Interested Article - Клериссо, Шарль-Луи

Шарль-Луи́ Клериссо́ ( фр. Charles-Louis Clérisseau ; 28 августа 1721, Париж — 19 января 1820, Отёй) — французский архитектор , декоратор , рисовальщик , антиквар и живописец . В 1749—1754 и 1762—1767 годах работал В Италии, главным образом в Риме . Знаток классического искусства и древнеримской архитектуры. Оказал значительное влияние на формирование и развитие художественного стиля европейского неоклассицизма середины и второй половины XVIII века .

Биография

И. Фишер. Портрет Ш.-Л. Клериссо. Ок. 1772 г.
Ш.-Л. Клериссо. Каприччо Тиволи. 1769. Бумага, гуашь

Клериссо был учеником французского архитектора Жермена Бофрана . В 1746 году выиграл Римскую премию за проект на тему «Гранд-отель». В Риме с 1749 года учился у живописца Джованни Паоло Панини , мастера архитектурных ведут , занимался во Французской Академии в Риме . Познакомился с выдающимся архитектором и гравёром Джованни Баттиста Пиранези и с живописцем Клодом-Жозефом Верне ; в 1752 году все трое отправились в поездку с целью изучения древнеримской виллы Адриана в Тиволи .

В 1755 году шотландский архитектор Роберт Адам прибыл во Флоренцию, где познакомился с Клериссо, который сопровождал его в Рим; там честолюбивый Адам решил под руководством Клериссо создать и по возвращении в Британию выпустить том c архитектурными обмерами и гравюрами, изображающими памятники древнеримской архитектуры. В конечном итоге для обследования были выбраны руины дворца римского императора Диоклетиана в Спалато (Сплите) на побережье Далмации . В течение пяти недель в 1757 году Адам делал наброски и руководил обмерами руин, в то время как Клериссо рисовал перспективные виды, а два немецких рисовальщика выполняли обмерные чертежи. Считается, что большинство опубликованных в 1764 году гравюр в издании Адама «Руины дворца императора Диоклетиана в Спалато в Далмации» (Ruins of the Palace of the Emperor Diocletian at Spalatro in Dalmatia) сделаны по рисункам Клериссо .

Клериссо участвовал в археологических изысканиях в Риме , Неаполе и Помпеях . В Риме у Шарля-Луи Клериссо учился шотландский архитектор Чарлз Камерон . Клериссо создал большое количество рисунков, изображающих древние памятники Италии. Они были очень популярны в Англии, особенно благодаря Роберту Адаму, который заказал их гравирование Франческо Бартолоцци , Франческо Дзукки и Паоло Сантини.

В 1769 году Шарль-Луи Клериссо был единогласно принят в члены Королевской Академии живописи и скульптуры в Париже.

Со временем Клериссо стал авторитетным знатоком и наставником («чичероне») для целого поколения молодых студентов-архитекторов, которые выигрывали престижную Римскую премию для прохождения обучения во Французской академии в Риме. Со времён Высокого Возрождения , древний и современный Рим превратился в интернациональный художественный анклав, а руины классической античности сами по себе представляли собой школу . Клериссо был также руководителем молодых французских и британских аристократов-любителей искусства во время их Гран-тура . Его рисунки архитектурных деталей античной архитектуры, реальных и воображаемых римских руин помогли сформировать вкусы многих молодых архитекторов . Первого декабря 1763 года в церкви Сан-Луиджи-дей-Франчези в Риме Клериссо женился на Терезе, дочери скульптора Пьера де л’Эсташ. В 1771—1775 годах французский архитектор жил и работал в Лондоне . Вернувшись в Париж, Клериссо помогал молодым архитекторам работать в «римском стиле». В 1775 году для частного особняка Лорана Гримода де ла Рейньера (Hôtel Grimod de La Reynière), расположенного на углу улицы Буасси-д’Англэ и авеню Габриэль в Париже, Клериссо создал первый во французской столице образец декора, вдохновленного находками из Помпей и Геркуланума в Италии. В 1788 году в Париже был опубликован первый (оказавшийся единственным) том из запланированной серии альбомов Клериссо «Древности Франции» (Antiquités de la France), в котором были представлены античные памятники на территории юга страны.

В 1785 году Томас Джефферсон , в то время посол Соединенных Штатов Америки во Франции, попросил у Клериссо увиденные у него эскизы. Они послужили одним из источников при создании Белого дома в Вашингтоне , в частности, его южного фасада с характерным портиком , построенным в 1824 году. Джефферсон также заказал Клериссо проект Капитолия штата Вирджиния на основе « Квадратного дома » (Maison Carrée), древнеримского храма в Ниме в южной Франции. Джефферсон имел в виду иллюстрацию первого тома предполагаемой серии альбомов «Древности Франции», опубликованного в Париже в 1788 году с подзаголовком «Monumens de Nismes». В фолио были включены подробные гравюры Maison Carrée, которые Джефферсон назвал «одним из самых красивых, если не самым красивым и драгоценным кусочком архитектуры, оставленным нам древностью» .

18 февраля 1815 года Шарль-Луи Клериссо стал кавалером ордена Почётного легиона .

Скончался архитектор 19 января 1820 года в возрасте девяностa восьми лет, похоронен на кладбище Отёй (в южной части Парижа) .

Шарль-Луи Клериссо и екатерининский классицизм в России

В своих рисунках, акварелях и проектных чертежах римского периода Клериссо использовал мотивы античного искусства, в частности орнамента гротеска . Свой стиль Клериссо называл «этрусским» (в то время этому термину придавали широкое значение, обозначая им все античные памятники на территории Италии). Сложилось так, что два самых выдающихся из последователей Клериссо — Р. Адам и Ч. Камерон — оказались главными распространителями «этрусского стиля» в странах «к Северу от Альп». Роберт Адам вернулся в Лондон, а Чарлз Камерон в 1779 году из Лондона прибыл в Санкт-Петербург .

Сам Клериссо не бывал в России, тем не менее, его значение в формировании искусства русского классицизма во второй половине XVIII века (в одно время с западноевропейским неоклассицизмом) было велико. Издания Р. Адама и Ш.-Л. Клериссо привлекли внимание российской императрицы Екатерины Великой , которая в 1773 году запросила у архитектора планы «античного дома», который она захотела построить в Царском Селе . Императрица была раздосадована, когда получила планы, оказавшиеся более сложными, чем она ожидала: «грандиозный римский дворец», описанный «как термы Каракаллы, встроенные в виллу Адриана». Сведения об оплате этого, как и последующего проектов, отсутствуют.

В 1778 году Екатерина снова обратилась к Клериссо через своего корреспондента барона Фридриха Мельхиора Гримма и договорилась о покупке у него более тысячи рисунков и произведений искусства. В 1780 году императрица послала Клериссо запрос о проектировании триумфальной арки для России. Клериссо за четыре с половиной месяца выполнил чертежи и объёмную модель, но, когда планы прибыли, императрица опять решила, что проект будет слишком большим и дорогим, и отказалась от его реализации . Тем не менее, в знак признания художественных достижений и усилий в её интересах императрица своим указом 31 июля 1781 года сделала Клериссо «Почётным вольным общником» Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге и присвоила ему титул Первого архитектора Её Императорского Величества (Premier Architecte de Sa Majestée Impériale). Известно также, что проект «Монументальных ворот» вызвал положительную оценку и оказал заметное влияние на творчество Джакомо Кваренги в Санкт-Петербурге .

В итоге императрица Екатерина II в том же 1780 году приобрела полное собрание рисунков Клериссо — восемнадцать коробок, не считая отдельных поступлений. Ныне они хранятся в собрании Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Высказывается предположение, что архитектор русского ампира К. Росси и многие другие изучали собрание рисунков Клериссо в Императорском Эрмитаже . Выставка эрмитажного собрания работ Клериссо была представлена в 1995 году в Лувре в Париже, а в 1996 году в Санкт-Петербурге; иллюстрированный каталог с заметками и эссе был опубликован в 1995 году в Париже издательством «Editions de la Réunion des Musées Nationaux». Другая часть рисунков и акварелей Клериссо хранится в музее Фитцуильям в Кембридже, Англия. Значительные собрания работ Клериссо также хранятся в Музее сэра Джона Соуна в Лондоне (четыре рисунка и двадцать две работы гуашью можно увидеть на веб-сайте музея).

Работы Клериссо также находятся в коллекциях Лувра, Музея Кантини в Марселе, Музея Виктории и Альберта , Фонда королевских коллекций, Художественной галереи Уитворта при Манчестерском университете, Альбертины в Вене, Рейксмюсеума в Амстердаме , Метрополитен-музея в Нью-Йорке, Музей изящных искусств в Бостоне, Художественный музей Флеминга в Университете Вермонта, Музей Блэнтона в Остине, Библиотека Хантингтона в Сан-Марино, Калифорния.

Галерея

Произведения Клериссо на аукционах

В 2010 году две работы Клериссо, описанные как «Интерьеры римской базилики с фигурами», обе подписанные и датированные 1769 годом, были проданы на аукционе Christie’s за 51 650 фунтов стерлингов.

В 2012 году две работы Клериссо, описанные как «Два архитектурных каприччи с крестьянами, музыкантами и другими деятелями, резвящимися среди классических руин», подписанные и датированные 1773 и 1774 годами, были проданы на аукционе Christie’s за 74 500 долларов. На том же аукционе ещё один лот из двух работ Клериссо «Архитектурное каприччо» и «Гробница куриатов в Альбано», первая подписанная и датированная 1781 годом, вторая подписанная, была продана на аукционе Christie’s за 11 250 долларов.

В 2013 году работа Клериссо «Каприччо римских руин с фигурами на переднем плане», была продана на аукционе Sotheby’s за 20 000 фунтов стерлингов. Также в 2013 году работа Клериссо, описанная как «Каприччо римских руин с крестьянами на переднем плане», подписанная и датированная 1773 годом, была продана на аукционе Sotheby’s за 40 635 долларов.

В 2014 году на аукционе Sotheby’s за 20 000 долларов была продана партия из двух работ Клериссо, описанных как «Древние ворота в Кумах близ Неаполя; Грот Эгерии на Аппиевой дороге», подписанные и датированные 1769 годом.

В 2015 году две подписанные работы Клериссо: «Арка Тита в Риме» и «Форум Нервы в Риме», были проданы на аукционе Christie’s за 20 000 фунтов стерлингов.

В 2016 году работа Клериссо «Классическое каприччио с фигурами у большой арки», подписанная и датированная 1786 годом, была продана на аукционе Christie’s за 13 750 фунтов стерлингов.

В 2018 году работа Клериссо «Вид интерьера старинной римской бани», подписанная, была продана на аукционе Sotheby’s за 11 875 фунтов стерлингов.

В 2019 году работа Клериссо «Римские руины с восточным стаффажем», была продана на аукционе Sotheby’s за 32 500 долларов.

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. (фр.) — .
  3. McCormick T. J. Charles-Louis Clérisseau // (англ.) // / — Oxford, Basingstoke, New York City: OUP , 2017. — ISBN 978-1-884446-05-4
  4. (нидерл.)
  5. Deutsche Nationalbibliothek Record #118874233 // (нем.) — 2012—2016.
  6. Pevsner N., Honour H., Fleming J. Lexikon der Weltarchitektur. — München: Prestel, 1966. — S. 142
  7. Graham R. Arbiter of Elegance: A Biography of Robert Adam. — London: Birlinn, 2009. — ISBN 978-1-84158-802-5 . — Рр. 49—53
  8. Skinner B. Nineteen Drawings by C. L. Clérisseau // The Burlington Magazine. — Vol. 105, issue 721, April 1963. — Рp. 160—162 от 13 января 2023 на Wayback Machine
  9. Hafertepe K. An Inquiry into Thomas Jefferson’s Ideas of Beauty // Journal of the Society of Architectural Historians. — Vol. 59, No. 2 (June, 2000). — Рp. 223—224
  10. Hillairet J. Dictionnaire historique des rues de Paris. — Les Éditions de Minuit, 1963. — Т. 1 («A-K»). — Р. 352
  11. Власов В. Г. . Русский классицизм и его источники // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — В 3-х т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — Т. 2. — C. 149, 212
  12. O’Brien Ch. H. New Light on the Mouton-Natoire Case (1768): Freedom of Conscience and the Role of the Jansenists // Journal of Church and State. Vol. 27, No. 1 (Winter 1985). Р. 70 от 13 января 2023 на Wayback Machine
  13. Шевченко В. Г. Архитектурные проекты для России // Шарль-Луи Клериссо: Архитектор Екатерины Великой. Рисунки из собрания Государственного Эрмитажа. — Каталог выставки. — СПб.: Славия, 1997. — С. 74—83
  14. П.-С. Мадлен. «Славное убежище». Приобретение фондов Клериссо Екатериной II // Шарль-Луи Клериссо: Архитектор Екатерины Великой. Рисунки из собрания Государственного Эрмитажа. — Каталог выставки. — СПб.: Славия, 1997. — С. 66—73

Ссылки

Источник —

Same as Клериссо, Шарль-Луи