Interested Article - Дулуман, Евграф Каленьевич

Евгра́ф Кале́ньевич (Кале́никович ) Дулума́н (фамилия при рождении — Доломан ; 6 января 1928 , Большая Бокова , Любашёвский район , Одесская область , УССР , СССР 24 июня 2013 ) — советский и украинский религиовед и философ. Доктор философских наук , профессор , отлучённый от церкви (1959 г.) кандидат богословия (1951 г.). Заслуженный работник культуры Украины . Марксист . Известен своей деятельностью в области научного атеизма . Дулуман вёл активную борьбу с религией в виде диспутов, круглых столов, а также лекций на атеистические темы .

Биография

Детство

Родился 6 января 1928 года в семье крестьянина села Большая Бокова Любашевского района Одесской области УССР . Имя было выбрано по святцам . Отец — Калень (Каленик) Доломан (Долуман) был неграмотным, мать обучалась в церковно-приходской школе и позже работала учительницей.

В 1934 году пошёл в первый класс. К началу войны и приходу немцев в 1941 году Евграф закончил 7 классов Боковской средней школы :3 . Проживал на оккупированной территории и после её освобождения от немецких войск, в 1944 году, поступил в 8 класс Любашёвской средней школы :33 . Однако тяжёлое материальное положение не позволило далее продолжить светское образование. По собственному признанию Дулумана, в вопросах веры и дальнейшего обучения в семинарии на него большое влияние оказал сельский священник отец Алексей .

Церковная жизнь

Осенью 1945 года Евграф поступил на Одесские Пастырско-богословские курсы, спустя год реорганизованные в Одесскую духовную семинарию . В это заведение принимали лишь по исполнении 18 лет, поэтому первые пять месяцев обучения, до своего дня рождения, Евграф посещал занятия без официального зачисления. Четырёхлетний курс обучения был пройден за два года . По собственным словам, был глубоко верующим , про своё отношение к религии в это время писал: «… я не только верил, я жил религией» :40 .

Учился с большим успехом, окончив семинарию досрочно в 1947 году и был направлен в Московскую духовную академию . Здесь одновременно с ним учились такие известные в дальнейшем деятели Православной церкви, как митрополит Питирим (Нечаев) , протоиерей Дмитрий Дудко , митрополит Сергий (Петров) , архимандрит Иоанн (Крестьянкин) , архиепископ Сергий (Голубцов) , предстоятель УПЦ КП Филарет (Денисенко) , многолетний сотрудник ОВЦС МП доктор богословия Алексей Буевский .

В ходе обучения сомнения относительно правильности выбора достигли такого масштаба, что весной 1949 года Дулуман предпринял попытку вернуться к светской советской жизни — подал заявление об уходе из Московской духовной академии . Но ректор, митрополит Гермоген (Кожин) , и ряд других академических наставников, в частности Н. П. Доктусов и, в первую очередь, протоиерей Всеволод Шпиллер (научный руководитель кандидатской диссертации) и протоиерей Александр Ветелев , а также товарищи по учёбе, например, М. А. Денисенко , убедили его остаться :56 .

В 1951 году закончил МДА со степенью кандидата богословия , защитив диссертацию на тему «Главные партии англиканской церкви , их экклесиология и критика последней с православной точки зрения» . Направлен в Саратовскую духовную семинарию , где работал в качестве доцента и заместителя инспектора . Читал лекции по русскому языку и христианской философии ( основное и нравственное богословие ) . Лекции были отмечены благодарностью Патриарха :62 . Работа здесь длилась один учебный год — с сентября 1951 года по июнь 1952 года .

Атеистическая жизнь

Сомнения в вере у Дулумана начались после чтения книг Людвига Фейербаха , Фридриха Энгельса и Анатолия Луначарского , против которых он не смог найти аргументов в церковной литературе . В 1952 году Евграф Дулуман демонстративно покинул Саратовскую семинарию, окончательно разуверившись в религии , о чём письменно уведомил вышестоящие церковные круги и через СМИ — широкую общественность . В одесском обкоме КПСС написал заявление о разрыве с религией . В 1953 году вступил в ВЛКСМ .

Далее работал бригадиром в колхозе в селе Большая Бокова . Там же закончил вечернюю среднюю общеобразовательную школу . По собственному признанию, три раза проваливался «на вступительных экзаменах в разные вузы» . В сентябре 1953 года поступил в Одесский кредитно-экономический институт , «в котором получил профессию бухгалтера Госбанка СССР », окончив в 1956 году . После этого по рекомендации ЛКСМ УССР был принят на 3-й курс философского факультета Киевского университета , который окончил в 1959 году .

После начала хрущёвской атеистической кампании был привлечён к публичной антирелигиозной деятельности. 24 марта 1957 года в газете « Комсомольская правда » опубликовал статью «Как я стал атеистом», где подробно рассказал историю своей жизни в Русской православной церкви, а также назвал причины своих сомнений в религиозной вере и уходе из семинарии. Про религию он писал, что она «несёт в себе дурман, который способен действительно опьянить некоторые не слишком сознательные головы». О Причастии , молитвах и посте Дулуман говорил, что «здравый смысл немедленно опровергает смысл религии» .

С 1958 года выступал с атеистическими публикациями в прессе. 30 декабря 1959 года , среди прочих, был официально отлучен от церкви Священным синодом Русской православной церкви . Сам Дулуман очень гордился такой оценкой своей богоборческой деятельности, поскольку считал, что это его поставило в один ряд с ранее отлучённым Львом Толстым .

C августа по ноябрь 1959 года работал в должности старшего методиста по атеистической пропаганде Киевского планетария , затем в 1959—1962 годах Киевского областного отделения общества « Знание » .

В 1962 году поступил в аспирантуру кафедры научного атеизма КГУ имени Шевченко . В 1964 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Научная критика идеи Бога и её значение для преодоления религиозных пережитков» . С января 1964 по октябрь 1969 года работал старшим преподавателем , доцентом , и. о. заведующего кафедрой научного атеизма в Киевском педагогическом институте имени А. М. Горького .

В 1965 году коммунистами кафедры научного атеизма и математического факультета рекомендован к вступлению в КПСС. Кандидат в члены КПСС с 1965 года, с 1966 года — член КПСС :26—27 .

В 1969—1982 годах работал старшим научным сотрудником и заведующим отделом научного атеизма Института философии АН УССР .

В 1974 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Религия как социально-исторический феномен» , ему было присвоено учёное звание профессора .

В 1982 году перешёл на должность профессора кафедры философии Украинской сельскохозяйственной академии . В 1998 году был отправлен на пенсию, но продолжил преподавательскую деятельность.

В 2000—2006 годах — профессор кафедры религиоведения философского факультета Восточноукраинского университета имени Владимира Даля . С 2003 года до последних дней — профессор кафедры философии Киевского политехнического института . В 2008—2011 годах — профессор кафедры философии и религиоведения Донецкого государственного университета информатики и искусственного интеллекта . До последних дней продолжал дружбу с земляком и коллегой Павлом Дарманским .

Дулуман скончался 24 июня 2013 года вследствие онкологического заболевания . Прощание состоялось 26 июня 2013 года в Центре культуры и искусств Киевского политехнического института . Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

Семья

В 1957 году , по собственным словам, « женился на девушке, колхознице из Сумской области » . В браке родилось 3 дочери. У Е. К. Дулумана есть 3 внука .

Библиография

Примечания

  1. , Евграф Каленикович любил пошутить. Так, например, войдя в первый раз в студенческую аудиторию, он заявлял: фамилия моя Дулуман, а зовут меня еще хуже — Евграф Каленикович..
  2. , Родом наш герой из украинского села в Одесской области, и настоящая его фамилия Доломан (доломан — так у казаков называли бурку). Но какой-то шибко грамотный секретарь сельсовета, невзирая на протесты, решил почему-то перекрестить хлопца в Дулумана. Кстати, он был не первый, поскольку к этому времени в фамилии уже была одна ошибка и она писалась Долуман..
  3. По свидетельству Евграфа Дулумана, его фамилия Доломан была искажена при оформлении паспорта, см. от 27 октября 2012 на Wayback Machine
  4. // Портал Credo.ru , 25.06.2013
  5. . // Киевский политехнический институт (25 июня 2013). Архивировано из 29 июня 2013 года.
  6. , Причём спорили между собой мы недолго и всё реже и реже, а вот что касается споров и диспутов с представителями церквей — то это стало даже некоторой традицией. Инициатором и основателем этой традиции был, разумеется, Евграф Каленикович Дулуман. И я считаю большой честью, что именно меня он выбрал в качестве постоянного ведущего этих диспутов..
  7. от 8 июня 2012 на Wayback Machine // Сайт Sotref.com
  8. , Евграфом нарекли по святцам..
  9. , Что же касается отчества, то на самом деле отца звали даже не Каленик, а Калень. Впрочем, оба этих имени сугубо украинские..
  10. Дулуман Е. К. Бог, Религия, Священники, Верующие и Атеисты. — К. : Феникс, 2012. — 480 с. — ISBN 978-966-651-949-1 .
  11. , Сам Евграф Каленикович рассказывает, что явилась эта «судьба» в лице сельского священника отца Алексея, который с семьей снимал в их хате комнату. Священник попался грамотный, и в результате недолгих дискуссий радикальный, но весьма поверхностный атеизм семнадцатилетнего школьника (после освобождения от немцев Евграф Дулуман начал посещать восьмой класс в соседнем селе), как ветром сдуло. Особо убедительными ему показались аргументы, согласно которым множество великих учёных были религиозными людьми. Впрочем, был еще один фактор, который существенно усилил поповскую пропаганду - страшная бедность разоренного войной села. У матери (отец не вернулся с войны) просто не было средств для того, чтобы сын мог продолжать учёбу в школе. А в семинарии, нашёптывал добрый пастырь, бесплатно кормят и одевают..
  12. , Учился в семинарии Дулуман не просто хорошо, а очень хорошо (закончил за два года вместо положенных четырёх). Настолько хорошо, что священником после окончания семинарии он не стал, а был благословлен на продолжение учёбы в Московской духовной академии, где тоже добился выдающихся успехов, за что был оставлен при академии, успешно защитил кандидатскую диссертацию и был направлен на работу в качестве доцента и заместителя инспектора в Саратовскую духовную семинарию. Притом, всего за год работы успел заслужить благодарность патриарха..
  13. Дулуман Е. К. от 27 октября 2012 на Wayback Machine
  14. , с. 178.
  15. , По долгу службы он начал штудировать атеистическую литературу, чтобы знать, как её опровергать. И если большинство популярных брошюрок опровергнуть было не очень сложно, то о труды таких атеистов, как Фейербах, Энгельс, Луначарский критик атеизма споткнулся очень крепко. Сколько не рылся он в церковной литературе, найти аргументов против этих критиков религии не получалось..
  16. Гаркавенко О. от 9 января 2012 на Wayback Machine . Православие.ру , 20.12.2011.
  17. Журавский А. В. // Религия в России / Дискуссии. — 2001. — Т. 10 . 17 апреля 2013 года.
  18. , После окончания вечерней школы он подает документы на философский факультет Киевского государственного университета им. Т. Г. Шевченко, но осторожное руководство отнюдь не спешит раскрыть двери этого известного вуза для бывшего духовного академика — мало ли что ему ещё взбредёт в голову! Поэтому оказывается Евраф Дулуман поначалу студентом Одесского торгово-экономического института, но мечты своей стать философом не покидает. В 1956 году по ходатайству ЦК ЛКСМУ (членом комсомола Дулуман стал еще в 1953 году) его переводят сразу на третий курс философского факультета им. Т. Г. Шевченко, который он закончил в 1959 году..
  19. Дулуман Е. К. // Ateism.ru. 9 января 2015 года.
  20. .
  21. , с. 178—179.
  22. Журнал Московской Патриархии . — 1960. — № 2. — С. 27.
  23. , с. 175—176.
  24. . Дата обращения: 1 августа 2010. 20 октября 2012 года.
  25. от 21 мая 2014 на Wayback Machine // Новости Донбасса. — 26.06.2013.
  26. (недоступная ссылка) // . — 26.06.2013.
  27. от 21 мая 2014 на Wayback Machine // Krasnoetv.ru

Литература

  • Білодід В. Д. // Енциклопедія сучасної України : [ укр. ] : у 30 т. / НАН України , Наукове товариство ім. Шевченка , Институт энциклопедических исследований НАН Украины. — К. , 2001—…. — ISBN 944-02-3354-X .
  • Выписка из постановления Святейшего Патриарха и Священного Синода № 23 от 30 декабря 1959 года // Что такое анафема. — М. : Издательство «Даръ», 2006. — С. 175-176. — 320 с. — ISBN 5-485-00101-7 .
  • Биографии трёх отлучённых, упомянутых в постановлении Святейшего Патриарха и Священного Синода: Осипова, Далманского и Дулумана // Что такое анафема. — М. : Издательство «Даръ», 2006. — С. 176-179. — 320 с. — ISBN 5-485-00101-7 .
  • Боголюбов Д. И. . // Журнал Московской патриархии. – 1950, октябрь. - № 10. – С. 12.
  • // Научно-популярный журнал «Пропаганда». — 27.06.2013.
  • Полищук Е. С. . // Журнал Московской патриархии . — 2011. — № 5. — С. 90.
  • Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь и советское государство в 1943-1964 годы. От «перемирия» к новой войне. — СПб.—М.: Dean+Adia. — 216 с.
  • Victoria Smolkin-Rothrock . от 26 августа 2014 на Wayback Machine A dissertation submitted in partial satisfaction of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy in History in the Graduate Division of the University of California, Berkeley. 2010.

Ссылки

  • Проект Е. Дулумана « »
  • от 5 июля 2012 на Wayback Machine ( ), обе версии не обновляются
  • от 8 января 2013 на Wayback Machine
  • Е. К. Дулуман.
  • от 15 декабря 2012 на Wayback Machine // сайт «Научный атеизм»
  • от 19 августа 2014 на Wayback Machine на Красном ТВ
  • от 22 мая 2013 на Wayback Machine // Украинский атеистический сайт
  • // BBC Украины. Мой мир. – 2010, 1 августа (воскресенье). - 13:15 GMT.
Источник —

Same as Дулуман, Евграф Каленьевич