Interested Article - Овляды

Овля́ды (ед. ч. туркм. öwlat, өвлат , мн. ч. туркм. öwlatlar, өвлатлар от араб. أولاد ‎ — сыновья, наследники ) — шесть туркменских почётных (священных) племён, которые, согласно народным легендам, являются потомками трёх из четырёх праведных халифов ( туркм. dört çaryýar — «четыре друга»).

Теории о происхождении овлядов

В исламском мире принято делить потомков Мухаммеда на сеидов и шерифов , которые ведут свой род от его внуков Хусейна (626—680) и Хасана (624—669). В Центральной Азии в отношении к потомкам Мухаммеда более распространён титул « ходжа » от перс. خواجه‎ ‎ («хозяин»). Но только у туркмен и ходжа, и сеиды, вместе с ещё четырьмя группами известны под общим названием «овляды» . Туркменское слово «öwlat» происходит от араб. أولاد ‎ ( авлад — сыновья, наследники )

Духовенство овлядов ведёт свою вымышленную родословную от трёх из четырёх праведных халифов — Али ибн Абу Талиба , Абу Бакра ас-Сиддика и Усмана ибн Аффана . Эта версия возникла сравнительно недавно — в середине XIX века .

В своих «Очерках туркменской земли и юго-восточного прибрежья Каспийского моря» барон Клементий Карлович Боде (1806—?) причислил к «священным» племенам, являющимися мнимыми потомками первых халифов, только ходжа, атинцев (атта) , шихов (шейхи) и магтымов (махтумы) . По его словам, ходжа ведут свой род от Али, атинцы — от Умара ибн аль-Хаттаба , шихи — от Усмана ибн Аффана, магтымы — от Абу Бакра .

Овляды не отличаются от прочих туркмен ни культурно, ни антропологически, в отличие от арабов Средней Азии , которые сохранили свой язык и характерные черты, свойственные арабам, что позволяет усомниться в «арабской версии» их происхождения. Это подтверждается и легендами самих овлядов, в которых их прародителями называются известные суфийские святые из Хорезма и Горгана (совр. Иран ) . Например, одна из двух основных групп племени ших — пакыр-ших ведёт свой род от полулегендарного Пакыр-шиха ( туркм. Pakyr-şyh ) из Хорезма, а прародителем магтымов считается Магтым-мээззем (Махзуми-агзам; туркм. Magtym mýazzem ) из Горгана .

Овлядские племена

Всего под общим названием «овляды» известно шесть племён : ходжа ( туркм. hoja ), ших ( туркм. şyh ), магтым ( туркм. magtym ), сейит ( туркм. seýit ), ата ( туркм. ata ) и муджевур ( туркм. müjewir ) . Ата ведут свой род от Усмана, шихи от Абу Бакра, все остальные — от Али. В конце 1970-х годов число овлядов составляло около 30 тыс. человек в Туркменской ССР с 1,5 миллионным населением. Овляды придерживаются правил строгой эндогамии и не смешиваются с другими туркменами, а иногда отказываются заключать брак даже с овлядами из другого племени . Туркмены-неовляды именуются «гарачы» ( туркм. garaçy , простонародье) .

  • Ходжа. Наиболее сильные и влиятельные овляды, соответственно, были зажиточнее других туркменских групп. Подгруппы: балканлы, гарры-алов, зенли, нохур, мангышлак, йаныарык, эрсары, сейит , саййидатаи , мирхайдар, хурасанлы, ысраватлы, депмаганлы, бердыли, мятыли .
  • Ших. Делятся на две основные подгруппы: гызыл-ших и пакыр-ших. Пакыр-шихи относят себя к потомству халифа Абу Бакра, а гызыл-шихи к Али ибн Абу Талибу .
  • Сейид (сейит, сеид). Менее почитаемы, чем вышеназванные ходжа и шихи. Подгруппы: шасейид, манагар, ак-эшикли, ганымат, тилкилер, дюелер, дев .
  • Магтым (махтум, магтум). Подгруппы: отлы-магтым, пир-магтым, токум-магтым, гарры-магтым, гыллы-магтым, халталы-магтым. Относят себя к потомкам Али от Хусейна и далее от Зейн аль-Абидина . Пир-магтымы ведут род от другого сына Али — Мухаммада ибн аль-Ханафии .
  • Муджевур (мюджевюр, меджеур). Название происходит от араб. مجاور (mujāwir) — «живущий поблизости (от святых мест)». Ведут свой род от Дана-Ата (Ахсан Шайх), родившегося от брака Мухаммада ибн аль-Ханафии с девушкой из Мерва .
  • Ата. Происходят из юго-западной Туркмении ( Кизыл-Арвата и Горгана ). Согласно преданиям, атинцы являются потомками трёх братьев: Нур-ата, Омар-ата и Убак-ата (Ураим-ата). Их отцом был то ли Гозил-ата (Гёзли-ата), то ли Чиль-Мамед . По именам этих братьев и названы три главные подразделения племени ата: нур-ата, омар-ата и убак-ата. Нур-атинцы живут в Нуратинских горах в Узбекистане, омар-атинцы — на севере Туркмении ( Хорезмский оазис и Дарган-ата ) и Ахале , а убак-атинцы в начале XX века откочевали на территорию Ирана .

Отношение к овлядам

Овляды почитаются туркменами как святые и имеют ряд привилегий. Наибольшим уважением пользуются выходцы из племени ходжа, некоторые верующие убеждены в наличии у них сверхъестественных сил и покровительстве предков над ними. Боязнь возмездия со стороны духов предков отпугивает воров и грабителей от посягательства на имущество овлядов. Выходцы из племён ата и ших могли спокойно вести торговлю и пасти скот в небезопасных районах Туркмении. Широко распространён обычай, когда перед началом скачек овлядам вручается главный приз (простые туркмены не хотят соревноваться с ними) .

Смотрителями могил почитаемых святых могут быть только овляды, особенно если этот святой был из овлядского племени . Туркмены, не относящиеся к овлядам, старались, чтобы на месте будущего родового или племенного кладбища сперва был погребён представитель священного племени, иначе кладбище лишалось «святости» .

Примечания

  1. Akbar S. Ahmed. . — Routledge, 2013. — P. 221. — 360 p. — ISBN 9781134565276 .
  2. Alexandre Bennigsen, S. Enders Wimbush. . — University of California Press, 1985. — P. 133. — 195 p. — ISBN 9780520055766 .
  3. , с. 392.
  4. Т. М. Новокрещенова. . — НГУ им. Н. И. Лобачевского. 11 октября 2014 года.
  5. // Отечественные записки. — СПб. , 1856. — С. 449.
  6. Демидов С. М. . 7 октября 2014 года.
  7. Демидов, С. М. . — Ылым, 1990. — С. 112. — 140 с.
  8. Mark Juergensmeyer, Wade Clark Roof. . — SAGE Publications, 2011. — P. 1312. — 1528 p. — ISBN 9781452266565 .
  9. Kamev, André. . — Париж: Karthala, 2005. — С. 24. — 200 с. — ISBN 9782811139445 .
  10. . — Академия наук Туркменской ССР, 1968. — С. 40.
  11. . — Turkish Studies Association, 1985. — P. 42.
  12. , с. 657.
  13. , с. 657—658.
  14. , с. 658.
  15. . — Издательство Академии наук СССР, 1952. — С. 433.
  16. , с. 120.
  17. Басилов, В. Н. . — Мысль, 1970. — С. 72—76. — ISBN 9785458246736 .
  18. , с. 21.

Литература

  • Прозоров, С. М. . — Восточная литература, 2006. — Т. 1. — 655 с.
  • / сост. и отв. ред. Пиотровского, М. Б. и Аликберова, А. К.. — М. : Наука — Восточная литература, 2016. — 871 с. — ISBN 9785040981052 .
  • Поляков, С. П. . — Издательство Московского университета, 1973. — 197 с.
  • пер. Басилов В. Н. . — Восточная литература.
  • Росляков А. А. Краткий очерк истории Туркменистана (до присоединения к России). Ашхабад, 1956
  • Брюллова-Шаскольская Н. Племенной и родовой состав туркмен // Народное хозяйство Средней Азии. 1927. № 4.
Источник —

Same as Овляды