Interested Article - Габриэль, Жак-Анж

Жак-Анж Габриэль , Анж-Жак Габриэль , также Жак Анж Габрие́ль ( фр. Ange-Jacques Gabriel , 23 октября 1698 , Париж , Королевство Франция 4 января 1782 , там же) — французский архитектор , член большой семьи потомственных французских архитекторов и художников- декораторов . Один из основоположников французского неоклассицизма второй половины XVIII века .

Биография

Жак-Анж Габриэль родился в Париже 23 октября 1698 года в известной семье потомственных архитекторов. Его дед Жак Габриэль Четвёртый (1630—1686) был архитектором «большого стиля» Людовика XIV , а отец, Жак Габриэль Пятый , получил звание контролёра зданий короля в возрасте двадцати одного года. Родственником Жак-Анжа Габриэля был знаменитый архитектор Жюль Ардуэн-Мансар .

Молодой Жак-Анж Габриэль стал членом Королевской академии архитектуры в 1728 году и помогал отцу на строительстве Биржевой площади в Бордо, завершив проект после смерти отца в 1742—1749 годах. С 1735 года он был главным помощником отца на работах в ВерсальВерсале, а затем в 1741 году, сменив отца, занял место главного архитектора короля Людовика XV (официально Первый королевский архитектор с 1743 года).

Член Академии архитектуры с 1728 года. Президент Королевской Академии архитектуры в 1743—1782 годах. Творчество Габриэля в связи с распространением в Европе моды на неоклассицизм имело широкое влияние. В 1769 году российская императрица Екатерина II присвоила Жак-Анж Габриэлю звание почётного члена Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге .

Архитектор скончался в Париже в 1782 году.

Творчество

Ранние работы Жак-Анж Габриэля тяготели к стилю рококо , но затем в его произведениях всё активнее стали проявляться неоклассические тенденции, в результате чего Жак-Анж Габриэля считают одним из родоначальников неоклассицизма во французской архитектуре .

Однако Габриэль не стал революционером от архитектуры, хотя его и называют «мастером выдающегося таланта» . Некоторая консервативность и рациональность его композиций сделала Габриэля «переходным мастером» от рококо к неоклассицизму. Габриэль был известен своим мастерством и способностью уравновешивать элементы предыдущего классицистически-барочного стиля Людовика XIV с неоклассическими новациями, в частности, почерпнутыми непосредственно из античности, а также способностью создавать широкие пространственные ансамбли монументальных зданий, «но не выходящие за пределы своей эпохи», как он это делал на площади Согласия в Париже .

Строительство площади осуществлялось в 1757—1779 годах. Сквозные перспективы придают этой необычной площади особенную пространственность. Обращённые к площади фасады симметрично расположенных зданий северной стороны: Дворец Морского министерства (Hôtel de la Marine; восточный корпус) и Отель Крийон (Нôtel de Crillon; западный), построенные в 1758—1772 годах по проекту Ж.-А. Габриэля, оформлены колоннадами большого ордера . Колонны большого ордера обоих зданий образуют лоджии второго и третьего этажей, они фланкированы колонными ризалитами с треугольными фронтонами. Первые этажи оформлены аркадами и рустовкой .

В своих работах в Версале (реконструкция интерьеров дворца и перестройка его северного крыла, названного впоследствии «крылом Габриэля», 1735—1774), а также Королевской оперы (1769—1770), Жак-Анж Габриэль противопоставил подчёркнутой репрезентативности архитектуры XVII века и капризной прихотливости декора рококо рациональность планировки, логическую ясность ордерной разработки фасадов, простоту и чёткость форм, изящество сдержанной отделки.

Гармоничный, изысканный по пропорциям Малый Трианон (1762—1764), построенный Габриэлем в парке Версаля , ознаменовал переход от архитектуры величественного аристократического дворца к жанру скромного, интимного особняка, укрытого в зелени парка. Облик Малого Трианона характерен для французского неоклассицизма так же, как образ Большого Трианона, созданного в Версале Жюлем Ардуэн-Мансаром столетием ранее, — для стиля Людовика XIV .

В основу пропорционирования положена абсолютная симметрия фасадов и простые кратные отношения: 1:2. Длина постройки вдвое больше высоты; высота дверных и оконных проёмов вдвое больше их ширины, высота второго этажа вдвое меньше высоты первого. Экстерьер и, особенно, интерьеры этого небольшого здания «отличаются особой тонкостью, изяществом сочетания прямых и округлых линий, ставших почти что символом, „визитной карточкой“ стиля „раннего Луи XVI“, отчего и произошло название „Стиль Габриэль“» . Особенно замечательны интерьеры Малого Трианона. Отделка стен и формы мебели основаны на сочетании прямых линий, чистых плоскостей с круглыми и овальными медальонами, рамами зеркал, спинками кресел. Всё это дополняется лёгкими лепными гирляндами, сочетанием белого с позолотой.

Галерея

Оценки

Много лет спустя французский писатель Анатоль Франс с восхищением отмечал «чистоту, строгость, изящное благородство, которые особенно чувствуются в проектах Габриэля» .

Французский писатель Марсель Пруст во втором томе романа « В поисках утраченного времени » (« Под сенью девушек в цвету ») писал: «Я солгал бы, сказав, что дворцы Габриэля казались мне в то время прекраснее и даже древнее, чем соседние особняки. Более стильным да и более старинным находил я если не Дворец промышленности, то, по крайней мере, Дворец Трокадеро […] Всего лишь раз был я не в силах не остановиться надолго перед одним из дворцов Габриэля; наступила уже ночь, и колонны его, утратив в лунном свете всякую материальность, казались вырезанными из картона и, напомнив мне декорацию из оперетты „Орфей в аду“, впервые произвели на меня впечатление чего-то прекрасного».

Основные работы

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. Pevsner N., Honour H., Fleming J. Lexikon der Weltarchitektur. — München: Prestel, 1966. — S. 223
  3. Pevsner N., Honour H., Fleming J., 1966. — S. 223
  4. Кожина Е. Ф. Искусство Франции XVIII века. — Л.: Искусство, 1971. — С. 178
  5. Кожина Е. Ф., 1971. — С. 180
  6. Власов В. Г. Неоклассицизм // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VI, 2007. — С. 159
  7. Власов В. Г. Габриэль // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 2. — Словарь имён, 1996. — С. 224. — ISBN-5-88737-005-X
  8. А. Франс. Собрание сочинений в 8 т. — М.: Художественная литература, 1958. — Т. 4. — С. 198

Литература

Очерки жизни и творчества
  • . : [ англ. ] / Wend von Kalnein. — New Haven : Yale University Press, 1995. — 294 p. — ISBN 0-300-06013-0 . — LCCN . — OCLC .
  • Tadgell C. : [ англ. ] / by Christopher Tadgell. — A. Zwemmer, 1978. — xxv, 215 p., [75] p. leaves of plates. : ill. (some col.). — (Studies in Architecture / edited by Anthony Blunt, John Harris, and Howard Hibbard ; vol. 19). — Указ. в: , p. 131, no. 3943. — ISBN 0-302-02781-5 . — LCCN .
Словари и энциклопедии
  • Беляев Н. С. : краткий биографический справочник / Библиотека Российской академии наук ; автор-составитель Н. С. Беляев. — СПб. : БАН, 2018. — С. 69–70. — 326 с. — 300 экз. ISBN 978-5-336-00234-8 . — OCLC .
  • / И. Е. Путятин // Восьмеричный путь — Германцы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2006. — С. 223. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 6). — ISBN 5-85270-335-4 .
Справочные указатели
  • Freitag W. M. : A Basic Bibliography of Monographs on Artists / Wolfgang M. Freitag, ed.. — 2nd ed. — New York, London : Garland Publishing, 1997. — P. . — (Garland Reference Library of the Humanities ; vol. 1264). — Nos. 3940–3943. — ISBN 0-8240-3326-4 . — LCCN . — OCLC .

Ссылки

Источник —

Same as Габриэль, Жак-Анж