Interested Article - Парсуна

Алексей Михайлович в « большом наряде » (1682, ГИМ)

Парсу́на (искажённое лат. persona — «личность», «особа») — ранний жанр портрета в Русском царстве, в своих живописных средствах находившийся в зависимости от иконописи .

Первоначально — синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания, искажение слова «персона», которым в XVII веке назывались светские портреты.

Термин

В 1851 году выходит богато иллюстрированное издание «Древности Российского государства». В IV отделении этого издания, составленного И. М. Снегирёвым , есть очерк, который является первым опытом обобщения материалов по истории русского портрета. Как считает Е. С. Овчинникова, именно Снегирёв в данном очерке, говоря о портретах XVII века, ввёл в научный оборот термин «парсуна» . Хотя справедливо было бы утверждать, что именно Е. С. Овчинникова ввела в научный оборот данный термин, позже широко распространившийся в литературе по русскому искусству для обозначения ранних русских портретов.

Характеристика

Парсуна появляется в переходный период русской истории, во время преобразования средневекового мировоззрения и формирования новых художественных идеалов. Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII веке . Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции.

Русской парсуне близки произведения европейской, в том числе польской и литовской портретной живописи XIV—XVII веков, часто также относимые к парсунным.

В парсуне портретное сходство передаётся весьма условно, часто используются атрибуты и подпись, позволяющие определить изображённого.

Доктор искусствоведения Лев Лифшиц отмечает, что: «создатели парсун, как правило, не стремились раскрыть неповторимые свойства портретируемого человека, но должны были соотнести точно запечатлённые черты лица с трафаретной и неизменной схемой репрезентации фигуры, соответствующей сану или званию — боярина, стольника, воеводы, посла. В отличие от „реалистического“ европейского портрета XVII века человек в парсуне, как и на иконе, не принадлежит себе, он навечно выведен из потока времени, но при этом лицо его обращено не к Богу, а к реальной действительности» .

Надгробный портрет Скопина-Шуйского (1670-е, ГТГ)

Типы

На сегодняшний день парсуну по изображённым на них персоналиям и техники живописи, можно разделить на следующие категории:

  • Надгробные портреты, темпера на доске (Скопин-Шуйский, Фёдор Иванович, Фёдор Алексеевич и т. д.)
  • Парсуны маслом на холсте:
    • с изображением царей (Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич, Иван Алексеевич и т. д.)
    • с изображением князей, стольников, дворян и т. д. (галерея Репниных, Нарышкин, Люткин и т. д.)
    • с изображением церковных иерархов (Никон, Иоаким)

Прежде всего упомянем группу «иконных» парсун — изображений царей Ивана Грозного и Фёдора Ивановича, а также князя М. В. Скопина-Шуйского. Эта группа была выделена Е. С. Овчинниковой в её основополагающей работе «Портрет в русском искусстве XVIII в.» Для парсуны на холсте важна её атрибуция русскому или иноземному мастеру. Изучение русской парсуны требует объединенных усилий искусствоведов, историков, реставраторов. Только использование всех методов в комплексе способно принести новые результаты в этой пока ещё мало изученной области отечественного искусства.

«Парсунная» («живописная») икона

«Парсунными» («живописными») называются иконы, где по крайней мере в красочных слоях применялись масляные краски, а техника формирования живописных деталей близка к технике одной из «классических» европейских техник.

К «парсунным» («живописным») относятся иконы переходного периода, живопись в которых можно отнести к двум основным техникам классической масляной живописи:

  • на деревянной основе и светлых грунтах;
  • на холсте и на тёмных грунтах.

См. также

Примечания

  1. , с. 410.
  2. Е. С. Овчинникова. Портрет в русском искусстве XVII века. Материалы и исследования. М., 1955. С. 3
  3. Л. И. Лифшиц. История русского искусства. Искусство X—XVII веков. М. 2007
  4. . Дата обращения: 12 ноября 2012. 12 ноября 2012 года.

Литература

  • Грабарь И. Э. , Успенский А. И. // История русского искусства. — М. : Изд. И. Н. Кнебеля, 1913. — Т. 6/1. — С. 409—425. — 536 с.
  • Портрет в русской живописи XVII—первой половины XIX века. Альбом. / Автор-составитель А. Б. Стерлигов. — М.: Гознак, 1985. — 152 с.
  • Русский исторический портрет. Эпоха парсуны. — М., 2004.
  • Русский исторический портрет. Эпоха парсуны. Материалы конференции. — М., 2006
  • Овчинникова Е. С. Портрет в русском искусстве XVII века. — М., 1955.
  • Мордвинова С. Б. Парсуна, её традиции и истоки. Дисс. на соискание степени канд. искусствоведения. — М.: Институт искусствознания, 1985.
  • Святуха О. П. Репрезентация самодержавной власти в русских портретах XVII века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук; Дальневосточный гос. ун-т, 2001
  • Комашко Н. И. Живописец Богдан Салтанов в контексте художественной жизни Москвы второй половины XVII века) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2003. — № 2 (12). — С. 44—54.
  • Исследование и реставрация парсуны патриарха Никона. — М., 2006
  • Брюсова В. Г. Симон Ушаков и его время // ГММК: Материалы и исследования. Вып. 7. Русская художественная культура XVII века. М., 1991. — С. 9-19
  • Чёрная Л. А. Русская культура переходного периода от средневековья к новому времени. — М.: Языки славянской культуры, 1999
  • Зеленина Я. Э. Парсуна // Православная энциклопедия . — М. , 2019. — Т. LIV : « Павел Пасхальная хроника ». — С. 625-627. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-061-5 .

Ссылки

  • от 5 марта 2016 на Wayback Machine
  • О выставке парсунной живописи в Государственном историческом музее.
  • . Тезисы доклада.
  • от 14 января 2007 на Wayback Machine Иллюстрированный словарь по иконописи.
Источник —

Same as Парсуна