Interested Article - Кельтское возрождение

Эдвард Хорнел , «Шествие друидов за омелой» (холст, масло, ок. 1890)

Кельтское возрождение ( англ. Celtic Revival ), также Кельтские сумерки ( англ. Celtic Twilight ) британское эстетическое движение XIX—XX веков, основанное на интересе к различным проявлениям кельтской культуры, истории, мифологии и фольклора . Важнейший вклад в движение внесли писатели, опиравшиеся на традиции ирландской , шотландской и валлийской литературы , и художники, обращавшиеся к стилю и методам раннесредневекового кельтского искусства . За пределами Британии наибольшую известность получило (англ.) , к которому относится творчество таких выдающихся писателей и поэтов, как Уильям Батлер Йейтс , лорд Дансени , Огаста Грегори , Джон Синг , Джордж Рассел , (англ.) и (англ.) .

Кельтское возрождение возникло отчасти как реакция на модернизацию, особенно в Ирландии, где отношения между старинными обычаями и нововведениями оставались напряжёнными, а нация в целом, по словам Терри Иглтона , «так и не преодолела рубеж, отделяющий традицию от современности». «Старина» переосмыслялась в романтическом ключе, что нередко влекло за собой отступления от исторической достоверности и, в то же время, формировало мифопоэтические и символические образы прошлого в творчестве художников и литераторов .

Одним из наглядных последствий кельтского возрождения стало возвращение кельтского креста в практику монументального и погребального искусства во многих странах Западной Европы и Нового Света .

История

Конец XVII — середина XIX века

К концу XVII века благодаря таким историкам и любителям древностей, как (англ.) в Уэльсе и (англ.) в Ирландии, набрали ход исследования в области гэльской и валлийской истории и культуры. Энтузиасты находили и публиковали ключевые памятники раннесредневековой письменности, привлекали внимание общественности к сохранившемуся материальному наследию, собирали и записывали образцы устного народного творчества .

Во второй половине XVIII — первой трети XIX веков валлийский антиквар и писатель Иоло Моргануг положил начало традиции (англ.) , которая, в свою очередь, породила движение неодруидизма .

В тот же период значительно, с началом эпохи романтизма , возрос интерес к гэльской культуре Шотландии. Этому способствовала широкая известность, которую получили « оссиановские » поэмы Джеймса Макферсона , исторические романы Вальтера Скотта и поэзия Томаса Мура . Увлечение гэльским фольклором и народной музыкой распространилось далеко за пределы Британии и отразилось в творчестве европейских писателей и композиторов (в частности, обработки шотландских народных песен создавал Людвиг ван Бетховен ). В то же время укрепление кельтского национального сознания влекло за собой подъём националистических движений по всей Великобритании; особенно интенсивно эти процессы шли в Ирландии.

Середина XIX — первая треть XX века

Ирландия

Вазы с кельтскими мотивами. Веджвуд , около 1900 года

В середине XIX века ирландский антиквар Сэмюэл Фергюсон и многие другие писатели и общественные деятели внесли большой вклад в популяризацию народных сказок и преданий. Одновременно развернулись археологические и исторические исследования, направленные на изучение местного наследия. Предпринимались попытки возродить национальную музыку. Вошло в моду орнаментальное кельтское искусство : после выхода в свет «Грамматики орнаментов» (1856) архитектора Оуэна Джонса кельтские мотивы начали активно использовать в живописи, графике, архитектуре и декоративно-прикладном искусстве.

Мода на кельтскую старину распространилась по всей Британии и достигла королевского двора: так, королева Виктория носила серебряные и золотые имитации орнаментированных кельтских фибул VII—IX веков, изготовленные в Дублине ювелирной компанией West & Son . В 1896—1898 годах рельефы с кельтскими орнаментами, разработанные художницей (англ.) , были использованы в декоре (англ.) в (англ.) ( Суррей , Англия ).

Деятели (англ.) опирались в своём творчестве на традиционную ирландскую культуру, фольклор и мифологию. Многие из них, в том числе Уильям Батлер Йейтс , Огаста Грегори , Джон Синг , Джордж Рассел и Шон О’Кейси , в той или иной мере участвовали в борьбе за политическую независимость Ирландии.

В 1892 году ирландский поэт, журналист и политический активист (англ.) писал:

«Группа молодых людей, которых по праву можно причислить к самым бескорыстным и щедрым душой за всю историю нации, усердно извлекали на свет наше забытое наследие, дабы озарить настоящее подлинными знаниями о прошлом и снова водрузить на пьедесталы поверженные статуи великих ирландцев, дабы вывести на чистую воду все злодеяния, что так долго оставались безнаказанными в силу всеобщего попустительства, и согреть сердца народа песнями доблести и надежды, подобными крепкому вину» .

Одной из точек пересечения литературной и политической сфер был « (англ.) » ( ирл. An Stad , «Остановка») — ресторан при табачной лавке на Норт-Фредерик-стрит в Дублине , принадлежавший писателю Каталу Макгарвею ( Cathal McGarvey ). Завсегдатаями «Ан Стад» были не только знаменитые ирландские литераторы, такие У. Б. Йейтс и Джеймс Джойс , но и лидеры националистического движения — Дуглас Хайд , Артур Гриффит и Майкл Коллинз . Все они были связаны с деятельностью ещё одного крупного центра литературного возрождения — Театром Аббатства , на сцене которого дебютировали многие ирландские драматурги того времени.

Шотландия

Во второй половине XIX — начале XX веков увидели свет работы шотландского учёного Джона Фрэнсиса Кэмпбелла : двуязычный четырёхтомник «Народные сказки Западного Хайленда » (1860—1862), «Книга фениев » (1872) и «Кельтский миф о драконе » (1911). К шотландскому фольклору, истории и кельтской мифологии обращались многие выдающиеся последователи эстетизма и движения искусств и ремёсел . Важнейшую роль в истории шотландского национального возрождения сыграли социолог и градостроитель Патрик Геддес (1854—1932), архитектор и дизайнер (англ.) (1864—1929) и витражист (англ.) (1875—1950). В 1890-е годы Геддес организовал художественную школу в эдинбургском квартале (англ.) на Замковой скале. Руководителем школы стал один из самых влиятельных художников кельтского возрождения в Шотландии — Джон Дункан (1866—1945), создатель «кельтского» цикла фресок в Рэмси-гарден (1896), картин «Тристан и Изольда» (1912), « Святая Бригита » (1913) и многих других работ на кельтские темы . Дункан работал не только в Эдинбурге, но и в своём родном городе Данди и (в сотрудничестве с другими художниками, такими как (англ.) ) превратил его в один из основных центров шотландского кельтского возрождения . Значительный вклад в кельтское движение внесла художница (англ.) (1852—1936), также входившая в кружок Патрика Геддеса . На стыке ар-нуво, «искусств и ремёсел» и кельтского возрождения работал (англ.) (1864—1933) — художник-дизайнер шотландского происхождения, живший на острове Мэн .

Международное движение

Кельтское возрождение распространилось далеко за пределы Британии. Средневековое кельтское искусство служило одним из источников вдохновения европейским и американским художникам-модернистам. В США кельтские орнаменты использовал дизайнер-витражист ирландского происхождения (англ.) , работавший в стиле ар-нуво . В 1912—1922 годах он создал цикл «ирландских» витражей и трафаретов для внутреннего декора (англ.) в Чикаго . На кельтских мотивах основывался архитектурный декор многих зданий, построенных по проектам чикагского архитектора Луиса Салливана — сына ирландского музыканта Патрика Салливана. В европейском искусстве влияние кельтского стиля испытал один из крупнейших представителей ар-нуво — чешский художник Альфонс Муха (в свою очередь оказавший влияние на О’Шонесси, который посещал лекции Мухи в Художественном институте Чикаго).

Середина XX — начало XXI века

Примечания

  1. , p. 471.
  2. , p. 6.
  3. Quinlan, Ailin. (англ.) . Independent.ie (22 января 2011). Дата обращения: 23 марта 2022. 18 декабря 2021 года.
  4. , pp. 486, 662.
  5. , pp. 2, 3.
  6. Walker, Stephen. (англ.) . Celtic Arts (1 октября 2016). Дата обращения: 23 марта 2022. Архивировано 1 октября 2016 года.
  7. Кириллина, Лариса. . Magisteria . Дата обращения: 23 марта 2022. 22 марта 2022 года.
  8. (англ.) . The Royal Collection . Дата обращения: 23 марта 2022. Архивировано 9 июня 2011 года.
  9. , pp. 239.
  10. , p. 170.
  11. , pp. 156—157.
  12. , pp. 48—91.
  13. , pp. 155—156.
  14. Laverack, Frances. (англ.) . The Culture Concept Circle (3 апреля 2013). Дата обращения: 27 марта 2022. 10 февраля 2022 года.

Литература

  • Buchan, Matthew. . — Riverside, California, USA: ‎UC Riverside Electronic Theses and Dissertations, 2018. — 263 с.
  • Castle, Gregory. . — Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2001. — 312 с. — ISBN 978-0511485015 .
  • Foster, Robert Fitzroy. W. B. Yeats: A Life, Vol. I: The Apprentice Mage 1865—1914. — Oxford, UK: Oxford University Press, 1997. — 704 с. — ISBN 978-0192880857 .
  • Foster, Robert Fitzroy. W. B. Yeats: A Life, Vol. II: The Arch-Poet 1915—1939. — Oxford, UK: Oxford University Press, 2003. — 798 с. — ISBN 978-0198184652 .
  • Gardiner, Michael. . — Edinburgh, UK: Edinburgh University Press, 2005. — 224 с. — ISBN 978-0748620272 .
  • Jarron, Matthew. "Independent & Individualist": Art in Dundee 1867—1924. — Dundee, UK: University of Dundee Museum Services / Abertay Historical Society, 2015. — 231 с. — ISBN 978-0900019562 .
  • Macdonald, Murdo. . — London, UK: Thames and Hudson Ltd., 2000. — 224 с. — ISBN 978-0500203330 .
  • Perkins, David. A History of Modern Poetry: Modernism and After. — Cambridge, Massachusets, USA: Harvard University Press, 1987. — 694 с. — ISBN 978-0674399471 .
Источник —

Same as Кельтское возрождение