Interested Article - Земля в научной фантастике

Действие многих научно-фантастических (НФ) произведений разворачивается на Земле либо показывает её как единственную планету, где обитают люди .

Названия Земли и землян

В ряде НФ-произведений Земля фигурирует не под своим названием, а выводится как, например, Терра или Теллус — это латинские слова, обозначающие Землю . Жителей Земли авторы называют не только земляне , но и соляриане, теллуриане, терраны (в англоязычной НФ-литературе для этих обозначений используется весьма значительный ряд слов: Earthlings, Earthers, Earthborn, Earthfolk, Earthians, Earthies (как правило используется в значении пейоратива ), Earthmen (Earthwomen), Earthpersons, Earthsiders, Solarians, Tellurians, Terrestrials, Terrestrians, Terrans ) .

Изменение планет, чтобы они стали похожи на Землю, называется терраформирование . Это понятие не является исключительно фантастическим, например, в 1961 году известный астроном Карл Саган предложил научную идею терраформирования Венеры . Однако сам термин терраформирование был введен писателем Джеком Уильямсоном в НФ-рассказе « », опубликованном в 1942 году в журнале Astounding Science Fiction , хотя сама концепция появилась ещё раньше. Например, идея превратить Луну в пригодное для жизни место, с атмосферой и водой, присутствует в повести французского писателя-врача La Journée d'un Parisien au XXIe siècle (1910).

См. также

Темы

Земля

Кольца Земли

Много сюжетов НФ разворачивается на других планетах, в глубоком космосе , в параллельных мирах и т. д., однако немало авторов помещает место действия своих произведений по-прежнему на Землю . Это было предметом споров среди НФ-писателей, как пример можно привести эссе Джеймса Балларда 1962 года «Каков путь во внутреннее пространство?» Некоторые критики «космических приключений» указывали на важность «земных» концепций и образов, приближенных к повседневному опыту современных читателей . Хотя утверждалось, что Землю следует считать «слишком большой, а её продолжительность существования слишком долгой, чтобы её можно было с комфортом использовать в художественной литературе как самостоятельную тему», это не помешало некоторым НФ-писателям заниматься указанной темой . Например, «Люмен» (1887) Камиля Фламмариона , « » (1990) Дэвида Брина , « Наука Плоского мира » (1999) Терри Пратчетта , Иэна Стюарта и .

На некоторые НФ-работы, в которых основное внимание уделяется Земле как единому целому , оказали влияние целостные концепции «большой картины», такие как Гипотеза Геи , ноосфера и Точка Омега , а также популяризация . В других работах рассматривалась концепция Земли как богини Геи (из древнегреческой мифологии ; другой известной богиней Земли, чьё имя повлияло на НФ, была древнеримская Терра / Теллус ) . Объединяющие эти идеи и рассматривающие Землю как полубиологическое или даже разумное существо — классические произведения, такие как « Когда Земля вскрикнула » (1928) Артура Конан Дойля и «Рождённые Солнцем» (1934) Джека Уильямсона .

Форма

Карта «Внутреннего мира» из «Богини Атватабара» (1892)

НФ-писатели нередко развивают темы формы Земли : у них она полая или плоская . Впрочем, «плоская Земля» редко встречается в современных НФ-работах, поскольку шарообразность нашей планеты была доказана более 2000 лет назад Архимедом и Эратосфеном . Исключением из этого правила является сатирическая серия книг Терри Пратчетта « Плоский мир », вдохновленная индуистской космологией ; и намеренно провокационные произведения, такие как повесть «За гранью» (1932) . Также существуют описания полой Земли, такие как повесть Эдгара Аллана По 1838 года « Повесть о приключениях Артура Гордона Пима », вдохновлённая моделью : Земля с отверстиями на Северном и Южном полюсах, через которые можно попасть внутрь планеты . Несколько НФ-авторов обращались к другой старой теории, теории о Противоземле гипотетическом теле Солнечной системы , которое вращается по другую сторону Солнечной системы от Земли , например, Гор из серии книг « Хроники Гора » (1966—1988; 2001 — н. в. ) Джона Нормана .

Планетарная инженерия

Крупномасштабная планетарная инженерия включает в себя такие идеи, как регулировка наклона земной оси или . Например: рассказ « » (1951) Фрица Лейбера , повесть « » (1959) Фредерика Пола и Сирила Корнблата , повесть « » (1990) Роджера Макбрайда Аллена , новелла « » (2000) Лю Цысиня . Некоторые НФ-работы посвящены геоинженерии — термину, обычно относящемуся к крупномасштабным проектам, пытающимся решить проблему изменения климата ; тема, широко распространённая во многих произведениях « ». В некоторых произведениях описывается, что Земля может быть поглощена целиком, вся её масса может быть использована для строительства мегаструктур , таких как Сфера Дайсона .

Конец Земли

Обложка журнала (1940)

Писатели-фантасты представили огромное множество версий будущего Земли . Некоторые НФ-работы посвящены концу нашей планеты ; они были написаны в разных формах — некоторые были в стиле «показной траур», другие больше похожи на фарсовую комедию (например, роман « Ресторан в конце Вселенной » (1980) Дугласа Адамса ), а другие использовали гибель Земли, чтобы исследовать серьёзные темы астрономии или социологии . Жанр «климатической фантастики» часто может смешивать темы последствий изменения климата в ближайшем и отдалённом будущем, будь то антропогенное или природное явление . В других НФ-произведениях, часто встречающихся в жанрах апокалиптической и постапокалиптической фантастики и « Умирающей Земли », наша планета была уничтожена или, по крайней мере, стала непригодной для жизни будущих поколений; действие многих подобных работ разворачивается на Земле, превратившейся в пустошь (например, в фильме 1995 года « Водный мир » показана Земля — водная пустошь). Некоторые произведения такого плана пересекаются с жанром «климатической фантастики», поскольку изменение климата и связанные с ним экологические катастрофы являются широко используемым сюжетным приёмом для событий, которые приводят к концу человеческой цивилизации. В то же время другие сюжеты «конца Земли» включают уничтожение нашей планеты в результате войн между людьми, вторжений инопланетян или в результате различного рода техногенных инцидентов (например, аниме-сериал 1998 года Cowboy Bebop ) или природных катастроф .

Одна планета из многих

Во многих НФ-произведениях, действие которых происходит в , Земля является лишь одной из многих обитаемых планет , федерации или крупной цивилизации (особо используется в жанре « космическая опера ») . В некоторых НФ-работах Земля — далеко не единственная планета с разумной жизнью, но всё ещё является «центром Вселенной» или, по крайней мере, значительным игроком на галактической сцене , например, во франшизе « Звёздный путь ». В других произведениях показана обратная ситуация: Земля стала настолько малозначимой, что превратилась в забытый отсталый мир (например, серия романов « Легенда галактических героев » (1984—1989) Ёсики Танаки ) . Например, в рассказе «Мир-кладбище» (1973) Клиффорда Саймака Земля — это кладбище размером с планету, а в новелетте « » (1966) Гордона Диксона — музей . В некоторых произведениях ситуация доведена до крайности: знания о Земле были полностью утрачены, что сделало её мифологическим местом, существование которого ставится под сомнение даже теми немногими, кто хорошо знаком с легендами о ней (например, серия романов « Основание » (1942—1993) Айзека Азимова). В некоторых из этих произведений основная сюжетная линия связана с бесстрашными исследователями, ищущими «потерянную колыбель», то есть Землю. Это, например, серия повестей « » (1967—2008) , манга-серия « Достичь Терры » (1977—1980), франшиза « Звёздный крейсер „Галактика“ » . Есть некоторые истории, рассказанные с точки зрения инопланетян, которые открыли Землю — это, к примеру, повесть « » (1953) Хола Клемента , сборник рассказов « » (1989) Иэна Бэнкса .

Альтернативная история

Некоторые НФ-работы обращены назад — или, возможно, «вбок», не к будущему Земли, а к её прошлому ; здесь они могут жанрово пересекаться как с « », так и с « ». В этих случаях авторы используют поджанры « альтернативная история » (например, серия романов « » (2012—2016) Терри Пратчетта и Стивена Бакстера) и « путешествие во времени » .

См. также

Примечания

  1. Брайан Стэблфорд . от 25 мая 2023 на Wayback Machine (2006) // изд. Taylor & Francis // стр. 137—139 // ISBN 9780415974608
  2. от 25 мая 2023 на Wayback Machine (англ.) // The Encyclopedia of Science Fiction
  3. Джефф Прачер. от 25 мая 2023 на Wayback Machine (2007) // изд. Oxford University Press // ISBN 9780199885527
  4. от 25 мая 2023 на Wayback Machine (англ.) // sfdictionary.com
  5. Karen Pinkus, Derek Woods . от 29 ноября 2020 на Wayback Machine (2019) // Diacritics // vol. 47, #3 // стр. 4—5
  6. от 4 апреля 2023 на Wayback Machine (англ.) // sf-encyclopedia.com
  7. (ред.) от 25 мая 2023 на Wayback Machine (2005) // Глава Earth // изд. Greenwood Publishing Group // стр. 226—227 // ISBN 9780313329524
  8. Сэм Джордисон. от 25 мая 2023 на Wayback Machine (англ.) // theguardian.com // 19 мая 2015
  9. См. например мультсериал « Команда спасателей Капитана Планеты » (1990—1996).
  10. По этому произведению в 2019 году был снят высокобюджетный блокбастер « Блуждающая Земля ».
  11. от 25 мая 2023 на Wayback Machine (англ.) // sf-encyclopedia.com
  12. от 22 марта 2023 на Wayback Machine (англ.) // sf-encyclopedia.com
  13. от 26 марта 2023 на Wayback Machine (англ.) // sf-encyclopedia.com
  14. Например, повесть « » (1994) Джона Барнса , повесть « » (2004) Кима Робинсона .
  15. Например, роман « Чёрное облако » (1957) Фреда Хойла , роман « Плоть » (1960) Филипа Хосе Фармера , фильм « День, когда загорелась Земля » (1961) Вэла Геста , повесть « » (1962) Джона Кристофера , повесть « » (1962) Джеймса Балларда .
  16. от 25 мая 2023 на Wayback Machine (англ.) // sf-encyclopedia.com
  17. Например, роман « Война с саламандрами » (1936) Карела Чапека , серия романов « Автостопом по галактике » (1979—2009) Дугласа Адамса, мультфильм « Титан: После гибели Земли » (2000).
  18. от 24 августа 2021 на Wayback Machine (англ.) // genrebomb.com
  19. Например, повесть « » (1955) Джеймса Блиша .
  20. (англ.) // cbr.com // 20 мая 2020 // Архивировано из 11 июня 2020
  21. Джон Кеннет Мьюр. от 25 мая 2023 на Wayback Machine (2015) // изд. McFarland & Company // ISBN 9781476606569

Литература

  • . (2022) // изд. McFarland & Company // Глава Future Earths — The (Mostly Unpleasant) Fate of the Earth // стр. 96—112 // ISBN 9781476686592
  • Пол Джексон. (2011) // Mechademia // vol. 6 // стр. 309—312
Источник —

Same as Земля в научной фантастике