 .
  • Муратов М. В. Л. Н. Толстой и В. Г. Чертков по их дневникам и переписке. — М. : Полиграфкнига, 1934. — 502 с. — 5300 экз.
  • Неведомский М. П. Художник-интеллигент Н. А. Ярошенко // Нива : Журнал. — 1917. — 22 июля ( № 29 ). — С. 437—442 .
  • Неведомский М. П. Художник-интеллигент // Николай Александрович Ярошенко. Письма. Документы. Современники о художнике. — М. : БуксМАрт, 2018. — С. 200—204. — 296 с. — ISBN 978-5-906190-92-5 .
  • Петинова Е. Ф. Ярошенко Николай Александрович // Русские живописцы XVIII—XIX века. Биографический словарь. Составитель Петинова Е. Ф. . — СПб. : Азбука-Классика, 2008. — С. 735—738. — 767 с. — 10 000 экз. — ISBN 978-5-9111-923-1.
  • Поленова И. В. Классический передвижник. Летопись жизни и творчества // Николай Александрович Ярошенко. Письма. Документы. Современники о художнике. — М. : БуксМАрт, 2018. — С. 10—57, 284—286. — 296 с. — ISBN 978-5-906190-92-5 .
  • Поленова И. В. Ярошенко в Петербурге. — Л. : Лениздат , 1983. — 221 с. — (Выдающиеся деятели науки и культуры в Петербурге — Петрограде — Ленинграде). — 50 000 экз.
  • Порудоминский В. И. В те годы дальние // Ярошенко. — М. : Искусство, 1979. — С. 54—103. — 199 с. — (Жизнь в искусстве). — 50 000 экз.
  • Прытков В. А. Творчество Ярошенко 90-х годов // Николай Александрович Ярошенко. — М. : Искусство, 1960. — С. 169—175. — 54 илл., 320 с. — (Живопись. Скульптура. Графика). — 2500 экз.
  • Рогинская Ф. С. Передвижники. — Саратов: СП «Эллис Лак», 1993. — 183 с. — 30 000 экз. — ISBN 210-02099-1.
  • Розенфельд Б. М. XIX. У истоков большой дружбы // Белая вилла: Мемориальный музей-усадьба Н.А. Ярошенко в Кисловодске. — Пятигорск: Снег, 2014. — С. 224—233. — 365 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-903129-60-7 .
  • Секлюцкий В. В. К заветной цели / Ярошенко в Кисловодске // Николай Александрович Ярошенко. — Ставрополь : Ставропольское книжное издательство, 1963. — С. 9—41, 52—56. — 29 илл., 120 с. — 25 000 экз.
Источник —

Same as В тёплых краях