Interested Article - Индейцы

Коренные народы Америки. Илл. из шведской энциклопедии Nordisk familjebok , 1904 г.

Инде́йцы — общее название коренного населения Америки (за исключением эскимосов и алеутов ). Название возникло от ошибочного представления первых европейских мореплавателей ( Христофора Колумба и других) конца XV века , считавших открытые ими заатлантические земли Индией .

По антропологическому типу индейцы принадлежат к американоидной расе . В настоящее время существует около 1 тысячи индейских народов, а в конце XV века было около 2200. Общая численность индейцев в Латинской Америке к началу 1990-х годов составляла 35-40 миллионов человек , в США в XX веке — более 1,5 миллиона , а в Канаде — 500 тысяч индейцев и 30 тысяч эскимосов .

История

Современные индейцы и эскимосы генетически близки жителям Азии . В частности, согласно данным генетических исследований Мичиганского университета , генотипы ряда индейских племён близки к генотипам некоторых народов Сибири. Это подтверждает гипотезу о том, что предки современных индейцев и эскимосов переселились в Америку из Азии . Одним из предполагаемых путей переселения считается так называемый « Берингийский мост » — древний широкий перешеек между Америкой и Азией на месте нынешнего Берингова пролива , исчезнувший более 12 тыс. лет назад . Исследование Y-хромосомы говорит о том, что генетическое разделение азиатского и американского населения произошло не ранее, чем 17 000 лет назад . Согласно генетическому исследованию 2018 года, число первых переселенцев из Сибири в Америку было около 250 человек . Уровень культуры первых переселенцев соответствовал позднепалеолитической и мезолитической культурам Старого Света. Расселение индейцев по обоим континентам и освоение ими новых земель тянулось многие тысячелетия.

Международная группа исследователей (в которую входили сотрудники Института цитологии и генетики СО РАН ), исследовавшая митохондриальные ДНК и Y-хромосомы современных обитателей Алтайского края, пришла к выводу, что генетической родиной первых американцев следует считать Алтай . Примерно 20—25 тыс. лет назад оттуда, по всей видимости, вышли предки индейцев, а также, вероятно, чукчей , коряков и др. Расселившись по Сибири , они добрались до Берингии и, в конечном итоге, дошли до Америки. В Y-хромосоме южных алтайцев исследователи обнаружили уникальные мутации, присутствующие в ДНК коренных американцев и известные как Y-хромосомная гаплогруппа Q1 . Большая часть индейцев имеет Y-хромосомную гаплогруппу Q1 (субклады Q1b1a2-Z780 и Q1b1a1a-M3). Минорной у индейцев является Y-хромосомная гаплогруппа C2b1a1a-P39 . 17 % индейских мужчин сегодня имеют Y-хромосомные гаплогруппы, унаследованные от европейцев (у афро-американских мужчин европейская примесь может составлять от 5 до 30 %) . Взгляд со стороны митохондриальной ДНК (исследование гаплогрупп C и D у южных алтайцев и гаплогруппы D у северных алтайцев) дал аналогичные результаты . У коренных народов Америки выявлены 5 митохондриальных гаплогрупп: C (субклады C1b, C1c, C1d, C4c, C4c1, C4c1a, C4c1b, C4c1c и C4c2), A , B , D и X .

До европейской колонизации (началась в XV веке) большинство племён Северной и Южной Америки находилось на различных стадиях общинно-родового строя: у одних господствовал материнский род ( ирокезы , мускоги , хопи , многие племена бассейна реки Амазонки и др.), у других формировался отцовский род (племена северо-запада и юго-запада Северной Америки , многие племена Южной Америки). Часть народов стояла на различных стадиях перехода от родового к классовому обществу. Индейцы Центральной и Южной Америки ( ацтеки , майя , инки ) жили уже классовыми обществами.

Культурно-исторические области

Северная Америка

Послы чероки , заключившие в 1762 году мир с Великобританией. Худ. Джошуа Рейнольдс
Окипа — церемония инициации молодых манданов . Художник — Джордж Кэтлин , около 1832 г.

К началу европейской колонизации в Америке сложилось несколько культурно-исторических областей:

  1. арктическая область морской охоты ( эскимосы и алеуты );
  2. Индейцы Субарктики — север Канады и внутренняя часть Аляски алгонкинские и атапаскские племена, основной источник существования которых — охота на оленя-карибу и рыболовство;
  3. Индейцы Северо-западного побережья , специализировавшиеся в рыболовстве и морской охоте ( хайда , тлинкиты , , салиши и др.);
  4. Индейцы Калифорнии , которые были собирателями желудей , занимались охотой и рыболовством;
  5. Индейцы Вудленда и индейцы Юго-востока США (восточная части нынешней территории США ) — племена оседлых земледельцев ( восточные алгонкины , ирокезы , крики );
  6. Индейцы Великих равнин — после открытия Америки в степной зоне сложилась культура конных охотников на бизонов ( сиу - лакота , черноногие , сарси , гровантры , ассинибойны , кроу , осейджи , канза , манданы , хидатса , арикара , арапахо , шайенны , кайова , кайова-апачи , команчи , липаны , пауни , кэддо , уичита );
  7. Индейцы Юго-запада США (современные штаты Нью-Мексико , Аризона , Юта , Колорадо ) — здесь была область развитого земледельческого хозяйства с применением искусственного орошения ( пуэбло , пима ); здесь же после колонизации возникла скотоводческая культура навахо , заимствовавших многое у соседних земледельческих племён;
  8. Индейцы Плато ;
  9. Индейцы Большого бассейна .

Средний размер семей у индейцев Северной Америки до контактов с европейцами и завоза заразных болезней оценивается в 7,5 человек . У Pamah Навахо юго-запада США рождаемость оценивается в 6,5 детей на среднюю женщину в 1844—1894 годах . Согласно исследованию 1894 года по выборке из 577 чистокровных индейских женщин старше 40 лет было в среднем по 5,9 детей на одну женщину, а по выборке из 141 женщин-полукровок старше 40 лет было в среднем 7,9 детей на одну женщину . На 2001 год рождаемость у американских индейцев составляла 1,75 СКР .

Латинская Америка

Первая часть книги « Хроника Перу », впервые описывающая этносы Южной Америки (1553)
  1. Наиболее значительного развития в доколумбовой Америке достигли индейцы Центральной Америки и Анд . В этих районах преобладало земледельческое хозяйство с различными системами земледелия от подсечно-огневой ( майя ) и до сложной орошаемой ( ацтеки ) и террасной ( Империя Инков ); издревле выращивались маис, бобовые, тыква , подсолнечник , какао , агава , табак , хлопчатник , в Андах — картофель . Здесь начали развиваться скотоводство (лама и альпака в Андах) и металлургия . Сложились очаги высокой культуры, возникли крупные рабовладельческие города-государства .
  2. В тропических частях Южной Америки (бассейны Амазонки и Ориноко и Бразильское плоскогорье ) обитали племена, занимавшиеся мотыжным земледелием (культивировали преимущественно маниок и маис), а также индейцы, жившие охотой и собирательством ( араваки , карибы , тупи-гуарани , же ).
  3. Много общего с культурой индейцев североамериканских степей имели охотничьи племена аргентинской Пампы и , ставшие в XVII—XVIII веках конными охотниками на гуанако (с помощью лассо и бола).
  4. На крайнем юге Южной Америки и на островах Огненной Земли местные индейцы ( она , ямана , алакалуфы ) вели полукочевую жизнь примитивных рыболовов, охотников, собирателей морских моллюсков.

Рождаемость в традиционных мезоамериканских обществах оценивается в 55—70 рождений на тысячу населения или 8,8 детей на одну женщину, ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 15—20 лет и скорость роста в 0,5 % за год. Такая высокая рождаемость сохранялась длительное время. Уже в 19 веке рождаемость составляла 8,5 детей на женщину в Чиапасе и Мехико, а в 1990 году не посещавшие школу мексиканские женщины имели в среднем по 7,5 детей . У Аймара Чили рождаемость оценивалась в 6,9 детей на среднюю женщину старше 45 лет в 1965—1966 годах, у Чёрных карибов в 5,4 детей на среднюю женщину в 1954—1955 годах, у Каинганг Бразилии в 6,1 детей на среднюю женщину старше 45 лет в 1958 году, у Мартинигуэ в 5,4 детей на среднюю женщину в период 1914—1928 годы, у Терена Бразилии в 5,5 детей на среднюю женщину в 1955—1960 годах, а у Яномамо Венесуэлы в 8,2 детей на среднюю женщину в 1964—1972 годах .

Субарктика

Калифорния

Языки

Индейские языки чрезвычайно раздроблены, количество известных языковых семей достигает 200. Из предлагавшихся лингвистами в различные годы макросемей индейских языков лишь немногие получили надёжную фактологическую поддержку (например, пенутийская гипотеза ). Языки на-дене стоят особняком от других индейских языков по своей грамматике и фонетике и в то же время обнаруживают сходство с енисейскими языками .

Колонизация

Уменьшение населения Мексики в результате различных эпидемий в ранний колониальный период.
Индейские резервации в Бразилии .

Европейская колонизация прервала естественный ход развития индейцев. Большое число индейцев Северной Америки умерли от болезней, к которым у них не было иммунитета , а также было истреблено колонизаторами, многие племена переселены из традиционных мест обитания в резервации США и Канады.

Создание поселений на восточном побережье Северной Америки в XVII веке сопровождалось опустошительными эпидемиями оспы среди индейцев и впоследствии среди колонистов, родившихся уже на американской земле . Место для создания в 1620 году Плимута (Массачусетс) — первой английской колонии в Новом Свете — было «расчищено» страшнейшей эпидемией оспы среди индейцев в 1617—1619 годах .

В середине XVI века в результате эпидемии «европейской» болезни — брюшного тифа — умерло около 15 млн ацтеков, то есть более 80 % населения Мексики на тот период .

Торговля с колонизаторами усилила конкуренцию между индейскими племенами, что привело к кровавым междоусобным бобровым войнам в XVII веке .

В 1825 году Верховный суд США в одном из решений формулирует Доктрину открытия , согласно которой право на земли «открытых» земель принадлежит тем, кто их «открыл», а коренное население сохраняет право проживания на них, но не собственности на землю. На основании данной доктрины Конгрессом США уже в 1830 году принят Закон о переселении индейцев , согласно которому индейцы Атлантического побережья были депортированы в Оклахому, где основная их масса погибла от голода и эпидемий. По официальным подсчётам Бюро переписи населения США , в Индейских войнах в период между 1775 и 1890 годами погибло 45 000 индейцев . Численность индейцев, населявших нынешнюю территорию США и Канады, сократилось с 2—4 миллионов в период до начала масштабной европейской колонизации до 200 тысяч к началу XX века. Только на крайнем севере материка местные индейцы продолжают вести традиционную полукочевую жизнь: они занимаются звероловством и сильно зависят от скупщиков пушнины . Значительная часть индейцев США была ассимилирована американцами. В Латинской Америке многие племена индейцев также были уничтожены (индейцы Вест-Индии , Уругвая , Аргентины ). Лишь незначительная часть индейцев сохранила свой культурно-бытовой уклад (в глухих районах бассейна реки Амазонки , где ныне имеется несколько десятков общин, живущих без контактов с внешним миром). В целом ряде латиноамериканских стран индейцы явились важным компонентом сложения современных наций ( мексиканцы , гватемальцы , парагвайцы , перуанцы и др.). В некоторых странах языки индейцев бытуют наряду с испанским ( кечуа — в Перу , Боливии , Эквадоре ; гуарани — в Парагвае , где он является вторым официальным языком ).

Культура

В Северной Америке проживало около 400 племён индейцев. Все они говорили на разных языках и если имели письменность, то только пиктографическую . Однако в 1826 году вождь племени чероки Секвойя — создал слоговую азбуку чероки , а в 1828 начал издавать газету « Чероки Феникс » на языке чероки . Степные индейцы пользовались пиктографическим письмом . Также существовали межплеменные жаргоны, к которым относят общий торговый язык чикасо — « мобиле ». Некоторые племена широко пользовались «языком сигналов» или «языком жестов». Основными инструментами языка сигналов являлись условные передвижения пешком или верхом, зеркала. Для общения использовались и вампумы , которые при необходимости служили индейцам в качестве денег.

Хозяйство индейцев диктовалось условиями климата и местности, где они проживали, а также уровнем их развития. Индейцы занимались охотой, собирательством, а оседлые племена к тому же занимались земледелием. В северных районах индейцы охотились на морского зверя. С появлением европейцев на континенте у индейцев появились лошади и огнестрельное оружие, которые сделали охоту на бизонов более лёгкой и быстрой. Весьма распространённым продуктом питания являлся пеммикан , приготовлением которого занимались исключительно женщины.

Индейцы выращивали сельскохозяйственные культуры и разводили домашних животных (в первую очередь это характерно для цивилизаций Мексики и Южной Америки).

Шаман перуанской народности , 1988 год.

Религиозные верования индейцев в прошлом — различные родоплеменные культы ( шаманизм , культ личных духов-покровителей, пережитки тотемизма и др.). У современных индейцев эти культы сохранились лишь у племён, живущих в отдалённых и малодоступных районах Америки (бассейн р. Амазонка и др.), большинство же индейцев приняло христианство : в Южной Америке главным образом католицизм , а в Северной Америке преимущественно различные направления протестантизма .

Также встречаются и индейцы-иудеи, что в своё время дало развитие гипотезе об иудейском происхождении индейцев. Об этом упоминает Милослав Стингл в книге «Индейцы без томагавков». Одну такую индейскую отомийскую деревню (Вента Приета в Центральной Мексике) посетил Эгон Эрвин Киш и рассказал о ней в своей книге «Находки в Мексике» (« Objevy v Mexiku »), в главе «Звезда Давида над индейской деревней». Индейцы, а ещё чаще метисы (особенно в Мексике) воспринимали веру Моисееву от еврейских жителей латиноамериканских городов, когда те в пору антисемитских погромов укрывались в индейских деревнях.

Традиция изготовления керамики у индейцев как Северной, так и Центральной и Южной Америки возникла задолго до контакта с европейцами, а местные стили керамики были весьма разнообразны. При этом ни одна доколумбова культура не имела гончарного круга , что можно связать с отсутствием у индейцев колеса . По этой причине все известные археологам и этнографам виды индейской керамики вылеплены вручную с использованием ряда традиционных технологий: скульптурного моделирования, лепки по форме или каркасу, лепки из глиняного шнура, формовки лопаткой. Помимо керамических сосудов, различные индейские культуры изготавливали также глиняные статуэтки, маски, другие ритуальные предметы.

В палеоиндейский период — комплексы Ненана и Денали на Аляске (палеоарктическая традиция). Начиная с архаического периода Арктику заселяют пришедшие с более поздней волной миграции представители арктической расы : алеуты , инуиты , инупиаты и юпики .

Искусство

В Центральной Америке и в области Анд ко времени европейской колонизации существовала высокоразвитая художественная культура, уничтоженная завоевателями (см. Мексика , Гватемала , Гондурас , Панама , Колумбия , Перу , Боливия , Ацтеки , Инки , Майя , Миштеки , Ольмекская культура , Сапотеки , Тольтеки ).

Искусство многочисленных племён, находившихся на стадии первобытно-общинного строя , было тесно связано с бытом и материальным производством; оно отразило наблюдения охотников, рыболовов и земледельцев, воплотило их мифологические представления и богатство орнаментальной фантазии.

Многообразны типы индейских жилищ: навесы, заслоны, куполообразные шалаши ( вигвамы лесных охотников Канады), конические палатки ( типи индейцев Великих равнин Канады и США) из жердей, крытых ветками, листьями, циновками, шкурами и т. д.; глиняные или каменные хижины в горных районах Южной Америки; общинные жилища — дощатые дома на северо-западе Северной Америки; крытые корой каркасные «длинные дома» в районе Великих озёр ; каменные или сырцовые дома-селения ( пуэбло ) на юго-западе Северной Америки.

Резьба по дереву , особенно богатая на северо-западном побережье Северной Америки (полихромные тотемные и намогильные столбы с переплетением реальных и фантастических изображений), встречается и у ряда южноамериканских племён. Широко были распространены плетение, ткачество, вышивка , изготовление украшений из перьев, керамической и деревянной утвари и фигурок. В росписях известны и фантастические изображения, и богатый геометрический орнамент, и военные и охотничьи сцены (рисунки индейцев Великих равнин на типи, бубнах , щитах , шкурах бизонов ). Самобытное искусство индейцев в ряде стран (США, Канада, Уругвай, Аргентина и др.) сегодня почти угасло; в других странах (Мексика, Боливия, Гватемала, Перу, Эквадор и др.) оно стало основой народного искусства колониального периода и нового времени.

Калифорнийские индейцы. 1916 год.

Мифология

Ягуар , выложенный бисером. Современное искусство уичолей

У индейцев Центральной Америки основное место в мифологии занимали мифы о возникновении огня и происхождении людей и животных. Позднее в их культуре появились мифы о каймане — покровителе пищи и влаги и добрых духах растений, а также мифы, присущие всем видам мифологий — о сотворении мира .

Когда индейцы стали широко использовать в земледелии культуру маиса , появились мифы о верховном женском божестве — «богине с косами». У этой богини нет имени, и её название принимается лишь условно, являясь примерным переводом. Образ богини объединяет представление индейцев о духах растений и животных. «Богиня с косами» является одновременно олицетворением и земли, и неба, и жизни, и смерти.

Вклад индейцев в мировую цивилизацию

Народы мира переняли от индейцев возделывание кукурузы (маиса), картофеля , томата , подсолнечника , маниока , какао , хлопчатника (также был известен в Индии, но индийские виды сейчас намного менее распространены), табака , перца , фасоли , арахиса , агавы , ряда видов бобовых , кабачков и других культур. Вместе с кукурузой, фасолью и тыквой некоторые народы переняли агротехнику их совместного выращивания, называемую « три сестры »

Распространение картофеля в Евразии значительно сократило голод (включая регионы, где погодные условия нестабильны или затруднено земледелие, в том числе Камчатка и Гималаи ); в дальнейшем кукуруза помогла создать стабильную кормовую базу для скота.

Индейцы разводили домашних животных, из которых ныне широко распространены домашняя индейка и морская свинка . Среди птиц, одомашненных индейцами, — мускусная утка . Они приручали попугаев ара , использовали в качестве вьючных животных и для шерсти лам и альпака (ныне разводятся, в первую очередь, ради шерсти), а также разводили несколько пород собак , некоторые из которых прекратили существование, тогда как другие продолжают культивироваться в разных странах.

Некоторые традиционные индейские культуры были вытеснены культурами Старого Света , например, ангурия огурцом .

После фундаментальных открытий в психологии и социологии к культуре индейцев стремительно возрос интерес. Французские антропологи Леви-Брюль и Леви-Стросс через призму индейцев исследовали сознание современного человека. Карл Густав Юнг и его последователи ( Джозеф Кэмпбелл ) занимался исследованием подсознательного и архетипов на базе индейских мифов. Свою роль в популяризации индейской культуры сыграли исследователи трансперсональных состояний Гроф , Кастанеда и другие. На волне психоделической революции интерес к традиционным культурам индейцев, где широко использовались галлюциногены , существенно возрос.

Североамериканские индейцы как источник образов сильно повлияли на романтическое направление в литературе и кинематографе (см. вестерн ).

Индейские памятники

Галерея

Индейские народы

Регион Народы
Субарктическая зона кучины , коюконы , , танаина , танана , , атна , слейви , тличо , чипевайан , часть кри , инну и многие другие
Северо-восточные леса гуроны , ирокезы , оджибве , оттава , майами , могикане , делавары , шауни и многие другие
Юго-восточные леса чероки , чокто , чикасо натчез , крики , семинолы и многие другие
Великие равнины черноногие , шайенны , команчи , пауни , сиу , арапахо , кайова и многие другие
Северо-западное побережье тлинкиты , цимшианы , хайда , нутка , квакиутли , береговые сэлиши и другие
Пустыни Юго-Запада апачи , навахо , пуэбло ( хопи , зуни и др.), пима , папаго и другие
Центральная Америка майя , сапотеки , пурепеча , ацтеки , тотонаки , миштеки
Южная Америка инки ( кечуа , аймара ), гуарани , арауканы , чибча ( муиски ), шипибо-конибо , теуэльче , варао , ботокудо и многие другие

Демография

По данным учёных, в период с 500 до 1300 годов нашей эры у индейского населения юго-западной части Северной Америки наблюдался рекордный для всей истории человечества уровень рождаемости .

После посещения в 1524 году залива Наррагансетт Джованни да Вераццано написал «здесь живут отцы с очень большими семьями, так как в некоторых мы видели от 25 до 30 людей» .

См. также

Примечания

  1. // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2 . (CC BY-SA 3.0)
  2. Максаковский В. П. Географическая картина мира. Тема 5 Латинская Америка. 101. Формирование этнической карты Латинской Америки.
  3. Максаковский В. П. Географическая картина мира. Тема 4 Северная Америка. 76. Миграция в США и формирование американской нации.
  4. Максаковский В. П. Географическая картина мира. Тема 4 Северная Америка. 94. Национальные проблемы в Канаде.
  5. Washington ProFile — International News & Information Agency « » Прочитано 2007-11-27
  6. Новости NEWSru.com от 29 ноября 2007 на Wayback Machine Прочитано 2007-11-27
  7. . Дата обращения: 18 июля 2014. 9 июля 2014 года.
  8. Nelson J.R. Fagundes et al. How strong was the bottleneck associated to the peopling of the Americas? New insights from multilocus sequence data (англ.) // Genetics and Molecular Biology : journal. — 2018. — Vol. 41 , no. 1 suppl. 1 . — P. 206—214 . — doi : .
  9. Цифры и факты // Наука и жизнь . — 2018. — № 9 . — С. 48 .
  10. . Дата обращения: 1 июля 2022. 12 апреля 2021 года.
  11. . Дата обращения: 20 марта 2018. 20 марта 2018 года.
  12. . Дата обращения: 12 апреля 2018. 12 апреля 2018 года.
  13. Дата обращения: 12 апреля 2018. 21 февраля 2017 года.
  14. Дэвид КОУЛМЕН. // Демоскоп Weekly : сайт. — 2007. — 3 - 16 сентябрь ( № 299—300 ). 23 апреля 2018 года.
  15. . Дата обращения: 12 апреля 2018. 16 апреля 2016 года.
  16. . Дата обращения: 12 апреля 2018. 12 апреля 2018 года.
  17. Frederick E. Hoxie. (недоступная ссылка) . — 1996. — p. 164. — ISBN 0-395-66921-9 .
  18. Koplow, David A. . University of California Press (2003). Дата обращения: 22 февраля 2009. 2 марта 2012 года.
  19. Fenner, Frank. (англ.) . — Geneva: World Health Organization, 1988. — ISBN 92-4-156110-6 . 19 февраля 2015 года.
  20. от 2 августа 2018 на Wayback Machine , republic.ru , 16 января 2018
  21. Индейцы // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  22. . Дата обращения: 30 января 2018. 25 апреля 2017 года.
  23. Дата обращения: 5 февраля 2018. 5 февраля 2018 года.
  24. . Дата обращения: 20 марта 2018. 23 апреля 2013 года.

Литература

  • Индейцы Америки. Этнографический сборник. — М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1955. — 264 с.
  • Иллюстрированная энциклопедия «Руссика». Расы и народы. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. — 640 с. — ISBN 978-5-373-00654-5
  • Стельмах В. Г., Тишков В. А., Чешко С. В. Тропою слёз и надежд: (Книга о современных индейцах США и Канады). — М.: Мысль, 1990. — 316 с. — ISBN 5-244-00330-5
  • Уайт Д. М. Индейцы Северной Америки. Быт, религия, культура / Пер. с англ. — М.: ЗАО « Центрполиграф », 2006. — 251 с. — ISBN 5-9524-2347-7
  • / Под ред. С.А. Куприенко.. — К. : Видавець Купрієнко С.А., 2013. — 418 с. — ISBN 978-617-7085-03-3 .
  • , Америка первоначальная. Источники по истории майя, науа (астеков) и инков / Ред. В. Н. Талах, С. А. Куприенко.. — К. : Видавець Купрієнко С.А., 2013. — 370 с. — ISBN 978-617-7085-00-2 .
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.

Ссылки

  • from the Canadian Museum of Civilization (англ.)
Источник —

Same as Индейцы